Скачать 0.73 Mb.
|
Изучение астрономии формирует у учащихся мировоззрение и научную картину мира, поэтому необходимо вернуть астрономии статус самостоятельной дисциплины среди других дисциплин естественно-научного профиля в содержании среднего образования. Процесс НПП связан с усвоением больших дополнительных объёмов знаний в ограниченные часы, отведённые школьным временем. Это требует использования интенсивных методов обучения учащихся в профильных ФМК, в связи с чем целесообразно более подробное рассмотрение методов интенсивного обучения в учебных заведениях а также в ФМК школы №40. Как выше указывалось, сущностью инновационных форм и методов подготовки учащихся в ФМК являются фактически различные методы интенсификации обучения школьников. 2.3. Использование методов интенсивного обучения в процессе начальной профессиональной подготовки учащихся в профильных физико-математических классах В основе образовательного процесса НПП учащихся ФМК лежат общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, прочности, наглядности, доступности, научности, сознательности и активности, связи теории с практикой [83, с.439-463] а также система частных дидактических принципов, из которых выделим следующие.Принципы, направленные на формирование познавательной активности учащихся:
Дидактические принципы интенсификации обучения, сформулированные Г.К. Селевко:
Принципы организации учебного процесса:
Принципы организации жизнедеятельности учащихся в классе, сформулированные Т.Н. Жареновой и адаптированные нами к ФМК:
Вышеупомянутые принципы реализуются в ФМК школы №40 при применении следующих методов интенсивного обучения:
Как правило, эти методы основаны на раскрытии резервных психологических возможностей мозга, на способах активизации долговременной памяти и непроизвольного запоминания. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии (ПТ). Технология – совоокупность знаний, операций, осуществляемых определённым способом и в определённой последовательности, из которых складывается процесс [156]. ПТ рассматривается как система и последовательность научно обоснованных компонентов деятельности учителя, направленных на достижение оптимального результата в решении поставленных задач. К определению ПТ существует несколько подходов. В.М. Монахов определяет ПТ как радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики [77, с.38]. По Г.К. Селевко, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [61, с.15]. Автор выделяет 3 иерархических соподчинённых уровня «педагогических технологий» в образовательной практике: 1) Общепедагогический (общедидактический) уровень, на котором ПТ характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определённой ступени обучения. Здесь ПТ выступает как синоним педагогической системе. 2) Частнометодический (предметный уровень): частнопредметная ПТ употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя). 3) Локальный (модульный) уровень, на котором ПТ представляет собой технологию отдельных частей УВП, решение частных и дидактических задач (технология формирования понятий, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля учебного материала, технология самостоятельной работы и др.) [61, c.15-16]. 2.3.1. Концентрированное обучение как инновационная педагогическая технология Экстенсивный путь простого увеличения количества учебного времени в школе исчерпан. Принятие Базисного учебного плана жестко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, а новое сокращение количества часов учебного плана, предусмотренное введением с 1 сентября 1997 г. новых санитарных правил и норм придает особую актуальность проблеме несоответствия объемов знаний количеству времени, предусмотренному для их усвоения. Особенно это касается профильного обучения. Устранить это противоречие способны лишь новые образовательные технологии, позволяющие расширить объемы знаний, усваиваемых учащимися, без увеличения времени, отводимого на их изучение. К числу таких технологий относится концентрированное обучение, которое является составляющей интенсивного обучения. Интенсивное обучение является продуманным синтезом распределенного и концентрированного обучения. Таким образом, понятие «концентрированное обучение» (КО) является более узким, чем понятие «интенсивное обучение» (ИО). Следует заметить, что КО не следует смешивать с понятием «концентризма в обучении», являющимся принципом построения школьных курсов основ наук, характеризующихся тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на нескольких ступенях обучения. Слову «концентрация» (лат.) в русском языке наиболее близкими эквивалентами являются слова «сосредоточение» и «сгущение». В работе А.А. Остапенко под понятием «концентрированное обучение» понимается «специально организованный процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятий» [158]. В диссертации Ю.В. Кит под концентрированным обучением понимается «такая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточено на изучении одного предмета за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации учебного материала на определенном отрезке времени, структурирования содержания в укрупненные блоки, активизации познавательных сил учащихся» [159, с.2]. КО является противоположностью «распределенного» обучения. Понятие «концентрация» в 70-е годы вошло в лексику ученых, занимавшихся интенсивными методами обучения иностранным языкам. Предметом диссертационного исследования А.А. Остапенко являлись модели «погружения». При этом признаками моделей обучения технологии КО названы следующие:
Под «погружением» подразумевается модель длительного (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованного занятия одним (или несколькими близкими) предметами. К ним относятся: однопредметное «погружение», двупредметное «погружение», выездное «погружение», межпредметное «погружение». А.А. Остапенко исследуются три варианта модели «однопредметного погружения», отработанных учителем С.Д. Месяцем в Зыбковской школе Онуфриевского района Кировоградской области (руководитель эксперимента М.П. Щетинин): 1) уровневая; 2) тематическая и 3) смешанная. Первая - уровневая модель - предполагает изучение программного материала на четырех уровнях «погружения». На первом «погружении» идет формирование всех основных понятий, на втором «погружении» - освоение всех теоретических основ курса, на третьем «погружении» - практическая проработка всего материала, четвертое «погружение» предполагает системное обобщение пройденного. Таким образом, весь материал года делится на 4 части по признаку уровня «погружения»: понятийный, теоретический, практический и синтетический. Вторая - тематическая модель - предполагает, что все четыре уровня освоения знаний имеют место в каждом «погружении», а программный материал разбит по тематическому признаку. Третья модель – смешанная - включает в себя элементы двух: на первом «погружении» идет освоение основных понятий всего курса (элемент первой модели), на втором и третьем «погружениях» идет чередование теоретических и практических занятий по всем разделам курса (элементы второй модели), на четвертом «погружении» - традиционно - обобщение всего материала [158]. В диссертационной работе Ю.В. Кит описаны 3 модели КО: 1. Первая предполагает изучение одного предмета в течение 3-5 дней подряд по 4-6 уроков в день. 2. Вторая модель предполагает изучение двух дисциплин: учебный день состоит из двух блоков по 3-4 урока. Блок строится по схеме: лекция - практика - самостоятельная работа - мини-зачет. 3. Третья модель предполагает параллельное изучение двух-трех дисциплин, образующих модуль, в течение нескольких месяцев. Весь учебный год разбивается на модули, в течение которых концентрированным образом изучаются по две-три дисциплины [159]. Эксперименты Ю.В. Кит показали, что КО предметам естественно-математического цикла позволяет повысить качество обучения, не вызывая при этом переутомления учащихся: число учащихся с высоким уровнем усвоения знаний в группах КО превышает на 24% тот же показатель в контрольных группах. По Ю.В. Кит, наиболее приемлемы для среднего и среднеспециального образования вторая и третья модели КО. Физиологическими основаниями КО являются: а) физиологический механизм доминанты (А.А. Ухтомский [160, 161]); б) механизм активного отдыха (И.М. Сеченов [162]). Согласно учению А.А. Ухтомского, доминанта (лат. dominants - господствующий) - господствующий очаг возбуждения, суммирует и накапливает импульсы, идущие в центральную нервную систему, одновременно подавляет активность других центров. Для доминанты характерна инертность, то есть склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась, и раздражители более не действуют. В основе организации учебного процесса в ФМК УлГУ при школе №40 лежат две первые модели КО, описанные Ю.В. Кит. Все профильные предметы изучаются блоками, включающими по 3-4 часа учебных занятий (вторая модель). Блоки «неосновных», но профессионально значимых дисциплин - иностранный язык, химия, литература - двухчасовые. Ежедневно учащиеся проходят по два блока дисциплин: профильный и непрофильный. Такие дисциплины как география, ОБЖ, физкультура, биология проходятся в традиционном ритме - по одному уроку. Первая модель реализуется при выезде классов в детский оздоровительный лагерь «Юность» с классными руководителями, которые являются основными преподавателями-предметниками; тогда в течение двух недель интенсивно проходятся курсы физико-математического цикла (алгебра, геометрия, математический анализ), физика и астрономия («выездное погружение»). Наши наблюдения в течение 10 лет показали, что технология КО имеет существенные преимущества по сравнению с традиционной: ученик в день переключается с предмета на предмет только 2 раза, а не 6 раз. Дома ученик готовит домашнее задание также к двум предметам (в худшем случае - к трём). Итого 4 переключения в день против 12 при традиционном режиме. Практика традиционного обучения, предполагающая ежечасное переключение с одного вида умственной деятельности на другой снижает активность учащихся, отбивает желание учиться, т.к. головной мозг не справляется с таким ритмом. В результате ученик просто ничего не учит. Кроме того, учащиеся простых классов массовых школ вынуждены носить в школу ежедневно комплект учебников, по крайней мере, из 6 книг и тетрадей к ним. Следствием использования технологии концентрированного обучения являются:
Мы не добились бы тех результатов, какие имеем, с традиционной технологией обучения. 2.3.2. Метод проектов Метод проектов является широко распространенной в мировом образовательном процессе формой дифференциации и индивидуализации обучения. «Под методом проектов понимается способ обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [163, с.12]. Метод проектов основывается на теории прагматической педагогики, провозгласившей «обучение через делание». Подробно метод проектов разработан в трудах У.Х. Килпатрика (1875-1965) [164]. Килпатрик писал, что при использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами программе: только учитель вместе с учеником создают программу совместных действий. Как отмечает И. Сасова, при использовании метода проектов в обучении в корне меняются отношения учитель-ученик:
Метод проектов рассматривается в педагогике как дидактическая категория. Метод проектов – «это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [165, с.36]. В настоящее время этот метод сохранился в системе среднего, среднеспециального профессионального и высшего образования при выполнении учащимися реферативных, курсовых и дипломных проектов. В диссертационном исследовании О.П. Гуровой теоретически обоснована и практически доказана возможность осуществления непрерывности общего среднего и начального профессионального образования через проектную деятельность учащегося. Метод проектов обеспечивает индивидуальную и практическую направленность обучения, развивает инициативу, самостоятельность, предприимчивость и мышление ребенка. Показано: реализация метода позволила зафиксировать повышение уровня познавательного интереса у 65% детей экспериментальной группы против 11% контрольной [166]. Метод проектов с успехом используется в образовательном процессе ФМК как одна из эффективных форм начальной профессиональной подготовки учащихся. Важнейшим компонентом начальной профессиональной подготовки специалистов естественнонаучного профиля, осуществляемой в старшем звене школы, является научно-исследовательская деятельность. При этом обязательным является выполнение проектов (рефератов) по астрономии и космологии, химии, биологии. Часть учащихся выполняет индивидуальные задания по техническому творчеству (конструирование роботов, моделей), лучшие работы представляются на выставки технического творчества и научно-практические конференции регионального и Российского уровня. По астрономии выпускной экзамен сдается путем защиты реферата. Лучшие проекты посылаются на ежегодные конкурсы творческих работ школьников в Москву, в МГУ и МФТИ («Шаг в науку»), в Казань (КГУ), а также представляются на региональные конкурсы, проводимые УлГУ и отделом народного образования г. Ульяновска. Результаты наблюдений и анализ успеваемости свидетельствуют о влиянии метода проектов на развитие интеллектуальных способностей, активизацию познавательной деятельности школьников. Метод проектов является эффективной и успешно применяемой профессионально ориентированной формой учебной работы в ФМК УлГУ. Выполненная правильно реферативная работа является первым звеном в цепочке: реферат учащегося ФМК - курсовая работа студента - дипломная работа выпускника УлГУ - диссертационная работа специалиста. В УлГУ разработана и внедрена система поддержки научно-исследовательской работы студентов, научно-технического творчества и исследовательской деятельности школьников для обеспечения воспроизводства научно-педагогических кадров в области естественно-математических наук (физика, математика, информатика, астрономия, технические науки) (рис.2.7).
Рис. 2.7. Модель непрерывной поддержки и вовлечения школьников и студентов в научно-исследовательскую деятельность В такой системе осуществляется сквозное многоступенчатое непрерывное вовлечение учащихся в цепочку исследовательской деятельности «школьник – студент – аспирант – остепенённый учёный». 2.3.3. Элементы модульно-рейтинговой системы обучения |
Гоу впо «сгга» Кафедра астрономии и гравиметрии утверждаю проректор по учебной работе В результате обучения студенты должны не только знать научную картину Вселенной, но и использовать знания для изучения и практического... | Рабочая программа по астрономии. Наименование раздела ... | ||
Работы по астрономии и оптике Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из... | Методика обучения основам астрономии с использованием диска «Мультимедиа-библиотека... Рекомендации по использованию мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии» | ||
2009 год – год астрономии Астрономия как наука Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из... | Пояснительная записка курс астрономии призван способствовать формированию... Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении... | ||
Интернет – ресурсы по астрономии александровск, 2007 Солнечной системы, о Вселенной, просмотреть снимки, видео, анимацию, услышать звуки космоса, узнать последние астрономические новости,... | Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным... Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность... | ||
Программа факультативного курса для 7-8 классов «Наблюдательная астрономия» Ознакомление школьников с методами научного познания проводится при изучении всех разделов курса астрономии, однако особое значение... | Московский государственный университет им. Ломоносова государственный... Общая направленность. Программа направлена на формирование современных компетенций в области астрономии и оказание методической помощи... | ||
Учебной дисциплины физика (с основами астрономии) для специальности 2201 Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных на уроках по физике и математике в школе, и является базой для изучения цифровой... | Вернадский Владимир Иванович Леонардо да Винчи. В XVIII в в России выделилась могучая фигура М. В. Ломоносова, который внёс крупный вклад в развитие астрономии,... | ||
Программа разработана на основе образовательного стандарта для изучения... Программа разработана на основе образовательного стандарта для изучения физики и астрономии | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | ||
Антонович Е. Н. О структурном единстве познания в философии и астрономии Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт | Реферат по астрономии Содержание От наивной древней картины мира, принимавшей за действительность кажущуюся одинаковую удаленность всех звезд и располагавшую их всех... |