ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
11 класс 1. Информация. Кодирование информации.
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.
Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия.
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью.
Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки.
Кодирование генетической информации. Генетический алфавит. Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий.
Двоичное кодирование информации. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.
Учащиеся должны:
1. иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой природе;
2. приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
3. уметь решать задачи на определение количества информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);
4. знать единицы измерения количества информации;
5. приводить примеры двоичного кодирования информации;
6. приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
7. знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
8. уметь записывать числа в шестнадцатеричной и восьмеричной системах счисления;
9. уметь переводить числа из одной системы счисления в другую. 2. Основы логики и логические основы компьютера Основы логики. Основные понятия формальной логики.
Алгебра высказываний. Базовые логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические схемы основных устройств компьютера (сумматор, регистр).
Учащиеся должны:
уметь применять основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция);
строить таблицы истинности логических выражений;
уметь строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.
3. Алгоритмизация и программирование.
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл). Вспомогательные алгоритмы.
Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы). Процедуры и функции.
Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
Учащиеся должны:
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
4. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.
Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Объектно-ориентированное моделирование.
Построение формальных моделей с использованием формальных языков (алгебры, алгебры логики, языков программирования).
Построение и исследование с помощью компьютера информационных моделей из физики, биологии, экономики, экологии и др.
Учащиеся должны:
приводить примеры моделирования и формализации;
приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере.
5. Компьютер и программное обеспечение
Функциональное устройство компьютера. Обмен информацией между устройствами
компьютера. Производительность компьютера. Устройства ввода информации (клавиатура, мышь, сканер, цифровые камеры, микрофон и звуковая карта). Устройства вывода информации (монитор, принтер, плоттер, акустические системы). Устройства хранения информации (магнитные и оптические носители информации).
Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту. Техника безопасности в компьютерном классе.
Файловая система и ее представление с помощью графического интерфейса. Установка программ. Защита информации.
Программное управление работой компьютера. Операционная система. Основные объекты графического интерфейса (окна, панели, флажки и др.). Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Стандартные, служебные и мультимедиа программы. Установка аппаратного и программного обеспечения.
Системы программирования (интерпретаторы и компиляторы). Интегрированные среды разработки языков Кумир и Pascal.
Прикладное программное обеспечение. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Учащиеся должны:
знать функциональную схему компьютера;
знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
знать назначение и основные функции операционной системы;
уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
уметь работать с носителями информации (форматирование, лечение от вирусов);
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
6. Технология обработки текстовой информации
Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.
Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.
Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).
Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.
Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.
Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков. Учащиеся должны уметь:
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
вставлять в документ объекты из других приложений;
создавать типовые документы на компьютере;
использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.
7. Технология обработки графической информации
Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.
Компьютерное черчение. Создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.
Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.
Учащиеся должны:
объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;
иметь представление о назначении и возможностях систем автоматического проектирования (САПР);
уметь создавать с помощью САПР простые чертежи.
8. Технология обработки числовой информации
Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов и электронных таблиц.
Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.
Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм.
Домашняя бухгалтерия.
Исследование информационных моделей из курсов математики, физики, химии, истории и других с помощью электронных таблиц.
Учащиеся должны:
описывать назначение и возможности электронных таблиц;
уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;
уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.
9. Технология хранения, поиска и сортировки информации
Создание баз данных с использованием систем управления базами данных (СУБД). Виды и способы организации запросов для поиска информации. Сортировка записей. Печать отчетов.
Органайзеры (записные книжки). Словари, энциклопедии.
Создание баз данных по географии, истории и другим предметам. Учащиеся должны:
описывать назначение и возможности баз данных;
уметь создавать табличные базы данных (типа базы данных «Записная книжка»);
уметь осуществлять сортировку и поиск записей;
уметь задавать сложные запросы при поиске информации.
10. Коммуникационные технологии
Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов (URL - UniversalResourceLocator). Основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.
Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).
Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.
WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).
Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.
Интерактивное общение (chat), потоковые аудио- и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).
Основы языка разметки гипертекста (HTML –HyperТextMarkupLanguage). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы(формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.
Защита информации от несанкционированного доступа. Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовательных, тематических и др.). Учащиеся должны:
иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;
иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;
описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
объяснять основные принципы технологии WorldWideWeb (WWW);
уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.
Социальная информатика
Информационное общество - закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества.
Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы.
Информационная культура и информационная безопасность личности. Этические нормы поведения в компьютерных сетях. Учащиеся должны:
иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;
иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;
уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
логическую символику;
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
|