Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
_______________
Е. С. Черторицкая
Протокол № ___ от
«__» __________ 2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МОУ «Никольская средняя школа»
________________
О. Г. Сорокопытова
«__»___________2012 г.
| «Утверждаю»
Директор МОУ «Никольская средняя школа»
_____________
И. И. Панова
Приказ №____ от
«__» _________2012 г.
|
Рабочая программа
Торопова Александра Евгеньевича
Информатика и ИКТ
6 класс
2012-2013 учебный год 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов./ автор Л. Босова, А. Босова М.: БИНОМ 2009г.
Учебного плана МОУ «Никольская СОШ»
С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования
Согласно учебному плану МОУ «Никольская СОШ» на изучение информатике и ИКТ отводится по 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов.
Из них: контрольных работ – 4; практических работ –17; Цели и задачи изучения предмета:
Цели изучения информатики и ИКТ
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент. Учебно-методический комплект Л. Л. Босова Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.
Используются следующие методы организации учебной деятельности:
– создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;
– выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
– осуществление текущего опроса учащихся в режиме "взаимопроверка";
– подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
– выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления. Учебно-методический комплект:
Учебник для 6 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Рабочая тетрадь для 6 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Методическое пособие информатики в 5-6 классах/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов./ автор Л. Босова, А. Босова М.: БИНОМ 2009г. Лаборатория знаний, 92 с.
Для учащихся:
Учебник для 6 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Рабочая тетрадь для 6 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
| Наименование раздела и тем.
| Планируемая дата
| Фактическая дата
| Домашнее задание
| Примечание
|
| Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
| 03.09.2012
|
| § 1.1
|
|
| Файлы и папки.
Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками»
| 10.09.2012
|
| § 1.2
|
|
| Информация в памяти компьютера. Системы счисления.
| 17.09.2012
|
| § 1.3
|
|
| Двоичное кодирование числовой информации.
| 24.09.2013
|
| § 1.3
|
|
| Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Работа с приложением Калькулятор
| 01.10.2012
|
| § 1.3
|
|
| Тексты в памяти компьютера.
Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»
| 08.10.2012
|
| § 1.3
|
|
| Кодирование текстовой информации.
Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»
| 15.10.2012
|
| § 1.3
|
|
| Практическая контрольная работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Microsoft Word»
| 22.10.2012
|
|
|
|
| Растровое кодирование графической информации
Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»
| 05.11.2012
|
| § 1.3
|
|
| Векторное кодирование графической информации.
Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»
| 12.11.2012
|
| § 1.3
|
|
| Единицы измерения информации.
Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» (задание 4)
| 19.11.2012
|
| § 1.4
|
|
| Информация и знания.
Практическая работа №6 (задания 1-2)
| 26.11.2012
|
| § 2.1
|
|
| Чувственное познание окружающего мира.
Практическая работа №6 (задания 3-4)
| 03.12.2012
|
| § 2.2
|
|
| Понятие как форма мышления.
Практическая работа №7
| 10.12.2012
|
| § 2.3
|
|
| Как образуются понятия.
Практическая работа №8 (задания 1-2)
| 17.12.2012
|
| § 2.3
|
|
| Структурирование и визуализация информации.
Практическая контрольная работа
| 24.12.2012
|
|
|
|
| Содержание и объем понятия.
Практическая работа №8 (задание 3)
| 14.01.2013
|
| § 2.3
|
|
| Отношения тождества, пересечения и подчинения.
Практическая работа №8 (задания 4-5)
| 21.01.2013
|
| § 2.3
|
|
| Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
Практическая работа №9 (задания 1-2)
| 28.01.2013
|
| § 2.3
|
|
| Определение понятия.
Практическая работа №9 (задания 3-6)
| 04.02.2013
|
| § 2.3
|
|
| Классификация.
Практическая работа №8 (задания 7-8)
| 11.02.2013
|
| § 2.3
|
|
| Суждение как форма мышления.
Практическая работа №10 (задания 1-2)
| 18.02.2013
|
| § 2.4
|
|
| Умозаключение как форма мышления.
Практическая работа №10 (задания 3-4)
| 25.02.2013
|
| § 2.5
|
|
| Контрольная работа по теме «Человек и информация»
| 04.03.2013
|
|
|
|
| Что такое алгоритм.
Практическая работа №11
| 11.03.2013
|
| § 3.1
|
|
| Исполнители вокруг нас. Логическая игра
| 18.03.2013
|
| §3.2-3.3
|
|
| Формы записи алгоритмов.
Практическая контрольная работа
| 25.03.2013
|
|
|
|
| Линейные алгоритмы.
Практическая работа № 12,13
| 01.04.2013
|
| § 3.4
|
|
| Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа № 14,15
| 08.04.2013
|
| § 3.4
|
|
| Циклические алгоритмы.
Практическая работа №16, 17
| 15.04.2013
|
| § 3.4
|
|
| Итоговая контрольная работа.
| 22.04.2013
|
|
|
|
| Повторение пройденного материала
| 29.04.2013
|
|
|
|
| Повторение пройденного материала
| 06.05.2013
|
|
|
|
| Повторение пройденного материала
| 13.05.2013
|
|
|
|
5. СТРУКТУРА КУРСА № п/п
| Тема
| Содержание
| Количество
часов
| 1
| Компьютер и информация
| Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.
| 12
| 2
| Человек и информация
| Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
| 13
| 3
| Элементы алгоритмизации
| Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
| 10
|
6. Формы и средства контроля
формы контроля за качеством обучения и усвоения материала.
- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);
- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);
- самостоятельная работа (выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);
- письменная контрольная работа (перечень заданий или задач, которые выполняются в письменном виде, технология оценивания – отметочная, по организации – контроль учителя);
- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся, технология оценивания отметочная);
- дискуссия (сочетание методов опроса и собеседования);
- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).
7. Перечень контрольных работ
-
№ п.п
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| Создание документов в текстовом процессоре Word.
| 1
| 2
| Компьютер и информация.
| 1
| 3
| Структурирование и визуализация информации
| 1
| 4
| Человек и информация.
| 1
| 5
| Создание графических изображений.
| 1
| 6
| Алгоритмизация
| 1
| ИТОГО: 6
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ, проверочных работ в конце логически законченных блоков учебного материала. Для этого используются материалы следующих пособий:
Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Информатика. Задачник практикум. Том – 1. БИНОМ, 2006.
Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Информатика. Задачник практикум. Том – 2. БИНОМ, 2006.
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
8. Перечень учебно-методических средств обучения.
Печатные пособия
Стенд «Алгоритмический язык»
Стенд «Алгоритм решения задачи»
Стенд «Этапы решения задач»
Стенд «Подготовка в ГИА и ЕГЭ»
Стенд «Правила техники безопасности в кабинете информатики»
Стенд «Из чего состоит компьютер»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Аппаратные средства
Персональный компьютер, количество – 11 машин
Цифровой проектор.
Устройства вывода звуковой информации (аудиоколонки).
Внешние накопители информации (флеш-память, оптические CD\DVD диски)
Устройства ввода информации –мышь.
Программные средства
Операционная система Линукс Юниор, Microsoft Windows 7
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы – Open Office Writer, Microsoft Office 2007 Enterprise
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Программа-переводчик.
Программы разработки анимации
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Звуковой редактор.
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
Необходимое оборудование для практических работ
№ п/п
| Тема практической работы
| Необходимый минимум оборудования (из расчета 1 комплект на двух учеников)
| 1
| Работа с файлами и папками.
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, мышь, клавиатура
| 2
| Ввод, форматирование, редактирование текста.
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, текстовый процессор Microsoft Word 2010, клавиатура, мышь.
| 3
| Редактирование и форматирование текста. Создание записей.
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, текстовый процессор Microsoft Word 2010, клавиатура, мышь.
| 4
| Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, текстовый процессор Microsoft Word 2010, клавиатура, мышь.
| 5
| Оформление текста в виде списков. Маркированные списки
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, текстовый процессор Microsoft Word 2010, клавиатура, мышь.
| 6
| Практическая работа №6. .Создание таблицы.
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, текстовый процессор Microsoft Word 2010, клавиатура, мышь.
| 7
| Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, текстовый процессор Microsoft Word 2010, клавиатура, мышь.
| 8
| Практическая работа №8. Построение диаграмм.
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, текстовый процессор Microsoft Word 2010, клавиатура, мышь.
| 9
| Практическая работа №9. Изучение графического редактора GIMP.
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, графический редактор GIMP, клавиатура, мышь.
| 10
| Практическая работа №10. Рисование в графическом редакторе GIMP
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, графический редактор GIMP, клавиатура, мышь.
| 11
| Практическая работа №11 Рисунок на свободную тему
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, графический редактор GIMP, клавиатура, мышь.
| 12
| Практическая работа №12. Линейная презентация «Часы».
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, программа подготовки презентаций Microsoft Office Power Point 2010, клавиатура, мышь.
| 13
| Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года».
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, программа подготовки презентаций Microsoft Office Power Point 2010, клавиатура, мышь.
| 14
| Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, программа подготовки презентаций Microsoft Office Power Point 2010, клавиатура, мышь.
| 15
| Практическая работа № 15. Работаем с папками и файлами.
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, файловый менеджер, клавиатура, мышь.
| 16
| Практическая работа №16 Создание слайд-шоу
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7,
| 17
| Практическая работа №17 Знакомство со средой программирования
| Персональный компьютер, операционная система Microsoft Windows 7, язык программирования Pascal система объектно-ориентированного программирования Java Eclipse, клавиатура, мышь.
| 10 Документы
Закон «Об образовании»
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Программа «Курса Информатики и ИКТ для 5-7 классов общеобразовательных учреждений» (авт. Л. Босова. – М.: 2009 )
11 Учебно-методический комплект и дополнительная литература
1. Учебник для 6 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
2. Рабочая тетрадь для 6 класса. Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
3. Методическое пособие информатики в 5-6 классах/ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
4. Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
5. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы /авт.-сост. Т.К. Смыковская. – 2-е изд., доп.-М.:Глобус, 2009.-224 с.
Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов./ автор Л. Босова, А. Босова М.: БИНОМ 2009г. Лаборатория знаний, 92 с.
|