Рабочая программа базового курса «Информатика и икт»





Скачать 347.58 Kb.
НазваниеРабочая программа базового курса «Информатика и икт»
страница1/3
Дата публикации03.05.2015
Размер347.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3

Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (от 05.03.2004 №1089) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и

правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в

индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Содержание данной рабочей программы согласовано с содержанием программы базового курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов автора Н.Д. Угриновича (1 час в 10 классе и 2 час в 11 классе, всего 102 часа).

Данная рабочая программа базового курса охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

  2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  3. Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

  4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

  6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

  1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

  3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  2. автоматизации коммуникационной деятельности;

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Содержание программы базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 -11 классов (102 часов) Информация и информационные процессы. (14 часов)

Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации. Виды и формы представления информации: (аналоговая и дискретная.). Восприятие информации человеком.

Виды информационных процессов. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Вероятностный и алфавитный подходы к измерению информации. Единицы измерения информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала связи.

Информационные процессы в живой природе, обществе, технике.

Информационные процессы как основа управления. Системы управления, их структура, роль обратной связи в управлении.

Понятие о кодировании информации. Выбор способов представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового представления информации). Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Естественные и искусственные языки. Двоичное кодирование текстовой, звуковой, и графической информации

Системы счисления, арифметические операции в системах счисления. Решение задач на перевод чисел в различные системы счисления.

Представление чисел в компьютере.

Практические работы

  1. Решение задач на измерение количества информации (алфавитный и вероятностный подход).

  2. Представление текста в различных кодировках.

  3. Кодирование и декодирование текста.

  4. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

  5. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны

Знать/понимать

  • особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;

  • подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;

  • кодирование текстовой, числовой, графической и видеоинформации;

  • основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.

Уметь

  • выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • определять вид информационного процесса;

  • работать с различными носителями информации;

Компьютер и программное обеспечение. (4 часа).

Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Устройство обработки информации - процессор Устройства внутренней памяти.

Основные характеристики внутренней памяти. Устройства внешней памяти. Основные характеристики устройств компьютера.

Классификация программного обеспечения компьютера. Взаимосвязь аппаратного и программного обеспечения компьютера..

Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных понятие, основные функции. Примеры операционных систем, многообразие операционных систем. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных

Понятие файла. Файловый принцип хранения данных. Операции с файлами. Типы файлов. Специализированное программное обеспечение для защиты программ и данных. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Архиваторы.

Практические работы

  1. Настройка графического интерфейса операционной системы.

  2. Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера.

  3. Архивация и разархивация файлов с помощью архиватора.

  4. Защита от компьютерных вирусов..

Требования к знаниям и умениям: Учащиеся должны Знать/ понимать:

  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;

  • особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Уметь:

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при выполнении простейших операций, связанных с использованием современных средств ИКТ, управлением ими (включение и выключение, понимание простейших сигналов, в том числе о неполадке),


Основы логики и логические основы компьютера (7 часов).

Основные понятия и операции формальной логики. Законы логики. Логические выражения и их преобразования. Построение таблиц истинности логических выражений.

Логические элементы и схемы. Типовые логические устройства компьютера: полусумматор, сумматор, триггеры, регистры.

Практические работы

  1. Построение таблицы истинности логического выражения.

  2. Преобразование логических выражений и использованием законов и правил преобразования.

  3. Построение функциональной схемы логического выражения.

  4. Построение логических схем основных устройств компьютера.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны

Знать/ понимать:

  • основные понятия формальной логики;

  • основные операции и законы алгебры логики;

  • назначение таблиц истинности;

  • реализацию логических операций средствами электроники;

  • принципы построения схем из логических элементов.

Уметь:

  • применять основные логические операции (инверсию, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, эквивалентность);

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

Технологии обработки текстовой информации (5 часов).

Создание и редактирование документа. Различные форматы текстовых файлов и документов. Выбор параметров страницы. Списки. Таблицы. Форматирование символов.

Гипертекст.

Инструменты создания компьютерной публикации: формат страницы, структура заголовков и стилей, ссылки, колонтитулы, примечание, вставка различных объектов, указатели и оглавление документа. Использование тезаурусов для проверки орфографии и грамматики. Автоматизация форматирования Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

  1. Создание, редактирование и форматирование тестового документа.

  2. Создание гипертекстового документа

  3. Сканирование и распознавание текстовых документов.

Проекты (групповая работа по выбору)

  1. Создание публикации (буклета).

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны

Знать понимать

  • технологии обработки текстовой информации;

  • инструменты текстового процессора при создании рефератов.

Уметь

  • редактировать и форматировать тексты;

  • использовать тезаурус для проверки орфографии и грамматики;

  • уметь сканировать и распознавать документы.

Применять приобретенные знания, умения и навыки при осуществлении собственной информационной деятельности.

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

(7 часов)

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Средства и технологии работы с графикой. Форматы графических файлов. Создание изображений в растровом редакторе. Создание и обработка векторных изображений. Мультимедиа технологии. Создание компьютерных презентаций с использованием мультимедиа технологии.

Практические работы:

  1. Создание и редактирование растровых графических объектов.

  2. Создание и редактирование векторных графических объектов.

  3. Создание мультимедийных презентаций.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны Знать/понимать:

  • форматы растровых и векторных графических файлов;

  • технологию рисования графических примитивов;

  • понятие мультимедийного продукта;

  • этапы создания мультимедийного продукта;

  • критерии оценивания мультимедийного продукта;

Уметь:

  • создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;

  • представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой

  • ссылок;

  • готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.

Мультимедиа проекты (по выбору)

Алгоритмизация и программирование (10 часов).

Алгоритм. Возможность автоматизации деятельности человека.

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Массивы. Обработка массивов.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Технология нисходящего программирования. Разбиение задачи на подзадачи. Процедуры и функции. Структуры данных. Обработка массивов. Поиск в массиве. Основные алгоритмы сортировки массивов. Двумерные массивы.

Практические работы:

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

  2. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления

  3. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

  4. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.

Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

  1. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

  2. Решение задач на обработку массивов.

Технологии обработки числовой информации (6 часов)

Электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков функций и графическое решение уравнений. Обработка числовых данных..

Практические работы

  1. Вычисления в электронных таблицах .

  2. Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок.

  3. Построение графиков функций.

  4. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • основные возможности применения электронных таблиц в различных областях;

  • отличие относительных ссылок от абсолютных, основные функций для обработки числовых данных.

Уметь:

  • создавать и использовать различные формы представления информации: математические формулы, графики, диаграммы, таблицы, (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах домашней экономики);

  • пользоваться основными операциями работы с динамическими таблицами: создания, выделения, вставки и удаления компонентов, арифметическими и логическими функциями, ссылками между таблиц,

  • использовать электронные таблицы для выполнения расчетов в различных областях профессиональной деятельности.

Технология хранения, поиска и сортировки информации -10 часов.

Типы баз данных. Представление о системах управления базами данных. Формы представления данных. СУБД. Создание БД, Обработка данных в БД. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Практические работы:

  1. Создание структуры табличной базы данных.

  2. Ввод и редактирование данных.

  3. Поиск и сортировка данных.

  4. Создание реляционных баз данных.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • типы баз данных;

  • организацию баз данных;

  • методы поиска и сортировки данных;

  • организацию реляционных баз данных.

Уметь:

  • создавать и заполнять базы данных;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;

  • осуществлять поиск, отбор и анализ информации.

Информационные модели -7 часов.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Основные этапы компьютерного моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы:

  1. Приближенное решение уравнений графическим методом

  2. Построение и исследование физических моделей в электронных таблицах.

  3. Построение и использование геоинформационных моделей.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • сущность процесса информационного моделирования;

  • формализация есть сведение к заданной форме;

  • сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;

  • виды и свойства моделей;

  • взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», «информационная модель»;

  • этапы построения моделей.

Уметь

  • выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, задачу исследования, цель моделирования, модель;

  • анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

  • исследовать учебные модели;

  • исследовать с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта;

  • оценивать адекватность модели объекту.

Применять приобретенные знания, умения и навыки при

  • структурировании информации и данных;

  • построении и интерпретации таблиц, диаграмм, графов и т.д.;

  • формализации текстовой информации и заполнении бланков , формуляров и.т.п.

Компьютерные коммуникации (15 часов)

Передача информации.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Адресация в Интернете.

Протокол передачи данных TCP/IP.

Электронная почта и телеконференции. .

Всемирная паутина.

Файловые архивы.

Организация поиска информации в сетях.

Основы HTML. Разработка Web-сайта.

Практические работы

  1. Подключение к сети Интернет. Настройка модема.

  2. Работа с электронной почтой.

  3. Работа с поисковыми системами.

  4. Создание сайта.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • Понятие «протокол», «сервер». Назначение средств телекоммуникации.

  • Расстояние передачи информации по каждому из видов сетей. Достоинства и недостатки топологий ЛВС.

  • Понятие адресации в сети Интернет.

  • Знать понятия “гиперсвязь”, “всемирная паутина”.

  • Иметь представление о средствах телекоммуникационных технологий.

Уметь:

  • использовать средства телекоммуникаций в коллективной деятельности.

  • использовать технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерной сети от разрушения, несанкционированного доступа.

  • Пользоваться электронной почтой

  • Разрабатывать структуру сайта.

Основы социальной информатики (3 часа)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. Образовательные информационные ресурсы. Информационная этика и право, информационная безопасность. Защита информации

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • знать требования информационной безопасности, информационной этики и права;

  • влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества.

Организация проектной деятельности учащихся (8 часов)

Резерв учебного времени (6 часов).

Литература

  1. Федеральный Базисный Учебный План для общеобразовательных

учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 9.03.04г. №1312).

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ

(приложение к приказу Минобразования России от 5.03.04 № 1089).

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Приказ Департамента образования Ульяновской области от 20.06.2007

№415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области»

Литература для ученика

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика и информационные технологии»: учебник для 10- 11 классов - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2007 г.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Литература для учителя

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К «Информатика и информационные технологии»: учебник для 10- 11 классов - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2005 г.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К «Практикум по информатике и информационным технологиям» - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2005 г.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе» - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2005 г.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по Информатике и икт 9 класс
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и авторской программы Н. Д. Угринович «Базовый курс. Информатика и икт. 7-9 класс»
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа базового курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы)
«Информатика и икт» представлена в 8 классах по 1 часу и в 9 классах -по 2 часа в неделю
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconПрограмма курса «Информатика и икт»
Умк семакина И. Г. (Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Бином — Лаборатория Базовых...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа базового курса «Информатика и икт»

Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
Составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 6 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа «Информатика и икт» (8 класс) составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике...
Рабочая программа базового курса «Информатика и икт» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 6 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск