Скачать 86.48 Kb.
|
Поколение геймеров – компьютерных фанатов: новый тип людей или новый тип психопатологии? Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности. Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм и многие другие системы, ошибки в работе которых недопустимы. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "гэймерами" (от английского "game" – игра).
Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но, так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос еще требует изучения со стороны психологической науки. В обществе формируется целый класс фанатов компьютерных игр. Общение с которыми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них – люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с ним связано. Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр. Выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры, мы можем наблюдать процесс "вхождения" человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях – процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, в отличие от неролевыех компьютерных игр или любые виды неигровой компьютерной деятельности. Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность –
Удивительным является тот факт, что зависимость от компьютеров проявляется на много быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для становления действительным компьютерным аддиктом, что приводит к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости. Различают четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр: 1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. 2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. 3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями – в ценностно-смысловой сфере личности, происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидулизированная форма. Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики – она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не "принимают дозу", то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии. 4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Механизмом формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр, является стремление к игре – это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли. Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра – это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. В патологических клинических случаях происходит наоборот: человек на время "выходит" из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Основная часть увлекающихся компьютерными играми – подростки, главная задача которых на данном возрастном этапе – развитие своей личности, а не компьютерного героя, овладение знаниями, умениями и навыками, полезными в реальной жизни, а не навыками убийства и насилия, полезными в виртуальной реальности. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти. Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, гуманность – то, что раньше всегда было присуще детям. В Московском Центре коммуникативных исследований, сотрудники которого занимаются изучением компьютерных игр, пришли к выводу, что современные игры преднамеренно моделируют девиантное, деструктивное поведение. Такие люди сразу становятся не созидательными, творческими членами общества, а наоборот, разрушителями! Причины увлечения подростков компьютерными играми.
Как определить наличие зависимости? Компьютерная зависимость обладает общими признаками всех типов зависимостей. Критерии, которые используются в определении любого типа зависимости, перечислены ниже.
Психологические симптомы:
Физические симптомы:
Рекомендации родителям по снижению риска развития компьютерной зависимости:
Показать подростку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (сноуборд, выходы за грибами, походы на байдарках, лыжи, футбол и проч.), которые не только позволяют испытать острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. |
Сборник статей «Новый Цикл» серии «Белый Лотос» Приложение «Что мы можем сделать для людей?» Тип внеклассного занятия: раскрытие духовного смысла сказки и постижение её внутренней логики путём исследования «живого» образного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Под Новый год, под Новый год Мечта и быль встречаются. Под Новый год, под Новый год Чудеса случаются | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каледин С. Е. Смиренное кладбище. М., 1987 или: // Новый мир. 1987. № Стройбат. М., 1991. Или: //Новый мир. 1989. №4 | Современное радиовещание в публикациях 1990-2005 годы В этих условиях складывается новый тип журналиста, формируются его профессиональное поведение и мышление | ||
Урок 5 Слои в Photoshop Скопируете фрагмент изображения, потом вставите его на рисунок и обнаружите, что вставился он не на тот же слой, а на новый. Или... | Реферат Архитектура многофункциональных бизнес-центров Формирование офисно – делового пространства. Бизнес-центр новый тип общественного здания | ||
Тема урока : Западная Европа: новый этап развития Показать, что Европа к 15-16вв вступила в новый период развития, связанный с возникновением мануфактурного производства, изменением... | Я решила написать урок (по просьбам трудящихся) по созданию фигурной... Итак, начнем. Создаем документ нужного размера (Новый-Файл-Новый выставляем параметры и ок). Можно сразу добавить новый слой | ||
Ответственность адвоката перед подзащитным за ненадлежащее исполнение обязанностей Вступил в силу не только новый упк рф, но и новый Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-фз «Об адвокатской деятельности и адвокатуре... | Российская Федерация Администрация муниципального образования г ород Новый Уренгой мониторинг Новый Уренгой за 2011 год в текущих ценах составил 107,91 млрд рублей, или 10,7% общего объема производства промышленной продукции,... | ||
Урок №4 «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости... Цель: Проверить себя как усвоил материал по теме: «Внешнее строение млекопитающих» и убедиться, что готов изучить новый материал | К 125-летию Галиаскара Камала Камал вторгается в это традиционное пространство, ломая привычные формы. Историческое отличие Камала от современников в том, что... | ||
Новый рационализм новый научный дух Разработка нормативной документации, программа по элективным курсам и курсам по выбору учащихся, компьютерной базы | Литература и искусство Перми Бурлаки на Каме / Реж. С. Лепихин. Россия, Пермь, «Новый курс» Бурлаки на Каме / Реж. С. Лепихин. Россия, Пермь, «Новый курс», 2013. 40 мин. 12+ Фильм рассказывает об эвакуации в Пермь (тогда... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Драться я не хотел. Второй день в новом классе. Новый район (мы только что получили квартиру), новая школа, новый класс | Тип инфузории Тип урока: урок – компьютерная лабораторная работа с актуализацией и закреплением знаний, решением познавательных задач |