Проектирование по в Case-средстве rational rose





НазваниеПроектирование по в Case-средстве rational rose
страница1/5
Дата публикации22.05.2015
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5


КГТУ им. А. Н. Туполева
Н. И. Пикулева А.Ш. Хафизова

Проектирование программного обеспечения

вычислительных систем в программной среде Rational Rose

Лабораторный практикум

по дисциплине

Проектирование программного обеспечения вычислительных систем

2008

Проектирование ПО в Case-средстве RATIONAL ROSE


Все лабораторные работы посвящены выполнению учебного проекта создания системы регистрации для учебного заведения в пакете Rational Rose. В пособии рассмотрен классический пример компании Rational.

Постановка задачи.

Разработать новую клиент-серверную систему регистрации студентов взамен старой системы. Новая система должна позволять студентам регистрироваться на курсы и просматривать свои табели успеваемости с персональ­ных компьютеров, подключённых к локальной сети университе­та. Преподаватели должны иметь доступ к онлайновой системе, что­бы указать курсы, которые они будут читать, и проставить оцен­ки за курсы.

В начале каждого семестра студенты могут запросить ката­лог курсов, содержащий список курсов, предлагаемых в данном семестре. Информация о каждом курсе должна включать имя профессора, наименование кафедры и требования к предваритель­ному уровню подготовки (прослушанным курсам).

Новая система должна позволять студентам выбирать 4 кур­са в предстоящем семестре. В дополнение каждый студент может указать 2 альтернативных курса на тот случай, если какой-либо из выбранных им курсов окажется уже заполненным или отме­ненным. На каждый курс может записаться не более 10 и не ме­нее 3 студентов (если менее 3, то курс будет отменен). В каждом семестре существует период, когда студенты могут изменить свои планы. В это время студенты должны иметь доступ к системе, чтобы добавить или удалить выбранные курсы. После того как процесс регистрации некоторого студента завершён, система ре­гистрации направляет информацию в расчетную систему, чтобы студент мог внести плату за семестр. Если курс окажется; заполненным в процессе регистрации, студент должен быть извещен об этом до окончательного формирования его личного учебного плана.

В конце семестра студенты должны иметь доступ к системе для просмотра своих электронных табелей успеваемости. По­скольку эта информация конфиденциальная, система должна обеспечивать ее защиту от несанкционированного доступа.

Профессора должны иметь доступ к онлайновой системе, чтобы указать курсы, которые они будут читать, и просмотреть список студентов, записавшихся на их курсы. Кроме того, профессора должны иметь возможность проставить оценки за курсы.

Составление глоссария проекта

Глоссарий предназначен для описания терминологии предмет­ной области. Он может быть использован как неформальный сло­варь данных системы.

Ниже приведены термины и их значения.


Термин

Значение

Курс

Учебный курс, предлагаемый университетом

Конкретный курс

(Course Offering)

Конкретное чтение данного курса в конкретном семестре (один и тот же курс может вестись в нескольких параллельных сессиях). Включает точные дни недели и время

Каталог курсов

Полный каталог всех курсов, предлагаемых университетом

Расчетная система

Система обработке информации об оплате курсов

Оценка

Оценка, полученная студентом за конкретный курс

Профессор

Преподаватель университета

Табель успеваемости

(Report Card)

Все оценки за все курсы, полученные студентом в данном семестре

Список Курса

(Roster)

Список всех студентов, записавшихся на конкретный курс

Студент

Личность, проходящая обучение в университете

Учебный график

(Schedule)

Курсы, выбранные студентом в текущем семестре


Описание дополнительных спецификаций

Назначение дополнительных спецификаций - определить тре­бования к системе регистрации курсов, которые не охватывает модель вариантов использования. Вместе они образуют полный набор требований к системе.

Дополнительные спецификации определяют нефункциональные требования к системе, такие, как надежность, удобство ис­пользования, производительность, сопровождаемость, а также ряд функциональных требований, являющихся общими для не­скольких вариантов использования.

Функциональные возможности. Система должна обеспечивать многопользовательский режим работы.

Если конкретный курс оказывается заполненным в то время, когда студент формирует свой учебный график, включающий данный курс, то система должна известить его об этом.

Надежность. Система должна быть в работоспособном состоянии 24 часа в день 7 дней в неделю, время простоя - не более 10%.

Производительность. Система должна поддерживать до 2000 пользователей, одновременно работающих с централь­ной базой данных пользователей, и до 500 пользователей, одно­временно работающих с локальными серверами.

Безопасность. Система не должна позволять студентам изменять любые учебные графики, кроме своих собственных, а также не должна позволять профессорам модифицировать конкретные курсы, выбранные другими профессорами.

Только профессора имеют право ставить студентам оценки.

Только регистратор может изменять любую информацию о студентах.

Проектные ограничения. Система должна быть интегрирова­на с существующей системой каталога курсов, функционирую­щей на основе реляционной СУБД.


Лабораторная работа №1. Введение в Rational Rose


Цель работы: изучить принципы работы с Case-пакетом Rational Rose 2003.

Rational Rose – семейство объектно-ориентированных Case-средств, предназначенных для автоматизации процессов анализа и проектирования ПО, для генерации кодов на различных языках программирования и выпуска проектной документации.

Назначение элементов экрана интерфейса Rose:

Браузер (browser) - используется для быстрой навигации по модели. C помощью браузера можно добавлять к модели элементы, просматривать существующие элементы модели и связи между ними, перемещать и переименовывать элементы модели, добавлять элементы модели к диаграмме, группировать элементы в пакеты, связывать элемент с файлом или адресом Интернета, работать с детализированной спецификацией элемента, открывать диаграмму. Браузер поддерживает четыре представления (view): представ­ление вариантов использования, компонентов, размещения и логическое представление.

Окно документации (documentation window) – применяется для работы с текстовым описанием элементов модели. C его помощью можно документировать элементы модели Rose. Например, можно сделать краткое описание каждого действующего лица. При документировании класса все, что будет написано в окне документации, появится затем как комментарий в сгенерированном коде. Документация будет выводиться также в отчетах, создаваемых в среде Rose.

Панели инструментов (toolbars) - применяются для быстро­го доступа к наиболее распространенным командам. Панели инструментов Rose обеспечивают быстрый доступ к наиболее распространенным командам. B этой среде существу­ют два типа панелей инструментов: стандартная панель и панель диаграммы. Стандартная панель видна всегда, ее кнопки соот­ветствуют командам, которые могут использоваться для работы с любой диаграммой. Панель диаграммы своя для каждого типа диаграмм UML.

Все панели инструментов могут быть изменены и настроены пользователем. Для этого используется пункт меню Tools ­> Options, затем вкладку Toolbars.

Окно диаграммы (diagram window) - используется для просмотра и редактирования одной или нескольких диаграмм UML. B нем показано, как выглядит диаграммы UML-модели. При внесении в элементы диаграммы изменений Rose автоматически обновит браузер. Аналогично при внесении изменений в элемент с помощью браузера Rose автоматически обновит соответствующие диаграммы. Это помогает поддерживать модель в непротиворечивом состоянии.

Журнал (log) - применяется для просмотра ошибок и отче­тов о выполнении различных команд. По мере работы над моделью определенная информация будет направляться в окно журнала. Например, туда помещаются сообщения об ошибках, возникающих при генерации кода. Не существует способа закрыть журнал совсем, но его окно может быть минимизировано.

На рис.1 показаны различные части интерфейса Rose.



Рис.1. Интерфейс Rose

Четыре представления модели Rose

В модели Rose поддерживаются четыре представления - это представление вариантов использования, логическое представле­ние, представление компонентов и представление размещения. Каж­дое из них предназначено для своих целей.

Представление вариантов использования содер­жит всех действующих лиц, все варианты использования и их ди­аграммы для конкретной системы. Оно может также содержать некоторые диаграммы последовательности и кооперативные ди­аграммы. На рис.2 изображено представление вариантов ис­пользования в браузере Rose.

Представление вариантов использования содержит:

  1. Действующих лиц.

  2. Варианты использования.

  3. Документацию по вариантам использования, описывающую происходящие в них процессы (потоки событий), включая обработку ошибок. Эта пиктограмма соответствует внешнему файлу, прикрепленному к модели Rose.

  4. Диаграммы вариантов использования. Обычно у системы бывает несколько таких диаграмм, каждая из которых показывает подмножество действующих лиц и/или вариантов использования.

  5. Пакеты, являющиеся группами вариантов использования и/или действующих лиц.




Рис.2. Представление вариантов использования

Логическое представление (рис. 3) показывает, как система будет реализовывать поведение, описанное в вариантах использования. Оно дает подробную картину составных частей системы и описывает взаимодействие этих частей. Логи­ческое представление включает конкретные классы, диаграммы классов и диаграммы состояний. С их помощью конструируется детальный проект создаваемой системы.



Рис. 3 Логическое представление системы

Логическое представление содержит:

  1. Классы.

  2. Диаграммы классов. Как правило, для описания системы используется несколько диаграмм классов, каждая из которых отображает некоторое подмножество всех классов системы.

  3. Диаграммы взаимодействия, применяемые для отображе­ния объектов, участвующих в одном потоке событий варианта использования.

  4. Диаграммы состояний.

  5. Пакеты, являющиеся группами взаимосвязанных классов.

Представление компонентов содержит:

  1. Компоненты, являющиеся физическими модулями кода.

  2. Диаграммы компонентов.

  3. Пакеты, являющиеся группами связанных компонентов.

Представление размещения - это последнее пред­ставление Rose. Оно соответствует физическому размещению си­стемы, которое может отличаться от ее логической архитектуры.

В представление размещения входят:

  1. Процессы, являющиеся потоками (threads), исполняемыми в отведенной для них области памяти.

  2. Процессоры, включающие любые компьютеры, способные обрабатывать данные. Любой процесс выполняется на одном или нескольких процессорах.

  3. Устройства, т.е. любая аппаратура, не способная обраба­тывать данные (например, терминалы ввода-вывода и принтеры).

  4. Диаграмма размещения.

Параметры настройки отображения (изображение атрибутов и операций на диаграммах классов)

В Rose имеется возможность настроить диаграммы классов так, чтобы:

  1. Показывать все атрибуты и операции.

  2. Скрыть операции/ Скрыть атрибуты.

  3. Показывать только некоторые атрибуты или операции.

  4. Показывать операции вместе с их полными сигнатурами или только их имена.

  5. Показывать или не показывать видимость атрибутов и опе­раций.

  6. Показывать или не показывать стереотипы атрибутов и операций.

Значения каждого параметра по умолчанию можно задать с помощью окна, открываемого при выборе пункта меню Tools > Options.

Существуют два способа изменения параметров представле­ния атрибутов на диаграмме. Можно установить нужные значе­ния у каждого класса индивидуально. Можно также изменить значения нужных параметров по умолчанию до начала создания диаграммы классов. Внесенные таким образом изменения повли­яют только на вновь создаваемые диаграммы.

Дня переключения между нотациями видимости Rose и UML:

  1. В меню модели выберите пункт Tools > Options.

  2. Перейдите на вкладку Notation.

  3. Для переключения между нотациями воспользуйтесь пере­ключателем Visibility as Icons. Если этот переключатель помечен, будет использоваться нотация Rose, в противном случае - нота­ция UML. Изменение этого параметра повлияет только на новые диаграммы. Существующие диаграммы классов останутся пре­жними.


Задание

1. Выберите пункт Tools > Options и откройте вкладку Toolbars.

Чтобы сделать видимой или невидимой стандартную па­нель инструментов, пометьте (или снимите пометку) контрольный переключатель show standard Тоо1Bar (или show Diagram ToolBar).

2. Увеличьте размер кнопок на панели инструментов:

1. Щелкните правой кнопкой мыши по требуемой панели.

  1. Выберите во всплывающем меню пункт Use Large Buttons (Использовать большие кнопки), вернитесь к нормальному размеру кнопок.

3. Настройте панель инструментов:

1. Щелкните правой кнопкой мыши по панели диаграммы Main пакета Use Case View.

2. Выберите пункт Customize (настроить) и добавьте несколько кнопок.

Чтобы добавить или удалить кнопки, выберите соответствующую кнопку и затем щелкните мышью по кнопке Add (доба­вить) или Remove (удалить).


Лабораторная работа №2. Создание модели вариантов использования
Цель работы: Построение диаграммы вариантов использования для определения основных функций будущей системы.

Упражнение 1. Создание действующих лиц в среде Rational Rose

Действующие лица:

Student (Студент) - записывается на курсы.

Professor (Профессор) - выбирает курсы для преподавания.

Registrar (Регистратор) - формирует учебный план и ката­лог курсов, ведет все данные о курсах, профессорах и студентах.

Billing System (Расчетная система) - получает от данной системы информацию по оплате курсов.

Course Catalog (Каталог курсов) - передает в систему ин­формацию из каталога курсов, предлагаемых университетом.

Для того чтобы поместить действующее лицо в браузер:

  1. Щелкните правой кнопкой мыши по пакету представления вариантов использования в браузере.

  2. Выберите пункт New > Actor в открывшемся меню.

  3. В браузере появится новое действующее лицо под названи­ем NewClass. Слева от его имени вы увидите пиктограмму действующего лица UML.

  4. Выделив новое действующее лицо, введите его имя.

  5. После создания действующих лиц сохраните модель под именем coursereg (analysis) с помощью пункта меню File > Save.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектирование по в Case-средстве rational rose iconАвтоматизированное проектирование информационных систем с использованием...
Цель и содержание работы: изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose; изучение интерфейса Rational Rose...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconМоделирование процесса сборки персональных компьютеров в системах...
Моделирование процесса сборки персональных компьютеров в системах ibm rational rose и bpwin/arena
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем
Курс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconОбеспечение процесса анализа и проектирования ис возможностями case-технологий
Первоначальное значение термина "case", ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения (ПО),...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconКурсовая работа на тему: Примеры комплексов case- средств
По (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconФакультет вмк кафедра иани методология idef0 и программный продукт...
Неудивительно, что в последнее время среди системных аналитиков и разработчиков вырос интерес к case (Computer-Aided Software/System...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconМетодическое пособие по проведению деловых игр «case study» министерство...
Дмитриев М. Н. Кошечкин С. А. Методическое пособие по проведению деловых игр «case study»
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconКурсовая работа по дисциплине «сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconL. britten et rose. Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической...
Егорова А. А., Киселев А. В., Тарасенко И. И., Ильина П. Л., Панкова Г. А., Ильина И. Е., Баранов В. С., Власов Г. П
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconИнтерактивное обучение с элементами case study или кейс – технологией...
Интерактивное обучение с элементами case study или кейс – технологией и технологией сотрудничества на уроках истории и обществознания...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconТомский государственный университет
...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconТомский государственный университет
...
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconSelf-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological
Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса)
Проектирование по в Case-средстве rational rose iconЛекция 11. Технология создания программного обеспечения. Rational Unified Process (rup)
Моу «Богатищевская средняя общеобразовательная школа», п. Богатищево, Каширского района, Московской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск