Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем





Скачать 213.56 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем
Дата публикации25.10.2014
Размер213.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа



ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»

«УТВЕРЖДАЮ»

ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

__________________________________________

«____»______________________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Проектирование автоматизированных информационных систем

(наименование дисциплины)


Направление подготовки 230100.68 Информатика и вычислительная техника
Квалификация (степень) выпускника: магистр ________
Форма обучения: очная____________________________________________

(очная, очно-заочная)


Москва 2011 г.


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Курс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования информационных систем. Предусматривается изучение CASE-средств, как программного инструмента поддержки проектирования информационных систем (ИС).

Курс предусматривает изучение: состава и структуры различных классов экономических ИС как объектов проектирования; современных технологий проектирования ИС и методик обоснования эффективности их применения; содержания стадий и этапов проектирования ИС и их особенностей при использовании различных технологий проектирования; целей и задач проведения предпроектного обследования объектов информатизации; методов моделирования информационных процессов предметной области; классификацию и общие характеристики современных CASE-средств.


  • Задачи дисциплины - формирование умений и навыков по следующим направлениям деятельности:

  • знание структуры однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной ИС;

  • знание методологии моделирования предметной области ИС;

  • умение проектирования ИС;

  • владеть средством моделирования бизнес-процессов средствами BPwin;

  • владение методом IDEFI;

  • владение инструментальным средством Erwin для отображения модели данных.




  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Проектирование автоматизированных информационных систем» относится к циклу профессиональных дисциплин. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знания, умения, навыки.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин

  1. Операционные системы.

  2. Системное программное обеспечение.

  3. Программирование.

  4. Вычислительные системы.




  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
общекультурных (ОК):

осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);
профессиональных (ПК):

разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4);

инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем (ПК-11);
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • структуры однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной ИС;

  • методологии моделирования предметной области ИС;



    Уметь:

  • Проектировать информационную систему;


Владеть:

  • методом IDEFI;

  • средствам моделирования бизнес-процессов средствами BPwin

  • инструментальным средством Erwin для отображения модели данных.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.



Вид учебной работы

Трудоемкость дисциплины

Семестры (кол-во недель в семестре)

Всего часов

Из них в интер-активной форме

8

(6)










Аудиторные занятия (всего)

38




38










в том числе:

Лекции (Л)

19




19













Лабораторные работы (ЛР)

19




19













Практические занятия (ПЗ)

-




-










Самостоятельная работа студента (СРС) (всего), в том числе:

62




62










СРС

в семестре:

Курсовой проект (КП)

-




-













Курсовая работа (КР)

-




-













Расчетно-графические

работы (РГР)

-




-













Реферат (РЕФ)

-




-













Другие виды

самостоятельной работы

-




-










СРС

в сессию:

Экзамен

8




8










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экза-

мен




Экза-

мен










Общая трудоемкость, ч.

108




108































Общая трудоемкость, зачетные единицы

3




3












4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.


№ п./п.

Наименование раздела

дисциплины

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего часов

(без экзамена)

Формируемые компетенции (ОК, ПК)

1

Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС)

2

2




8

12

(ОК–11);

(ПК–4, 11);



2

Жизненный цикл программного обеспечения ИС

2

2




10

14

(ОК–11);

(ПК–4, 11);

3

Организация разработки ИС

2

2




6

10

(ОК–11);

(ПК–11);

4

Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС

2

2




8

12

(ОК–11);

(ПК–4, 11);


5

Спецификация функциональных требований к ИС

2

2




6

10

(ОК–11);

(ПК–4, 11);


6

Методологии моделирования предметной области

3

3




8

14

(ПК–11);


7

Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin

3

3




8

14

(ПК–11);


8

Моделирование информационного обеспечения

3

3




8

14

(ПК–11);


Всего часов

19

19




62

100





4.3. Содержание дисциплины:
4.3.1. Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС)

Предмет и метод курса "Проектирование информационных систем". Понятие экономической информационной системы. Классы ИС. Структура однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной ИС, состав и назначение подсистем. Основные особенности современных проектов ИС. Этапы создания ИС: формирование требований, концептуальное проектирование, спецификация приложений, разработка моделей, интеграция и тестирование информационной системы. Методы программной инженерии в проектировании ИС.

4.3.2. Жизненный цикл программного обеспечения ИС

Понятие жизненного цикла ПО ИС. Процессы жизненного цикла: основные, вспомогательные, организационные. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ПО ИС. Модели жизненного цикла: каскадная, модель с промежуточным контролем, спиральная. Стадии жизненного цикла ПО ИС. Регламентация процессов проектирования в отечественных и международных стандартах.

4.3.3. Организация разработки ИС

Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса канонического проектирования ИС. Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования. Состав проектной документации. Типовое проектирование ИС. Понятие типового проекта, предпосылки типизации. Объекты типизации. Методы типового проектирования. Оценка эффективности использования типовых решений. Типовое проектное решение (ТПР). Классы и структура ТПР. Состав и содержание операций типового элементного проектирования ИС. Функциональные пакеты прикладных программ (ППП) как основа ТПР. Адаптация типовой ИС. Методы и средства прототипного проектирования ИС.

4.3.4. Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС

Основные понятия организационного бизнес-моделирования. Миссия компании, дерево целей и стратегии их достижения. Статическое описание компании: бизнес-потенциал компании, функционал компании, зоны ответственности менеджмента. Динамическое описание компании. Процессные потоковые модели. Модели структур данных. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной структуры компании. Этапы разработки Положения об организационно-функциональной структуре компании. Информационные технологии организационного моделирования.

4.3.5. Спецификация функциональных требований к ИС

Процессные потоковые модели. Процессный подход к организации деятельности организации. Связь концепции процессного подхода с концепцией матричной организации. Основные элементы процессного подхода: границы процесса, ключевые роли, дерево целей, дерево функций, дерево показателей. Выделение и классификация процессов. Основные процессы, процессы управления, процессы обеспечения. Референтные модели. Проведение предпроектного обследования организации. Анкетирование, интервьюирование, фотография рабочего времени персонала. Результаты предпроектного обследования.

4.3.6. Методологии моделирования предметной области

Методологии моделирования предметной области. Структурная модель предметной области. Объектная структура. Функциональная структура. Структура управления. Организационная структура. Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области. Функциональная методика IDEF. Функциональная методика потоков данных. Объектно-ориентированная методика. Сравнение существующих методик. Синтетическая методика.

4.3.7. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin

Case-средства для моделирования деловых процессов. Инструментальная среда BPwin. Принципы построения модели IDEF0: контекстная диаграмма, субъект моделирования, цель и точка зрения. Диаграммы IDEF0: контекстная диаграмма, диаграммы декомпозиции, диаграммы дерева узлов, диаграммы только для экспозиции (FEO). Работы (Activity). Стрелки (Arrow). Туннелирование стрелок. Нумерация работ и диаграмм. Каркас диаграммы. Слияние и расщепление моделей. Создание отчетов.

4.3.8. Моделирование информационного обеспечения

Моделирование данных. Метод IDEFI. Отображение модели данных в инструментальном средстве ERwin. Интерфейс ERwin. Уровни отображения модели. Создание логической модели данных: уровни логической модели; сущности и атрибуты; связи; типы сущностей и иерархия наследования; ключи, нормализация данных; домены. Создание физической модели: уровни физической модели; таблицы; правила валидации и значение по умолчанию; индексы; триггеры и хранимые процедуры; проектирование хранилищ данных; вычисление размера БД; прямое и обратное проектирование. Генерация кода клиентской части с помощью ERwin: расширенные атрибуты; генерация кода в Visual Basic. Создание отчетов. Генерация словарей.


    1. Тематический план лабораторных работ




№ п./п.

№ раздела дисциплины

Темы лабораторных

занятий

Трудоемкость,

ч.

Формы текущего контроля успеваемости

1.




Разработка моделей бизнес-процессов предприятия оптовой торговли лекарственными препаратами. Формирование физической диаграммы.

3

Защита лабораторной работы..

2.




Формирование списка бизнес-процессов.

4

Защита лабораторной работы.

3.




Построение диаграммы действий.

4

Защита лабораторной работы.

4




Формирование таблицы операций


4

Защита лабораторной работы.

5




Формирование таблицы описания документов


4

Защита лабораторной работы.

Всего




19







    1. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля




Перечень компетенций

Виды занятий

Формы контроля

Л

ЛР

ПЗ

КР

КП

СРС

ОК-11

+













+

Устный ответ на лабораторном занятии.

ПК-4




+










+

Устный ответ на лабораторном занятии.

ПК-11




+










+

Устный ответ на лабораторном занятии.



  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


При проведении лекции используются мультимедийные технологии для наглядной демонстрации рассматриваемого материала.

В лабораторных работах используются ПО BPwin, Erwin.



  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Задание к лабораторным работам:

Задание 1. Формирование физической диаграммы


Составьте физическую диаграмму в соответствии с описанием деятельности компании дистрибьютора.

Компания дистрибьютор закупает медицинские препараты отечественных и зарубежных производителей и реализует их через собственную дистрибьюторскую сеть и сеть аптек. Планирование закупок компания осуществляет на основании статистики продаж, которую предоставляют сеть аптек и дистрибьюторы. Компания осуществляет доставку медикаментов как собственным транспортом, так и с помощью услуг сторонних организаций. Компания имеет собственный склад для хранения медикаментов.

Задание 2. Формирование списка бизнес-процессов


На основании описания деятельности компании, изложенного в Задании №1, выделите основные бизнес-процессы и занесите их краткое наименование в таблицу со следующим содержанием:

Номер бизнес-процесса

Наименование бизнес-процесса

 




Номер бизнес-процесса составьте из букв и цифр так, чтобы по номеру был интуитивно понятен смысл бизнес-процесса.

Задание 3. Построение диаграммы действий


На основании общего описания бизнес-процесса "Планирование закупок и размещение заказов поставщикам" составьте диаграмму действий, которая показывает участников процесса, выполняемые каждым участником операции и взаимосвязь между ними. Операции на диаграмме должны следовать в хронологическом порядке, который определен в приведенном описании бизнес-процесса.

Задание 4. Формирование таблицы операций


Все операции, участвующие в процессе "Планирование закупок, формирование заказов поставщикам", отразите в Таблице описания операций, имеющей следующий формат:

Диаграмма и номер на диаграмме

Операция

Исполнитель

Как часто

Входящие документы (документы-основания)

Исходящий документ (составляемый документ)

Проводка (дебет, кредит, сумма, аналитика)

Комментарий

1

2

3

4

5

6

7

8

Примечание. Далее заполненная форма таблицы описания операций будет использоваться для проецирования перечисленных в ней операций на информационную систему.

Задание 5. Формирование таблицы описания документов


Все документы, участвующие в бизнес-процессе, отразите в Таблице описания документов, имеющей следующий формат:

Диаграмма и номер на диаграмме

Составляемый документ (исходящий документ)

Операция

Кто составляет (исполнитель)

Как часто

Документы-основания (входящие документы)

Реестр, в котором регистрируется документ

Комментарий

1

2

3

4

5

6

7

8

Примечание. После того, как документы будут описаны, приступают к их разработке в ИС. Формы документов в учебном пособии не представлены, в практической же деятельности создается альбом форм, который является приложением к таблице описания документов.

7 ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И

МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:


а) основная литература:


  1. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем - М: «Финансы и статистика», 2010

  2. Проектирование информационных систем - М: «КомпьютерПресс», №9, 2009

  3. Автоматизированные Системы Стадии создания. ГОСТ 34.601-90. Комплекс стандартов на автоматизированные системы - ИПК издательство стандартов. 2008

  4. Язык UML. Руководство пользователя: Пер. с англ. - М.: ДМК, 2008

  5. Проектирование экономических информационных систем - М.: Финансы и статистика, 2009

  6. 12. Бизнес-процессы: регламентация и управление - М.: ИНФРА-М, 2008

  7. Модульная программа для менеджеров. Реструктуризация управления компанией - М.: Инфра-М, 2009

  8. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов - М.: СИНТЕГ, 2010

  9. Структурный системный анализ - М.: Лори, 2012

  10. Создание информационных систем с AllFusion Modelling Suite - М.: Диалог-МИФИ, 2010

  11. Структурный анализ систем. IDEF-технологии - М.: Финансы и статистика, 2001


б) дополнительная литература:

  1. Проектирование экономических информационных систем. Учебник - М.: «Финансы и статистика», 2012

  2. Создание информационных систем с AllFusion Modelling Suite - М.: Диалог-МИФИ, 2009

  3. Проектирование баз данных с помощью UML - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009

в) программное обеспечение: Windows 7, BPwin, Erwin.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины.



п./п.

Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий

Перечень оборудования и технических средств обучения

1.

Лекционная аудитория и компьютерный класс.


Персональные компьютеры в количестве 15 штук, проектор. Программное обеспечение.












  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

(Включаются в программу по усмотрению авторов-разработчиков.)

В период изучения дисциплины студенты выполняют лабораторные, контрольные и индивидуальные задания.

При проведении лабораторных работ студентам предоставляется различный материал информационного и справочного типа.

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки 230100.62 Информатика и вычислительная техника.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «___»_________20___ г., протокол № _____.
Разработчики ____________________________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

Кафедра ________________________________________________________

Зав.кафедрой ____________________________________________________

(подпись, Ф.И.О.)
Рабочая программа согласована с УМК факультета ______________
Председатель УМК факультета _______________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

(по принадлежности направления, специальности/специализации (профиля))

Рабочая программа одобрена на заседании совета факультета «___»______20___ г., протокол № _____.
Председатель совета факультета ____________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

(по принадлежности направления, специальности/специализации (профиля)).


Приложение

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

на__________ / ___________ учебный год
В рабочую программу дисциплины _____________________________

вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ____________________________________

«___» ______________ 20__ г., протокол № _______
Дополнения и изменения согласованы с УМК факультета________________

Председатель УМКфакультета____________________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

(по принадлежности направления, специальности/специализации (профиля))


Рабочая программа одобрена на заседании совета факультета «___»______20___ г., протокол № _____.
Председатель совета факультета ____________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

(по принадлежности направления, специальности/специализации (профиля)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины «проблемы малой гидроэнергетики»
Профиль подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconПрограмма дисциплины «Проектирование информационных систем»
«Проектирование информационных систем» для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины «уплотнительная техника»
...
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины «современные гидравлические...
...
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины базы данных
Целью дисциплины является изучение основ информационного обеспечения автоматизированных информационных систем в виде баз и банков...
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconАннотация программы учебной дисциплины «Интеллектуальные системы»
Целью дисциплины является подготовка магистров к созданию и применению интеллектуальных автоматизированных информационных систем
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая Учебная программа дисциплины проектирование...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconРабочая программа учебной дисциплины диагностика и надежность автоматизированных систем
В настоящее время растет сложность систем автоматизации и управления технологическими процессами. К надежности этих систем предъявляются...
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconИнформационное обеспечение систем управления
Целью изучения дисциплины является обучение студентов основам современных информационных технологий в части разработки логических...
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconБлок Информационные системы (ИС). Модуль Общая характеристика процесса создания аис
Проектирование Автоматизированных Экономических Информационных Систем (паэис)– это формализованное представление решений по созданию...
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconПрограмма учебной дисциплины "Проектирование корпоративных информационных систем" для подготовки
Рекомендации по составлению письменного квалификационного испытания на соответствие занимаемой должности «Учитель»
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconПрограмма подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных...
Программа подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconПрограмма подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных...
Программа подготовки: Исследование и проектирование автоматизированных гидравлических и пневматических систем, машин и агрегатов
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconРабочая программа дисциплины Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
Проектирование информационных систем[Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: тгамэуп, 2012. 24 с
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем iconРабочая программа дисциплины «Проектирование информационных систем»
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск