Скачать 237.33 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный архитектурно-строительный университет Факультет информационных систем и технологий Кафедра Прикладной математики и вычислительной техники Утверждаю: Декан_________ Козлов В.В. «___» ________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Проектирование информационных систем» Индекс дисциплины по учебному плану М.2Б.2.2 Код (ОКСО) 230400.68 Направление: "Информационные системы и технологии " Наименования профиля: "Информационные системы и технологии" Форма обучения очная Всего часов по дисциплине 180 в том числе: аудиторные 72 самостоятельная работа студента 72 Форма итогового контроля экзамен Курс обучения 6 Семестр обучения 11 Самара 2012г. Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО, утвержденного Министерством образования и науки РФ по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) "магистр") (Приказ от 14 января 2010 г. N 25) и учебного плана СГАСУ. Рабочая программа разработана кафедрой ПМ и ВТ Доцент кафедры ИСТ СГАУ, доцент, к.т.н. В.Дерябкин Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ПМ и ВТ протокол №___от «___»_________20 __ г. Зав. кафедрой ПМ и ВТ, профессор, д.т.н. С.Пиявский Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по направлению 230400 профиль Информационные системы и технологии профиль Информационные системы и технологии _________ протокол № __ от «___» _________ 20 __ г. Председатель методической комиссии зав. кафедрой ПМ и ВТ, профессор, д.т.н. С.Пиявский 1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является формирование, совместно с другими дисциплинами учебного плана и всеми формами образовательного процесса в вузе, у выпускника компетенций, знаний, умений и навыков, определяемых требованиями ФГОС, изложенными в п.3 настоящей рабочей программы. Задачами, решаемыми при преподавании дисциплины для достижения указанной цели, являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к профессиональному циклу (Базовая часть. Системная инженерия). Формируемые дисциплиной базовые знания указаны в п.3. Для ее изучения необходимы входные компетенции, знания, умения и навыки, полученные бакалаврами при изучении курсов «Управление данными», «Проектирование баз данных». Сама же она необходима для дисциплин учебного плана:
и при подготовке магистерской диссертации. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (см. ФГОС ВПО):
5. Тематика лекционных занятий (с указанием наименования и краткого содержаний лекций, количество часов).
6. Тематика лабораторных занятий (с указанием наименования и количества часов).
7. Тематика практических (семинарских) занятий (с указанием наименования и краткого содержания, количество часов). НЕТ 8. Тематика самостоятельной работы (с указанием наименования разделов, тем, сроки выполнения, количество часов). Подготовка к лабораторным работам, выполнение курсового проекта 9. Тематика рефератов. НЕТ 10. Тематика курсового проекта. Проектирование информационной системы или программного комплекса 11. Формы текущего контроля
Контрольные вопросы для оценки остаточных знаний студентов. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИС
МЕТОДОЛОГИЯ ГЕЙНА-САРСОНА
МЕТОДОЛОГИЯ UML
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС1. Перечислить состав подсистем АСУП. 2.Как оценить быстродействие системы?. 3. Как оценить требуемые ресурсы памяти? 4. Построить по описанию предметной области физическую схему базы данных в виде диаграммы сущностных классов.
12. Вопросы к экзамену
4. Контекстная диаграмма по Гейну-Сарсону. Технология построения моделей ИС. 5. Правила построения диаграмм потоков данных. Пример. 6. Проектирование схемы базы данных ИС. Структурограммы данных. 7. Описание логики процессов в ИС по Гейну-Сарсону..
17. CASE-средства поддержки объектно-ориентированной методологии. Инстру ментальная среда Rational Rose.Структура и функциональные возможности. 18. Понятие организационно- технической информации. Структура интегрированной ИС предприятия. Классификаторы. 19. Структура и функции подсистемы финансового и управленческого учёта. Алгоритмизация обработки экономической информации на основе плана счетов.
21.Выбор технических и программных средств для реализации проекта. Типизация проектных решений. Трёхуровневая архитектура. COM и DCOM-технологии. 22. Система «Галактика». Структура и функциональные возможности.
25. Перспективы развития ИС. Новые технологии и стандарты. 13. Перечень технических средства обеспечения дисциплины (оборудование, раздаточный материал и т. п.). Мультимедиа, Ноутбуки студентов, Компьютерный класс с интернетом и Wi.Fi. 14. Перечень программных средств для обучения студентов и контроля остаточных знаний (компьютерные программы, иллюстративный материал, видеофильмы и т. д.) Microsoft Office, NET BEANS КАФЕДРАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА НИРС WWW.SCIYOUTH.RU ФАКУЛЬТЕТСКИЙ ПОРТАЛ WWW.SCIYOUTH.RU 15. Учебно-методические обеспечение дисциплины. 15.1 Список основной литературы по дисциплине (с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания, количество экземпляров в библиотеке университета).
15.2 Список дополнительной литературы по дисциплине (с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания).
15.3 Список методических указаний к лабораторным занятиям, практическим и семинарским занятиям, самостоятельной работе по дисциплине (с указанием автора, наименования, года издания, издательство (за последние 5 лет)). 1. Дерябкин, В.П. Проектирование информационных систем по методологии UML: методические указания к учебно-лабораторному практикуму/ В.П. Дерябкин, В.В. Козлов; СГАСУ, - Самара, 2008. - 42 с. 15.4 Интернет-ресурсы используемые при изучении дисциплины (сайты). www.sciyouth.ru 16. Методы преподавания. ИННОВАЦИОННЫЕ. Перечень используемых инновационных методов и разработок Электронная рабочая программа и журнал преподавателя в Интернет Рейтинговая система учета академической активности студентов при изучении дисциплины Тестовая система ФИСТ Индивидуальное взаимодействие со студентами по электронной почте для предварительного ознакомления с их разработками при подготовке к аудиторным занятиям Использование на лекциях и лабораторных занятиях мультимедийного оборудования для демонстрации электронных документов, презентаций, работы программ и пр. Включение в лабораторные работы индивидуального поиска, систематизации и анализа информации через Интернет Авторские презентации к лекциям Методические рекомендации преподавателю Основными видами обучения студентов являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа студентов. При чтении лекций особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям анализа и синтеза информационных систем (ИС). При этом следует опираться на государственные стандарты:
Очень важно в течение изучения всего курса при изложении материала придерживаться единой системы обозначений переменных, критериев, показателей. Большую роль играют общероссийские классификаторы (ОК), также являющиеся стандартами Архитектура ИС обычно является распределённой. При определении состава подсистем и комплексов решаемых задач следует учитывать функциональную структуру современных коммерческих информационных систем и CASE-средств их проектирования. Проектирование и моделирование ИС излагается в двух методологиях: методологии Гейна/Сарсона (DFD) и UML. Обе эти методологии рекомендуются для решения задачи проектирования ИС в курсовом и дипломном проектировании наряду с методологией SADT, изучаемой в курсе "Интегрированные автоматизированные системы". При изложении методологий следует использовать условные обозначения, принятые в стандартах DFD и UML 2.0. Более всего удовлетворяют этим требованиям инструментальные средства CASE.Аналитик и продукты фирмы IBM-Rational Software. Фирма IBM-Rational Software непрерывно совершенствует свои продукты, это следует учитывать при изучении инструментальных средств Rational Rose, XDE и других. Лабораторный практикум ориентируется на использование методологии UML для анализа (моделирования) и проектирования ИС и их отдельных компонент. Учитывая, что одной из центральных частей ИС является база данных, следует использовать умения и навыки, приобретённые студентами в курсе "Управление данными" для синтеза структуры базы данных ИС. Ввиду объектной ориентации UML следует требовать от студентов в проекте наличия не менее двух классов собственной разработки. Бригадный метод работы предполагает, что при работе на общей предметной области каждый студент, тем не менее, имеет индивидуальную часть задания в виде двух-трёх информационных запросов. Важно, чтобы итоговые отчёты оформлялись документально в соответствии с требованиями стандартов , чтобы привить студентам навыки документирования проектов автоматизированных систем. Рекомендуется не реже одного раза в месяц контролировать ход выполнения лабораторного практикума с выставлением промежуточных оценок и итоговой оценки, которая может учитываться на экзамене. Самостоятельная работа ориентирована на домашнюю или классную работу как с компьютером, так и без него. Студенты должны систематически работать с литературой и конспектом лекций , с материалами Интернет. Модели и схемы баз данных могут разрабатываться как в компьютерном, так и в рукописном варианте в порядке подготовки к лабораторному занятию. Оценка самостоятельной работы должна входить в оценку контрольных точек практикума с учётом контроля остаточных знаний по тестовым вопросам. Методические указания для студентов Основными методами обучения являются лекции, лабораторные занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа. При проработке лекций особое внимание следует уделить терминологии, используемой в дисциплине, и основным понятиям анализа и синтеза информационных систем (ИС). При этом следует опираться на государственные стандарты:
Кроме этого, следует использовать международные стандарты по DFD и UML 2.0. Полные тексты государственных стандартов имеются в библиотеке, с ними также можно познакомиться по сети Интернет. В Интернет на сайтах фирмы IBM-Rational Software, группы OMG можно также найти свежую информацию об инструментальных средствах и развитии стандартов. С помощью поисковых систем можно найти дополнительную информацию о структуре ИС, новых методах анализа и синтеза ИС. При изучении UML следует систематически пользоваться справочником Рамбо, Якобсона и Буча, а также учебными пособиями, разработанными кафедрой ПМиВТ. При подготовке к лабораторному практикуму необходимо по заданию сделать заготовки схем и текстов к будущему занятию и согласовать их в начале занятия с преподавателем, чтобы не терять время на переделки и доработки проекта или реализации системы. Следует учесть, что без самостоятельной работы по подготовке выполнить график лабораторного практикума практически невозможно, так как работы имеют элемент творчества и исследований, а не просто демонстрируют возможности какой-либо системы. Документирование и формирование итоговой отчётности следует начинать заблаговременно и вести в соответствии со стандартами по методологии UML, а также по оформлению учебных документов и научно-исследовательских отчётов. Без предоставления отчётов студенты не могут быть аттестованы по дисциплине в целом. Курсовой проект по содержанию соответствует дипломному проекту, но в уменьшенном объёме. Его реализацию требуется выполнять в объектно-ориентированной программной среде по одной из изученных методологий. Нужно тщательно продумать и подготовить контрольный пример, который позволил бы проверить все заданные функции системы. Важной частью промежуточной аттестации является контроль остаточных знаний, соответствующие вопросы следует попросить у преподавателя заранее и самостоятельно к ним подготовиться. В лабораторном практикуме и курсовом проекте реализация проекта должна полностью соответствовать утверждённому заданию и проекту системы. Демонстрация реализации на контрольном примере преподавателю обычно производится до защиты проекта заранее с тем, чтобы имелась возможность внести необходимые корректировки в реализацию и пояснительную записку. Не следует затягивать утверждение задания на курсовой проект, так как студент, не утвердивший задание, считается не приступившим к работе над курсовым проектом. Помимо листинга основного модуля студенты в отчётной документации по лабораторному практикуму и по курсовому проекту должны представить полные исходные тексты программ и данные контрольного примера на машинном носителе. Использование инновационных методов обучения в курсе "Проектирование информационных систем" С целью повышения эффективности учебного процесса при изучении дисциплины используются методы, основанные на использовании новейших информационных технологий. В лекционном курсе часть материала , в частности, связанная со стандартами DFD и UML излагается с использованием технических средств проецирования иллюстративного материала на экран. При изложении структур ИС обсуждаются проблемы реальных производств, предлагается студентам сформировать свои предложения по решению проблем, а затем они сравниваются с типовыми решениями. Для развития у студентов творческих способностей и самостоятельности в решении проблем лабораторный практикум и курсовое проектирование проводится не в демонстрационном режиме, а на основе сквозного семестрового задания по построению проекта ИС в одной из изученных методологий с использованием инструментальных средств. При этом, несмотря на бригадный метод работы в лабораторном практикуме, каждый студент получает в общей предметной области индивидуальную часть задания. Небольшие бригады (2-3 человека) способствуют привитию коллективного навыка работы над проектом, обсуждению принятых решений. Семестровое задание позволяет подойти творчески к решению задачи, выбрать тот или иной алгоритм решения, наметить свой вариант реализации проекта. В лабораторный практикум и курсовой проект включаются элементы исследований типа вариантного анализа или применения новых методов представления знаний и компонентов экспертных систем и интеллектуальной обработки данных. 17. Дополнения и изменения в рабочей программе за 20___/20___ учебный год В рабочую программу дисциплины _______________________________________ (наименование дисциплины) для специальности (направления, профиля подготовки) вносятся следующие дополнения и изменения: __________________________________________________ Дополнения и изменения внес ___________________________________________ (должность, Ф.И.О., подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________«____»____________20 __ г. (наименование кафедры) протокол №___от «__»_________20 __ г. ___________________________________ (Ф.И.О. и подпись зав. кафедрой) |
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем Курс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования... | Рабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных... Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование... | ||
Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» «Проектирование информационных систем» для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра | Рабочая программа дисциплины Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике» Проектирование информационных систем[Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: тгамэуп, 2012. 24 с | ||
Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» для направления... «Проектирование информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра | Рабочая программа по курсу Проектирование информационных систем | ||
Лекция: Основные понятия технологии проектирования информационных... Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области 61 | Курсовая работа по дисциплине «Проектирование информационных систем в образовании» I. Теоретические основы проектирования информационных систем в образовании. 7 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины проектирование информационных... Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | Программа учебной дисциплины "Проектирование корпоративных информационных систем" для подготовки Рекомендации по составлению письменного квалификационного испытания на соответствие занимаемой должности «Учитель» | ||
Программа дисциплины Проектирование информационных систем для направления... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике» Сформировать у студентов знаний и навыков в области использования информационных технологий и информационных систем для решения экономических... | ||
Реферат по дисциплине «Проектирование информационных систем» на тему:... Для того, чтобы реализовать составные компоненты системы, на рынке закупаются типовые проектные решения и затем настраиваются под... | Учебно-методический комплекс дисциплины «проектирование информационных систем» Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика (в экономике)» Форма подготовки очная Филиал двфу в г. Арсеньеве | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая Учебная программа дисциплины проектирование... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебно-методический комплекс дисциплины проектирование информационных систем Формы обучения очная, заочная (полная), заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) |