Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной математики и кибернетики
Программа дисциплины Эстетика для направления 090301.65 «Компьютерная безопасность»
подготовки специалиста
Автор программы: Лагутина И.Н., доктор филол. н., профессор кафедры наук о культуре факультета философии, irina.lagoutina@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой В.А.Куренной Рекомендована секцией УМС Философия «___»____________ 20 г
Председатель Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста, изучающих дисциплину «Эстетика».
Программа разработана в соответствии с: ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ;
Образовательной программой по направлению 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста.
Рабочим учебным планом университета по направлению 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста, изучающих дисциплину «Эстетика». Программа разработана в соответствии с:
ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;
Образовательной программой по направлению подготовки специалиста 090301.65 «Компьютерная безопасность»
Рабочим учебным планом университета по направлению 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста.
2Цели освоения дисциплины Курс эстетики на Факультете прикладной математики и кибернетики НИУ ВШЭ охватывает два модуля (3-4), включает в себя лекции и семинарские занятия, дополненные самостоятельным изучением рекомендованной преподавателем литературы.
Цель освоения дисциплины «Эстетика» ‒ сформировать у студентов понимание искусства и теоретических подходов к нему, дать представление об основных проблемах и понятиях эстетической науки; рассмотреть стратегии современной теории искусства, показать специфику современного искусства, способствовать выработке аналитического подходов к художественным произведениям.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать
основные понятия и концепты эстетики;
основные этапы и методы исследования искусства;
имена авторов, названия произведений и важнейшие тексты, в которых были обоснованы ключевые понятия современной теории и философии искусства.
Уметь:
читать, понимать и комментировать общегуманитарную и специальную литературу;
излагать и обосновывать собственное мнение о явлениях искусства, используя понятийный аппарат и категории философии и теории искусства;
провести самостоятельное мини-исследование художественного произведения и грамотно изложить его результаты;
оценивать тенденции развития европейского искусства в прошлом и настоящем.
Иметь навыки использования полученных знаний в учебной деятельности, межличностном общении и социальной практике В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Владение культурой мышления,
способностью к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-1
ОК-2
| Умеет аргументированно изложить свою мысль, критически оценивает высказывание, анализирует полученную информацию и делает вывод, способен использовать понятийный аппарат и научную терминологию при построении аргументации, предлагает собственные методы решения проблемы и анализа предложенного материала
| Чтение и комментирование философско-эстетической и общегуманитарной литературы;
| Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| ОК-3
| Умеет работать в мини-группе для проведения практического исследования проблемы
| Работа в мини-группах при анализе кейсов и презентации на семинарах
| Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и
экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,
способность анализировать социально-
значимые проблемы и процессы.
| ОК - 9
| Критически оценивает основные методы и стратегии анализа искусства, способен дать интерпретацию современного и классического искусства
.
| Научные дискуссии и презентации
| владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации.
| ОК-11
| Читает предложенную научную литературу на иностранном языке
| Подготовка докладов и написание реферата
| Способность аналитически работать с информацией из различных источников, включая глобальных компьютерных сетях
| ИК-4
| Использует различные источники научной информации, в том числе и интернет; демонстрирует умение использования полученной информации, осваивает правила публичного выступления, ведения дискуссии, презентации.
| Интерпретация научной и общегуманиторной литературы, участие в дискуссиях, написание реферата, выступление с докладом и презентацией
| Умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, способность понимать и анализировать культурные, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
| СЛК-3
| Излагает основные тенденции и проблемы современного искусства, понимает и анализирует взаимосвязь этих тенденций с общей историей культуры.
| Лекции, семинары, презентации, доклады, реферат
|
4Место дисциплины в структуре образовательной программы На Факультете прикладной математики и кибернетики дисциплина «Эстетика» относится к блоку дисциплин по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Экономика,
Правоведение
Философия
История криптографии
5Тематический план учебной дисциплины №
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
|
| 1
| Введение. Эстетика ка теория искусства
| 14
| 2
| 2
| 6
| 2
| Античная эстетика
| 10
| 2
| 2
| 6
| 3
| Эстетика средневековья и Возрождения
| 10
| 2
| 2
| 6
| 4
| Эстетика больших стилей
| 10
| 2
| 2
| 6
| 5
| Эстетика эпохи Просвещения
| 10
| 2
| 2
| 6
| 6
| Немецкая философская эстетика
| 12
| 2
| 2
| 8
| 7
| Рождение неклассическогой модели искусства. Эстетика Ницше и Вагнера.
| 10
| 2
| 2
| 6
| 8
| Эстетическая парадигма модерна.
| 12
| 2
| 2
| 8
| 9
| Эстетика городской культуры.
| 10
| 2
| 2
| 6
| 10
| Эстетика современного искусства
| 14
| 2
| 2
| 10
|
| Итого:
| 108
| 20
| 20
| 68
|
6Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 2 год
| Кафедра
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
| Текущий
(неделя)
| Контрольная работа
|
|
| *
|
| Наук о культуре
| Письменная работа 40 минут или анализ кейса
| Реферат
|
|
|
| *
| Наук о культуре
| 10-15 стр.
| Домашнее задание
|
|
| *
| *
| Наук о культуре
| Чтение текстов, ответы на вопросы
| Итоговый
| Экзамен
|
|
|
|
| Наук о культуре
| Письменная работа – 80 минут
|
Критерии оценки знаний и порядок формирования оценок по дисциплине Итоговая оценка выставляется по следующей формуле:
Оитоговый = 0.6 · Отекущий + 0.4·Оэкзамен.
Накопленная оценка формируется из двух частей: работа на семинаре и написание реферата. Работа на семинаре оценивается по активности участия в дискуссиях, правильности выполнения домашних заданий и ответов на вопросы преподавателя.
7Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Эстетика как теория искусства История понятия «эстетика» (А. Баумгартен, И.Кант, Г.Гегель). Эстетика, философия искусства и искусствознание. Классическая и неклассическая эстетика. Основные проблемы и категории классической эстетики (искусство, художественное сознание, художественный образ, стиль, композиция, содержание и форма, художественное творчество). Понятие художественного процесса. Тема 2. Античная эстетика Число, мера, гармония, ритм как философско-эстетический принцип конструирования реальности в античности. Пифагорийство. Иерархия прекрасного и вопросы художественного воспитания в философии Платона. Теория искусства Аристотеля (калокагатия; категория трагического, теория катарсиса, идея мимесиса). Античная трагедия и античная скульптура. Эстетика эллинизма. Неоплатонизм как важнейший источник христианской эстетики. Трактат Плотина «О прекрасном». Тема 3. Эстетика средневековья и Возрождения
Понятие красоты в средневековой эстетике (Августин, Боэций, Абеляр). Эстетика Фомы Аквинского. Поэтика и риторика. Романский и готический стили.
Художественная культура Возрождения. Гуманизм как стиль жизни и идеология. Космология и эстетика Данте Алигьери. Титанизм художников Возрождения и новое понимание канона красоты (Микеланджело, Леонардо да Винчи). Тема 4. Эстетика больших стилей Барокко и классицизм. Формулы рационалистической эстетики (вкус, образец и др.). «Поэтическое искусство» Н. Буало. Классицизм Винкельмана
Специфика барочного сознания и эстетическая концепция остроумия. От творческой интуиции к фантазии. Тема 5. Эстетика эпохи Просвещения. Театр как воспитатель нации (Лессинг, Шиллер). «Парадокс об актере» Дидро. Эстетика А. Шефтсбери и ее значение для дальнейшего развития искусства. Появление романтической эстетики. Новалис и Фр.Шлегель об «универсальной поэзии».
Тема 5. Немецкая философская классическая эстетика. «Критика способности суждения» И.Канта , аналитика прекрасного и возвышенного , учение о гении, концепция игры. Искусство как «целесообразность без цели».
Философия искусства Ф. Шеллинга. Гегель. Тема 6. Рождение неклассическогой модели искусства. Эстетика Ницше и Вагнера.
Культурная оппозиция дионисийского и апполлоновского начала в философии Ницше. Проблема синтеза искусств и оперные драмы Вагнера. Рождение неклассическогой модели искусства. Тема 7. Эстетическая парадигма модерна. Влияние философии интуитивизма и психоанализа на европейское искусство ХХ века. Эстетика и практика экспрессионизма. Философия и искусство экзистенциализма. Концепция поэтического мышления М. Хайдеггера и «исток» художественного творения. Его интерпретация поэзии Гельдерлина. Концепции экзистенциальной драматургии (Ж.П.Сартр) и творчества как абсурда ( А. Камю). Проблема дегуманизации искусства ХХ в. (Х. Ортега-и-Гассет) В. Беньямин о произведении искусства «в век технической воспроизводимости». Эстетическая теория Т. Адорно; Модернизм и рождение «новой чувственности» (Г. Маркузе). Тема 9. Эстетика городской культуры. Повседневность как смысловой ресурс и жизненное пространство культуры (Зиммель, Беньямин, Бодрийяр, Бурдье). Большой город и проблема публичности. Городской текст литературы.
Тема 8. Эстетика современного искусства.
От модерна к постмодерну. Эстетизация повседневности. От текста к перформансу. Визуальность и виртуальность: фотография, кинематограф, сетевая реальность. Слова и вещи М.Фуко, шизоанализ Ж.Делёза. Структурный психоанализ Ж. Лакана: проблема соотношении реального, воображаемого и символического. От «смерти автора» (Р.Барт) к коллективному авторству: искусство в социальных сетях. Судьба классического искусства в XXI в.
8Образовательные технологии Курс предполагает подробное чтение классических философско-эстетических текстов, комментирование, толкование и анализ трудных мест; интерпретацию художественных произведений, интервью и просмотр фильмов, относящихся к изучаемым темам; презентации докладов, анализ тематических кейсов.
9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1Тематика заданий текущего контроля
Реферирование одного из текстов из предложенного списка основной и дополнительной литературы к курсу. По согласованию с преподавателем можно самостоятельно выбрать для реферата статью или книгу на русском/английском языке.
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Примерный перечень вопросов к экзамену:
Специфика искусства.
Эстетика, теория культуры и искусствознание: сходство и различие.
Классическая и неклассическая эстетика.
Понятие большого стиля, или «стиля эпохи»
Эстетика Платона
«Поэтика» и «Риторика» Аристотеля.
Христианская эстетика.
Гуманистическая эстетика. Художники эпохи Возрождения.
Контраст и сходство эстетики барокко и классицизма.
Философские вопросы немецкой классической эстетики.
Синтетическое произведение искусства Вагнера.
Ницше и его «Происхождение трагедии из духа музыки».
Специфика эстетики экзистенциализма
Эстетика постмодерна.
Анализ любого текста из разобранных на семинарских занятиях.
Анализ одного из разобранных кейсов (театр, кино, художественное произведение и др.).
9 Порядок формирования оценок по дисциплине
Оаудиторная - включает в себя устную работу на семинарах, доклады на семинарах, результаты письменных работ на семинарах Оконтрольная - включает в себя оценку за реферат
Оэкзамен - включает оценку за письменный зачет Отекущая = 0,5·Оаудиторная + 0,5·Оконтрольная ;
Оитоговая = 0,6·Отекущая + 0,4·Описьменный экзамен;
Орезультирующая = Оитоговая
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10.1Базовый учебник Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000.
Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М., 2012.
10.2 Основная литература
Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Сборник статей. Вып. 3. М., 1972.
Аристотель. Поэтика // Аристотель Соч. в 4-х т. Т.4 / Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. С. 645-680.
Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. М., 2008.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., Академия, 2004.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., Республика. 2006.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013.
Буало Н. Поэтическое искусство. М.: Художественная литература, 1957.
Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики // Новое литературное обозрение. 2002.№60.
Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. СПб., 2005.
Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. СПб.: Азбука-классика, 2004.
Гудмэн Н. Когда есть искусство? // Гудмэн Н. Способы создания миров. М., 2001.
Дидро Д. Парадокс об актере. Салоны // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1980.
Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3—4.
Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. В.П. Шестаков. СПб.: Алетейя, 2007.
Куренной В. Философия фильма: упражнения в анализе. М.: НЛО, 2009.
Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.-Э. Избранное. М.: Художественная литература, 1980.
Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Наука, 1980.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Фолио, 2000.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Фолио, 2000.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
Марквард Одо. Эпоха чуждости миру? К анализу современной действительности.//
Маркузе Г. Эрос и цивилизация // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002.
Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Пер. с нем. А.В. Михайлова // Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: Ad Marginem, 2001. С. 47-215.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., АСТ, 2008.
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., АСТ, 2008.
Отечественные записки, № 6 (15), 2003.
Семиотика города и городской культуры: Петербург. Труды по знаковым системам. 18. Тарту, 1984.
Словарь терминов Московской концептуальной школы. М., 1999.
Фрейд З. Недовольство культурой (любое издание)
Фрисби Д. Разрушение города: Социальная теория, мегаполис и экспрессионизм / Пер. с англ. Ирины Мюрберг // Логос. 2002. № 3—4
Фуко М. О начале герменевтики себя. Технологии себя. Минималистское «Я» / Пер. с англ. А. Корбута // Логос. 2008. № 2
Шестаков В.П. История эстетических учений. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М.: Искусство, 1980–1981
Дополнительная литература
Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М., 2007.
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.
Бакусев В.М. В земле человеческой: проблема культуры и творчество К.Г.Юнга // Юнг К.Г. Собр соч. в 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры М., 2003.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995.
Баткин Л.М. Неуютность культуры. Два способа изучать культуру // Баткин Л.М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1994.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
Бахтин Н.М. Антиномия культуры // Бахтин Н.М. Философия как живой опыт. Избранные статьи. М., 2008.
Башляр Г. Избранное: Поэтика грёзы. М., 2009.
Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993.
Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993.
Бенедикт Р. Модели культуры. М., 1995.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Предсмертные мысли Фауста. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков; М., 2002.
Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.
Берлин И. Джамбатиста Вико и история культуры // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.
Библер В.Г. На гранях логики культуры. М., 1991.
Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С.Н. Соч. в 2 томах. Т.2. Избранные статьи. М., 1993.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ, 1998.
Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978.
Васильева А.В. Ю.М. Лотман. М.; Ростов н/Д., 2005.
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.
Габричевский А.Г. Морфология искусства. М., 2002.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гайденко П.П. Философия культуры К. Ясперса // Вопросы литературы. 1979. № 9.
Гайденко П.П. Философская герменевтика. От Фр. Шлейермахера к Г. Гадамеру // Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997.
Гальцева Р.А. Западноевропейская культурология между мифом и игрой // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. Или // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М. – СПб., 2000.
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы: Морфология и история. М., 2004.
Гирц К. Путь и случай: Жизнь в науке // Новое литературное обозрение. 2004. № 70.
Гомбрих Э.Г. Амбивалентность классической традиции: психология культуры Аби Варбурга // Новое литературное обозрение. 1999. № 39.
Губман Б.Л. Современная философия культуры. М., 2005.
Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: Чего не может передать значение. М., 2006.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.
Даниель С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб., 2002.
Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Сов. Художник, 1984.
Делез Ж. Кино. М., 2004.
Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. М.: ПЕР СЭ, 2001.
Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997.
Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1998.
Диалог Тойнби – Икэда. Человек должен выбирать сам. М., 1998.
Доброхотов А.Л. Идейные контексты «Рождения Трагедии» // Доброхотов А.Л. Избранное. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2008.
Доброхотов А.Л.Данте. М., 1990.
Додельцев Р.Д. Концепция культуры З. Фрейда. М., 1989.
Долгов К.М. Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-и-Гасета // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.
Дубин Б. Слово – письмо – литература: Очерки по социологии современной культуры. М., 2001.
Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.
Зиммель Г. Из "Экскурса о социологии чувств" // Новое литературное обозрение. 2000. № 43.
Карельский А. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992.
Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
Кассирер Э. Философия символических форм. Тт. 1 – 3. М.-СПб., 2002.
Ким Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М. Лотмана: «иконичность», «пространственность», «мифологичность», «личностность». М., 2003.
Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980.
Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009.
Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. М.; СПб., 2006.
Комадорова И.В. Культура как социальный феномен в символической антропологии Л.А. Уайта. М., 2001.
Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
Крёбер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.
Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004.
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999.
Леви Дж. Опасности гирцизма // Новое литературное обозрение. 2004. № 70.
Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.
Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.
Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003.
Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003.
Малиновский Б. Проблема значения в примитивных языках // Культурология: Дайджест. № 1 (36). М., 2006.
Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.
Массовая культура: современные зарубежные исследования. М., 2005
Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.
Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М., 2004.
Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2000.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мёрдок Дж.П. Общий знаменатель культур // Культурология: Дайджест. № 1 (32). М., 2005.
Михайлов А.В. Обратный перевод. М., 2000.
Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.
Михайлов И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч. 1: 1914 – 1939. М., 2008.
Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М.: Республика, 1997.
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.
Розеншток-Хюсси О. Избранное. Язык рода человеческого. М.; СПб., 2000.
Скрипник К.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Умберто Эко. М.; Ростов н/Д., 2006.
Соболева М.Е. Философия символических форм Э. Кассирера. СПб., 2001.
Старобинский Ж. Действие и реакция. Жизнь и приключения одной пары. СПб., 2008.
Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М., 2007.
Степанов Ю.С. Культура // Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифотворчества. М., 1995.
Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и групп идей // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Фрейденберг О.Я. Миф и литература древности. М., 1978.
Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
Хейзинга Й. Homo Ludens // Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.
Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 тт. Т. 6. М., 1957.
Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003.
Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. №32.
Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004.
Элиот Т.С. Три значения понятия «культура» // Элиот Т.С. Избранное. М., 2002.
Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Юнг К.Г. Собр соч. в 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
Ямпольский М. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М., 2007.
Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого Режима. М., 2004.
Программные средства Электронные книги, базы данных в интернете
10.2Дистанционная поддержка дисциплины Студент может написать преподавателю письмо по электронной почте с уточняющими вопросами по курсу.
11Материально-техническое обеспечение дисциплины Используются визуальные средства, презентации, фильмы и интервью, художественная литература. |