Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка





Скачать 84.27 Kb.
НазваниеИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка
Дата публикации05.07.2015
Размер84.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Использование ИКТ на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся.

Рыжкова И. А.,

учитель английского языка

Следующие строки характеризуют процесс обучения с помощью компьютера:

Звук, цвет, изображение.
Перед тобой дисплей и мышь.
Какое это наслаждение,
Ты по-английски говоришь!
Учитель электронный светит,
С него не сводишь глаз.
Задай вопрос, и он ответит,
И будет повторять хоть сотню раз.
На экране - мир волшебный,
Управляемый тобой.
Ты не просто наблюдатель,
А участник и герой!

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.

Именно использование современных технологий позволяет сделать наши уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенны­ми по формам деятельности, значимыми по результатам.

“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:



Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность интерес мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и, если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее за­вершении (разрабатываю компьютерные уроки), подготовке дидактических ма­териалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

В процессе работы я использую нестандартные методы обучения: роле­вые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, «мозговые штурмы", круг­лые столы, которые развивают языковую компетенцию учащихся и их соци­ально активную позицию; творческие учебные задания на развитие навыков го­ворения, чтения, аудирования и письма; тестовые задания, помогающие осуще­ствлять контроль овладения умениями и навыками; проектную деятельность, тематические презентации, применяющиеся для развития самостоятельной по­исковой деятельности учащихся, в приготовлении которых учащиеся пользу­ются таблицами, плакатами и другим иллюстративным материалом, и, наконец, Интернет.

Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий яв­ляется поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает ак­тивно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащих­ся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности.

Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на СД и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или его отработке и проверке.

Использование ЦОР позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места для хранения. Кроме того, занятие можно проводить не только в специально оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в котором можно развернуть экран и видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).

Информационные и компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.

Каковы же реальные практические достоинства использования ИКТ на уроках английского языка?

Возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Для реализации всех достоинств использования ИКТ я создаю собственные компьютерные презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых должны быть адекватны целям обучения. Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики.

Грамматические упражнения увлекательными не назовёшь, да и подбор таких заданий в учебнике не всегда достаточен. И тут на помощь приходит компьютер. При изучении грамматики возможно анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы.

При изучении страноведческого материала наглядность незаменима, невозможно говорить о королеве Елизавете второй, не предоставив ее фотографию, знакомство с достопримечательностями страны должно сопровождаться их изображениями. Привлекает учащихся и такие уроки, как «уроки – путешествия», и на карте города они могут рассмотреть любую достопримечательность.

Программа «Professor Higgins», к которой я в своей работе часто прибегаю, включает в себя грамматические явления, изучаемые в 5-9 классах. Причем все грамматические разделы проверяются – открывается окно с заданиями, выполнив которые, вы увидите свою оценку. Упражнений много, и уровень сложности идет по нарастающей. Учитель может найти каждому ученику задания по силам, что является хорошим стимулом в работе. Все упражнения можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся.

Для обучения разговорной речи часто использую на своих уроках звуковые пособия к учебникам, например, Eurotalk. На этих дисках рассматриваются различные разговорные ситуации по темам «Your life”, “Activities”, “Free time”, “Food”, “Home”, “City life”, “People”, “Day to day”, “Culture”, “Learning”, “Ambitious” и т.д. Диски Eurotalk применяются для индивидуальной отработки материала. Наиболее интересным предоставляется возможность выдавать учащимся «международный сертификат», так как при наборе определенного количества очков программа (при наличии принтера) отпечатывает сертификат на занесенную в программу фамилию даже с подписями руководителей Eurotalk.

На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателям иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги. Приведем примеры сайтов.

Использование World Wide Web сайтов помогают развивать межкультурную компетенцию учащихся. Cайт City Net (http://www.city.net/) делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на изучаемом языке.

Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для того чтобы узнать, где и какие существуют газеты, можно предложить учащимся посетить страничку MEDIA LINKS, предлагающую ссылки к множеству изданий.

Помимо использования компьютерных обучающих программ и материалов Интернета на своих уроках стараюсь максимально призывать учащихся включаться в творческий подход к обучению. По окончании работы по определенной теме прошу ребят на компьютере приготовить творческую работу, используя программы “Power Point”, “Excel” или просто “Word”. Так учащиеся предоставляют свои брошюры, буклеты, презентации или просто рефераты и проекты, которые представляют на уроках.

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Отмечая все положительные стороны использования ИКТ для развития познавательной активности учащихся, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики.

Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произношения, нет альтернативы работе в группах и парах на уроке для обучения общению в учебно-речевых ситуациях.

Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности на уроках английского языка
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование опыта «Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка»
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconПрименение икт на уроках английского языка
Нигманова Галина Васильевна, г. Томск, маоу гимназия №56, учитель английского языка
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconМетоды активного обучения на уроках английского языка Учитель английского...
Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconПовышение познавательной активности учащихся на уроках английского...

Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconИспользование смарт-доски на уроках английского языка
Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconТема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на...
Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconТелекоммуникационные проекты как средство формирования у учащихся...
Князькова Ирина Васильевна, учитель английского языка высшей категории, отличник профессионального образования
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка icon«Страна удивительных открытий»
Моу «Жужгесская сош» состоялся семинар учителей английского языка по теме «Использование интернет -ресурсов на уроках английского...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconПрограмма краткосрочного повышения квалификации «Использование информационно-коммуникационных...
Икт для совершенствования навыков и умений студентов в освоении английского языка
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconУчитель английского языка
«Интегрированные уроки, как средство формирования полисистемных знаний о языке и окружающем мире»
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconНа уроках английского языка
Пантилеева Екатерина Сергеевна, мбоу «Красномаяковская сош» учитель английского языка
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconПолезные интернет-ресурсы для учителей английского языка
Справочник по грамматике английского языка. А также: Форум для изучающих английский язык Репетиторы английского языка Курсы английского...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconИнновационного педагогического опыта
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся. Рыжкова И. А., учитель английского языка iconБуркова Екатерина Николаевна учитель английского языка высшей квалификационной категории
Техника графических способов представления информации на уроках английского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск