Скачать 257.34 Kb.
|
Выборы 2006 года в средствах массовой информации: репрезентация партий и возможные случаи скрытой рекламы Описание методологииРига, 5 июля 2006 г. I. Краткое описание проектаПроект "Выборы 2006 года в средствах массовой информации: репрезентация партий и возможная скрытая реклама" -- составная часть проекта "Открыто о финансах на выборах в Сейм 2006 года". Цель проекта - улучшить качество политического процесса путем усиления влияния гражданского общества, повышения ответственности партий перед избирателями и содействия осознанному выбору избирателя. Проект включает в себя два основных направления анализа: контроль за расходами политических партий и анализ отображения деятельности партий в СМИ. Эта методология поясняет, как будет проходить анализ отображения партий в СМИ. Значение СМИ в отражении предвыборной кампанииСредства массовой информации – главный источник информирования избирателя о политических партиях в предвыборный период. Доверие общества СМИ очень высоко1. Поэтому проект ставит своей целью добиться по возможности более широкого и объективного отображения партий в СМИ. Авторы проекта осознают, что проведение подобного мониторинга может побудить некоторые СМИ воздержаться от отображения политических партий. Это было бы крайне нежелательным побочным эффектом проекта, поэтому следует надеяться, что СМИ выработают свои принципы отображения партийных предвыборных кампаний и, придерживаясь их, будут широко отображать деятельность партий и кандидатов в депутаты. Поскольку аудитория доверяет СМИ и они могут оказывать существенное влияние на общественную мысль, нередко залог успеха партий обеспечивается именно созданием положительного образа. В Латвии существует практика рекламировать партии не в открытую, а подавая рекламные материалы партий как подготовленные редакцией, созданные в интересах аудитории материалы, таким образом вводя общество в заблуждение. Создатели проекта осознают, насколько важна позиция каждого СМИ, отстаиваемые им ценности и возможность высказать свое мнение по поводу достоинств или недостатков партий, и все же политика издания не может вступать в противоречие с необходимостью предоставлять своей аудитории и избирателям всестороннюю, сбалансированную информацию о разных партийных программах, идеях и кандидатах. В понимании проекта качественная журналистика в самом широком смысле -- это публикация правдивой и проверенной информации, всесторонее, объективное, нейтральное и неискаженное изложение фактов, ясность и недвусмысленность материала, критическое отношение к источникам иформации и наглядное отделение подготовленных редакцией новостных материалов от комментариев и мнений. В проекте допускается, что владельцы и руководители СМИ, осознавая особую миссию и ответственность СМИ, не поручат журналистам готовить материалы, не отвечающие вышеупомянутым стандартам профессиональной журналистики, и сочтут таковые нарушением профессиональной этики, разрушающими престиж профессии и снижающие доверие аудитории. Авторы проекта верят, что, несмотря на коммерческий диктат и зависимость от влияния и интересов рекламодателей, СМИ все же должны стоять на страже интересов общества, предоставляя обществу объективную и разнообразную информацию о политических процессах и давая аудитории неискаженное представление о политических деятелях, актуальных вопросах и проблемах. Принимая это во внимание, а также уважая мнение СМИ, создатели проекта в этом году призывают каждое средство массовой информации поделиться информацией о своей политике в предвыборный период: о принципах отображения деятельности партий, специфических рубриках, форматах дискуссионных передач, других элементах. Такой подход позволит оценить репрезентацию партий в СМИ и возможные случаи скрытой рекламы, принимая во внимание особенности работы СМИ и более широкий контекст. Предыдущий опытАнализ отображения в СМИ деятельности партий делался неправительственными организациями в трех предыдущих проектах — перед выборами самоуправлений 2001 года, перед выборами в 8-й Сейм (Фонд Сороса Латвия и Общество за открытость Delna) и перед выборами самоуправлений 2005 года. Под влиянием проекта в 2002 и 2005 году объемы скрытой рекламы заметно сократились. СМИ стали более правдивыми перед лицом своих аудиторий – они обозначали оплаченные материалы соответствующим образом и воздерживались от публикации скрытой рекламы. На многих выездных семинарах в ходе предыдущих проектов представители региональных СМИ отмечали, что проект дает им возможность яснее осознать свой вклад в предвыборный период, и его результаты позволяют оценить работу коллег в других СМИ, ибо доклады проектов до сих пор были единственной систематической оценкой роли СМИ в отображении предвыборных кампаний (см.результаты проекта http://www.politika.lv/index.php?id=104832&lang=lv). Приняв во внимание опыт предыдущих проектов, сделав выводы из конструктивной критики и исправив ошибки, была выработана методология проекта. Она отвечает необходимости вовлечь в ход проекта экспертов СМИ, руководителей СМИ и журналистов, а так же подготовить продуманный и обоснованный итоговый доклад проекта, который отвечал бы существующим особенностям среды СМИ. Эти и другие соображения были приняты во внимание в ходе проекта мониторинга скрытой рекламы перед выборами в самоуправления 2005 г., в ходе которого удалось воплотить большую часть необходимых улучшений. Итоговый доклад этого проекта в разных аудиториях был оценен как содержательно интересный (http://www.politika.lv/index.php?id=6780). В этом докладе рассматривались и анализировались удачные примеры отображения партий в различных периодических изданиях, а так же включены комментарии руководителей СМИ о возможных случаях скрытой рекламы. Компоненты проектаПо сравнению с проектами, осуществленными в предыдущие годы, когда в предвыборный период идентифицировались и анализировались возможные случаи скрытой рекламы в СМИ, этот проект, под влиянием перемен, происходящих в латвийском информационном пространстве, будет содержать анализ репрезентации (отображения) партий в газетах, на телеканалах, в радиопрограммах и на интернет-порталах. Конкретной целью проекта является анализ и учет возможных случаев скрытой рекламы в СМИ. Одновременно с этим в рамках этого проекта будет фиксироваться позиция каждого средства массовой информации в отношении определенных партий и их кандидатов в депутаты, частота появления партийных представителей в каждом СМИ и оценка их деятельности в новостях, очерках и репортажах. Наряду с анализом такого явно выраженного отношения СМИ в ходе проекта будет поставлена задача изучить, является ли позиция СМИ в отношении событий, инициированных партиями, лишь реактивной — то есть идут ли они на поводу у партий, участвуя в их кампаниях по созданию имиджа, либо же в подготовке к выборам СМИ реализуют собственную программу отображения деятельности партий, задавая в своих публикациях существенные для избирателей вопросы и пытаясь разрешить важные для аудитории проблемы. За два месяца до выборов в Сейм 2006 года в рамках проекта начнется мониторинг СМИ с целью выявления так называемой скрытой рекламы. Анализ отображения СМИ деятельности партий будет проводиться с 7 августа по 7 октября 2006 г. В ходе проекта будут подвергнуты анализу все материалы СМИ ( на региональных и национальных телеканалах, на радио, в региональной и национальной прессе и на наиболее популярных интернет-порталах), в которых будут появляться политические партии или кандидаты в депутаты, и, согласно этой методологии, будут отбираться случаи, отвечающие признакам т.наз. скрытой рекламы. Анализ отображения деятельности партий в СМИ на телевидении и радио на основе этой методологии будут осуществлять представители компании TNS, специализирующейся на анализе СМИ. TNS будет заниматься отбором материалов региональной и национальной прессы, которые затем будут анализироваться в группах из 14 студентов под контролем Руководителя проекта и Ответственных за мониторинг русской прессы. В ходе проекта будет действовать рабочая группа журналистов. Все СМИ, деятельность которых станет предметом анализа, будут приглашены к тому, чтобы делегировать в эту группу своих представителей. Рабочая группа журналистов рассмотрит и сможет прокомментировать методологию проекта и в ходе проекта, раз в месяц будет заниматься рассмотрением и комментированием отобранных случаев возможной скрытой рекламы. Связь скрытой рекламы с финансами партийВ ходе проекта « Открыто о финансах на выборах в Cейм 2006 года» ведется независимый учет денежных средств, потраченых политическими партиями на предвыборную агитацию. Согласно поправкам к Закону о финансировании политических партий, которые вступили в силу в феврале 2005 года, политические партии в ходе своей предвыборной кампании имеют право тратить не более 0,20 Ls на одного избирателя, обладающего правом голоса. Это означает, что, баллотируясь во всех избирательных округах, партии в сумме могут потратить 270 000 латов. Путем подсчетов расходов партий проект позволит сделать независимые прикидки того, соблюдали партии ли эти ограничения, и сделать выводы об истинных размерах затрат. С помощью этих цифр можно получить сведения лишь об официально предъявленных и официально затраченных средствах. Как показывает опыт предыдущих выборов, часть финансовых средств, находящихся в распоряжении партий, тратится на прямую оплату благоприятных откликов или так называемой скрытой рекламы. Скрытая реклама — очень действенный инструмент предвыборной агитации, так как она преподносится в виде обычного материала в газете, на радио или телевидении. Доверие общества средствам массовой информации высоко. Избиратель не опознает в скрытой рекламе желания политика с помощью денежных средств выставить себя в выгодном свете или очернить другую партию, а считает ее независимой журналистской работой и верит ей. Из этого можно сделать вывод, что многие партии могут стремиться использовать скрытую рекламу, поскольку скрытая реклама позволяет обойти финансовые ограничения предвыборной агитации и дает возможность создавать эффективную положительную или негативную репутацию. Это означает, что полную финансовую картину предвыборных кампаний невозможно получить, анализируя лишь официальные отчеты партий и учитывая только официально обозначенные в средствах массовой информации рекламные объявления политических партий. По этой причине в проекте внимание обращается и на вопросы возможной скрытой рекламы с целью идентифицировать в средствах массовой информации случаи, которые создают впечатление потоков нелегальных денег. Одновременно создатели проекта осознают, что методология проекта не позволяет подсчитать объем финансов, потраченных на размещение скрытой рекламы, а лишь идентифицировать случаи, в которых, согласно с критериями этой методологии, усматриваются признаки скрытой рекламы. II. Методология проектаСкрытая рекламаОпределение скрытой рекламыНа данный момент не существует закона, который содержал бы определение скрытой политической рекламы, однако в действующем Законе о радио и телевидении сказано, что «скрытая реклама есть такое изображение в рекламных целях товаров, услуг или названия, фирменного знака и деятельности производителя товаров и услуг в звуке или образе, которое по сути может ввести в заблуждение аудиторию. Такое изображение считается созданным умышленно, особенно если за него получена плата либо какое-то другое вознаграждение». Из этого закона следует, что скрытая реклама
Однако в связи с этим определением возникает проблема с тем, что данное описание скрытой рекламы относится только к вещательным организациям и сфере коммерческих услуг. В законе о радио и телевидении также определены критерии, какой должна быть преподносимая аудитории информация: 1). Новостные передачи должны быть обективными и отображать новости нейтрально (п.3. ст.3 закона); 2). Общественные вещательные организации должны предоставлять всем общественным группам разнообразные и взвешенные программы, которые состоят из информативных, образовательных и развлекательных передач; 3) Общественные вещательные организации должны обеспечивать свободу информации и самовыражения, объективность и разнообразие передач (п.5 ст.2) 4). Вещательные организации отвечают за то, чтобы факты и события отражались в передачах честно, объективно и всесторонне, в соответствии с общепринятыми принципами журналистики и этики. 5) Комментарий должен быть отделен от новостей, к тому же, должен быть указан автор комментария (п.17 ст.2). В понимании проекта скрытая реклама — это рекламирование политических партий, кандидата в депутаты, названия партий, взглядов или логотипа, либо рекламирование ее деятельности без соответствующего оформления материала и преподнесения его в виде обычной газетной статьи, радио/ТВ передачи, с целью преумножения или же уменьшения популярности какой-либо политической силы. Под словом «рекламирование» в проекте понимается оплаченное либо как-то иначе поощренное публичное сообщение о деятельности или взглядах какой-либо партии, объединения партий или кандидата, либо демонстрация названия или логотипа этой политической организации, объединения или имени кандидата с целью увеличения или уменьшения их популярности. В рамках проекта невозможно констатировать конкретный факт денежного или иного вознаграждения, поэтому проект предлагает анализ конкретных статей в прессе и сюжетов на ТВ и радио. На основе определенных в рамках проекта критериев скрытой рекламы будут отбираться статьи и сюжеты, которые производят впечатление возможной скрытой рекламы. В рамках проекта не будут анализироваться комментарии, отделенные от новостного материала, в которых газетные редакции или иные авторы излагают свое мнение. Материалы, производящие впечатление скрытой рекламы1) Низкий профессионализмСоздатели проекта осознают, что материалы, отвечающие критериям скрытой рекламы, могут быть результатом низкого профессионализма журналиста, а не конкретного тайного соглашения или сделки. Поэтому в выборку случаев скрытой рекламы могут попасть материалы, появившиеся в результате недостаточного опыта в рамках качественной журналистики. Хотя зачастую в Латвии подчеркивается, что нет и не может быть единых стандартов журналистского профессионализма, исследователи Илзе Шулмане и Сергей Крук признают, что «анализ журналистских кодексов разных стран подтвердил , что существуют общие основные принципы этой деятельности даже в странах с различными политическими обстоятельствами и традициями»2. В понимании проекта качественная журналистика -- это публикация правдивой и проверенной информации, всесторонее, объективное, нейтральное и неискаженное изложение фактов, ясность и недвусмысленность материала, критическое отношение к источникам иформации, новости, наглядно отделенные в содержании газеты от комментариев. Эти признаки включены в критерии скрытой рекламы. В ходе проекта предполагается, что журналист-профессионал откажется готовить материал, который не соответствует вышеупомянутым стандартам качественной журналистики, и посчитает это нарушением професииональной этики, подрывающим престиж профессии и снижающим доверие аудитории, то есть журналист-профессионал сочтет размещение скрытой рекламы нарушением профессиональной этики. 2) Давление или влияние.Создатели проекта осознают, что материал СМИ может содержать признаки скрытой рекламы, поскольку он был создан согласно требованию владельца или редактора СМИ выставить в положительном или отрицательном свете какую-либо политическую силу. Авторы проекта надеются, что сама возможность попасть под контроль мониторинга скрытой рекламы может стать основанием для того, чтобы журналисты отказались бы от подготовки такого материала, подрывающего как их личную репутацию, так и доверие к их СМИ. 3) «Партийность»Создатели проекта также осознают, что материал скрытой рекламы может быть создан под влиянием партийных симпатий журналиста или желания оказать личную поддержку конкретной политической силе. Такая партийность нарушает основные принципы профессиональной журналистики и, по убеждению создателей проекта, не допустима в материале СМИ, который не является комментарием. Критерии распознавания скрытой рекламы
* Отвечает ли принципу сбалансированности, когда в передачах/статьях появляются кандидаты в депутаты от разых партий. Новость -- краткая, сбалансированная, основанная на фактах информация, отвечающая т. наз. ценностным новостным критериям, носит актуальный характер, содержит аспект новизны и намечает наглядный поворот в русле обычного информационного потока, Интервью -- такой разговор репортера с одним лицом, в ходе которого интервьюируемое лицо сообщает факты и информацию, высказывает собственное мнение, делится размышлениями. Отражение такого разговора в медийных форматах различного типа. Дискуссии -- обсуждение определенной темы (тем) в кругу приглашенных лиц, углубленный разговор на определенную тему с учетом мнений разных сторон. Теле-/радио игра -- развлекательный теле- или радиопродукт, на заданную тему в заданном формате -- несколько участников, соревнующихся в индивидуальном или командном порядке за присвоение какого бы то ни было титула, приза, количества очков и т.д. Теле-/радио ток-шоу -- информационные или развлекательные передачи, содержащие информационно-развлекательные признаки (infotainment), ведущие которых, как правило, -- популярные в обществе телезвезды. На ток-шоу несколько участников в аналитической или развлекательной форме обсуждают какую-дибо проблему либо на основе собственного опыта и разнообразия мнений раскрывают различные проблемы в обществе, взаимоотношениях людей, характерах и т.п. Очерк -- статьи/сюжеты, углубленно и с разных точек зрения отражающие какое-либо событие, проблему либо личность человека в информационном, аналитическом или развлекательном ключе. Методология определения репрезентации партий в СМИЧтобы определить, какое отражение получают партии в газетах и журналах, будет проводится контент-анализ прессы (всех статей, где есть упоминание партии или кандидата) по следующим категориям:
а) программа партии; б) мероприятия партии; в) информация о кандидатах как о личности;
а) в основе материала, подготовленного редакцией, положен лишь материал о мероприятии, подготовленный партией; б) инициатива журналиста: интервью с избирирателями/вопросы о программе партии/проделанной работе.
Чтобы определить, как партии представлены в теле- и радио передачах, будет проводится контент-анализ содержания ТВ/радио (передач/сюжетов/шоу/игр, где есть упоминание партии или кандидата) по следующим категориям:
1). инициатива редакции а) программа партии; б) мероприятия партии; в) информация о кандидатах как о личности; 2). реакция на созданное партией событие а) в основе материала, подготовленного редакцией, положен лишь материал о мероприятии, подготовленный партией; б) инициатива журналиста: интервью с избирирателями/вопросы о программе партии/проделанной работе.
3). дискуссия, 4). репортаж, 5). ток-шоу, 6). телеигра, 7). другой. 8. Отношение, высказываемое в передаче/сюжете:
9. Чье мнение высказывается в статье/источник информации:
10. Объект отношения:
Как при помощи контент-анализа будет определено положительное, нейтральное или отрицательное отношение СМИ к партиям или кандидатам? Анализируя публикации в прессе (новости, очерки, дискуссии, репортажи, аналитические статьи, интервью), в которых упоминается некая партия или кандидат в депутаты, исследователи будут фиксировать те части текста, в которых разными источниками высказываются факты, отношение или мнение о партии или кандидате. При анализе и учете каждой такой составной части текста будет определено, какой тип отношения она содержит: положительный, отрицательный или нейтральный. Таким образом, единица исследования — это часть текста. Подсчитав объем текста, в котором высказывается положительное, отрицательное или нейтральное отношение, можно будет определить, какие партии/кандидаты в изданиях прессы в целом (такое же сравнение можно сделать и для каждого конкретного издания) были чаще всего отражены в положительном, отрицательном или нейтральном ключе. Фиксируя, кому принадлежит высказывание (его источник) и объем каждого источника в отдельных частях текста, можно более объективно и точно определить отношение средства массовой информации к партии или кандидату, чем анализируя отношение в общем. В свою очередь, при анализе ТВ и радио передач, в которых будет появляться партия или кандидат, там, где это возможно, будет фиксироваться общее отношение , высказанное в сюжете, передаче, игре, шоу и т.д. Таким образом единицей исследования будет передача или сюжет в целом. Команда, реализующая проект
Х |
Газеты | Бизнес и Балтия, Час, Диена (включая приложения/журналы: “Изклайде”, “Сестдиена”) (лат.), Диенас Бизнес (включая приложения /журналы “Импульс”)(лат.), Коммерсант Болтик Дейли, Латвияс Авизе (включая приложения /журналы “Маяс Виесис”)(лат.), Латвияс Вестнесис (лат.), MK – Латвия, Неаткарига Рита Авизе (включая приложения: “Мая”, “Атпута.ТВ”, “Мэс”) (лат.), Ригас Балсс (лат.), 7 Секретов, Суббота (включая приложение “Телепрограмма”), Телеграф, Программа телевидения (лат.), Вакара Зиняс (лат.), Вести, Вести Сегодня (включая приложение “ТВ программа”), 5 мин (лат.), Ритдиена (лат.) Алукснес Зиняс (лат.), Аусеклис (лат.), Баускас Дзиве (лат.), Брива Даугава (лат.), Брива Даугава (рус.), Динабург Сегодня, Друва(лат.), Дрикстеле (лат.), Эзерземе (лат.), Яунайс Вестнесис (лат.), Курсас Лайкс (лат.), Курземес Вардс( лат.), Курземес Вардс (рус), Курземниекс (лат.), Латгалес Лайкс (лат.), Латгалес Лайкс (рус.), Лиесма(лат.), Лудзас Земе, Малиенас Зиняс (лат.), Миллион, Наша Газета, Неаткарига Тукума Зиняс (лат.), Новадниекс (лат.), Новая газета, Огрес Вестис (лат.), Огрес Зиняс (лат.), Панорама Резекне, Резекнес Вестис (лат.), Ригас Апринька Авизе (лат.), Салдус Земе (лат.), Сейчас, Стабурагс (лат.), Старс (лат.), Талсу Вестис (лат.), Тукума Зиньотайс (лат.), Вадугунс (лат.), Вентас Балсс (лат.), Земгале (лат.), Земгалес Зиняс (лат.), Зиемельлатвия (лат.), Банга (лат.), Дундадзниекс( лат.), Иецавас Зиняс (лат.), Яунайс Вестнесис (лат.), Лудзас Земе (лат.), Новадниекс (лат.), Реклама Пиектдиенас(лат.), Вентас Балсс, Резекненские Вести, Эзерземе(лат.), Юрмалас Зиняс (лат.), Руийенас Вестнесис (лат.). |
Журналы | Апелсинс (лат.), Цопес Лиетас (лат.), Космополитен (лат.), Дарза Пасауле (лат.), Ева и Адам, FHM (лат.), Иева (лат.), Капиталс (лат.), Клубс (лат.), Лилит, Люблю, Мая & Дарзс (лат.), Латвияс Паста Журналс (лат.), Мертис (лат.), Мусмайас (лат.), Неделя (лат.), Пастайга (лат.), Патрон, Привата Дзиве (лат.), Ригас Лайкс (лат.), Ригас Вильни (лат.), Лаймига Программа (лат.), Санта (лат.), Сиевиете (лат.), Сиевиетес Пасауле (лат.), Счастливые люди, Уна (лат.), Веселиба, ЖЗЛ, Република.lv (лат.) |
Радиовещательные организации | Латвийское Христианское Радио, Латвийское Радио 1 (ЛР1), Латвийское Радио 2 (ЛР2), Латвийское Радио 4 – Домская площадь (ЛР4), Радио SWH, Радио SWH+, Сконто, Star FM, Радио ПИК Латвийское телевидение 1 канал (ЛТВ1), Латвийское телевидение 7 канал (ЛТВ7),, Латвийское независимое телевидение (ЛНТ), ТВ5 Рига (ТВ5), ТВ3, ТВ 3+, Первый Балтийский Канал (ПБК) |
Интернет-порталы | www.delfi.lv, www.delfi.ru, www.apollo.lv, www.tvnet.lv |
1. Возможность комментировать методологию проекта | После рассмотрения и совершенствования методологии в консультативной рабочей группе она будет разослана всем СМИ, которые станут предметом мониторинга, с приглашением высказать свои комментарии. |
2. Вовлечение журналистов | Всем СМИ будет послано приглашение делегировать журналистов в рабочую группу журналистов. Рабочая группа журналистов будет встречаться раз в месяц во время мониторинга скрытой рекламы, чтобы рассмотреть и обсудить случаи возможной скрытой рекламы. |
3. Дискуссия с участием СМИ | По окончанию проекта. Дискуссия о сделанных выводах. |
4. Дискуссия с участием русскоязычных СМИ. | По результатам мониторинга скрытой рекламы на выборах самоуправлений 2005 г. стало очевидно, что объемы скрытой рекламы заметно снизились в латышских СМИ, в то время как в русских такое снижение было менее заметным. |
План проведения Всероссийской информационной кампании против насилия... В средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации на территории | Памятка редколлегии для работы над выпуском. Положение о школьных... Выдержка из Закона «О средствах массовой информации». Права и обязанности журналиста | ||
С. А. Рыбаковой Управление образования администрации Павловского... Мероприятий по проведению информационной кампании против насилия и жестокости в средствах массовой информации и других средствах... | О ходе реализации программы развития конкуренции в Ейском районе... Организация сбора, анализа и публикации информации (в средствах массовой информации, сети "Интернет") о региональных рынках, потребностях... | ||
Доклад правоприменения Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года... Федерального закона РФ от 27. 12. 1991года №2124-1 "О средствах массовой информации" (апрель 2012 год) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выпуск статей в средствах массовой информации, школьной газете о подготовке и проведении мероприятий в рамках Года культуры | ||
Информация о публикациях материалов специалистов оу г. Челябинска... Формы работы в организации образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, видами деятельности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Периодически в нашей стране возникает волна интереса к отсутствующей школьной форме. Перед началом учебного года во многих средствах... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральная регистрационная служба РФ. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"... | Массовой информации Стилей речи, изучение системы жанров pr-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В последнее время в средствах массовой информации много говорят и пишут о значении экологии, о необходимости организации работы по... | Литература Конституция РФ 1993г. М., 2003г В конце 2004 начале 2005 года в нашей области пройдут выборы глав муниципальных образований, а затем и выборы депутатов представительных... | ||
Отчет о деятельности областного государственного автономного учреждения,... Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева» | Доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области «О... Министерства здравоохранения Московской области, органов местного самоуправления, общественных объединений защиты прав пациентов,... | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине... Целью курса является формирование у студентов понимание основ массовой информации, функционирования конкретных средств ее распространения... | Теория и практика массовой информации Политическая история российских сми. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Роль сми... |