Скачать 141.8 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Факультет математики, информатики и физики Кафедра теории и методики обучения математике и информатике Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению ЭОР. Реферат Выполнила: студентка филологического факультета, гр. ФЛ-РЛБ-13 Королёва Татьяна Владимировна Научный руководитель: Махонина Анжела Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Волгоград, 2014 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ…………………………..5 1.1. Определение «электронный образовательный ресурс»…………………..5 1.2. Классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР)…………6 ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ………………………11 2.1. Дидактические требования к созданию и применению ЭОР ...................11 2.2. Организационные требования к созданию и применению ЭОР …..…….13 2.3. Технические требования к созданию и применению ЭОР.………………15 Заключение……………………………………………………………………….17 Список использованной литературы…………………………………………...18 Введение. В наше время компетентность педагога связана со знанием и применением компьютерной техники, информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; соблюдением норм информационной безопасности общества и личности. Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям коммуникационных технологий новое развитие. Наиболее распространённым типом использования информационных технологий непосредственно в учебном процессе является электронный образовательный ресурс. Чтобы обеспечить информационную безопасность и полномасштабное функционирование электронного образовательного ресурса педагог должен знать ключевые требования к созданию и применению таких ресурсов. Этим и объясняется актуальность данной работы. Цель работы – исследовать основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов, а именно дидактические, организационные и технические. Поставленная цель обусловила следующие задачи:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ
Понятие электронных (или иначе – цифровых) образовательных ресурсов является фундаментальным понятием в терминологической базе информационных технологий образования. На основании достаточно понятных и широко употребляемых терминов построим определение интересующего нас понятия. Цифровой – представленный в виде последовательности цифр( чисел ). В настоящее время при стремительном развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео и др. Основной отличительной характеристикой электронных образовательных ресурсов и является их цифровой характер, т.е. они должны быть представлены в цифровом виде. Образовательный – направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования. Ресурс, по определению толкового словаря, – средство, к которому обращаются в необходимом случае. Следовательно, образовательный ресурс можно определить как:
Получим отсюда необходимое нам определение. Итак, электронный (цифровой) образовательный ресурс (ЭОР) – это учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде.
На данный момент общепринятой классификации образовательных ресурсов не существует. Это создает определенные проблемы при их каталогизации. Но, тем не менее, существуют различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, принятые и в российской, и в международной практике. По Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 различают следующие виды ЭОР:
Существуют и иные классификации электронных образовательных ресурсов. Электронный образовательный ресурс, может иметь следующие виды:
По знаковой природе информации электронные образовательные ресурсы можно разделить на:
По целевому назначению электронные образовательные ресурсы можно классифицировать следующим образом:
По технологии распространения электронные образовательные ресурсы делятся на:
По характеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса выделяют следующие ЭОР:
По периодичности различают такие электронные образовательные ресурсы, как:
По наличию печатного эквивалента электронные образовательные ресурсы могут быть представлены в виде:
По структуре различают ЭОР:
По жанру следует различать:
По функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе, выделяют их следующие разновидности:
На наш взгляд, последняя классификация является оптимальной с позиций структурирования целей и задач, а также определения структурных функциональных составляющих (подразделений) службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения. ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Чтобы ЭОР могли полноценно функционировать в учебном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы и главные требования к созданию и применению таких ресурсов. Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным ресурсам:
Обратимся к рассмотрению наиболее существенных из них, имеющих принципиальное значение для создания и применения ЭОР. Это дидактические, организационные и технические требования. 2.1. Дидактические требования к созданию и применению ЭОР Современные ЭОР базируются на дидактических принципах и правилах, принятых и в традиционном обучении, т.е. на принципах наглядности, интерактивности, практической ориентированности, доступности, научности изложения материала, модульности и вариативности изложения, методических требованиях. Принцип наглядности. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Поэтому на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео- и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие. Принцип интерактивности. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти. Принцип практической ориентированности. В ЭОРе должны быть представлены учебные модули практической направленности: практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося. Принцип доступности. Методика изложения материала в ЭОРе (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно. Принцип научности изложения материала. Содержание курса должно опираться на новейшие представления наук, которые интегрированы в ЭОРе, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий. Принцип последовательности изложения. Логика содержания курса, представленного на ЭОРе, должна позволять вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок должна предоставлять возможность инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации. Принцип модульности и вариативности изложения. Материал, представленный на ЭОРе, должен быть разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения. Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Методические требования к ЭОР предполагают необходимость:
Таким образом, ЭОР должны представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. 2.2. Организационные требования к созданию и применению ЭОР Организационный компонент связан с компетентностью педагога в научной организации труда, т.е. с использованием в самостоятельной педагогической и исследовательской деятельности как традиционных технологий представления и поиска информации, так и разнообразных электронных средств. Сюда можно отнести и эргономический и эстетический подход к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий для работы, грамотный подход к организации и оснащению автоматизированного рабочего места педагога, правила техники безопасности. Назовём основные организационные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов:
2.3. Технические требования к созданию и применению ЭОР Для эффективного использования ЭОР в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические параметры. Поэтому рассмотрим основные технические требования, предъявляемые к их созданию и применению. Основные технические требования к созданию и применению ЭОР таковы:
Заключение Уроки с использованием ЭОР, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применять компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. Можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий, в том числе и ЭОР, позволяет:
Список использованной литературы
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе: Учебное пособие для преподавателей и... | Об учебно-методическом комплексе и Ооп бакалавриата, магистратуры и специалитета в соответствии с фгос впо, определяет дидактические, методические и технические требования... | ||
Технические требования к оборудованию Оборудование должно поставляться в комплекте с эксплуатационно-технической документацией (технические описания, руководства по эксплуатации,... | Организационные технические мероприятия Устройство и принципы действия электродвигателя с коткозамкнутым ротором и его подключение | ||
Технические требования Требования данных тт распространяются на все макрорегиональные филиалы ОАО «Ростелеком» | Методические и организационные аспекты использования пмк модели организации... Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой... | ||
Реферат Информационные технологии в геодезии и дистанционном зондировании Технические средства (требования: мобильные Технические средства, пригодные для работы в поле: по защищённости от внешних воздействий(перепады... | Основные эргономические требования к созданию мультимедийных обучающих презентаций Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования (эргономические)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические, дидактические и технические условия реализации программы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические, дидактические и технические условия реализации программы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Аннотация программы учебной дисциплины «Интеллектуальные системы» Целью дисциплины является подготовка магистров к созданию и применению интеллектуальных автоматизированных информационных систем | ||
План урока теоретического обучения Оснащение урока:( перечисляются необходимые материалы, дидактические и технические средства обучения, наглядные пособия) | Общие технические требования к текстовой части выпускной квалификационной... Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе | ||
Урок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию... Знакомство с историей возникновения кинематографа в России, с известными актерами, продюсерами и режиссерами | Технические требования на вынос электросетей ОАО «оэк» 20 кВ и ниже |