Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор





Скачать 141.8 Kb.
НазваниеДидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор
Дата публикации12.08.2015
Размер141.8 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет математики, информатики и физики

Кафедра теории и методики обучения математике и информатике

Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению ЭОР.

Реферат

Выполнила:

студентка филологического факультета,

гр. ФЛ-РЛБ-13

Королёва Татьяна Владимировна

Научный руководитель:

Махонина Анжела Анатольевна,

кандидат педагогических наук,

доцент

Волгоград, 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ…………………………..5

1.1. Определение «электронный образовательный ресурс»…………………..5

1.2. Классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР)…………6

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ………………………11

2.1. Дидактические требования к созданию и применению ЭОР ...................11

2.2. Организационные требования к созданию и применению ЭОР …..…….13

2.3. Технические требования к созданию и применению ЭОР.………………15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...18

Введение.

В наше время компетентность педагога связана со знанием и применением компьютерной техники, информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; соблюдением норм информационной безопасности общества и личности.

Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям коммуникационных технологий новое развитие.

Наиболее распространённым типом использования информационных технологий непосредственно в учебном процессе является электронный образовательный ресурс.

Чтобы обеспечить информационную безопасность и полномасштабное функционирование электронного образовательного ресурса педагог должен знать ключевые требования к созданию и применению таких ресурсов. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Цель работы – исследовать основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов, а именно дидактические, организационные и технические.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

  • определить понятие «электронный образовательный ресурс»;

  • привести различные классификации электронных образовательных ресурсов;

  • ознакомиться с дидактическими требованиями к созданию и применению электронных образовательных ресурсов;

  • ознакомиться с организационными требованиями к созданию и применению электронных образовательных ресурсов;

  • ознакомиться с техническими требованиями к созданию и применению электронных образовательных ресурсов.


ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ

    1. Определение «электронный образовательный ресурс»

Понятие электронных (или иначе – цифровых) образовательных ресурсов является фундаментальным понятием в терминологической базе информационных технологий образования. На основании достаточно понятных и широко употребляемых терминов построим определение интересующего нас понятия.

Цифровой – представленный в виде последовательности цифр( чисел ). В настоящее время при стремительном развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео и др.

Основной отличительной характеристикой электронных образовательных ресурсов и является их цифровой характер, т.е. они должны быть представлены в цифровом виде.

Образовательный – направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования.

Ресурс, по определению толкового словаря, – средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Следовательно, образовательный ресурс можно определить как:

  1. средство, к которому обращаются с целью получения образования;



  1. ресурс, содержащий информацию образовательного характера.

Получим отсюда необходимое нам определение. Итак, электронный (цифровой) образовательный ресурс (ЭОР) – это учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде.

    1. Классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

На данный момент общепринятой классификации образовательных ресурсов не существует. Это создает определенные проблемы при их каталогизации.

Но, тем не менее, существуют различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, принятые и в российской, и в международной практике.

По Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 различают следующие виды ЭОР:

  • электронный документ. Это документ, представленный на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники;

  • электронное издание. Это электронный документ (либо группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Существуют и иные классификации электронных образовательных ресурсов.

Электронный образовательный ресурс, может иметь следующие виды:

  • электронные данные;

  • электронные программы или их сочетание в одном ресурсе.

По знаковой природе информации электронные образовательные ресурсы можно разделить на:

  • текстовые;

  • числовые;

  • звуковые;

  • графические;

  • шрифтовые;

  • демонстрационные.

По целевому назначению электронные образовательные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

  • официальные;

  • научные;

  • учебные;

  • учебно-методические;

  • справочные.

По технологии распространения электронные образовательные ресурсы делятся на:

  • локальные;

  • сетевые;

  • комбинированного распространения.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса выделяют следующие ЭОР:

  • детерминированные;

  • недетерминированные (интерактивные).

По периодичности различают такие электронные образовательные ресурсы, как:

  • непериодические;

  • сериальные;

  • периодические;

  • продолжающиеся;

  • обновляемые.

По наличию печатного эквивалента электронные образовательные ресурсы могут быть представлены в виде:

  • электронного аналога печатного издания;

  • самостоятельного электронного издания.

По структуре различают ЭОР:

  • однотомные;

  • многотомные;

  • электронная серия.

По жанру следует различать:

  • образовательные порталы;

  • сайты вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ;

  • научно-популярные журналы;

  • сайты научно-образовательных проектов;

  • электронные пособия, учебники, хрестоматии; электронные курсы (образовательные объекты);

  • архивы образовательных ресурсов;

  • базы данных (полнотекстовые, библиографические, справочные, адресные и т.д.);

  • лаборатории и вычислительный и имитационный эксперимент, виртуальные тренажеры;

  • дистанционное управление экспериментальными комплексами; электронные библиотеки;

  • электронное представление ресурсов обычных библиотек; персональные страницы преподавателей вузов, организаторов образования; отдельные статьи или страницы;

  • иформационно-поисковые системы.

По функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе, выделяют их следующие разновидности:

  • программно-методические (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);

  • учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);

  • обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);

  • вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);

  • контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ);

  • ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты и компьютерные программы, созданные школьниками);

  • информационные (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).

На наш взгляд, последняя классификация является оптимальной с позиций структурирования целей и задач, а также определения структурных функциональных составляющих (подразделений) службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения.

ГЛАВА 2.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Чтобы ЭОР могли полноценно функционировать в учебном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы и главные требования к созданию и применению таких ресурсов.

Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным ресурсам:

  • дидактические требования (методические и педагогические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

  • организационные требования;

  • технические требования;

  • эстетические требования.

Обратимся к рассмотрению наиболее существенных из них, имеющих принципиальное значение для создания и применения ЭОР. Это дидактические, организационные и технические требования.

2.1. Дидактические требования к созданию и применению ЭОР

Современные ЭОР базируются на дидактических принципах и правилах, принятых и в традиционном обучении, т.е. на принципах наглядности, интерактивности, практической ориентированности, доступности, научности изложения материала, модульности и вариативности изложения, методических требованиях.

Принцип наглядности. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Поэтому на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео- и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие.

Принцип интерактивности. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.

Принцип практической ориентированности. В ЭОРе должны быть представлены учебные модули практической направленности: практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося.

Принцип доступности. Методика изложения материала в ЭОРе (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно.

Принцип научности изложения материала. Содержание курса должно опираться на новейшие представления наук, которые интегрированы в ЭОРе, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий.

Принцип последовательности изложения. Логика содержания курса, представленного на ЭОРе, должна позволять вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок должна предоставлять возможность инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации.

Принцип модульности и вариативности изложения. Материал, представленный на ЭОРе, должен быть разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором.

Методические требования к ЭОР предполагают необходимость:

  • учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета;

  • предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей;

  • реализации современных методов обработки информации.

Таким образом, ЭОР должны представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти.

2.2. Организационные требования к созданию и применению ЭОР

Организационный компонент связан с компетентностью педагога в научной организации труда, т.е. с использованием в самостоятельной педагогической и исследовательской деятельности как традиционных технологий представления и поиска информации, так и разнообразных электронных средств. Сюда можно отнести и эргономический и эстетический подход к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий для работы, грамотный подход к организации и оснащению автоматизированного рабочего места педагога, правила техники безопасности.

Назовём основные организационные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов:

  • соответствие содержания и информационной упорядоченности учебного материала образовательным стандартам, учебным планам и программам образовательного учреждения;

  • обеспечение комплексности и многофункциональности использования ИКТ как в обучении (на разного рода занятиях – лекциях, лабораторных и практических работах, в самоподготовке, в научно-исследовательской, внеклассной работе), так и в управлении образованием;

  • адаптивность электронного образовательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов и управленцев в образовании;

  • обеспечение эстетического восприятия и оформления ресурса, устанавливающих соответствие функциональному назначению, упорядоченности и выразительности их визуальных и звуковых элементов;

  • разработка собственных методических рекомендаций педагога и творческая адаптация готовой документации для использования в ИКТ;

  • реальное сокращение затрат времени на организацию учебно-воспитательного процесса педагогом, в полной мере владеющим информационной культурой своего труда.

2.3. Технические требования к созданию и применению ЭОР

Для эффективного использования ЭОР в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические параметры. Поэтому рассмотрим основные технические требования, предъявляемые к их созданию и применению.

Основные технические требования к созданию и применению ЭОР таковы:

  • наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);

  • скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем).

  • доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;

  • высокая степень интерактивности;

  • использование оптимального и современного инструментария для создания;

  • качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами;

  • адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов;

  • обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя.


Заключение

Уроки с использованием ЭОР, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применять компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий, в том числе и ЭОР, позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Список использованной литературы

  1. Требования к электронным образовательным ресурсам. Белгородский институт развития образования [Электронный ресурс] – http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/cdo/treb.pdf

  2. Информационные системы и сети. Методические указания к лекционным занятиям по темам. Образовательный сайт Федерального агентства по образованию ГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого [Электронный ресурс] – http://www.tsput.ru/res/informat/sist_seti_fmo/ lekcii/lekciy-10.html

  3. Кондракова Е.В., Использование электронных образовательных ресурсов и компьютерных игровых средств в коррекционно-образовательном процесе [Электронный ресурс] – http://www.orenipk.ru/proekt/proekt_13/proekt13-dis38ikt1.doc

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе: Учебное пособие для преподавателей и...
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconОб учебно-методическом комплексе и
Ооп бакалавриата, магистратуры и специалитета в соответствии с фгос впо, определяет дидактические, методические и технические требования...
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconТехнические требования к оборудованию
Оборудование должно поставляться в комплекте с эксплуатационно-технической документацией (технические описания, руководства по эксплуатации,...
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconОрганизационные технические мероприятия
Устройство и принципы действия электродвигателя с коткозамкнутым ротором и его подключение
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconТехнические требования
Требования данных тт распространяются на все макрорегиональные филиалы ОАО «Ростелеком»
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconМетодические и организационные аспекты использования пмк модели организации...
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconРеферат Информационные технологии в геодезии и дистанционном зондировании
Технические средства (требования: мобильные Технические средства, пригодные для работы в поле: по защищённости от внешних воздействий(перепады...
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconОсновные эргономические требования к созданию мультимедийных обучающих презентаций
Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования (эргономические)...
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические, дидактические и технические условия реализации программы
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические, дидактические и технические условия реализации программы
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconАннотация программы учебной дисциплины «Интеллектуальные системы»
Целью дисциплины является подготовка магистров к созданию и применению интеллектуальных автоматизированных информационных систем
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconПлан урока теоретического обучения
Оснащение урока:( перечисляются необходимые материалы, дидактические и технические средства обучения, наглядные пособия)
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconОбщие технические требования к текстовой части выпускной квалификационной...
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconУрок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию...
Знакомство с историей возникновения кинематографа в России, с известными актерами, продюсерами и режиссерами
Дидактические, организационные, технические требования к созданию и применению эор iconТехнические требования на вынос электросетей ОАО «оэк» 20 кВ и ниже



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск