Скачать 407.97 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Минздравсоцразвития России __________________________________________________________________ Факультет клинической психологии Е.Р. ЗИНКЕВИЧ, О.С. КУЛЬБАХ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ Санкт-Петербург 2011 Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе: Учебное пособие для преподавателей и студентов / Е.Р. Зинкевич, О.С. Кульбах – СПб, 2011. – 26 с. Рецензенты: Соловьева Светлана Леонидовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. Тельнюк Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова. В условиях смены парадигмы образования, внедрения информационных технологий в учебный процесс преподавателю необходимо владеть компьютерными средствами обучения, что даст возможность моделировать и конструировать собственные программные продукты учебного назначения. Эти программные продукты должны соответствовать не только техническим и технологическим, но и дидактическим и педагогическим требованиям. Данное учебное пособие разработано для преподавателей и студентов высшей профессиональной школы с целью формирования дидактических оснований для эффективного применения мультимедийных презентаций в учебном процессе. Пособие содержит методику подготовки и применения мультимедийных презентаций разных видов, предназначенных для лекций, семинаров и практических занятий со студентами. В учебном пособии представлена информация для учащихся по представлению результатов своей учебно-познавательной и исследовательской деятельности. В этой публикации обобщен опыт работы преподавателей высшей профессиональной школы, которые долгое время применяли в своей практической деятельности презентационные формы работы со студентами. Учебное пособие может быть также полезно для учителей и учащихся общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений, для аспирантов и соискателей. Учебное пособие Дидактические подходы к созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе Зинкевич Елена Романовна, Кульбах Ольга Станиславовна. Для преподавателей и студентов высших профессиональных учебных заведений Оглавление Стр. Введение……………………………………………………………………………..4 Программное обеспечение мультимедийной презентации……………………….6 Система педагогических требований к использованию мультимедийных презентаций в учебном процессе………………………………………………………7 Цели и задачи мультимедийной презентации………………………………......11 Виды, способы представления и классификации мультимедийных презентаций………………………………………………………………………………….12 Этапы создания мультимедийной презентации…………………………….…..14 Критерии оценки мультимедийной презентации………………………………..16 Оформление мультимедийной презентации……………………………………17 Методическая подготовка преподавателя к применению мультимедийной презентации в образовательном процессе………………………………………….21 Санитарно-гигиенические требования к мультимедийной презентации……………………………………………………………………………….…22 Простые советы……………………………………………………………………24 Литература………………………………………………………………………...26 Введение Увлечь, создать мотивацию, сообщить информацию, научить… Современный образовательный процесс характеризуется использованием дополнительных средств, обеспечивающих лучшее понимание и усвоение информации. Одним из таких средств являются компьютерные технологии. Широкое внедрение компьютеров в сфере подготовки и сопровождения презентаций началось после 1993-1994 гг., когда они обрели мультимедийные возможности, а начиная с 1995 г., с этой целью вычислительную технику начали широко использовать в учебном процессе. В связи с чем возникла необходимость в оснащении образовательных учреждений техническими средствами, а также качественным программным обеспечением. С 1996 года в педагогической деятельности стало применяться понятие «новые информационные технологии». Применение новых информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. На современном этапе исторического развития идет процесс активного внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий. Они позволяют максимально удобно и быстро представить нужную для учащегося информацию, привлечь его внимание, заинтересовать. Мультимедийная презентация является новым элементом образовательного процесса. Перестройка деятельности учащегося в связи с использованием интенсифицирующих средств обучения давно интересует психологов. Еще в 1937 году Л.С. Выготский писал о том, что включение инструмента в процесс поведения человека вызывает к жизни целый ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управлением им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых теперь выполняет инструмент. Этот инструмент видоизменяет протекание психических процессов и их интенсивность, длительность, последовательность, замещает одни функции другими, т.е. перестраивает всю структуру поведения. Под презентацией (от англ. presentation – представление) подразумевается передача или представление аудитории новой для нее информации в демонстрационной форме с использованием компьютерной технологии. В общепринятом понимании, презентация – это демонстрационные материалы, представленные в компьютерных слайдах для публичного выступления. Информационные технологии относятся к средствам организации учебной деятельности, где они выполняют роль стимулов познавательных интересов учащегося. Проблема подготовки презентаций является весьма актуальной, так как она решает задачи не только обучения, но и воспитания учащихся, студентов и слушателей. К сожалению, возможности этого средства используются не в полной мере и не всегда дидактически целесообразно, что и послужило основанием для написания этого учебного пособия, включающего методику подготовку и применения мультимедийных презентаций в образовательном процессе. Мультимедийная презентация становится эффективной лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если преподаватель мыслит традиционными категориями, то применение современных технических средств обучения не меняет сущности образовательного процесса и репродуктивного метода подачи материала. Как известно, все определяется личностью преподавателя и его педагогическим мастерством, а компьютерные технологии являются средством, интенсифицирующим учебный процесс. Презентация дает возможность преподавателю проявить индивидуальность, креативность, наконец, избежать формального подхода к проведению учебных занятий. Использование электронных презентаций позволяет повысить информационную насыщенность и результативность занятий, их динамизм и выразительность. Очевидно, что производительность обучения значительно повысится при одновременном использовании зрительного и слухового каналов восприятия. Результаты психофизиологических исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременная активизация повышает продуктивность восприятия до 65%. Наряду с этим, наличие опорных конспектов в виде электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся. Преимуществами слайдовой презентации являются:
Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе ограничивают наличие ряда объективных и субъективных факторов, среди которых:
Программное обеспечение мультимедийной презентации Основными инструментами для подготовки и показа презентаций в мировой практике являются программы PowerPoint компании Microsoft, Corel Presentations фирмы Corel и пакет StarOfllaj компании SterDivision GMBH, которые позволяют автоматизировать процесс представления информации. В презентации, подготовленной средствами вычислительной техники, основой успеха является оптимальный баланс между содержанием и формой его представления, которые определяются творческими замыслами автора и не могут быть автоматизированы. Автоматизации подлежит лишь воплощение идей автора в созданный продукт и его воспроизведение. Одним из таких средств автоматизации служит приложение Microsoft PowerPoint, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это универсальное средство, предназначенное для создания, оформления и показа презентаций, призванных наглядно представить работу исполнителя (или группы исполнителей) вниманию других людей. Презентация представляет собой серию независимых страниц – слайдов. Распределение информации по страницам презентации производит пользователь, при этом в его распоряжении имеется обширный набор готовых шаблонов. Приложение обеспечивает высокую степень автоматизации тех операций, которые пользователь выполняет наиболее часто. Оно располагает широкими возможностями, среди которых – работа с текстом и изображениями, возможность вставки видео- и аудио-фрагментов, анимации. Это приложение имеет «интуитивно понятный интерфейс». Научиться работе с ним можно без учебных пособий и справочников. Приложение PowerPoint обладает собственными средствами для создания объектов различного типа (текст, таблицы, графики и т.д.), но благодаря тесной интеграции с другими компонентами пакета Microsoft Office пользователь имеет возможность применять уже наработанные материалы. Например, текст может быть подготовлен в текстовом редакторе Word, формулы – в приложении Microsoft Equation, таблицы – в табличном процессоре Microsoft Excel, диаграммы – в приложении Microsoft Graph, художественные заголовки – в приложении Microsoft WordArt и так далее. Наряду с этим, можно использовать некоторые специализированные приложения: Adobe Photoshop или CorelDraw. Но именно приложения, входящие в состав Microsoft Office, являются наиболее интегрированными, и обмен данными происходит без потерь и искажений. Таким образом, приложение PowerPoint предоставляет пользователю все необходимое: мощные функции работы с текстом, средства для рисования, построение диаграмм, широкий набор стандартных иллюстраций, а также средства поддержки пользователя: помощники, мастера, шаблоны дизайна, образцы оформления и т.п. С помощью этого приложения можно создавать презентации различных типов – на экране, на слайде и на бумажном носителе. В Microsoft PowerPoint существуют различные эффекты анимации, включая эффекты входа и выхода, дополнительные возможности управления временными параметрами и новые пути перемещения. Система педагогических требований к использованию мультимедийных презентаций в учебном процессе С точки зрения дидактики, ни одно, даже самое совершенное средство поддержки образовательного процесса не может решить комплексно всех задач обучения. Для каждого из этих средств должна быть определена своя педагогическая ниша, оптимально обеспечивающая его органическое взаимодействие с другими учебными средствами на занятиях. Нередко преподаватели, увлекаясь новыми технологиями обучения, подчас забывают, что целью их применения является создание дидактически развивающей среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности и развитию психических процессов учащихся. Электронная среда еще в большей мере способна формировать такие характеристики личности учащегося, как склонность к экспериментальной деятельности, развитие гибкости, подвижности мышления, его связности и структурности. Эти характеристики способствуют созданию условий для творческого процесса обучения и учения. Создаются возможности воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способы соединения далеких, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией. В целом психолого-педагогическая модель обучения на основе информационно-коммуникационных технологий реализует деятельностный, личностно ориентированный подход. Мультимедийные презентации обеспечивают воплощение наглядных методов обучения. Анализ педагогической практики использования мультимедийных презентаций учебного назначения позволяет заключить, что наиболее существенными причинами создания низкокачественного, с педагогической точки зрения, продукта, является игнорирование дидактических принципов обучения при его разработке, а также неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию. Чтобы образовательный процесс был результативным, необходимо учитывать дидактические принципы обучения. Дидактические принципы – это исходные положения, лежащие в основе отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения. Это те нормативные основы, которые базируются на известных закономерностях процесса обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и учения с учетом психологии обучаемых. К общим дидактическим принципам обучения относятся:
Кроме традиционных дидактических принципов к мультимедийным презентациям предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных технологий.
Рассматривая вопрос использования ряда общих и специфических дидактических принципов, необходимо остановиться на анализе методических требований. Методические требования к мультимедийной презентации предполагают учет своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на котором используется данное средство, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования и ее закономерностей. Методические требования.
Современный образовательный процесс строится на основе психологических механизмов, регулирующих процессы личностного, интеллектуального и деятельностного развития субъекта, в связи с чем, создавая мультимедийную презентацию, следует учитывать психологические требования.
Обращаясь к возможностям мультимедийной презентации необходимо помнить о требованиях здоровьесберегающего и эргономического характера, которые предполагают соответствие гигиеническим и санитарным нормам работы с вычислительной техникой. Несоответствие этим требованиям может привести к снижению восприятия информации учащимися или к ухудшению их здоровья. |