"И зал может звучать, как скрипка Страдивари " Сергей Алехин





Скачать 487.1 Kb.
Название"И зал может звучать, как скрипка Страдивари " Сергей Алехин
страница1/4
Дата публикации25.08.2013
Размер487.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
"И зал может звучать, как скрипка Страдивари..."

Сергей Алехин.
Последнее время в изданиях по профессиональной звуковой технологии наметился определенный перекос в сторону студийной тематики. При всем уважении к работникам звукозаписи не стоит забывать, что и в наше непростое время публика все-таки ходит и в театры, и на концерты, и на дискотеки и т.д.

И будет ходить!

Поэтому тема "живого звука", технологии работы концертного звукорежиссера и продюсера, используемого в концертах оборудования и т.п., будет одной из основных тем нашего журнала.

Технология озвучивания "живых мероприятий" на самом-то деле чрезвычайно сложна, комплексы оборудования - тоже сложнейшие, а еще расчет, коммутация, настройка, sound check, работа в реальном времени... К тому же доступных материалов по "live"-звукорежиссуре, как уже сказано, очень мало.

Мы решили восполнить этот недостаток публикацией цикла статей по всему комплексу вопросов, связанных с театрально-концертной технологией. В них последовательно, в систематизированном виде (что особенно важно для наших начинающих коллег) излагаются все необходимые сведения по акустическим свойствам зрительных залов, особенностям восприятия музыки и других звуковых программ в больших помещениях и на открытом пространстве, методике расчетов систем звукоусиления и их инсталляции.

Автор цикла статей о принципах звукоусиления Сергей Алехин - опытнейший звукоинженер, стоявший у истоков теперь уже легендарного "Техцентра Министерства Культуры", бывшего в восьмидесятые годы чуть ли не единственной организацией по обслуживанию профессиональной звуковой техники. "Техцентр на Сеченовском", как называли его в народе, стал подлинным "университетом" для звукоинженеров: разработчиков, ремонтников, эксплуатационников; "выпускников" этого "университета" можно сегодня встретить почти во всех московских фирмах профессионального звука. Причем зачастую на руководящих постах. За плечами Сергея Алехина - десятки проектов, которые не называем, только дабы избежать подозрений в скрытой рекламе. Мы очень обрадовались, когда Сергей предложил нам цикл своих статей по технологии живого звука.
В последней трети двадцатого века очень большое значение приобрела одна из областей электроакустики - техника звукоусиления. В больших и малых помещениях, на открытых пространствах, на стадионах требуется усиление голоса (ораторов и певцов) и звуковых сигналов, создаваемых музыкальными инструментами, (в том числе электромузыкальными), а также другими источниками звукового сигнала. Кроме того, электроакустические системы используются во всех общественных сооружениях для информационной службы, как средства обеспечения тех или иных звуковых эффектов, для усиления музыкальных и речевых фрагментов, сопровождающих действие в театрах. С помощью таких систем можно улучшить "акустику" помещений или согласовать их акустические особенности с разнообразными по характеру программами. За последнее десятилетие системы звукоусиления претерпели существенные изменения, обусловленные как более точными сведениями о лежащих в их основе физических и психофизических процессах, так и применением новых приборов, созданных на базе новейших электронных технологий. Редакция журнала "Звукорежиссер" предлагает цикл статей, содержащих сведения по теоретическим и практическим проблемам построения систем звукоусиления, их настройки и особенностям эксплуатации.
Прежде, чем приступить к изложению принципов построения современных звукоусилительных комплексов, хотелось бы предложить читателю вспомнить немного теории из основ техники звукоусиления.

Основными задачами систем звукоусиления являются: обеспечение хорошей слышимости в концертных залах, театрах, аудиториях, стадионах и т.п.; обеспечение высокого качества звучания музыки, чтобы это звучание приобрело требуемые целостность и полноту; обеспечение разборчивости речи. При этом системы звукоусиления не должны препятствовать правильной локализации источников сигнала, т.к. естественная неискаженная локализация необходима для создания контакта между слушателями и исполнителями на сцене. Из этих задач вытекают основные требования, предъявляемые к звукоусилительным системам. В порядке значимости их можно сформулировать так:

1. Высокая надежность в эксплуатации в сочетании с удобством обслуживания.

2. Высокое качество звучания речевых и музыкальных программ в первую очередь с точки зрения тембральной окраски, разборчивости, отношения сигнал-шум, отсутствия искажений и паразитной акустической обратной связи.

3.Равномерное распределение звука при достаточной громкости по всей площади зрительного зала (при этом уровень звукового давления определяется и регулируется в зависимости от конкретной программы), а также оптимально подобранное озвучивание сцены (сценический мониторинг).

4. Правильный баланс громкостей отдельных источников на всех слушательских местах.

5. Высокая комфортность прослушивания, обеспечиваемая локализацией источников сигнала и, следовательно, согласованием слухового и зрительного восприятия; оптимизацией слухового восприятия пространства (объема) за счет увеличения в некоторых залах длительности реверберационного процесса и формирования, таким образом, ощущений пространственности; возможностью воспроизведения тех или иных звуковых фрагментов в желаемой зоне зала, включая и панорамирование.

Из последнего следует, что звукоусилительные комплексы нужны не только для того, чтобы обеспечить те или иные акустические условия, но и для повышения общего качества звучания, а также в качестве особых выразительных средств.

Рассмотрев задачи и требования, предъявляемые к системам звукоусиления, хотелось бы отметить их важнейшие достоинства. При применении этих систем:

расширяется динамический диапазон;

появляется возможность точных регулировок, можно легко изменять акустические параметры имеющихся помещений;

можно изменять и оптимизировать соотношение громкостей звучания речи, пения и инструментальной музыки.

Появляются новые художественные средства обработки речевых и музыкальных сигналов, а также формирования пространственных эффектов, различных шумов и звуков с помощью электронных приборов.

При посещении концерта впечатления слушателя формируются не только характером прослушанных музыкальных произведений, но и акустической атмосферой в зале. Задача любой системы озвучивания состоит в таком воздействии на качество звукопередачи, при котором параметры исходного звучания не только полностью сохраняются, но и заметно улучшаются с точки зрения их пространственного восприятия без появления каких-либо неприятных побочных эффектов. Слушатель всегда имеет собственное представление о "хорошем звуке", сформированное личным опытом, и производит оценку звучания по многим субъективным критериям. Поэтому, говоря о качестве звучания, необходимо определить критерии оценки, согласованные с субъективным восприятием звука.

Если для речи важнейшим параметром является ее разборчивость (артикуляция) и степень зависимости от уровня громкости и посторонних шумов, то для музыки высокое качество звучания определяется факторами, которые в какой-то степени могут быть охарактеризованы с помощью понятий уровня громкости, прозрачности, пространственного впечатления, тембральной окраски звучания, баланса и тому подобных субъективных критериев. Практика же требует объективно измеряемых параметров, которые должны быть близки к субъективным оценкам и основываться на однозначных и не слишком сложных методах измерений. Рассмотрим более подробно субъективные понятия, характеризующие качество звучания и их объективную количественную оценку.

Для речи существует один субъективный критерий качества звучания - хорошая разборчивость или слоговая разборчивость v. Следует различать чисто "информативную" речь - доклад, монолог, объявление и т.п. - и речь художественную, имеющую определенное эстетическое содержание в первую очередь благодаря интонации. Во втором случае, очевидно, что только разборчивости, как критерия качества передачи звука, недостаточно и для художественной речи критерии качества ее звучания такие же, как и для музыки. Разборчивость речи определяется весьма простым методом: на сцене произносятся отдельные слоги - логатомы. Они должны опознаваться только по последовательности характерных для них звуков, а не по смысловому содержанию. Доля правильно понятых слогов, из общего числа произнесенных характеризует слоговую разборчивость. В результате исследований, проведенных В. Рэйчардом и В. Кнудсеном, было получено следующее соотношение: v = 96kнч. квч .kn..kc. Коэффициенты кнч и квч учитывают необходимое ограничение полосы частот в канале звукоусиления. В системах звукоусиления, предназначенных для очень гулких помещений с большим уровнем шума, полезно подавить низкие частоты, что мало скажется на передаваемой информации, но позволит избежать еще большего уровня шума, подавление же высоких частот может быть полезно при озвучивании открытого пространства. (заметное ослабление высоких частот с расстоянием - на частоте 10 кГц и при расстоянии 60 м затухание в воздухе составляет 20db - может компенсироваться системой звукоусиления, но при излишнем уровне этих частот звучание шипящих согласных приобретает неприятный характер). kn учитывает уровень громкости сигнала и шума, kc учитывает "влияние помещения" и характеризует как ранние отражения, так и собственно реверберационный процесс. Не вдаваясь в подробности математического определения этих коэффициентов, отмечу следующее: разборчивость речи снижается при очень высоких уровнях громкости, поэтому, если задача системы звукоусиления сводится только к тому, чтобы уровень полезного сигнала превышал уровень шума, желательно ограничиться, возможно, меньшим уровнем громкости. В случае если время реверберации в помещении на слушательских местах больше 1,2 сек, то разборчивость речи можно повысить, подняв уровень ранних отражений. Вышеперечисленные акустические параметры, в свою очередь, определяют технические параметры систем звукоусиления, предназначенных для передачи речи

Как уже было отмечено, субъективными критериями оценки звучания музыкальных программ являются прозрачность, уровень громкости, окраска звучания и т.п., которые оцениваются потом слушателями как "хороший звук". Они в значительной мере определяются рассмотренными выше акустическими параметрами.

Эксперты Уилкинз и Пленге, ставя перед собой задачу оценить качество звучания музыкальных программ, в шести залах (в каждом зале в пяти наиболее типичных зонах слушательских мест) просили музыкантов не просто ответить на вопрос "хороший или плохой звук", а ставили вопросы по взаимно противоположным признакам: "гулко-сухо", "светло-темно", "тепло-холодно", "громко-тихо", "мягко-жестко", "прозрачно-расплывчато", "объемно-безжизненно". Они получили 130 таких парных определений-признаков. При этом было установлено, что многие из этих пар содержат примерно одну и ту же информацию. Однако и после объединения близких по смыслу пар в группы осталось 19 парных признаков. Далее оценка производилась по оставшимся 19 парным признакам. Результаты прослушиваний показали, что парные признаки можно разбить на три группы, причем признаки каждой из этих групп сами по себе и независимо от двух других определяют качество звучания. Ниже перечисляются пары признаков и сопоставляются с объективными параметрами, которые можно измерять при помощи технических средств.

Исходя из результатов этого и подобных экспериментов, специалисты в области акустики попытались дать определения основных понятий, используемых в данной области. Хотя эти определения касаются лишь субъективных критериев, их авторы стремились к тому, чтобы в них просматривалась и физическая сущность явлений. Вот некоторые из этих критериев.

Акустика помещения. Совокупность свойств помещения, влияющих на качество звучания определенных видов программ.

Отзвук. Сохраняющийся после внезапного умолкания источника звукового сигнала и ослабевающий со временем звук, обусловленный последовательностью повторяющихся отражений и связанное с этим явлением постепенное стихание звукового сигнала.

Длительность отзвука Время, в течение которого звук еще слышен. Надо отметить, что длительность отзвука зависит от времени реверберации (свойств помещения), начального уровня звукового сигнала, уровня помех, а также от порога слуха (индивидуальный параметр слуха) и, следовательно, от частоты сигнала.





Пары признаков.

Объективные параметры.

1-я группа

Разборчиво-неразборчиво, четко-нечетко, рассеяно-локально.

Индекс прозрачности С80.

2-я группа

Сочно-приглушенно, назойливо-сдержанно, гулко-сухо.

Следует различать выигрыш по усилению Е/Е0 и индекс пространственного впечатления R

3-я группа

Светло-темно, назойливо-сдержанно, подчеркнуты высокие, остро-тупо, ярко-тускло, жестко-мягко.

Тембральная окраска звучания, частотная зависимость времени ревебрации


Прозрачность. Различимость перекрывающих друг друга во времени тонов и одновременно звучащих инструментов, несмотря на налагающийся реверберационный отзвук помещения. Отметим, что временная граница для полезных с точки зрения прозрачности и пространственного впечатления первых отражений, с одной стороны, и отзвука помещения, определяющего его гулкость (сумма поздних отражений), с другой стороны, составляет около 80 мс.

Пространственное впечатление. Слуховое восприятие, свойственное частично или полностью закрытому пространству. Пространственное впечатление складывается из ряда компонент:

ощущения, что слушатель находится в одном помещении с источниками звука;

известного представления о размерах помещения;

гулкости;

пространственности.

Гулкость. Ощущение, что кроме прямого звука имеется и отраженный звук, воспринимаемый не как повторение сигнала. В больших помещениях гулкость зависит от отношения поздней энергии отзвука к ранней. К ранней относится энергия прямого звука и отражений, которые на речи приходят примерно за первые 50 мс, а на музыке - за 80 мс после прихода прямого звука. Надо отметить, что при использовании звукоусилительных систем гулкость оказывается значительно больше, чем при естественном звучании.

Пространственность. Ощущение, что источник сигнала в помещении имеет большие размеры по сравнению с его видимыми очертаниями. Пространственность зависит, с одной стороны, от уровня звука в месте расположения слушателя, а с другой - от отношения энергии отражений, приходящих с боковых направлений за 80 мс после прямого сигнала, к его энергии.

Эхо. Такие повторения звукового сигнала, при которых первичный и вторичный сигналы воспринимаются во времени, а в некоторых случаях и в пространстве, как самостоятельные слуховые объекты. Если повторение сигнала обусловлено отражениями, то для раздельного его восприятия необходимо время запаздывания около 50 мс, зависящее от вида сигнала.

Многократное эхо. Периодическое повторение эхо-сигналов. Про многократное эхо говорят и в тех случаях, когда повторения сигнала следуют так быстро друг за другом, что уже не воспринимаются как отдельные сигналы.

Рассмотрим основные объективные параметры, определяющие качество звучания.
Уровень громкости LN. Этот объективный параметр является известным компромиссом в отношении субъективной оценки громкости. Он измеряется в фонах и определяется выражением
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Сергей Анатольевич Батчиков Сергей Юрьевич...
Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь...
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconPeople speak English all over the world
Ребята, это прозвучал не только ответ на мой вопрос, но и тема нашего урока! Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconСценарий Видео «как ученики готовятся к празднику»
Видео – «как ученики готовятся к празднику» в роли корреспондентов Ведущие концерта в конце фильма они бегут в актовый зал, чтобы...
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте представить себе то место, где, как вам кажется, могут быть эти звуки
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconСергей Георгиевич Кара Мурза, Александр Александрович Александров,...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconВчера у школьников был большой праздник День Знаний. После линейки...
С учащимися школы старший инспектор по анализу и планированию, контролю штаба об дпс гибдд волков Сергей Вячеславович провел беседу...
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Сергей Анатольевич Батчиков Неолиберальная реформа в России
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист)
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Сергей Анатольевич Телегин Неполадки в русском доме
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист)
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Александр Александрович Александров...
Первый заместитель Председателя Национального статистического комитета Республики Беларусь
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Сергей Анатольевич Телегин Царь-Холод, или Почему вымерзают русские
Подготовить эссе на тему «Можно ли искоренить преступления и что для этого надо сделать»
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconПрограмма краевой научно-практической конференции и профессионального...
Место проведения: гоу спо читинской медицинский колледж, актовый зал, ул. Анохина, 71, конференц–зал
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зал оформлен в морской тематике. Дети заходят в зал под фонограмму ветра и шума прибоя волн. Встают в шеренге, руки и ноги в свободном...
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconКнига никому не может дать больше, чем он может из нее взять.(Народная...
Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная...
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconТренировка ума Выражение признательности
Вэйна и Пэм Уиверов из Центра компьютерной графики и Патрика Ли из “Интераксиса” за продемонстрированное чародейство техники; Ларри...
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconТематический план самостоятельной подготовки студентов по онкологии место проведения
Место проведения: учебная база кафедры, читальный зал научной библиотеки Волгму, интернет-зал Волгму
\"И зал может звучать, как скрипка Страдивари \" Сергей Алехин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Белугина мария андреевна преподаватель отделения струнных инструментов колледжа им. Гнесиных (скрипка)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск