Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра





Скачать 247.91 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра
Дата публикации20.11.2017
Размер247.91 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники

для направления
09.04.01 «Информатика и вычислительная техника»

подготовки магистра





Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Департамент компьютерной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ


Рабочая программа дисциплины

Современные проблемы информатики и вычислительной техники

для образовательной программы «Информатика и вычислительная техника»

направления подготовки 09.04.01. Информатика и вычислительная техника

уровень подготовки магистр

Разработчик программы

Топоркова Анна Станиславовна, atoporkova@hse.ru

Одобрена на заседании департамента компьютерной инженерии « 31» августа 2015 г.

Руководитель департамента В.А. Старых________
Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________
Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

Т.А. Потапова _________________
Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника, и изучающих дисциплину Современные проблемы информатики и вычислительной техники.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (уровень магистратуры).

  • Образовательной программой по направлению 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника, утвержденным в 2015 г.



1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники являются:


  • систематизация знаний о возможностях и особенностях применения информационных технологий в науке, образовании и в современном обществе;

  • обеспечить студентов базовыми знаниями в области возникновения, становления, развития и понимания современных проблем информатики и вычислительной техники;

  • познакомить студентов с учёными и специалистами, трудами которых создавалась информатика и вычислительная техника; познакомить обучающихся с особенностями современных информационных систем и классами решаемых ими задач;

  • дать информацию об архитектуре современных информационных систем;

  • дать информацию об особенностях применения технических и программных средств при построении современных информационных систем;

  • научить принимать и обосновывать конкретные технические решения при построении современных информационных систем;

  • сформировать системный взгляд на основные направления развития информационных технологий.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • этапы развития информатики и вычислительной техники;

  • имена и вклады выдающихся учёных и специалистов в области информатики и вычислительной техники;

  • проблемы интеллектуальной собственности в информатике и ВТ;

  • состояние и перспективы развития технического обеспечения автоматизированных систем и элементной базы вычислительной техники.




  • Уметь

    • выделять и давать характеристику основных проблем информатики и ВТ на современном этапе развития;

    • использовать интегрированные среды разработки приложений;

    • применять концептуальные модели предметной области.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

    • работы с литературой по проблемам информатики и ВТ.

    • подготовки аналитических обзоров по проблемам информатики и ВТ;

    • применения полученной информации при построении информационных систем, ориентированных на решение конкретных прикладных задач.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень


ОК-1

постоянно использует современные версии изучаемых языков программирования

выполнение заданий лабораторных работ и домашних заданий, а также проведение экзаменов и использованием новых информационных технологий

способностью понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов

ОК-2

Имеет представление о месте изучаемого материала в общекультурном развитии

Выполнение индивидуальных заданий с использованием результатов научной деятельности страны и мира

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности


ОК-3

Самостоятельно находит подходящие методы исследования в своей профессиональной деятельности.

Применение новых методов исследования в выбранной предметной области

способностью заниматься научными исследованиями


ОК-4

Самостоятельно ставит задачи и использует известные методы для достижения результата

Проведение исследования предметной области и нахождение подходящих методов

использование на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом


ОК-5

Организация исследовательских и проектных работ в коллективе по принципу разделения труда.

Решение поставленных задач в коллективе бригадным методом

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности


ОК-6

Ответственное выполнение поставленных задач

Решение проблем в условиях возможных рисков

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности


ОК-7

Приобретение знаний в смежных областях

Изучение смежных предметных областей и методов исследования, которые им присущи

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)

ОК-8

Профессиональное использование необходимого оборудования

Использование современного оборудования и программных сред для решения поставленных задач

умение оформлять отчеты о проведенной научно-исследовательской работе и подготавливать публикации по результатам исследования

ОК-9

Подготовка научных работ, тезисов докладов по результатам профессиональной деятельности

Привлечение студентов к участию в работе научных конференций и научных семинаров, проводимых в университете и в мире.

способность воспринимать математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания, умением самостоятельно приобретать, развивать и применять их для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте


ОПК-1

Использование полученных знаний при решении поставленных задач

Применение в математических постановках изученных методов

культурой мышления, способностью выстраивать логику рассуждений и высказываний, основанных на интерпретации данных, интегрированных из разных областей науки и техники, выносить суждения на основании неполных данных


ОПК-2

Использование методов вывода в условиях с неполной информацией

Применение нетрадиционной логики для решения прикладных задач

способностью анализировать и оценивать уровни своих компетенций в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности


ОПК-3

Понимание места своей работы среди аналогичных или родственных работ

Сравнение выполненных работ в группе с целью выявления наиболее значимой работы

владением, по крайней мере, одним из иностранных языков на уровне социального и профессионального общения, способностью применять специальную лексику и профессиональную терминологию языка


ОПК-4

Подготовка статей и работ на иностранном языке, написание аннотаций своих работ на иностранном языке

Подготовка изложения результатов научной деятельности на иностранном языке для представления на международных встречах

владением методами и средствами получения, хранения, переработки и трансляции информации посредством современных компьютерных технологий, в том числе в глобальных компьютерных сетях

ОПК-5

Владение современными информационными технологиями, использование сети интернет

Выполнение работ с использованием современного оборудования и программных средств, в том числе с удаленным доступом.

способностью анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями


ОПК-6

Подготовки научных обзоров и рефератов по своей области исследования

Включение подготовки рефератов в рамки профессиональной подготовки

знанием основ философии и методологии науки


ПК-1

Подготовка научных работ в соответствии с методологическими подходами

Включение в учебную деятельности работ, связанных с исследовательской деятельностью

знанием методов научных исследований и владение навыками их проведения


ПК-2

Использование опыта научных исследований ВУЗа

Подготовка необходимых обзоров и рефератов в своей предметной области

применением перспективных методов исследования и решения профессиональных задач на основе знания мировых тенденций развития вычислительной техники и информационных технологий


ПК-7

Применение современных и перспективных средств и технологий

Включение в пояснительные записки курсовых работ и ВКР разделов, посвященных исследованию аналогов и прототипов

способностью формировать технические задания и участвовать в разработке аппаратных и (или) программных средств вычислительной техники


ПК-11

Выполнение разработки технического задания

Подготовка технического задания на выполнение работ



3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в блок дисциплин по выбору, обеспечивающих профессиональную подготовку.
Дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Дискретная математика; Математическая логика; Основы информатики и ВТ; Архитектура ВС и сетей.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Основы информатики, Основы алгоритмизации, Основы теории графов, Основы теории множеств.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Вычислительные системы, Вычислительные методы и сетевые вычисления, интеллектуальные системы.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия







152

10




22

120

1.

2

  • Cтановление информатики и ВТ в России и за рубежом. Основные парадигмы. Классификация прикладных задач в области информационных технологий и особенности построения информационных систем, ориентированных на их решение




2




2

24

2.

  • Проблема организации хранения данных в современных информационных системах и пути ее решения




2




6

26

3.

  • Проблема организации рабочих мест пользователей и пути ее решения




2




6

26

4.

  • Проблема создания инженерной инфраструктуры современных информационных систем и пути ее решения




2




4

24

5.

  • Проблемы интеллектуальной собственности.




2




4

20








































4Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры **




1







Текущий

(неделя)










Реферат по заданной теме










Выполнение расчетной работы

Итоговый

Экзамен












4.1Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль в 1-м модуле предусматривает работы в виде выполнения индивидуальных заданий в аудитории с использованием программных средств, сдачу выполненных работ.

Промежуточный контроль: подготовка и защита реферата по заданной проблеме, подготовка и защита разработанных программ.

Итоговый контроль: экзамен в конце 1-го модуля.

Для вычисления накопленной оценки по дисциплине используется следующая таблица.


 

Посещение занятий

Работа на практическом занятии

Выполнение индивидуального задания или

реферат

1 модуль

1

1

5

3


















Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= Олекции+ Опракт_занят+ Оиндивид_задание

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом. В случае, если накопленная оценка студента (после округления) превышает 7 баллов, студент получает промежуточную оценку, равную накопленной. В противном случае студент сдает экзамен, при этом для расчета оценки применяется формула.

Оитоговая = 0,8*Онакопленная +0,2*Оэкзамен.

Способ округления накопленной оценки промежуточного и итогового контроля в форме экзамена: арифметический.

В случае несдачи экзамена итоговая оценка считается равной экзаменационной.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.


5Содержание дисциплины


Тема 1. Cтановление информатики и ВТ в России и за рубежом. Основные парадигмы.

Возникновение информатики. Структура информатики. Начальный период. Формирование инфраструктуры. Становление: 60-е и 70-е годы. Расширение сферы влияния. Переход в практическую стадию (70-е-80-е). Зрелость (80-е-90-е). Новая революция (90-е-2000-е) и откат в России. Сегодняшнее состояние. Примеры. Современные проблемы.

Классификация прикладных задач в области информационных технологий и особенности построения информационных систем, ориентированных на их решение.

Проблема организации хранения данных в современных информационных системах и пути ее решения

Проблема организации рабочих мест пользователей в современных информационных системах и пути ее решения

Проблема создания инженерной инфраструктуры современных информационных систем и пути ее решения
Тема 2. Искусственный интеллект: этапы развития, идейная база и основной продукт. Знание и данные в интеллектуальных системах

Интеллектуальные системы как научное направление, история возникновения и развития, Классификация задач, решаемых человеком. Основные понятия и определения. Знание как система. Свойства знаний. Естественный язык как средство описания знаний.

Тема 3. Извлечение знаний из текстов

Постановка проблемы. Подходы к решению. Краткая история. Анализ существующих ЕЯ-систем. Методы оценки. Метрики проектов и программ. Существующие метрики – достоинства и недостатки. Система метрик для оценки качества извлечения информации из текстов. Интегральные оценки качества.
Тема 4. Проблемы представления знаний в интеллектуальных системах. Классификация моделей представления знаний. Формальные модели представления знаний Модель формальной системы. Модель вывода решений. Неформальные модели представления знаний: продукционные, семантические сети, фреймы. Механизмы вывода. Гибридные модели. Новые подходы к представлению знаний.

Тема 5. Проблематика социальной информатики

Сущность, понятие и значение социальной информатики. Концепции и методы социальной информатики Структура социальной информатики. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Динамика развития социальной информатики. Основные проблемы и угрозы безопасности информации.
Тема 6. Компьютерная и сетевая этика. Проблемы интеллектуальной собственности.
Основные направления изучения, принципы и установки компьютерной этики, кодексы. Этика информационных технологий. Формы интеллектуальной собственности. Существующие правовые нормы Методы защиты информационных продуктов и услуг. Возможные пути решения проблем интеллектуальной собственности.
Тема 7. Проблематика управления знаниями.

Знания организации. Структура интеллектуального капитала. Интеллектуальные активы. Управление знаниями. Репозитарии хранилищ данных. Репозитарий знаний. СУЗ и миссия организации. Эволюция метасистем в компьютерных технологиях Метазнания в распределенных корпоративных системах.
Тема 8. Информационная цивилизация как будущее человечества: признаки, структура общества, роль человека, информационные потребности.

Причины появления информационного общества. Признаки информационной цивилизации Критерии информационного общества. Направления развития информационной цивилизации и её проблемы. Роль человека. Прогнозы.

8. Образовательные технологии



Теоретический материал студенты изучают на лекциях и самостоятельно.

Оценка промежуточного контроля складывается из оценок за работу в аудитории на семинарах, реферата и оценки за выполнение индивидуальных заданий.

Итоговая оценка складывается из оценок за работу в аудитории на семинарах, оценок за домашние задания, оценки за реферат, выполнение практических заданий.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего и промежуточного контроля

Каждый магистр выбирает или предлагает сам тему для подготовки аналитического обзора – реферата, готовит презентацию, защищает его перед аудиторией. Возможен выбор тем из предлагаемых вариантов.

В качестве тем могут фигурировать:

  1. Геометрическое знание: представление, машина вывода, примеры разработок, проблемы, тенденции.

  2. Средства программирования многоядерных процессоров.

  3. Новые информационные технологии и социальные последствия информатизации.

  4. Компьютерная графика: историческая справка, методы, технические и аппаратные средства, современное состояние.

  5. Информационная агрессия. Информационная война.

  6. Облачные системы и сервисы

  7. Интернет Вещей: актуальность, решения, проблематика

  8. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации.

  9. Облачные технологии.

  10. Искусственный интеллект и его влияние на цивилизацию: состояние и прогнозы .

  11. Информационная безопасность России как основа выживания и развития.

  12. Виртуальные миры и будущее. Психологические и духовные проблемы.

  13. Искусственный интеллект и его влияние на цивилизацию: состояние и прогнозы.

  14. Информатика и вычислительная техника второй половины XXI века. Ваш прогноз.

  15. Информационная постиндустриальная инновационная Экономика.

  16. Модели мира современных вычислительных систем: проблемы, особенности cовременных вычислительных систем, оценка параметров: размер, энергопотребление, память, параллелизм, тенденции развития.

  17. Языки, методы и технологии программирования.

  18. Архитектура современных вычислительных систем, распределенные и параллельные системы, симметричные многопроцессорные системы, многоядерные процессоры, системы с массовым параллелизмом.

  19. Новые принципы и модели вычислений, днк-компьютеры, квантовые вычисления, нанокомпьютеры, нейронные сети и вычисления.

  20. Новые парадигмы программирования, объектно-ориентированный дизайн, визуальное программирование, их связь с процедурным программированием.

  21. Системы компьютерной алгебры.

  22. Синергетика и информатика.

  23. Технологии извлечения знаний.

  24. Задачи, проблемы и модели человеко-машинного взаимодействия.

  25. Правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации деятельности человека.

  26. Передовые методы обеспечения надежности и безопасности информационных взаимодействий.

  27. Феномен зависимости от Интернета.

  28. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение.

  29. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.

  30. Проблема реальности в информатике.

  31. Специфика трудовой деятельности в информационном обществе.

  32. Проблема идентификации субъекта коммуникации.

  33. Проблема достоверности информации.

  34. Проблема виртуальности субъектов информационного пространства.

  35. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

  36. Интернет как глобальная среда непрерывного образования.

  37. Ведущие тенденции в современном искусственном интеллекте.

  38. Синергетический искусственный интеллект.

  39. Сетевое общество и задачи социальной информатики.

  40. Проблема личности в информационном обществе.

  41. Правовые проблемы информатизации. Информационное право.

Тематика семинаров:

  1. Формальные модели представления знаний.

  2. Неформальные модели представления знаний.

  3. Знак и его свойства: структура, синтактика. Семантика, прагматика. Знаковые ситуации: синонимия. Омонимия, полисемия.

  4. Когнитивные карты: структура, свойства, типы.

Тематика домашних заданий:

  1. Формальные модели представления знаний: примеры моделей в исчислении высказываний и исчислении предикатов первого порядка.

  2. Неформальные модели представления знаний: в виде правил, семантических сетей, фреймов.

  3. Знак и его свойства: структура, синтактика. Семантика, прагматика. Знаковые ситуации: синонимия. Примеры.

  4. Когнитивные карты: структура, свойства, типы: примеры.

    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  • Что является объектом исследования в информатике и ВТ?

  • Какие идеи первоначально рассматривались в информатике?

  • Перечислить основные этапы развития информатики и охарактеризовать их.

  • Какие ЭВМ появились первыми в России и за рубежом.

  • Перечислить основные этапы развития ВТ и дать характеристику.

  • Когда и кем был введен термин «Искусственный интеллект» (ИИ)?

  • Какие научные направления появились на этапе становления ИИ?

  • Какие основные парадигмы рассматривались в ИИ?

  • Кто из Советских учёных стоял у истоков создания ИИ в СССР?

  • Какими свойствами должна обладать любая интеллектуальная система?

  • Какие идеи хотели воплотить в ЭВМ 5-о поколения?

  • Какими особенностями обладают ИС по сравнению с традиционными алгоритмическими системами?

  • Дайте определение Интеллектуальной Системы (ИС).

  • Какие можно выделить категории знаков?

  • Какова структура знака?

  • Как определяется содержание знака? Приведите примеры.

  • Найдите объемы знаков «Человек», «Дорожный знак», «Столица».

  • Какие отношения иерархии могут быть между знаками? Приведите примеры.

  • Чем отличается знание от данных?

  • Какими свойствами должна обладать система знаний?

  • Какими свойствами обладает знание?

  • Что содержат процедурные знания?

  • Что содержат декларативные знания?

  • Какова структура ФС?

  • Каков алгоритм вывода в ФС?

  • Каковы достоинства и недостатки ФС?

  • Привести пример записи предложения в виде формулы высказываний и исчислении предикатов первого порядка.

  • Дайте определение понятия продукции. Каков механизм вывода в системе продукций?

  • В чем сущность механизма сопоставления по образцу?

  • Каковы достоинства и недостатки продукционного представления знаний?

  • Какие свойства отношений используются в СС?

  • Какова структура семантической сети?

  • Каковы принципы организации вывода на сетях?

  • Как организуется вывод с использованием правил?

  • Построить семантическую сеть для следующих понятий:

  • информационная система,

  • локальная сеть,

  • периферийные устройства,

  • множительная техника,

  • Построить СС предикатного типа для определения понятий:

  • высшее образование,

  • местное самоуправление,

  • формальная система.

  • Дайте понятие гибридной интеллектуальной системы.


10. Порядок формирования оценок по дисциплине

По всем видам работ выставляется 10-балльная оценка. Способ округления накопленной оценки – в пользу студента.
Оценки контроля:
Оценка промежуточного контроля складывается из оценок за контрольную работу и домашнее задание:
Oпромежут. = K1*Oконтр_раб. + K2*дом_з.

К1 = 0.2

К2 = 0.3
Результирующая оценка итогового контроля в форме зачёта выставляется по следующей формуле:
Oитог. = Oпромежут. + K3*практ.

К3 = 0.5
При пересдаче зачёта:

Oитог_пересдача = (Oитог.)*0.8
При выставлении промежуточной и итоговой оценок по 5-балльной шкале используется следующее правило:

Если Оитог.  8, то Оитог.5 = 5 (“отлично”);

Если 6  Оитог. < 8, то Оитог.5 = 4 (“хорошо”);

Если 4  Оитог. < 6, то Оитог.5 = 3 (“удовлетворительно”);

Если Оитог. < 4, то Оитог.5 = 2 (“неудовлетворительно”).
22. Интернет ресурсы.

11.2. Программные средства

11.3. Дистанционная поддержка дисциплины

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Дисплейный класс для проведения практических работ по дисциплине в очном режиме.



6Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник.

Э.Таненбаум Архитектура компьютера. Издание 5-е. С-Петербург, из-во «Питер» - 838 с. 71




Основная

  1. Информатика. Компьютерная техника. Компьютерные технологии. / Пособие под ред. О.И.Пушкаря.- Издательский центр "Академия", Киев, - 2001 г.




  1. Колин, К. К. Виртуализация общества – новая угроза для его стабильности / К. К. Колин // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М.: Изд-во РАГС, 2003.

  2. Г. С. Поспелов. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988.

  3. Д. А. Поспелов. История искусственного интеллекта до середины 80-х годов // Новости искусственного интеллекта, 1994, 4, с. 74-95.

  4. Толковый словарь по искусственному интеллекту / Авторы-составители А. Н. Аверкин, М. Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992.

  5. Искусственный интеллект. Cправочник в трех томах (под ред. В. Н. Захарова, Э. В. Попова, Д. А. Поспелова, В. Ф. Хорошевского). М.: Радио и связь, 1990.

  6. Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения. – М.: Наука, 1987.

  7. Информатика. Энциклопедический словарь (под ред. Д. А. Поспелова). М.: Просвещение, 1994.

  8. Симонс Дж. ЭВМ пятого поколения: компьютеры 90-х годов. Финансы и статистика. М: 1985.

  9. 12.Люгер Дж. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. – 4-е изд. – М. [и др.]: Вильямс, 2003. – С. 325 – 340.

  10. 13. Болотова Л.С. Системы искусственного интеллекта модели и технологии, основанные на знаниях/ Учебник, Москва, "Финансы и статистика", 2012- 664 с.

  11. 14. Соколова И.В. Социальная информатика. М., 2008.

  12. 15. Кастельс М. Галактика Интернет. М., 2004.

  13. 16. Блинов А.М. Информационная безопасность: учеб. пособие. Часть 1. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 96 с.

  14. 18.Гочепцов Г.П. Информационные войны и последствия. М.: ИЦ Парант, 2012, - 354 с.

  15. 19. Расторгуев Д.П. Информационная война. М.: Наука, 2008, - 235 с.

  16. 20. Танкотт Д. Электронно-цифровое сообщество. Плюсы и минусы сетевого интеллекта. М.: ПрогрессНэкст, 2005, - 753 с.



6.1Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: SWI PROLOG

6.2Дистанционная поддержка дисциплины


Материалы для дистанционной поддержки дисциплины указаны в разделе 9.2.

7Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекций и семинаров используется аудитория, оборудованная проектором для отображения презентаций. Кроме того, при проведении лекций и практических занятий необходим компьютер с установленным на нем ПО для демонстрации презентаций

Для проведения занятий используются дисплейные классы МИЭМ НИУ ВШЭ.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconИнформатика и вычислительная техника
Аналитический обзор по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники»
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма разработана в соответствии с: Федеральному Государственному...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 230100. 68...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма дисциплины «История России» для направления 230100. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма дисциплины «История России» для направления 230100. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconРабочая программа по курсу сдм. 03 (специальные дисциплины) образовательной...
Сдм. 03 (специальные дисциплины) образовательной программы подготовки магистра по направлению 230100 — Информатика и вычислительная...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма дисциплины «История России» для направления 230100. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconРабочая программа дисциплины экономика направление подготовки: 230100....
Программа предназначена для бакалавров по направлениям 230100. 62 информатика и вычислительная техника; все неэкономические направления,...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconРабочая программа дисциплины объектно-ориентированное программирование...
Фгос впо к структуре и результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по Профессиональному циклу по направлению...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма дисциплины «философия» по направлениям подготовки 230100...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, ассистентов и студентов направлений 230100 «Информатика и...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconРабочая программа учебной дисциплины Основы алгоритмизации и программирования...
Фгос нпо, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма дисциплины «Методы планирования производственных процессов»...
Программа дисциплины «Методы планирования производственных процессов» для направления 230100 – «Информатика и вычислительная техника»...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для направления 230100 «Информатика и вычислительная техника» специальности 230100. 68 «Системы автоматизированного проектирования»...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconУчебной дисциплины
Фгос) по профессии начального профессионального образования (далее нпо), входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма дисциплины «Социальная философия» по направлениям подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, ассистентов и студентов направлений 230100 «Информатика и...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма дисциплины «Системы управления, ориентации и навигации»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...
Программа дисциплины Современные проблемы информатики и вычислительной техники для направления 09. 04. 01 «Информатика и вычислительная техника» подготовки магистра  iconПрограмма дисциплины «Лазерная гироскопия» для специальности 230100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск