Итак, шаг второй. Учимся коспектировать





Скачать 41.75 Kb.
НазваниеИтак, шаг второй. Учимся коспектировать
Дата публикации06.09.2013
Размер41.75 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
Никогда не исключайте возможность существования лучшего способа выполнения работы, чем тот, который вы используйте в настоящий момент
(Брайан Трейси, Точка фокуса)

Итак, шаг второй. Учимся коспектировать.
Как обычно, начнем с размышлений и воспоминаний: напишите кратко, что знаете о конспектах и конспектировании. Что это такое; о каких видах конспектов слышали; как это - конспектировать?
Конспект - основной вид оружия историка. Именно он превращает чужие мысли из книги в ваши мысли; факты, даты, термины - в (ваши) знания. Нет конспекта - нет знаний. И не будет никакого постижения истории, и не будет успешной сдачи экзамена.
Определение процесса:
Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования — запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.

Как видите, формула проста: всего два ингредиента. Мысленная переработка и письменная фиксация. Осмыслил - записал.
Понятно, что осмысление, понимание, мысленная переработка - сердцевина процесса, его суть. Технологически переработка означает процесс, в результате которого изменяется качество объекта переработки.
Любопытно это понятие раскрывается в ГК РФ:
Переработка - одно из оснований приобретения права собственности. Согласно ст. 220 ГК РФ право собственности на новую движимую вещь, которое лицо изготовило путем П. не принадлежащих ему материалов, приобретает собственник этих материалов (если иное не предусмотрено договором). Однако когда стоимость П. существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило П. для себя.
В нашем случае можно сказать, что, чем больше интеллекта вы вложили в "переработку материалов", тем больше результат - конспект, письменная фиксация - является вашим достоянием. Собственно, так и появляются новые информационные продукты (книги, статьи и пр.). Автор собирает материал, и, переплавляя его в печи с высокой интеллектуальной температурой, создает свое изделие. Только бы работала эта печь...

Если быть ближе к делу - вот они, основные виды конспектов (излагаю, разумеется, конспективно):
Плановый; Текстуальный; Свободный; Тематический; Хронологический.
Все ли понятно? Не все?

Тогда немного подробнее:
Плановый конспект: вы составляете план изучаемой книги (раздела, главы) и разъясняете каждый пункт. Получается краткое изложение прочитанного. Очень полезно при первичном ознакомлении с материалом.
Текстуальный конспект: создается из цитат. Никто не мешает при этом составить план и пункты этого плана раскрывать цитатами. Опять же, никто не будет против, если вы добавите к цитатам ваши собственные соображения. Получится - хотел написать "планово-текстуальный", но принят другой термин - свободный конспект.
Свободный конспект: здесь сочетаются план, цитаты, тезисы, разъяснения. Считается одним из наиболее сложных и полноценных видов конспекта. Для того, чтобы его составить, нужно хорошо понять тему и логично все записать. Ясно, что само составление такого конспекта способствует лучшему осмыслению прочитанного или услышанного.
Вы видите, что названные виды конспектов - плановый, текстуальный, свободный - легко сочетаются и переходят один в другой.
Тематический конспект: его цель - раскрытие какой-либо темы, а не сжатое изложение отдельной книги или лекции. Соответственно, в него включаются материалы из разных источников, помогающие раскрыть тему. Такой конспект помогает разобраться в различных точках зрения на проблему, всесторонне проанализировать ее. Прекрасно смотрится, когда учащийся мобилизует уже имеющиеся знания по вопросу и добавляет их в тематический конспект . Можно сказать, что упражнение, которое мы с вами делаем перед началом изучения новой темы - записать все, что о ней знаете - является хорошей тренировкой к составлению тематического конспекта.
Хронологический конспект: краткая разновидность тематического. Изложение подчинено хронологической последовательности событий. Для изучения отдельной темы по истории может подходить идеально.
Собственно, названия и описания видов конспектов дано в справочных и тренировочных целях, а вовсе не для того, чтобы их запоминать. Потренировать отдельные навыки и умения конспектирования - самая важная цель на данном этапе.

Для того, чтобы получился хороший конспект, нужно пройти следующие шаги:

1. Сориентироваться в общей композиции текста: т.е. понимать, где введение, где основная часть, а где уже и выводы.
2. Понять систему изложения информации, логику текста.
3. Выявить ключевые мысли.
4. Лаконично сформулировать основную информацию.
Принято считать, что конспект по объему не должен превышать 10% исходного текста. Если тема известная, конспект может представлять и существенно меньшую величину. В любом случае, не стремитесь ни искусственно сокращать запись, ни удлинять ее. Исходите из основной цели учебного конспекта - быть наглядным, четко структурированным, содержательным помощником для подготовки к экзамену. Вы призовете его за несколько дней до ЕГЭ, и он должен будет справиться с возложенной миссией - быстро освежить в вашей памяти все то, что позволит получить высший или очень близкий к высшему итоговый балл.
Итак, правильные слова про структуру, логику и композицию конспекта сказаны. Остается понять, как наглядно все это воплотить. Т.е., как должен (может) выглядеть хороший конспект.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconУрока. Учимся писать письмо. Цель урока
Из опыта работы учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconВторой шаг до 25 февраля 2013 года
Индивидуальная накопительная рабочая папка «портфолио ученика гимназии» включает в себя
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомиться с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями. Познакомиться с былиной «Добрыня и Змея». Учимся сравнивать...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconБратство грааля
Второй мировой войны, и во время пятилетней ссылки в Сибири, и в конце жизни в Риге, когда болезнь шаг за шагом снедала тело, но...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconПрограмма курса «Бионика» или «Учимся у природы»
Программа курса «Бионика» или «Учимся у природы» для 9 11 классов общеобразовательных школ учителя биологии мбоу сош №3 г. Рассказово...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconТезисы к VI школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Положение о проведении VI городской научной конференции молодых исследователей в рамках Всероссийской научно-социальной программы...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconРефераты на выставку не принимаются
В ноябре-декабре 2009 года Координационным центром научно-социальной программы «Шаг в будущее» по Липецкой области на базе Липецкого...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее» городская научно-практическая...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать icon«Последний Шаг». Верещагин «Ни хрена себе название для турфирмы!»...
Каменноостровском проспекте. Он даже немного улыбнулся. «Видать, у директора – хорошее чувство юмора, но парень он рисковый, если...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модифицированная рабочая программа дополнительного образования «Лего рубик» составлена на основе программы курса Д. Г. Копосов. Первый...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лова «walzen» кружиться, вертеться, скользить в танце. Вальс – бальный танец музыкального размера 3/4 с особым упором на первый такт...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconПамятка учителю Конструкт урока или требования к современному уроку в условиях введения фгос
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconО Соревновании молодых исследователей «Шаг в будущее» в Южном федеральном...
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи Соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее» в Южном федеральном округе...
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconБунеева Р. Н., Бунеевой Е. В. Литература. 5-й класс («Шаг за горизонт»)....
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В. Литература. 5-й класс («Шаг за горизонт»)....
Итак, шаг второй. Учимся коспектировать iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения Алешковской...
Уже второй год и во второй раз встречаемся мы с вами в рамках так называемого «Публичного доклада оу»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск