Скачать 89.46 Kb.
|
ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Формирование речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи через логоритмическое воздействие Маслова Лариса Ивановна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №45 г. Белгорода Белгород 2012 РАЗДЕЛ I ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Условия возникновения и становления опыта Формирование опыта происходило на базе дошкольного образовательного учреждения детского сада № 45. Автор на протяжении многих лет работает с дошкольниками, имеющими диагноз общее недоразвитие речи. У этих детей речевые нарушения сочетаются с рядом неврологических синдромов и напрямую связаны с их психофизическим развитием. Было замечено, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одна из причин заключается в том, что многие родители стали меньше общаться со своими детьми. Да и сами дети больше смотрят и слушают компьютер и телевизор, меньше говорят, двигаются и редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезывания и т.д.), что не может способствовать развитию моторики и речи в целом. Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо подобрать такие формы и методы обучения, которые будут целенаправленно стимулировать двигательную и речевую активность. Поэтому, при организации комплексного коррекционного воздействия на речь и личность ребёнка в целом, целесообразно использовать такой эффективный, обладающий большим потенциалом, метод коррекции, как логопедическая ритмика. Актуальность опыта В настоящее время увеличилось число дошкольников с системными нарушениями речи, сопровождающимися неврологической симптоматикой, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о грубом повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется в нарушении умственной работоспособности, в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, общей моторной неловкости. Анализ результатов исследования и литературы по данной проблеме доказывает целесообразность и эффективность включения элементов логоритмики в коррекционно-развивающий процесс дошкольного образовательного учреждения. Теоретическая база опыта В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. А логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, труды которых были использованы в процессе формирования опыта: В.М. Бехтеревым, В.А. Гиляровским, И.П. Павловым, Н.А. Бернштейном, психологами М.О. Гуревич, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, физиологом М.М. Кольцовой и др. В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизации коры головного мозга. Для логопедической ритмики важны исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. А.Р. Лурия указывал на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений. Благодаря работам Г.А. Волковой методика использования логопедической ритмики нашла широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста. Она создала логопедическую ритмику как одну из форм своеобразной активной терапии, разработала методику обследования состояния психомоторных и сенсорных функций. О роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста писали Картушина М.Ю., Воронова А.Е., Дедюхина Г.В., Кузнецова Е.В., Шашкина Г.Р. и др. В их пособиях представлен практический материал для развития ритма, темпа, для расширения их словарного запаса и автоматизации звукопроизношения. Ознакомившись с данными работами, автор адаптировал существующие методики практического использования логоритмических упражнений в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи и внедрил их в свою работу с данным контингентом детей. РАЗДЕЛ II ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА Цель педагогической деятельности. Основная цель работы – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. Содержание образования и средства достижения цели Программой обучения и воспитания в дошкольном учреждении предусматривается охрана и укрепление здоровья, нервной системы ребёнка, совершенствовании функций организма. Для этого необходимо создать:
Для обеспечения условий наибольшей эффективности необходима тесная взаимосвязь и преемственность в работе всего психолого-медико-педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям, построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Работа строится на материале, близком для восприятия ребёнка. Основной формой работы по формированию речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи через логоритмическое воздействие является фронтальная коррекционно-развивающая деятельность. Каждое фронтальное занятие с элементами логоритмики является сюжетным. Широко используется игровая мотивация, элементы психогимнастики и пантомимы, музыкальные импровизации. Материал не разучивается детьми, а служит средством активизации их музыкального восприятия и движений. Фронтальные занятия помогают разнообразить материал по изучаемой лексической теме. Но логоритмические упражнения могут включаться и в индивидуальную, и в подгрупповую работу. Формирование правильного звукопроизношения невозможно без развитого фонематического слуха. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов, а воспитание ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух. Произношение под музыку текстов способствует развитию слухопроизносительной функции. Слушая музыку, дети учатся определять наличие звучания и момент его прекращения, с помощью музыкального материала отрабатываются акценты, то есть даётся понятие об ударном моменте звучания. Подобные упражнения помогают детям легко освоить такие сложные процессы, как деление слов на слоги, выделение ударного гласного, они также способствуют формированию слоговой структуры слова. Особое внимание уделяется развитию речевого дыхания. Прекрасно развивает дыхание и голос пение, которое формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. Песни подбираются с учётом сложности словаря. Постепенно обогащается фонетический и словарный запас детей и расширяется по сложности их песенный материал. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика и неразвитый артикуляционный аппарат. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными, поэтому используются упражнения, направленные на развитие мимической и артикуляционной моторики. Упражнения на активизацию внимания и памяти способствуют формированию устойчивости и переключаемости внимания. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: двигательная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память. Необходимо научить детей снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Для развития мелкой моторики применяются упражнения, способствующие тренировке дифференцированных и точных движений пальцев рук, но не представляющие особой сложности для выполнения. Особое внимание уделяется введению в занятия речевых и подвижных игр с элементами инсценировки песен и стихотворений. В этих упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей. Подобные упражнения способствуют формированию способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. Завершающим этапом занятия являются релаксационные упражнения. Такие упражнения помогают сосредоточить внимания детей на физических ощущениях в состоянии расслабления. Опыт введения элементов логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность усвоения речевого материала. При помощи таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, обеспечивается формирование речевого и психомоторного развития дошкольников, что помогает в работе по коррекции общего недоразвития речи. РАЗДЕЛ Ш РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Исследования речевого и психомоторного развития у детей показали, что в результате проведенной работы у детей сформированы: координация движений, ориентировка в пространстве, чувство ритма; способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую и интонационную выразительность; речевое дыхание; звукопроизносительные навыки, фонематический слух, навыки связной речи, основы обучения грамоте; улучшилось произвольное внимание и процессы запоминания; коммуникативные качества, умение взаимодействовать между собой. Таким образом, была подтверждена обоснованность и продуктивность реализации системного подхода к организации логопедической работы по формированию речевых навыков у детей с ОНР через логоритмическое воздействие, которая позволяет повысить эффективность коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи. ПУБЛИКАЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ ОПЫТА
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Примерное тематическое планирование уроков музыка в параллельных... Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Приложение №1 положение о проведении Регионального конкурса педагогического... Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Государственное образовательное учреждение дополнительного образования... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | ||
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации... Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия... | ||
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | И. М. Резниченко кандидат педагогических наук, доцент Белгородский Региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Методические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Организационно методическая поддержка введения профильного обучения учащихся Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Огаоу дпо «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | ||
Российская Федерация Белгородская область департамент образования,... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | Ө н ді р і ст і к окыту сабагыныц жоспары План открытого урока производственного... Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов |