32. Электронный учебно методической комплекс





Скачать 151.54 Kb.
Название32. Электронный учебно методической комплекс
Дата публикации22.09.2013
Размер151.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
32. Электронный учебно методической комплекс

Состав и структура электронного учебно-методического комплекса. Рабочая программы дисциплины. Электронный курс. Структура электронного курса. Информационная модель электронного курса. Алгоритмы формирования индивидуальной траектории обучения, управления доступом к материалам курса, фиксации состояний компетентности и оценки уровня мастерства. Электронные конспекты, тесты и практикумы. Виртуальные лаборатории. Информационные ресурсы.
Осипов А.В. Мультимедиа в образовании: Контекст информатизации. – М.: Агентство "Издательский сервис", 2004. – С. 25-58.

Агапонов С. В. и др. Средства дистанционного обучения: Методика, технология, инструментарий / Под ред. Джалиашвили З.О. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – C.117-145.
МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

А.В.Лямин, М.С.Чежин

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

Тел.: (812) 232-59-14, e-mail: lyamin@mail.ifmo.ru
Накопленный опыт в использовании дистанционных образовательных технологий в СПбГУ ИТМО показал, что эффективность их использования можно повысить путем интегрирования различных электронных учебно-методических элементов в единую среду. Необходимо сразу уточнить, что эта среда – система дистанционного обучения (ДО), основанная на сетевой Интернет-технологии, используется в университете не столько, как средство получения образования дистанционным способом, а как компьютерная технология обучения, направленная на активизацию самостоятельной работы студентов, прежде всего очной формы образования, повышение качества обучения и объективности процесса аттестации.
Учебно-методические материалы по дисциплине, размещаемые в системе ДО, в совокупности образуют электронный учебно-методический комплекс (УМК), который имеет иерархический, модульный характер. При разработке структуры УМК учитывались сложившаяся система образовательного процесса в университете, система документооборота, обеспечивающая образовательный процесс, существующие виды учебной работы.

Верхнюю ступень в структуре УМК занимает учебный план подготовки учащегося по определенной специальности. Рабочие программы дисциплин, определенных учебным планом, составляют второй уровень. Каждая дисциплина может включать несколько семестровых электронных курсов. Каждый электронный курс, в свою очередь, состоит из ряда аттестующих, обучающих и информационных модулей. При разработке системы был определен необходимый и достаточный набор модулей, позволяющий реализовывать все виды учебной работы:

  • электронные конспекты;

  • информационные ресурсы;

  • электронные тесты;

  • виртуальные лабораторные работы;

  • электронные практикумы.


При формировании набора модулей разработчики основывались, прежде всего, на их функциональном назначении, считая, что нет необходимости в сопоставлении каждому виду учебной работы соответствующего электронного модуля. Возможны ситуации, когда отдельные виды учебной работы будут обеспечиваться блоками из нескольких модулей. Такой подход предоставляет более широкие возможности разработчикам УМК и делает систему ДО более гибкой в использовании.
Электронный конспект – это модуль, основанный на структурированной и разделенной на уровни совокупности информационных страниц и кадров. Содержание информационных страниц отображается на экране в гипертекстовом и графическом виде (схемы, рисунки, графики, сложные формулы, фотографии). Возможно использование на страницах электронного конспекта элементов мультимедиа (анимация, видео, аудио). Окно, в котором отображаются страницы электронного конспекта, имеет панель навигации, содержащую кнопки перехода вперед и назад по страницам конспекта, поле для выбора уровня изложения материала, элементы управления для поиска страниц и кадров по ключевому слову, оглавление конспекта.
Информационный ресурс – это модуль, который позволяет работать с методическими материалами в локальном режиме. Такими материалами могут быть презентации к лекциям, чертежи, рисунки, тексты программ, базы данных, т.е. любая информация, организованная в виде файла или группы файлов. Никаких ограничений на тип файла не накладывается. Информационные ресурсы являются вспомогательными материалами, предназначенными для выполнения самых различных заданий и работ по данному учебному курсу.
Электронные тесты являются простым и, в то же время, эффективным средством определения уровня знаний студентов. Во время тестирования студенту последовательно предъявляются кадры. Последовательность кадров формируется системой на основе псевдослучайного алгоритма. В системе определены кадры пяти типов: информационный кадр, задание закрытого типа, задание открытого типа, задание на установление правильной последовательности и задание на установление соответствия.
Виртуальная лаборатория является модулем системы дистанционного обучения, представляющим собой обучающий комплекс, позволяющий студенту производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. В частном случае, результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное описание какой-либо системы, которая оценивается по реакциям на эталонные воздействия. Использование виртуальной лаборатории требуется в случае, когда невозможно реализовать авторский замысел средствами других видов электронных элементов системы. Например, когда существует достаточно большое количество правильных ответов или задача проверки результата не является алгоритмической.
Электронный практикум содержит набор заданий, которые необходимо выполнить студенту. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который и проставляет оценку.

http://ogiik.orel.ru/conf/10_aksyukhin.htm

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) для вуза – это электронное издание, включающее в себя совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (или блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной или нескольким специальностям (направлениям). Существует множество похожих точек зрения на понятие "электронный учебно-методический комплекс", но ни один из ГОСТ не даёт точного определения этому новому виду УЭИ. Так В.П. Демкин, Г.В. Можаева относят ЭУМК к группе образовательных электронных изданий, классифицируя последние по критерию организации текста [3]. Эти авторы утверждают, что "каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п." [3]. Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 электронный учебно-методический комплекс следует отнести к подклассу 507000 - Прикладные программные средства учебного назначения [4].

ЭУМК включает в себя, как правило, следующие компоненты:

Учебная программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по определенному направлению или специальности.

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов, представляющие собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Сюда входят методические указания по изучению курса, по выполнению контрольных, расчетно-графических, курсовых, выпускных квалификационных работ и дипломных проектов.

Учебные и учебно-методические материалы по следующим видам занятий: лекционные, семинарские, практические. Они могут быть представлены: конспектами лекций (в том числе – электронными презентациями), электронными учебниками, электронными учебными пособиями, курсами лекций, сборниками упражнений и сборниками задач, сборниками планов семинарских занятий, сборниками описаний лабораторных работ.

Учебно-справочные материалы – это словари, справочники, государственные законодательные и акты, нормативно-методические и нормативно-технические документы, стандарты ГОСТ, регламенты, инструкции, Help к компьютерным программам, руководства пользователей программ и др.

Учебно-наглядные материалы, включающие электронные альбомы иллюстраций, атласы, комплекты плакатов, видеофильмы, слайды электронных презентаций, web-документы с иллюстративным материалом, коллекции звуковых файлов и др.

Словарь терминов и персоналий (или глоссарий) – специальные термины дисциплины (иногда – ключевые слова), содержание которых не очевидно и требует пояснения.

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля – это примерные темы рефератов, докладов и эссе; контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему учебному курсу (например, вопросы зачету или к экзамену); сборники контрольных или тестовых заданий, компьютерные программы электронного тестирования для проверки знаний студентов на различных этапах обучения.

Материалы профессиональной практики, к которым относятся: перечень предприятий, организаций, заключивших договоры с вузом о проведении практики студентов по данной специальности/направлению подготовки; график прохождения практики, включая сроки проведения установочной и итоговой конференции; методические указания по организации и проведению практики для студентов; порядок оформления отчета по практике; порядок защиты отчета по практике.

Учебно-библиографические материалы: учебно-библиографический справочник (списки научной, учебной и методической литературы по дисциплине); списки государственных законодательных и нормативно-правовых актов; перечни нормативных и нормативно-методических документов, компьютерных программных средств.
Список перечисленных составных частей ЭУМК может быть продолжен, в тоже время некоторые пункты в нём наоборот могут варьироваться – это зависит от конкретной учебной дисциплины (или блока дисциплин) и конкретной специальности (направления) [3].

Электронные учебно-методические комплексы обычно включают в себя мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой форме, содержащий все компоненты учебного процесса. Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путём сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.

Целями создания и использования УМК и ЭУМК являются:

поддержка и развитие как основного учебного процесса, так и дистанционных технологий непрерывного образования;

обеспечение 100%-ой оснащенности учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов;

создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы вуза.
Перечисленные цели также зависят от учебной дисциплины и специальности обучения студентов, могут уточняться и меняться. Так, например, Е.Н. Балыкина, Д.Н. Бузун предлагают модель ЭУМК по прикладной тестологии, и главной целью его создания видят "оказание научно-методической и практической поддержки преподавателям в процессе перехода на новые модели образования и технологии обучения в условиях возрастания роли контролируемой самостоятельной работы студентов высших учебных заведений, а также в связи с Единым государственным экзаменом и Централизованным тестированием" [5-6].

Во многих высших учебных заведениях разработаны и утверждены Положения об электронных учебно-методических комплексах дисциплины, в которых приводятся: общие положения об ЭУМК, основные задачи, структура, порядок разработки и хранения ЭУМК, описание организации контроля содержания и качества разработки ЭУМК, описание документационного обеспечения ЭУМК и доступа к нему, порядок эксплуатации и распространения ЭУМК и др. (см., например, [7]).

Неоспоримыми достоинствами ЭУМК по сравнению с традиционными УМК являются:

разнообразие форм представления информации (текст, гипертекст, графика, видео- и аудио-информация, анимированные объекты, базы данных, другие средства мультимедиа), что раскрывает новые возможности этого образовательного ресурса, обеспечивает погружение обучающегося в познавательный процесс за счёт активного включения различных каналов восприятия информации;

интерактивность ЭУМК в реальном времени, реализованная на мультимедийном компьютере, что делает обучение более интересным и позволяет обучающемуся самостоятельно дозировать порции новой информации, длительность изучения отдельных тем учебной дисциплины, регулировать степень сложности вопросов и заданий, проводить самоконтроль знаний;

возможность адаптации содержания учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемого, личностно значимым целям и задачам его деятельности, уровню формирования системы знаний и умений, психологическим особенностям и предпочтениям;

невербальность среды обучения: современные компьютерные технологии упрощают процесс усвоения теоретического материала, реализуя по средствам иллюстраций в форме видео или кино фрагментов методический прием "делай как я", а также эмулируют деятельность живого учителя, что позволяет значительно ускорить процесс выработки умений и навыков, необходимых в практике;

возможность быстрого и точного поиска необходимого учебного материала по ключевым словам электронного словаря терминов и персоналий, глоссария, электронной энциклопедии и учебно-библиографического справочника ЭУМК, для чего существует соответствующий сервис: ссылки, закладки, гипертекстовые связи, а также, для адекватности восприятия информации, – элементы управления, реализующие возможность повтора анимации, видеоинформации и звуковых записей;

возможность дистанционного, массового и самостоятельного обучения с использованием ЭУМК, размещенного на сервере компьютерной сети.
Недостатки электронных учебно-методических комплексов заключаются в следующем:

наличие электронно-вычислительной техники (как правило, дорогостоящей) – обязательное условие для работы с ЭУМК;

наличие определённого программного обеспечения для работы с конкретным ЭУМК;

освоение особенностей интерфейса каждого отдельного ЭУМК;

необходимость приобретения студентом специальных навыков манипулирования мультимедийными ресурсами.

http://ido.tsu.ru/ss/?unit=214&page=622

В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплекcы (УМК). Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.
Учебно-методические комплекcы могут быть представлены как мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса.
Современный учебный мультимедиа курс - это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями (оцифрованное "живое" видео требует весьма больших объемов памяти, видеомагнитофон существенно доступнее по цене, чем мультимедиа-компьютер, работа с печатным материалом более привычна для учащихся), но и соображениями психологического характера. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).
Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.
Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят:


электронный учебник,
электронный справочник,
тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),
задачник,
электронный лабораторный практикум,
компьютерная тестирующая система.

Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин.
Рассмотрим кратко назначение, состав и технологию создания интерактивных компонент УМК.
Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.
Компьютерный учебник содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.
Нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе учащимся траектории обучения определяют специфику электронного учебника.
Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.
В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.
Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.
В электронный справочник обычно можно войти из любого раздела курса с помощью специальной кнопки в главном меню. Собственное меню справочника, как правило, представляет собой алфавит, оформленный в разных дизайнерских решениях. Активизация кнопки-буквы обеспечивает доступ к соответствующему фрагменту справочника.
В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого УМК. При этом электронный справочник может быть представлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник.
Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.
В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.
Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.
К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.
Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент УМК. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.
Представленные компоненты мультимедиа курса сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «электронный бизнес»
...
32. Электронный учебно методической комплекс iconЭлектронный учебно-методический комплекс специальность: 190701. 65...
Грузоведение: учебно-методический комплекс /авт сост. Б. Г. Ашуркин. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 69 с
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физика»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс правоведение
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Учебно-методический комплекс дисциплины является частью образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемый по...
32. Электронный учебно методической комплекс iconОтчет по методической работе Методическая работа представляет собой...
Основная цель методической работы создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, повышение...
32. Электронный учебно методической комплекс iconПредисловие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опубликован на сайте ТюмГУ:...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению 031000. 62 бакалавриат. Филология. Умк соответствует...
32. Электронный учебно методической комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история...
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск