Скачать 39.41 Kb.
|
Изучение вопросов информационной безопасности в школьном курсе информатики Автор:Кузнецова Виктория Евгеньевна «Информационная безопасность» (вместе с «защитой информации») – одно из тех словосочетаний, которое сейчас нередко попадается на глаза любому человеку, работающему в информационных сетях или просто следящему за новостями. Информационная безопасность является одной из главных проблем, с которой сталкивается современное общество. Причиной обострения этой проблемы является широкомасштабное использование автоматизированных средств накопления, хранения, обработки и передачи информации. Основные составляющие информационной безопасности – конфиденциальность, целостность, доступность. Рассмотрим подробнее одну из самых распространенных угроз при работе с компьютером, так называемые компьютерные вирусы. С учетом того, что компьютерные телекоммуникации и связанные с ними технологии все больше и чаще применяются в повседневной работе и быту большинства людей; с учетом того, что каждый абонент среды Интернет так или иначе, работая с сетью, сталкивается с задачами обеспечения информационной безопасности, рассмотрение вопросов информационной безопасности в школе является оправданным и чрезвычайно актуальным. Чтобы понять важность проблемы были рассмотрены учебники: Угринович Н.Д. (8 класс), Угринович Н.Д. (9 класс), Угринович Н.Д. (10-11класс), И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер (10 класс), Бешенков С.А., Ракитина Е.А.. Из анализа школьных учебников можно сделать вывод, что вопросам информационной безопасности уделяется недостаточное внимание. В некоторых учебниках, например, Макаровой Н.В., вопросы информационной безопасности лишь вскользь упоминаются, а в других вообще не рассматриваются. В школьном курсе информатики данной теме уделено недостаточно внимания, поэтому с целью восполнения существующего пробела и дальнейшей подготовки методических материалов для учителей информатики, нами была выбрана тема исследовательской работы «Информационная безопасность» на примере защиты от вирусов. Те учебники, в которых материал все же присутствует, рассматривают в основном теоретическую сторону, а практического материала явно недостаточно. При этом даже предусматривается использование одной простейшей антивирусной программы, а при работе в сети способы защиты в учебном процессе не рассматриваются. Таким образом, из анализа литературных источников и фактического состояния, нами сделан вывод о необходимости разработки таких методических материалов, которые отражали типичные ситуации, возникающие в практической деятельности учащихся и связанные с компьютерными вирусами; явно указывали на способы ориентации учебной деятельности по защите информации. По этой причине был разработан учебно-методический материал для знакомства учащихся старших классов с основными понятиями, средствами обеспечения личной информационной безопасности, основными источниками угроз, законодательной базой обеспечения информационной безопасности. А именно: планы конспектов комбинированных уроков по теме «Компьютерные вирусы» - 1ч. и «Антивирусные программы» - 1ч. Для каждого урока были оформлены презентации, представленные в виде электронных приложений. Презентации содержат подробный теоретический материал уроков и могут быть использованы для самостоятельного повторения учебного материала учащимися в ходе подготовки домашнего задания. Семинарское занятие – 1ч., подобран теоретический материал, ориентированный на самостоятельную подготовку к итоговому тестированию. Разработан тест по теме «Информационная безопасность», позволяющий осуществить самоконтроль по данной теме. В целях формирования навыков информационной безопасности мы предлагаем в старших классах проводить ряд занятий по информатике, придерживаясь следующей логики подачи материала. На первом уроке «Компьютерные вирусы» дается определение понятию «компьютерный вирус». Учащиеся знакомятся с классификацией компьютерных вирусов, с особенностями каждого вида вируса; с признаками появления вирусов; а также приведены примеры компьютерных вирусов. Что в итоге развивает интерес к изучению вопросов информационной безопасности. Результатом первого урока является возможность определения учащимися типы вирусов по их внешним проявлениям в работе компьютера. Следующий урок «Антивирусные программы». На уроке учащиеся знакомятся с понятием «антивирусная программа», с методами защиты от вирусов; видами и назначением антивирусных программ. После данного урока ученики должны научиться проводить тестирование объектов (локальный диск, папка, флеш–карта и т.д.) на наличие компьютерных вирусов, пользоваться антивирусной программой. Третий урок – семинарское занятие. Обсуждаются вопросы, касающиеся целостности, доступности и конфиденциальности информации. Раздается материал для самостоятельной подготовки к итоговому тестированию. Следующий урок тестирование по теме «Информационная безопасность». Предлагается тест, где учащиеся должны продемонстрировать, как они усвоили пройденный материал. В заключении можем сделать вывод – Проведенная нами опытно – экспериментальная проверка разработанного методического материала, показало достаточную эффективность и пользу. Школьники стали ответственно относиться к процессу копирования информации и проверки её на вирусы. В их языке рабочими понятиями стали компьютерные вирусы и информационная безопасность. Материалы могут быть использованы другими учителями информатики в процессе проведения данной темы. Решение проблемы информационной безопасности связано с гарантированным обеспечением трех ее главных составляющих: доступности, целостности и конфиденциальности информации. Поэтому школьникам нужно предлагать не только теоретический материал по устоявшейся классификации вирусов, но конкретные примеры вредоносных программ. |
Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления... Рассмотрено на заседании кафедры информационной безопасности 20. 04. 2011г., протокол №8 | Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности... Рассмотрено на заседании кафедры информационной безопасности 20. 04. 2011г., протокол №8 | ||
Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности... Рассмотрено на заседании кафедры информационной безопасности 20. 04. 2011г., протокол №8 | Рабочая программа дисциплины «Информационная безопасность» ... | ||
Образовательная программа «Основы медицинских знаний» Автор: Кузнецова... Программа создана исходя из запросов современного общества. В ней рассматривается материал, который недостаточно глубоко рассматривается... | Ссылки по вопросам информационной безопасности детей и взрослых Портал «Безопасность наших школ» призван обеспечить общественный контроль за мерами пожарной и антитеррористической безопасности,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ахматова Виктория Евгеньевна, учитель информатики "Средняя школа №13" г. Балаково Саратовской области | Белый список (ссылки на сайты по вопросам информационной безопасности детей и взрослых) «Безопасность наших школ» призван обеспечить общественный контроль за мерами пожарной и антитеррористической безопасности, здоровьем... | ||
Рабочая программа по учебной дисциплине Программно-аппаратные средства... Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Мультисервисные сети и информационная безопасность» | Программа дисциплины «Информационная безопасность мобильных систем» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | ||
Информационная безопасность Зависимость современных организаций от компьютерных технологий стала настолько сильной, что вывод из строя компьютерной сети или... | Классификация угроз. Формализация подхода к обеспечению информационной... ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Документоведение... Целью дисциплины является ознакомление студентов с содержательной стороной проблемы информационной безопасности как основной составляющей... | План работы конференции 24 апреля 2014: Пленарное заседание «Актуальные... Направления: экономическая безопасность; автоматизированные системы управления технологическими процессами; системный подход к обеспечению... | ||
Самостоятельная работа: 120 час. Итоговый контроль: 8 семестр зачет,... Цель дисциплины – изложить научные и организационно-правовые основы криптографии и информационной безопасности | Коновалова Лариса Михайловна 263-160-703 Особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики 9 |