Коновалова Лариса Михайловна 263-160-703
Оглавление Оглавление 1
Глава 1. Общие вопросы методики преподавания информатики и ИКТ в школе 4
1.1.Место курса информатики в учебном плане школы. Базисный учебный план 4
1.2.Структура и цели изучения информатики и ИКТ в школе 5
1.3. Стандарт образования по информатике 6
1.4.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ 7
1.5.Требования к уровню подготовки выпускников 8
Глава 2. Особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики 9
2.1. Содержание базового курса информатики по теме: «Программное обеспечение компьютера. Операционные системы» 9
УМК «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов, автор Босова Л. Л: [2-8] 9
УМК «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Угринович Н. Д.:[9-14] 10
УМК «Информатика и ИКТ» 10 - 11 класс (базовый курс), автор Угринович Н. Д. 11
УМК «Информатика и ИКТ» 10-11 класс (профильный курс), автор Угринович Н.Д. 11
УМК «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Семакин И. Г. и др.:[15-18] 11
УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, базовый уровень, 12
автор Семакин И. Г. и др. 12
УМК «Информатика и ИКТ» для 10 класса, профильный уровень, автор 12
Семакин И. Г. и др. 12
УМК «Информатика и ИКТ» для 11 класса, профильный уровень, 13
автор Семакин И. Г. и др. 13
Поляков К.Ю. Учебник «Информатика и ИКТ» 10-11 классы 13
(профильный уровень) 13
2.2. Методика обучения основным понятиям курса информатики в процессе изучения темы «Программное обеспечение компьютера. Операционные системы» 19
текстовый редактор (процессор) Word, версия которого зависит от номера операционной системы; аналог в Open Office - Writer. 23
2.2.1. Методы обучения на уроках информатики в процессе изучения темы «Программное обеспечение компьютера. Операционные системы» 24
Программированное обучение - это обучение по специально составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в обучающей машине (в памяти компьютера). Обучение идет по следующей схеме: материал делится на порции (дозы), составляющие последовательные шаги (этапы обучения); в конце шага проводится контроль усвоения; при правильном ответе выдается новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь. На таком принципе построены компьютерные обучающие программы. Перечислим некоторые из них: электронный учебник: "Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark"; тренажер "Файлы"; Программа "Информатика"[23]. Обучающая программа "Информатика в школе" (базовый курс - Теория) может использоваться учителями на уроках информатики при изучении базовых тем, а также для самостоятельной работы учащихся [24]. 27
2.2.2. Организационные формы обучения информатике в процессе изучения темы «Программное обеспечение компьютера. Операционные системы» 28
2.2.3. Система средств обучения информатике в процессе изучения темы «Программное обеспечение компьютера. Операционные системы» 32
2.3. Методы контроля результатов обучения теме: «Программное обеспечение компьютера. Операционная система» 36
Заключение 39
Список используемых источников 40
Введение
Программами для общеобразовательных учебных заведений по дисциплине "Информатика" предусмотрено, что в зависимости от типа компьютерной техники и программного обеспечения, учитель может самостоятельно выбирать методические пути решения образовательных задач курса. И в соответствии с выбранной методикой изучения курса учитель может выбирать подходящие учебные пособия и дидактическое обеспечение. Обычно знакомство с операционной системой происходит на примере конкретной операционной системы, используемой в классе. Наиболее распространенными являются операционные системы: MS-DOS, версии Windows, Linux. Учебно-методической литературы и электронных обучающих программ об операционных системах и их приложениях достаточно много и выбрать оптимальную достаточно сложно.
Основная задача школьного курса информатики состоит в подготовке школьников как квалифицированных пользователей персональных компьютеров. При этом большое внимание следует уделять теме «Программное обеспечение. Операционные системы». Научить работать на компьютере – это значит, прежде всего, научить взаимодействовать с операционной системой. Обычно пользователь, привыкший работать в какой-то определенной программой среде, сталкиваясь с незнакомой и непривычной ему обстановкой на экране, испытывает растерянность. Важно дать обучаемому не просто определенную сумму знаний работы с операционной системой, а развить его мышление и научить ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для него. Ведь в условиях стремительного развития вычислительной техники и программного обеспечения знания, полученные вчера, завтра становятся устаревшими. Обучаемый на основе своих знаний сам должен уметь сформулировать последовательность действий в той или иной ситуации. Необходимо выработать у учащихся навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий. Этим и обусловлена актуальность данного исследования. Цель исследования: выявить и описать особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики.
Задачи исследования:
Рассмотреть наиболее распространенные в школе операционные системы;
Изучить и описать содержание базового курса информатики по теме: «Программное обеспечение. Операционные системы»;
Проанализировать методы, организационные формы, систему средств обучения информатике в процессе изучения данной темы.
Объект исследования: процесс изучения программного обеспечения и операционных систем в школе.
Предмет исследования: особенность изучения учащимися общеобразовательных школ программного обеспечения и операционных систем в курсе информатики.
Методы исследования:
Изучение и анализ научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме;
Выявление особенностей изучения данной темы.
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут применяться учителями информатики в их педагогической деятельности.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2–х глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
|