Скачать 53.79 Kb.
|
Приложение 4. Система персонажей в пьесе Островского «Бесприданница». Огудалова Лариса Дмитриевна - главная героиня пьесы, бесприданница. В ремарке описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внешности мы больше узнаем по реакции окружающих. Лариса любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность. Лариса - безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлости и цинизма окружающих ее людей она и не хочет видеть и - довольно долго - не может разглядеть. Это отличает ее от Катерины из пьесы Островского «Гроза». Отказываясь от стиля жизни матери, Лариса готова выбирать среди пошлых поклонников. Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда...». Так же, как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Умирая, она благодарит своего убийцу - Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать». В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, «красивостью»: цитаты из М. Ю. Лермонтова и Е. А. Баратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это идеал мужчины», «Вы - мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Ларису, он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства. Это сочетание делает роль Ларисы чрезвычайно выигрышной, она привлекла таких актрис, как М. Н. Ермолова и В. Ф. Комиссаржевская. Карандышев Юлий Капитоныч - «молодой человек, небогатый чиновник». Лариса для него — это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Это унижает Карандышева, лишает чувства победы. Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив, лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей. Совершаемое им убийство - не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом образе он особенно смешон и жалок. Паратов Сергей Сергеич - «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам. Черты Паратова, которые восхищают Ларису, не представляют ценности в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. При этом в Паратове легко сочетается барская иррациональность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т.д.) и простой, неприглядный расчет. Однако умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «дилетантам», как Карандышев) дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное. Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы. Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску. Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, Паратов примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинства. Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный «цыганский табор», чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но «любезничать надо было: маменька приказывает». Потом «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: «положение ее незавидное». Затем «проявился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали. Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством. Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: «В лета войдет - такой же идол будет». На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзоном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. Ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. Он безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. А пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису, ссылаясь на свое гнусное купеческое слово. Именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки. Может быть, Кнурова предпочесть? Этот ведь намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное - он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он; о чем она говорить и петь ему будет, когда он всяких сантиментов начисто лишен. Не зря называют его «идолом». А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит». Его фамилия в переводе означает «хряк, кабан». Это в полной мере отражает характер Кнурова - циничного, сухого человека, для которого материальные ценности заслоняют нравственные. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Быт и нравы русской провинции в пьесе «Бесприданница». Поздняя драматургия А. Н. Островского | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по драме А. Н. Островского «Бесприданница» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сценарий урока литературы по пьесе А. Н. Островского «Гроза» с использованием интегрированной образовательной среды «км-школа» | Проверочная работа по пьесе А. Н. Островского «Гроза» В целом работа по программе в 2012 г направлена на создание технологической интеграционной платформы (телекоммуникационного кластера)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Торжество чувств и красота природы в опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и одноименной пьесе-сказке А. Н. Островского».... | Лариса: Лариса вижу картинку, пока ничего не слышу это нормально? Этот вопрос Лариса Николавна: Не снимает, а поддерживает! Чел очень не всегда может услышать и воспроизвести точно! | ||
Уважаемые участники и координаторы олимпиады! А. Н. Островского «Лес» является девушка по имени Аксюша (и только так ее называет сам автор комедии). Но в списке персонажей, предваряющем... | Статья посвящена проблеме создания характера в пьесе Б. Шоу «Пигмалион» Васенева Н. В. К вопросу об особенностях характеров в пьесе б. Шоу «пигмалион» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010.... | ||
Проект литературного чтения умк «Перспективная начальная школа» Цель: учить выделять и называть характерные признаки персонажей, усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью... | Устный журнал «Знакомьтесь, А. Н. Островский» Устный журнал «Театр Островского и его пьесы» Роли: Добролюбова, Островского, Писарева, Антоновича, Анастасьева, Холодова, Ревякина | ||
Реферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14... Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,... | ||
Приложение 1 Дифференцированные задания для учащихся по теме «Векторы в пространстве» Педагог: Аширбекова Лариса Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики и информатики | Приложение №1 к Приказу № от 20 г. Номенклатура платных дополнительных... С++; стимулируя интерес учащихся к предмету, показать применение полученных знаний в жизнедеятельности человека, в частности, в банковской... | ||
Темы вашего учебного проекта А. Н. Островского, а также выяснят для себя современны ли пьесы Островского и как они помогают в формировании личности. В проекте... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |