Скачать 1.37 Mb.
|
Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппарат Качкина Т.Б., Качкин А.В. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ Методические рекомендации Ульяновск, 2010 УДК 30 ББК 74.26 К 30 Издание подготовлено при содействии Правительства Ульяновской области и Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Рецензенты: Дергунова Нина Владимировна, доктор политических наук, заведующая кафедрой социологии и политологии УлГУ; Петухов Валерий Борисович, доктор исторических наук, доцент кафедры истории и культуры УлГТУ. Научный редактор: Зарубина Валентина Викторовна, кандидат педагогических наук, проректор по УМР УИПКПРО. Качкина Т.Б., Качкин А.В. К 30 Противодействие коррупции через образование: Методические рекомендации / Качкина Т.Б., Качкин А.В. - Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2010. - 92 с. В методическом пособии раскрываются цель, содержание, принципы, направления антикоррупционного образования, даны предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях, показано место антикоррупционной проблематики в Государственном образовательном стандарте по истории и обществознанию. Авторы уделяют внимание формированию антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения через внеурочные формы работы. Пособие включает программу курса «Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей», разработки уроков, словарь основных терминов и понятий и большой фактический материал, иллюстрирующий различные этапы борьбы с коррупцией. Материалы пособия могут быть использованы на уроках истории, обществозна-ния, экономики, права, граждановедения мировой культуры, а также при подготовке программ и проведении занятий элективных курсов, внеклассных мероприятий. Предназначено для руководителей учреждений образования, учителей истории и обществознания, методистов, преподавателей системы повышения квалификации работников образования, учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, учащихся учреждений НПО и СПО. ББК 74.263.7я 72 + 67.401.02 я 72 © Качкина Т.Б., Качкин А.В., 2010 ISBN 978-5-7572-0258-7 © Уполномоченный по противодействию корруп- ции в Ульяновской области и его аппарат, 2010 «...я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла». Из Послания Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 ноября 2009 года, Москва Взяточничество губительно для государства, в котором я хотел бы жить. В. Рейсмен. 1. Сущность и содержание антикоррупционного образования Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся. В основе нашего подхода лежит представление о том, что возможности для проявления коррупции связаны с наличием в нашем обществе следующих проблем:
Принципы антикоррупционного образования:
Направления антикоррупционного образования:
Цель антикоррупционного образования — формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач:
То есть, основная цель антикоррупционного образования — формирование социальной компетентности, в узком смысле слова — формирование антикоррупционной компетентности. Компетентность при этом мы рассматриваем как многокомпонентный феномен, включающий:
Ожидаемый результат — сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая желает и способна устранить коррупцию. Интеграция антикоррупционного образования в образовательный процесс. Антикоррупционное образование должно быть интегрировано в образовательный процесс по вертикали и горизонтали. Вертикальная интеграция предполагает введение элементов антикоррупционного образования с обеспечением преемственности и целостности его содержания через все образовательные ступени с учетом возрастных особенностей учащихся. Горизонтальная интеграция предполагает различные формы включения антикоррупционного образования в учебный процесс на каждой ступени образования. 2. Предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях Дошкольное образование и начальное образование — через реализацию программ, направленных на формирование нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы, дискуссии и тренинги — формы здесь могут быть самыми разнообразными. Для учреждений дошкольного образования Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовлены методические рекомендации «Ребёнок и право» (авт. Майданкина Н.Ю. и др.). Они входят в третий выпуск изданий УИПКПРО по антикоррупционной тематике. Для начальной школы Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовлены методические рекомендации по формированию основ правовой культуры учащихся под авторством Давлетшиной А. А. «Правовое воспитание младших школьников в системе реализации антикоррупционной программы правительства Российской Федерации». Они входят в четвертый выпуск изданий УИПК ПРО по антикоррупционной тематике. Средние и старшие классы общеобразовательной школы, учащиеся учреждений НПО и СПО включаются в систему антикоррупционного образования через общеобразовательные предметы, участие в школьном самоуправлении, в социально-значимом проектировании, гражданских акциях и т.д. В антикоррупционном образовании могут быть задействованы два подхода — формальный и неформальный. Формальный подход подразумевает непосредственное введение в учебный процесс спецкурсов по противодействию коррупции, по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся, проведение факультативных занятий и уроков по антикоррупционному законодательству, антикоррупционному поведению, основам нравственности, этики и т.п. Реализация данного подхода через урочную деятельность возможна за счет школьного компонента. Его применение возможно в среднем и старшем звене. Предлагается использовать активные и интерактивные методы преподавания. При использовании активных методов преподаватель остается главным и единственным источником информации, но учащиеся не являются пассивными слушателями. Урок не может быть полностью подготовлен заранее, его ход может быть изменен, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. В данной форме часто проходят дискуссии. Однако роль учителя по-прежнему является центральной. При использовании интерактивных методов роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс: определяет задания, контролирует время и порядок выполнения, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари; они должны контактировать друг с другом. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все, а между группами существовала взаимозависимость. Мы предлагаем использование игровых технологий, моделирующих коррупционные ситуации, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. В игре не только заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Продуктивно также использование кейс-технологии. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Он относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода case-study — совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая предполагает многовариантность решения проблемы. Кейс — пример, взятый из реальной жизни, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
— провоцировать дискуссию; У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Признаки метода case-study:
Типы и жанры кейсов, способы их представления Классификация кейсов может производиться по различным признакам. При этом различают:
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
том случае, если учащиеся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу, основные шаги которого представлены ниже:
Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах: открытая дискуссия либо индивидуальный или групповой опрос, в ходе которого учащиеся дают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации. Метод развивает у учащихся коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли. Рекомендуется проведение различного рода интегрированных уроков (литературы и истории, права и биологии — например, антикоррупционная деятельность и охрана природы, истории и обще-ствознания, математики и обществоведения — математическое моделирование коррупции; математики и истории — например, подсчитать ущерб от коррупционной деятельности в конкретный исторический период). Продуктивными станут беседы с разными людьми (работниками правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими и т.д.). Для реализации подобных проектов необходимо привлекать и социально ответственный бизнес. Здесь возможно также проведение интернет-уроков по антикоррупционной проблематике, циклов открытых уроков, объединяющих учителей и учащихся различных школ. Методы и приемы могут быть самыми разнообразными: анализ документов или подготовка текста закона; поиск альтернатив и принятие решения; подготовка вопросов к интервью или к пресс-конференции; изготовление рекламы, плаката, карикатуры; составление кроссворда; составление словаря; выпуск устного журнала. Антикоррупционная тематика может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов для старшеклассников. Серьезную роль в формировании антикоррупционной этики и антикоррупционного мировоззрения здесь могут сыграть спецкурсы и факультативы по истории религии, по основам традиционной культуры, основам православной культуры, нравственным и мировоззренческим основам мировых религий. Примерная тематика спецкурсов и факультативов, включающих антикоррупционную тематику: «Коррупция и ответственность за коррупционные деяния» «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников» «Остановим коррупцию» «Как не стать жертвой коррупции» «Нравственные и мировоззренческие основы мировых религий» «Антикоррупционный ликбез» «Права и обязанности несовершеннолетних» «Ответственность несовершеннолетних» «Международный опыт по борьбе с коррупцией» «Коррупция и борьба с ней в мировой истории» «Нравственные и мировоззренческие основы мировых религий» «Правовые основы антикоррупционного поведения». В рамках формального (урочного) подхода особое место в формировании антикоррупционного мировоззрения и поведения школьников занимают социальные дисциплины — история и обществознание (включая экономику и право). Историческому знанию и историческому и граждановедческому образованию принадлежит и решение проблемы воспитания уважения к нравственным и духовным ценностям важнейшая роль. Какова главная и конечная цель всей нашей работы? Ради чего напряженно трудятся российские учителя? Прежде всего, мы воспитываем гражданина своей Отчизны. И это не высокие слова, это наша реальность. В процессе обучения истории, граждановедению, обществознанию формируется не только личность ученика, формируется будущий мир, в который он войдет как активная сила — в этом огромная созидательная ценность социологического знания в целом, и исторического знания, в частности. Общество — необычная область реальности, поскольку его судьба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса в астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований.2 Коррупция, как и преступная деятельность вообще, — это вопрос выбора. Учителя истории и обществознания формируют будущих творцов человеческого социума. Какими будут эти творцы, сумеют ли они бороться с негативными явлениями и созидать или останутся безвольными наблюдателями, во многом зависит от их умения видеть проблемы современной им действительности, видеть подходы к ним и способы их разрешения. А где этому научиться как не на богатом историческом материале, сравнивая, проводя исторические параллели. Полезность исторического знания заключается именно в способности увидеть будущие проблемы России через призму закономерностей ее прошлого, что означает резкое повышение роли учителя истории в деле воспитания гражданственности, патриотизма, духовности, в решении проблем целеполагания, самопознания, самоидентификации. Антикоррупционное гражданское образование вскрывает ряд теоретических, социальных и образовательных проблем, которые требуют к себе пристального внимания. Это касается как понимания теоретических вопросов, имеющих отношение к коррупции, так и использования средств обучения в процессе школьного и вузовского образования. Антикоррупционное гражданское образование утверждает ценность активных и интерактивных методов обучения, которые позволяют снизить уровень социального и учебного недоверия и отчуждения, сделать учебный диалог учащихся искренним, открытым, заинтересованным, прививают общечеловеческие ценности — всё это вместе взятое есть одно из надежных средств преодоления явлений, которые ведут к коррупции. Особую роль в гражданском образовании играет разнообразие методов и форм организации обучения, которое ставит вопрос соответствия средств и целей. Обращается внимание на то, что нельзя использовать средства, отрицающие человеческие ценности при стремлении к благородной цели, это верно как в сфере образования, так и в экономике, политике и имеет прямое отношение к распространению коррупции в нашем обществе. Существует ряд способов интегрирования антикоррупционной проблематики в общеобразовательные курсы. Можно четко сформулировать и выделить указанные проблемы в отдельный модуль из нескольких уроков, но можно обсудить проблематику коррупции и как составную часть других тем, проблем или их конкретизацию, иллюстрацию. Особый вопрос — как избежать опасности, что эти уроки превратятся в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Антикоррупционное образование требует от учителей мудрости, такта и методического мастерства. Важно соблюдать принцип историзма при анализе коррупции на уроках. Коррупция развивается во времени, она возникает на определенном этапе развития человеческого сообщества, проходит в своем развитии ряд этапов, видоизменяется, принимая новые формы и обличья. Коррупция — не уникальное российское явление. Она имеет место в истории всех стран и народов, хотя проявляет себя в каждом случае своеобразно и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны Коррупция — это безусловное зло. В отдельных случаях она может приносить пользу, способствуя ограничению чиновничьего произвола и бюрократических барьеров для развития отдельной фирмы, например. Но неизмеримо больший, по сравнению с сиюминутной выгодой, вред приносит коррупция общественной морали, уродуя и калеча сознание людей, формируя ущербное мировоззрение, основанное на признании принципиальной продажности всего и вся, на пренебрежении такими принципами, как честь и совесть. Говоря о всеобщности феномена коррупции, не следует говорить о ней как о неизбежности. История борьбы с коррупцией знала немало успешных примеров противодействия ей. Учителю следует подчеркнуть, что не только правовые законодательные меры способствуют искоренению коррупции в обществе. Чтобы победить ее, каждый должен «убить коррупционера в себе», сформировать стойкое внутреннее неприятие коррупционной морали и коррупционного стандарта поведения. Учитель должен четко расставлять смысловые акценты, выявляя и формируя отношение учащихся к проблемам коррупции. Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и т. п. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернета и т. д. Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и т.п., поэтому важно обогатить содержание программ и учебников идеями и материалами об антикоррупционной деятельности. |
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников... Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,... | Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников... Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,... | ||
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников... Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,... | ||
Планы семинарских занятий тема проблема коррупции: понятие и виды Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический | Закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-фз "О противодействии коррупции" Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения... | ||
Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы. Тема 4 Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе | Закон «О противодействии коррупции» 1 Закон «О лоббировании» Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты | ||
Доклад о реализации районной Программы по противодействию коррупции... Кардымовский район одним из первых среди муниципальных образований в Смоленской области начал работу в направлении предупреждения... | Указ президента российской федерации о национальной стратегии противодействия... Совет депутатов муниципального образования – сельское поселение «верхне-мангиртуйское» | ||
План мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве культуры... Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской... | Реферат о коррупции России, мешающая строить и развиваться стране. Не затрагивая историю взяточничества в царской России(об этом можно прочитать в произведениях... | ||
План мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования области на 2010 год В соответствии с планом противодействия коррупции в органах государственной власти Ростовской области от 18. 09. 2008, министром... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Понятие коррупции и проблемы... Целью дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний о формах коррупции, особенностях ее проявления... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация работы «горячей линии» мэрии Архангельска по вопросам противодействия коррупции. Информация о работе «горячей линии»... | Отчет о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики... А в 2012 году информация о выявлении преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления Высокогорского муниципального... |