Коррупции через образование





НазваниеКоррупции через образование
страница1/10
Дата публикации27.08.2014
Размер1.37 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10






Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппарат


Качкина Т.Б., Качкин А.В.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

КОРРУПЦИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ

Методические рекомендации

Ульяновск, 2010

УДК 30 ББК 74.26

К 30

Издание подготовлено при содействии Правительства Ульяновской области и Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Рецензенты: Дергунова Нина Владимировна, доктор политичес­ких наук, заведующая кафедрой социологии и политологии УлГУ; Петухов Валерий Борисович, доктор исторических наук, доцент кафедры истории и культуры УлГТУ.

Научный редактор: Зарубина Валентина Викторовна, канди­дат педагогических наук, проректор по УМР УИПКПРО.

Качкина Т.Б., Качкин А.В.

К 30 Противодействие коррупции через образование: Методиче­ские рекомендации / Качкина Т.Б., Качкин А.В. - Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2010. - 92 с.

В методическом пособии раскрываются цель, содержание, принципы, направ­ления антикоррупционного образования, даны предложения по организации анти­коррупционного образования в образовательных учреждениях, показано место ан­тикоррупционной проблематики в Государственном образовательном стандарте по истории и обществознанию.

Авторы уделяют внимание формированию антикоррупционного мировоззре­ния и стандарта поведения через внеурочные формы работы.

Пособие включает программу курса «Коррупция и основные элементы стра­тегии противодействия ей», разработки уроков, словарь основных терминов и по­нятий и большой фактический материал, иллюстрирующий различные этапы борь­бы с коррупцией.

Материалы пособия могут быть использованы на уроках истории, обществозна-ния, экономики, права, граждановедения мировой культуры, а также при подготов­ке программ и проведении занятий элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Предназначено для руководителей учреждений образования, учителей исто­рии и обществознания, методистов, преподавателей системы повышения квалифи­кации работников образования, учащихся средних и старших классов общеобра­зовательных школ, учащихся учреждений НПО и СПО.

ББК 74.263.7я 72

+ 67.401.02 я 72

© Качкина Т.Б., Качкин А.В., 2010
ISBN 978-5-7572-0258-7 © Уполномоченный по противодействию корруп-

ции в Ульяновской области и его аппарат, 2010

«...я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершен­ствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».
Из Послания Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 ноября 2009 года, Москва

Взяточничество губительно для государства, в котором я хотел бы жить.

В. Рейсмен.
1. Сущность и содержание

антикоррупционного образования

Антикоррупционное образование является целенаправлен­ным процессом обучения и воспитания в интересах личности, об­щества и государства, основанным на общеобразовательных про­граммах, разработанных в рамках государственных образова­тельных стандартов и реализуемых в образовательных учреж­дениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.

В основе нашего подхода лежит представление о том, что возмож­ности для проявления коррупции связаны с наличием в нашем об­ществе следующих проблем:

  1. отсутствие в общественной морали активного осуждения и даже простого неприятия действий чиновника, присваивающего общественное достояние, или извлекающего выгоду из служебного положения;

  2. отчуждение граждан от принятия властных решений, свя­занных с жизненно важными для них вопросами;

  3. непрозрачность расходования средств, предназначенных для решения социальных проблем общества;

  4. слабая правовая грамотность и правовой нигилизм.

Принципы антикоррупционного образования:

  1. Преемственность.

  2. Системный подход. Антикоррупционное образование должно рассматриваться как комплексная система, интегрированная по вер­тикали и горизонтали.

  3. Комплексность, направленность как на формирование антикор­рупционного мировоззрения, так и формирование антикоррупцион­ного стандарта поведения и активной гражданской позиции.

  4. Учёт возрастных особенностей.

  5. Интегрированность в образовательный процесс.

  6. Связь с компетентностным подходом в образовании:




  • способность к критическому восприятию действительности;

  • способность адекватно оценить ситуацию;

  • способность выработать свою независимую оценку ситуации;

  • способность занять позицию, исходя из выработанной оценки;

  • способность аргументировано отстоять эту позицию;

  • способность эффективно действовать в соответствии со свои­ми убеждениями;

  • способность брать на себя ответственность за свои действия.




  1. Партнёрство. Реализация задач антикоррупционного образо­вания возможна при участии в данном процессе всех заинтересован­ных сторон: молодежных организаций, родительской общественнос­ти, социально-ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий.

  2. Превентивность. Антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.

Направления антикоррупционного образования:

  1. Преодоление правового нигилизма. Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина. В пре­одолении правового нигилизма особую роль играют правовое просве­щение и формирование основ правовой культуры учащихся, в част­ности, и в сфере антикоррупционного законодательства.

  2. Информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, эко­номического феномена, политического феномена, элемента культу­ры данного общества, нравственной болезни общества. Четкое пред­ставление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

  3. Формирование осознанного восприятия/отношения к корруп­ции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, корруп­ционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравствен­ный выбор охраняет власть и общество от коррупции. В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет её предотвратить. По­этому сегодня надо закладывать основу будущего России — воспи­тывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям кор­рупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оцен­ку коррупции.

  1. Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У учащихся должно не только доминировать мнение о коррупционном поведе­нии, как о поведении, неприемлемом ни при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого пове­дения в конкретных жизненных ситуациях. Причем, противодей­ствие коррупции должно носить не только пассивный характер — не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и актив­ный - борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обще­стве.

  2. Антикоррупционная пропаганда и распространение идей закон­ности и уважения к закону — это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.

  3. Деятельность, направленная на понимание природы корруп­ции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргу­ментированно защищать свою позицию, умение искать пути преодо­ления проявлений коррупции.

Цель антикоррупционного образования — формирование анти­коррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ лич­ности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупци­онного поведения.

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач:

  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, при­чинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

  • научиться распознавать коррупцию;

  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оцен­ки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуаци­ях для формирования стандартов поведения в соответствии с право­выми и морально-этическими нормами;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

  • формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

  • продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

  • сформировать основы правовой грамотности.

То есть, основная цель антикоррупционного образования — фор­мирование социальной компетентности, в узком смысле слова — фор­мирование антикоррупционной компетентности.

Компетентность при этом мы рассматриваем как многокомпонент­ный феномен, включающий:

  • готовность к проявлению компетентности;

  • владение знанием содержания компетентности;

  • опыт проявления компетентности в стандартных и нестандар­тных ситуациях;

  • ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности;

  • эмоционально-волевая регуляция процесса и результата про­явления компетентности.1

Ожидаемый результат — сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой кор­рупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая желает и способна устранить коррупцию.

Интеграция антикоррупционного образования в образователь­ный процесс.

Антикоррупционное образование должно быть интегрировано в образовательный процесс по вертикали и горизонтали.

Вертикальная интеграция предполагает введение элементов ан­тикоррупционного образования с обеспечением преемственности и целостности его содержания через все образовательные ступени с учетом возрастных особенностей учащихся.

Горизонтальная интеграция предполагает различные формы включения антикоррупционного образования в учебный процесс на каждой ступени образования.

2. Предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях

Дошкольное образование и начальное образование — через ре­ализацию программ, направленных на формирование нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности.

Уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные за­нятия и беседы, дискуссии и тренинги — формы здесь могут быть самыми разнообразными.

Для учреждений дошкольного образования Ульяновским инсти­тутом повышения квалификации и переподготовки работников об­разования подготовлены методические рекомендации «Ребёнок и право» (авт. Майданкина Н.Ю. и др.).

Они входят в третий выпуск изданий УИПКПРО по антикорруп­ционной тематике.

Для начальной школы Ульяновским институтом повышения ква­лификации и переподготовки работников образования подготовлены методические рекомендации по формированию основ правовой куль­туры учащихся под авторством Давлетшиной А. А. «Правовое вос­питание младших школьников в системе реализации антикорруп­ционной программы правительства Российской Федерации». Они входят в четвертый выпуск изданий УИПК ПРО по антикоррупци­онной тематике.

Средние и старшие классы общеобразовательной школы, учащи­еся учреждений НПО и СПО включаются в систему антикоррупци­онного образования через общеобразовательные предметы, участие в школьном самоуправлении, в социально-значимом проектировании, гражданских акциях и т.д.

В антикоррупционном образовании могут быть задействованы два подхода — формальный и неформальный.

Формальный подход подразумевает непосредственное введение в учебный процесс спецкурсов по противодействию коррупции, по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся, про­ведение факультативных занятий и уроков по антикоррупционному законодательству, антикоррупционному поведению, основам нрав­ственности, этики и т.п.

Реализация данного подхода через урочную деятельность воз­можна за счет школьного компонента. Его применение возможно в среднем и старшем звене.

Предлагается использовать активные и интерактивные методы преподавания.

При использовании активных методов преподаватель остается главным и единственным источником информации, но учащиеся не яв­ляются пассивными слушателями. Урок не может быть полностью под­готовлен заранее, его ход может быть изменен, могут возникнуть допол­нительные темы для обсуждения. В данной форме часто проходят дис­куссии. Однако роль учителя по-прежнему является центральной.

При использовании интерактивных методов роль учителя пе­рестает быть центральной, он лишь регулирует процесс: определя­ет задания, контролирует время и порядок выполнения, дает кон­сультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае се­рьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополни­тельные источники информации — книги, словари; они должны контактировать друг с другом. При этом важно, чтобы в работе груп­пы были задействованы все, а между группами существовала взаи­мозависимость.

Мы предлагаем использование игровых технологий, моделиру­ющих коррупционные ситуации, поскольку игра дает человеку воз­можность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность лич­ности.

В игре не только заново формируются отдельные интеллектуаль­ные операции, но коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возмож­ной смены позиции и координации своей точки зрения с другими воз­можными точками зрения.

Продуктивно также использование кейс-технологии. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных за­дач-ситуаций.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английс­кого case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуа­ционного анализа, основанный на обучении путем решения конкрет­ных задач-ситуаций. Он относится к неигровым имитационным ак­тивным методам обучения. Непосредственная цель метода case-study — совместными усилиями группы учащихся проанализиро­вать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте по­ставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении эко­номике и бизнес-наукам за рубежом. В настоящее время сосуществу­ют две классические школы case-study — Гарвардская (американс­кая) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вто­рая предполагает многовариантность решения проблемы.

Кейс — пример, взятый из реальной жизни, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;

  • иметь соответствующий уровень трудности;

  • иллюстрировать несколько аспектов жизни;

  • быть актуальным на сегодняшний день;

  • иллюстрировать типичные ситуации;

  • развивать аналитическое мышление;

— провоцировать дискуссию;

У метода case-study есть свои признаки и технологические осо­бенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Признаки метода case-study:

  1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

  2. Коллективная выработка решений.

  3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

  4. Единая цель при выработке решений.

  5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

  6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучае­мых.

Типы и жанры кейсов, способы их представления

Классификация кейсов может производиться по различным при­знакам. При этом различают:

  • иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить учащихся алгорит­му принятия правильного решения в определенной ситуации;

  • учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в ко­торых описывается ситуация в конкретный период времени, выяв­ляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — ди­агностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

  • учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем вариан­те ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в ста­тистических данных, оценках общественного мнения, органов вла­сти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

  • прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

  • обучающие анализу и оценке;

  • обучающие решению проблем и принятию решений;

  • иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в

том случае, если учащиеся при предварительном знакомстве с ними

будут придерживаться систематического подхода к их анализу, ос­новные шаги которого представлены ниже:

  1. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые вам предстоит использовать при ана­лизе кейса.

  2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представле­ние.

  3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

  4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все фак­торы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

  5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.

Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах: открытая дискуссия либо индивидуальный или групповой опрос, в ходе которого учащиеся дают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои реше­ния и рекомендации. Метод развивает у учащихся коммуникатив­ные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

Рекомендуется проведение различного рода интегрированных уроков (литературы и истории, права и биологии — например, анти­коррупционная деятельность и охрана природы, истории и обще-ствознания, математики и обществоведения — математическое мо­делирование коррупции; математики и истории — например, подсчи­тать ущерб от коррупционной деятельности в конкретный истори­ческий период).

Продуктивными станут беседы с разными людьми (работниками правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государ­ственными служащими и т.д.). Для реализации подобных проектов необходимо привлекать и социально ответственный бизнес.

Здесь возможно также проведение интернет-уроков по антикор­рупционной проблематике, циклов открытых уроков, объединяющих учителей и учащихся различных школ.

Методы и приемы могут быть самыми разнообразными: анализ документов или подготовка текста закона; поиск альтернатив и при­нятие решения; подготовка вопросов к интервью или к пресс-конфе­ренции; изготовление рекламы, плаката, карикатуры; составление кроссворда; составление словаря; выпуск устного журнала.

Антикоррупционная тематика может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов для старшеклассников.

Серьезную роль в формировании антикоррупционной этики и антикоррупционного мировоззрения здесь могут сыграть спецкурсы и факультативы по истории религии, по основам традиционной куль­туры, основам православной культуры, нравственным и мировоззрен­ческим основам мировых религий.

Примерная тематика спецкурсов и факультативов, включаю­щих антикоррупционную тематику:

«Коррупция и ответственность за коррупционные деяния»

«Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников»

«Остановим коррупцию»

«Как не стать жертвой коррупции»

«Нравственные и мировоззренческие основы мировых религий»

«Антикоррупционный ликбез»

«Права и обязанности несовершеннолетних»

«Ответственность несовершеннолетних»

«Международный опыт по борьбе с коррупцией»

«Коррупция и борьба с ней в мировой истории»

«Нравственные и мировоззренческие основы мировых религий»

«Правовые основы антикоррупционного поведения».

В рамках формального (урочного) подхода особое место в форми­ровании антикоррупционного мировоззрения и поведения школьни­ков занимают социальные дисциплины — история и обществознание (включая экономику и право).

Историческому знанию и историческому и граждановедческому образованию принадлежит и решение проблемы воспитания уваже­ния к нравственным и духовным ценностям важнейшая роль.

Какова главная и конечная цель всей нашей работы? Ради чего напряженно трудятся российские учителя? Прежде всего, мы вос­питываем гражданина своей Отчизны. И это не высокие слова, это наша реальность. В процессе обучения истории, граждановедению, обществознанию формируется не только личность ученика, фор­мируется будущий мир, в который он войдет как активная сила — в этом огромная созидательная ценность социологического знания в целом, и исторического знания, в частности.

Общество — необычная область реальности, поскольку его судь­ба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Траектории движения планет не меняются в зависимос­ти от прогресса в астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований.2

Коррупция, как и преступная деятельность вообще, — это воп­рос выбора. Учителя истории и обществознания формируют буду­щих творцов человеческого социума. Какими будут эти творцы, су­меют ли они бороться с негативными явлениями и созидать или ос­танутся безвольными наблюдателями, во многом зависит от их уме­ния видеть проблемы современной им действительности, видеть подходы к ним и способы их разрешения. А где этому научиться как не на богатом историческом материале, сравнивая, проводя исто­рические параллели.

Полезность исторического знания заключается именно в способ­ности увидеть будущие проблемы России через призму закономер­ностей ее прошлого, что означает резкое повышение роли учителя истории в деле воспитания гражданственности, патриотизма, духов­ности, в решении проблем целеполагания, самопознания, самоиден­тификации.

Антикоррупционное гражданское образование вскрывает ряд теоретических, социальных и образовательных проблем, которые требуют к себе пристального внимания. Это касается как понимания теоретических вопросов, имеющих отношение к коррупции, так и использования средств обучения в процессе школьного и вузовского образования. Антикоррупционное гражданское образование утвер­ждает ценность активных и интерактивных методов обучения, кото­рые позволяют снизить уровень социального и учебного недоверия и отчуждения, сделать учебный диалог учащихся искренним, откры­тым, заинтересованным, прививают общечеловеческие ценности — всё это вместе взятое есть одно из надежных средств преодоления явлений, которые ведут к коррупции.

Особую роль в гражданском образовании играет разнообразие методов и форм организации обучения, которое ставит вопрос соот­ветствия средств и целей. Обращается внимание на то, что нельзя использовать средства, отрицающие человеческие ценности при стремлении к благородной цели, это верно как в сфере образования, так и в экономике, политике и имеет прямое отношение к распрост­ранению коррупции в нашем обществе.

Существует ряд способов интегрирования антикоррупционной проблематики в общеобразовательные курсы.

Можно четко сформулировать и выделить указанные проблемы в отдельный модуль из нескольких уроков, но можно обсудить про­блематику коррупции и как составную часть других тем, проблем или их конкретизацию, иллюстрацию.

Особый вопрос — как избежать опасности, что эти уроки превра­тятся в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Антикоррупционное образование требует от учителей мудрости, такта и методического мастерства.

Важно соблюдать принцип историзма при анализе коррупции на уроках. Коррупция развивается во времени, она возникает на опре­деленном этапе развития человеческого сообщества, проходит в сво­ем развитии ряд этапов, видоизменяется, принимая новые формы и обличья. Коррупция — не уникальное российское явление. Она име­ет место в истории всех стран и народов, хотя проявляет себя в каж­дом случае своеобразно и существенно зависит от социальных усло­вий и традиций той или иной страны

Коррупция — это безусловное зло. В отдельных случаях она может приносить пользу, способствуя ограничению чиновничьего произвола и бюрократических барьеров для развития отдельной фирмы, например. Но неизмеримо больший, по сравнению с сию­минутной выгодой, вред приносит коррупция общественной мора­ли, уродуя и калеча сознание людей, формируя ущербное миро­воззрение, основанное на признании принципиальной продажно­сти всего и вся, на пренебрежении такими принципами, как честь и совесть.

Говоря о всеобщности феномена коррупции, не следует говорить о ней как о неизбежности. История борьбы с коррупцией знала нема­ло успешных примеров противодействия ей. Учителю следует под­черкнуть, что не только правовые законодательные меры способству­ют искоренению коррупции в обществе. Чтобы победить ее, каждый должен «убить коррупционера в себе», сформировать стойкое внут­реннее неприятие коррупционной морали и коррупционного стандар­та поведения.

Учитель должен четко расставлять смысловые акценты, выяв­ляя и формируя отношение учащихся к проблемам коррупции.

Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творчес­ких работ и т. п. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют рабо­ты с дополнительной литературой, ресурсами Интернета и т. д.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры про­тиводействия коррупции» и т.п., поэтому важно обогатить содержа­ние программ и учебников идеями и материалами об антикоррупци­онной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коррупции через образование iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников...
Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,...
Коррупции через образование iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников...
Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,...
Коррупции через образование iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников...
Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,...
Коррупции через образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,...
Коррупции через образование iconПланы семинарских занятий тема проблема коррупции: понятие и виды
Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический
Коррупции через образование iconЗакон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-фз "О противодействии коррупции"
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения...
Коррупции через образование iconМетодические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы. Тема 4
Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе
Коррупции через образование iconЗакон «О противодействии коррупции» 1 Закон «О лоббировании»
Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты
Коррупции через образование iconДоклад о реализации районной Программы по противодействию коррупции...
Кардымовский район одним из первых среди муниципальных образований в Смоленской области начал работу в направлении предупреждения...
Коррупции через образование iconУказ президента российской федерации о национальной стратегии противодействия...
Совет депутатов муниципального образования – сельское поселение «верхне-мангиртуйское»
Коррупции через образование iconПлан мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве культуры...
Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской...
Коррупции через образование iconРеферат о коррупции
России, мешающая строить и развиваться стране. Не затрагивая историю взяточничества в царской России(об этом можно прочитать в произведениях...
Коррупции через образование iconПлан мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования области на 2010 год
В соответствии с планом противодействия коррупции в органах государственной власти Ростовской области от 18. 09. 2008, министром...
Коррупции через образование iconРабочая программа дисциплины (модуля) Понятие коррупции и проблемы...
Целью дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний о формах коррупции, особенностях ее проявления...
Коррупции через образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация работы «горячей линии» мэрии Архангельска по вопросам противодействия коррупции. Информация о работе «горячей линии»...
Коррупции через образование iconОтчет о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики...
А в 2012 году информация о выявлении преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления Высокогорского муниципального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск