Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон





Скачать 104.42 Kb.
НазваниеНадпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон
Дата публикации04.09.2014
Размер104.42 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > История > Презентация

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО

Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д.п.н. Л.Г. Петерсон

Урок 1 (организационно-рефлексивная линия)

Тема: Учиться… А что это значит?

Основные цели:

  1. Сформировать представление об учебной деятельности и ее двух основных этапах.

  2. Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности.







Вариант проведения урока

Оборудование:

  1. Демонстрационные материалы (изданное пособие):

Д–1.1. Эталон с 1-м этапом учебной деятельности: «Что я не знаю?».

Д–1.2. Эталон со 2-м этапом учебной деятельности: «Сам найду способ!».

Д–1.3. Веселый Смайлик.

Д–1.4. Грустный Смайлик.

Д–1.5. Облачко со словами: «Учиться… А что это значит?».

Д–1.6. Карточка со словами: «Делаю САМ!».

Д–1.7. Смайлик-солнышко.






ДЕЛАЮ

САМ!

Д–1.1 Д–1.2 Д–1.3 Д–1.4 Д–1.5 Д–1.6 Д–1.7

  1. Разрезной материал (на каждого ребенка в учебном пособии):

Р–1.1. Головоломка для этапа построения проекта.

Р–1.2. Головоломка для самостоятельной работы.



Р–1.1 Р–1.2 П–1.1, аналогично П–1.2 и П–1.3

  1. Печатные материалы на диске (возможна распечатка на принтере):

П–1.1–1.3. Лучи с качествами ученика (двусторонняя печать, на каждом лучике – антонимы).

  1. Наклейки к уроку 1. Два этапа учебной деятельности (в учебном пособии).

  2. Альбом, эталон к уроку 1: «Два основных шага учебной деятельности» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).

  3. Презентация к уроку 1 (на диске): слайды 1–5.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • К нам в класс пришел гость.

Открыть на обычной доске изображение Смайлика (Д–1.3) или презентацию (Слайд 2).

  • Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и ваш новый друг. Он, как и каждый из вас, пришел в школу первый раз и тоже в первый класс. Зачем вы пришли в школу? (Учиться.)

  • Смайлик тоже пришел в школу, чтобы учиться. А что значит «учиться»? (…)

  • Учиться – это особая работа. Теперь у вас тоже есть такая работа – УЧИТЬСЯ.

  • Когда-то давным-давно добрая волшебница помогла Смайлику узнать один секрет о том, что значит «учиться», и вот теперь он решил поделиться им с вами. Слушайте и помогайте Смайлику и мне рассказывать эту необычную сказочную историю. А о чем будет история? (О том, что значит «учиться».)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

  • Смайлик никогда не грустил и всем дарил свою улыбку. Смайлик – от английского слова “smile”, что значит … “улыбка”. Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки.

  • Но вот однажды улыбка исчезла с лица Смайлика.

Заменить на доске изображение Смайлика (Д–1.3 на Д–1.4) или

открыть презентацию (Слайд 2, анимация 1).

«Чтобы читать самые интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь …» Что делать? (Учиться.)

  • «А я, – думал Смайлик, – даже не знаю, что значит учиться».

На экране над Смайликом в облачке появляется: «Учиться… А что это значит?» (Слайд 3 или облачко на доске Д–1.5). Учащиеся открывают учебное пособие и учитель или дети по указанию учителя читают заголовок страницы.

  • Прочитаем вместе, о чем думал Смайлик. (Учиться … А что это значит?)

  • Так будет звучать тема нашего урока.

Задание на пробное действие:

  • А сейчас я вам предложу необычное задание: закройте глаза и поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться.

  • Не опуская руки, откройте глаза и посмотрите, что получилось. Что видите? (Кто-то поднял руку, а кто-то нет.)

  • Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд, «учиться»? (…)

После ответа каждого ученика, учитель спрашивает: «У кого другое мнение?»

  • Вот видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А Смайлику надо было найти один общий на всех ответ, ведь мы теперь учимся вместе! На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (Мы не смогли найти общий ответ на вопрос «Что значит учиться?».)

  • Когда что-то не получается, надо подумать.

3. Выявление причины затруднения.

  • Давайте подумаем вместе, вы знаете правильный ответ на вопрос «Что значит учиться?» (Нет, мы не знаем правильного ответа на вопрос «Что значит учиться?».)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Значит, что вам надо узнать? (Нам надо узнать правильный ответ на вопрос «Что значит учиться?».)

  • Это цель нашего сегодняшнего урока.

5. Реализация построенного проекта.

1) – У кого только не спрашивал Смайлик ответ на вопрос «Что значит учиться?» – никто не смог дать точный ответ. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: «На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться».

По ходу рассказа учителя на слайде появляется изображение

волшебницы (Слайд 3, анимация 1), затем две закрытые картинки (Слайд 3, анимация 2), и в завершение – волшебница перемещается по слайду (Слайд 3, анимация 3). Слова волшебницы включены в презентацию, поэтому эффектнее, если вы включите запись голоса.

Если презентация не используется, то на доске к изображению смайлика с облачком (Д−1.4, Д−1.5) надо добавить 2 шага учебной деятельности (Д−1.1 и Д−1.2), расположив их на доске обратной стороной.

  • Как вы поняли, что сказала волшебница? (Она сказала, что увидеть картинки будет возможно, если сам узнаешь, что значит учиться.)

  • Сказала и … исчезла. А на месте доброй волшебницы остались детали головоломки.

Учитель показывает детали головоломки (Р−1.1).

  • Как вы думаете, для чего добрая волшебница оставила детали? (Это поможет узнать ответ на вопрос «Что значит учиться?»)

  • Что будете делать с деталями? (Попытаемся собрать головоломку.)

  • А почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (…)

  • Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (…)

  • Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас? Все-все сами?

  • Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому!)

  • Молодцы! Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, …

На слайде презентации в облачке вместо «Учиться… Что это значит?» появляется табличка: «Делаю сам!» (Слайд 4), или учитель на доске меняет надпись в облачке (на Д−1.5 накладывает Д−1.6).

2) – Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу все получается? (Может не получиться.)

Раздать детям наборы деталей головоломки Р−1.1.

  • Попробуйте собрать головоломку сами.

Учитель дает возможность детям попробовать (1–2 минуты).

  • Получается?

  • Смайлик тоже пробовал-пробовал собрать головоломку – не получается. Что делать? (Надо подумать.)

  • Подумайте, что вы и Смайлик не знаете? (Не знаем, как собрать головоломку.)

  • Молодцы! Вы правильно определили, что вы не знаете. И как только Смайлик это понял, открылась первая картинка доброй волшебницы. Хлопните дружно в ладоши, и вы увидите картинку. Три, четыре…

На слайде слева от Смайлика появляется первая картинка (Слайд 4, анимация 1), или учитель открывает на доске 1-й шаг учебной деятельности (Д–1.1).

  • Что нарисовано на картинке? (…)

  • Вы, как и Смайлик, пробовали сами собрать головоломку. У вас не получилось. Вы остановились и стали думать, что вы не знаете? Покажите, как это делает Смайлик на картинке.

  • Правильно! Значит, когда сам что-то делаешь и не получается, сначала что надо сначала понять? Прочитайте. (Что я не знаю?)

  • Повторите это правило за мной хором – оно тоже одно на всех! (Что я не знаю?)

Чтобы помочь детям ответить правильно, учитель может показать им на облачко со словом «САМ».

  • Поэтому Смайлик решил сам найти способ – как собрать головоломку. Предлагаю и вам самим придумать, как собрать головоломку. Обратите внимание на лучики, что они напоминают? Далее учитель ненавязчиво помогает детям сначала фронтально с помощью наводящих вопросов, а затем индивидуально собрать головоломку.

Пока учащиеся собирают головоломку, учитель, незаметно для них, открывает на слайде вторую картинку (Слайд 4, анимация 2) или на доске – 2-й шаг учебной деятельности (Д−1.2).

  • Вы так увлеклись головоломкой, что не заметили, как открылась вторая картинка. Что на ней нарисовано? (…)

  • Что же значит учиться? (…)

Дети пытаются дать свои ответы. Учитель помогает им, показывая по очереди на карточки, а затем сам четко формулирует полученный вывод:

  • Молодцы! Посмотрите, как Смайлик заулыбался, и как ярко засветило солнышко!

Учитель открывает на слайде веселого Смайлика и солнышко (Слайд 4, анимация 3) или выставляет веселого Смайлика на доске (Д−1.3).

  • Итак, «учиться» – это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось. Повторим вместе еще раз.

  • Вот так головоломка помогла вам и Смайлику узнать ответ на вопрос, что значит учиться.

  • Чтобы ваше новое знание всегда оставалось с вами, Смайлик дарит каждому из вас карточку-эталон с новым правилом.

Учитель выдает каждому ребенку альбом из набора «Мои открытия», в который ученики будут помещать все эталоны с уроков, и первый эталон к уроку 1.

Учитель предлагает детям дома оформить обложку альбома для эталонов (вписать имя, наклеить фотографию).

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Теперь повторите сначала до конца хором – что значит «я учусь»? Это значит, когда я что-то делаю… сам или кто-то за меня? (сам) и не получается, во-первых, я должен понять… (что я не знаю), и во-вторых… (сам найти способ) и сделать то… (что раньше не получалось).

  • Молодцы! А теперь встаньте, объединитесь в пары, повернитесь лицом друг к другу и покажите каким-либо движением, что вы будете делать, если что-то не получилось.

Дети стоят парами лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой, как они будут делать 1-й шаг – думать, чтобы понять, что они не знают.

Учитель может поиграть с детьми в игру «День – ночь». Дети закрывают глаза, учитель в это время меняет местами карточки (2 шага учебной деятельности») или белым листом бумаги закрывает любое слово в названии шага. Ученики должны вспомнить, какое слово закрыто.

  • Скажите, что вы сейчас изображали? (Если что-то не получилось, надо подумать и понять, что я не знаю.)

  • А теперь изобразите, что вы будете делать после того, как поняли, что вы не знаете.

Дети стоят парами лицом друг к другу и изображают жестами и мимикой, как они будут делать 2-й шаг – искать новый способ.

  • А сейчас что вы изобразили? (После того, как мы поймем, что не знаем, сами будем добывать нужные знания, и тогда все получится.)

  • Вы поняли, что значит учиться? (Поняли.)

  • Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • У вас на партах лежит еще одна головоломка-круг. (Разрезной материал Р−1.2.)

  • Вы когда-нибудь раньше собирали круг из таких деталей? (Нет.)

  • Хотите научиться? (Хотим.)

  • Картинки Смайлика помогут вам. Расскажите, как вы будете действовать? (Мы будем собирать круг сами.)

  • Сделайте первый шаг. Назовите, чему вы должны научиться, что пока не знаете? (Мы не знаем, как собрать круг из этих деталей.)

  • Что дальше? (Мы будем искать способ, как собрать круг.)

Дети собирают головоломку в течение 2–3 минут. Здесь важно так подобрать уровень трудности, чтобы большинство детей класса быстро и успешно выполнили задание. Учитель при необходимости индивидуально помогает детям найти логику сборки. Затем вывешивает правильный вариант сборки на доску.

  • Посмотрите внимательно! У вас так получилось?

  • Поправьте, у кого не так. Молодцы!

  • Значит, вы сегодня вместе со Смайликом узнали, что значит «учиться». Но вы только начинаете учиться. Как это будет получаться, зависит только от вас.

8. Включение в систему знаний.

  • Смайлик очень обрадовался тому, что сам смог найти ответ на вопрос, что значит учиться. Он светился, как солнышко. Что бы вы дорисовали Смайлику, чтобы он стал похож на солнышко? (Лучики.)

Учитель выставляет на доске смайлика-солнышко (Д−1.5) и раздает на каждую парту по одному лучику (П–1.1). При необходимости, количество лучиков можно увеличить или уменьшить.

  • Лучики лежат на ваших партах. Прочитайте, что написано на каждой стороне лучика.

  • Какими бы вы хотели быть? Повесьте лучик той стороной, на которой написано, какими вы хотите быть.

Учащиеся прикрепляют свои лучики в центре Смайлика-солнышка (Д−1.5).

  • Прочитаем, какими вы хотите быть.

  • Посмотрите, какой замечательный Смайлик-солнышко у вас получился! Он будет вашим талисманом. А что такое талисман?

  • Открою напоследок еще один маленький секрет. Те качества, которые вы выбрали, помогут вам учиться. Так в чем будет вам помогать ваш талисман? (Он будет помогать нам становиться лучше, учиться, быть успешными учениками.)

9. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своем первом в вашей жизни уроке? (Мы узнали, что значит учиться.)

  • Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)

  • Кто сам научился составлять головоломку-круг? Молодцы!

  • А кто понял, что такое «учиться»? Отлично!

  • Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

  • А теперь, найдите в тетради «Лесенку успеха». Если вы не поняли, что значит уметь учиться, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2 или 3 ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?

  • Кто из вас может рассказать, почему?

  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2 или 3 ступеньке?

  • Кто из вас может рассказать, почему?

  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?

  • Кто из вас может рассказать, почему?

По возможности, выслушать разные мнения. Если в классе будет ребенок, который сознается, что нарисовал человечка на 1 ступеньке, его надо похвалить за смелость и честность, а остальных – за хорошую работу, старание, полученный результат.

  • На всех уроках вы будете учиться проходить 2 шага учебной деятельности. А как это будет у вас получаться, вы будете оценивать на обратной стороне нового эталона, который подарил вам Смайлик. Работу с этой карточкой «Копилка моих достижений» мы начнем завтра.

  • Поблагодарим за работу на уроке друг друга и Смайлика!

  • Спасибо!

Каждому ученику выдаются наклейки, ученики наклеивают их в учебные пособия.



Мои заметки:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconНаучно- исследовательская конференция «Интерес»
Огоняна Георгия Робертовича, г. Краснодар, мбоу сош №63, 11 класс, «мир без интернета». Научный руководитель – Соломенко Елена Сергеевна,...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconРабочая программа курса «Мир деятельности»
Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л. Г
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconКонспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности...
«Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2010
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс: учебник в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2010
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон icon«мир деятельности» 1 класс методические рекомендации для учителей Под ред. Л. Г. Петерсон
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Школа 2000…» договор. Главная задача – подготовка методических кадров и создание регионального Центра методической работы по дидактической...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconРабочая учебная программа по математике
Петерсон Л. Г., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику «Математика....
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004г) и авторской учебной программы Л. Г. Петерсон и ориентирована...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconЭлективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения» 9 класс на тему:...
Продолжить формирование представления об основных признаках профессиональной деятельности
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconКонцепция преподавания дисциплины «основы сварки и резки металлов»...
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconРазрешимые и неразрешимые конфликты в деятельности молодого педагога...
Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconУльтразвуковое воздействие как способ повышения качества сульфидных...
Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconЛитература класс 11 умк под редакцией В. Ачалмаева, О. Н. Михайлова, Л. И лазарева
«Школа 2100» под ред. А. А. Леонтьева – математика «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, (срок освоения 2 года) и «Раз ступенька,...
Надпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон iconРабочая программа по курсу «окружающий мир» 4 класс Учитель начальных...
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск