Скачать 230.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ декан факультета/ директор института «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Б.1.В.01 ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК Трудоемкость (в зачетных единицах) ____6_____ Направление подготовки_______033300 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ_____________ Профиль подготовки (магистерская программа)________________________ Квалификация (степень) выпускника_____________БАКАЛАВР__________ 1. Цели изучения дисциплины (модуля). Цель данного курса — изучение латинского языка в контексте античной и европейской христианской культуры. 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Латинский язык» относится к гуманитарному циклу. Латинский язык — это язык Древнего Рима, центра античной цивилизации, сформировавшей многие установки современной европейской культуры. Даже после падения Рима латынь в течение нескольких веков была единственным письменным языком народов Западной Европы и еще долго после этого оставалась главным языком дипломатии, науки и католической церкви. История латинского языка таким образом тесно связана с историей религии, философии и науки. Изучение дисциплины «Латинский язык» предполагает наличие у студентов базовых знаний по истории древнего мира и общей истории, базовых лингвистических знаний на уровне средней школы, навыков работы с современными информационными технологиями. Изучение данной дисциплины необходимо для успешного освоения дисциплин «История религии», «История и теория мировой культуры», «Религиозное искусство и литература», «Библеистика», облегчает изучение иностранных языков. 3. Требования к уровню освоения программы. Освоение дисциплины «Латинский язык» способствует формированию ряда общекультурных компетенций бакалавра:
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___6___ зачетных единиц и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля). 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля). 5.2.1 История латинского языка и культуры
5.2.2. Фонетика и графика латинского языка
5.2.3. Лексика и словообразование латинского языка
5.2.4. Грамматика латинского языка .
5.2.5 Перевод и анализ текста
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Основная литература 1 Вяничева, Т. В. Lingua Latina : учебное пособие для студентов I курса филологического факультета / Т. В. Вяничева – Томск : Изд-во ТГПУ, 2003. – 167 с. 2 Файер, В. В. Латинский язык : учебное пособие для вузов / В. В. Файер, Е. С. Наумова. – М. : Академия, 2007. – 376 с. 6.2. Дополнительная литература
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины. В качестве источника материала для самостоятельной работы рекомендуется портал Lingua Latina Aeterna, содержащий русско-латинский словарь, библиотеку латинских текстов, материалы по использованию латинского языка в современном мире. Электронный адрес русской версии портала http://linguaeterna.com.ru 6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю Дисциплина «Латинский язык» носит практический и традиционный характер, поэтому основной формой аудиторной работы являются практические занятия комбинированного типа. В связи с тем, что латинский язык имеет долгую историю целесообразно разбить курс на три этапа, последовательно погружающих студентов в мир латинского языка. Первый этап — ознакомительный, акцент делается на изучение латинского языка в контексте истории и культуры. Предполагается интенсивное изучение лексики и фонетики (правила чтения) Необходимый минимум грамматики изучается на примере разбора простых текстов, заданий творческого и диалогового характера. Второй этап предполагает углубленное изучение языка. Основное внимание на аудиторных занятиях уделяется разбору грамматики, так как этот раздел наиболее сложен для самостоятельного изучения. Для лучшего усвоения этого раздела целесообразно использовать составление грамматических таблиц (сводных, параллельных), в том числе как форму самостоятельной работы. Изучение словобразования, морфологии и синтаксиса ведется параллельно, при этом основной практической целью является выработка навыков перевода латинского текста на русский язык. В качестве материала для разбора используются оригинальные тексты латинских авторов. Изучение ряда тем и разбор текстов сопровождается культурологическим комментарием, который тем более необходим, что студенты первого курса, как правило, имеют очень слабые знания в области античной истории и культуры. Подготовка такого комментария может быть одной из форм самостоятельной работы студентов. Также на самостоятельное изучение оставляется большая часть раздела «Лексика». Необходимо регулярное проведение контрольных работ или тестов для закрепления изученного материала и проверки текущих знаний. На третьем этапе рассматриваются диахронические процессы, связанные с развитием латинского языка. Изучается история развития латинской графики, фонетики и грамматики, письменные памятники, отрабатываются навыки перевода на базе неадаптированных латинских текстов разного периода. Дискуссионные вопросы, такие как роль латинского языка в формировании мировой культуры, или перспективы латыни в современном мире, могут быть рассмотрены в рамках коллоквиума, круглого стола, учебной дискуссии в том числе с участием приглашенных экспертов. По желанию студентов (в индивидуальном порядке) возможна замена традиционных форм контроля выполнением индивидуального задания под руководством преподавателя. Так, необходимый лексический минимум может быть зачтен как на основе словарных диктантов (устной сдачи), так и на основе этимологического описания группы латинизмов в русском языке. Уточнение сложных моментов, контроль самостоятельной работы, сопровождение индивидуальных работ осуществляется на консультациях. 7.2. Методические рекомендации для студентов. Для успешного освоения учебного материала необходима планомерная работа в течение всего семестра. Особое внимание следует уделить изучению лексики, поскольку лексический минимум сдается на консультациях, до зачета. В случае невозможности сдать лексический минимум в течение семестра, возможен (по согласованию с преподавателем) альтернативный вариант – подготовка реферата на тему, связанную с историей лексики и фразеологии, заимствованной из латинского языка в русском и других европейских языках или выполнение индивидуального задания (доклад, презентация, творческое задание). Формы самостоятельной работы (упражнения и тексты для анализа даются на практических занятиях и консультациях):
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 8.1.Тематика рефератов (докладов, эссе): 1)История древней латинской культуры. Образцы конкретных тем: - История латинского календаря (Происхождение самого слова «календарь» названий месяцев и дней недели. Юлианский и григорианский календарь). - Боги древнеримского пантеона (возможно рассмотрение этой темы в контексте индоевропейского политеизма) и их символическое значение в контексте европейской культуры. - Религиозные практики Древнего Рима (фламины, понтифики, авгуры, салии) 2)История христианской латинской литературы и культуры. Образцы конкретных тем: - Латинские изречения от Блаженного Августина до наших дней. - Названия католических монашеских и рыцарских орденов. Происхождение и символика. 3) Религиозная и философская лексика латинского происхождения в современном русском языке. 8.2.Вопросы для диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз: 1)Значение латинского языка в современном мире. 2)Латинский язык в мировой культуре. 3)Латинское произношение: как правильно? 8.3. Образцы контрольных работ Контрольная работа № 1 Темы: 1) Слогораздел и ударение; 2) Praesens Indicatīvi Actīvi; 3) Imperatīvus; 4) существительные 1-го и 2-го склонения; 5) прилагательные 1-2 склонения, 6) личные и притяжательные местоимения; структура простого предложения. Вариант 1 1. а) Проспрягать в Praesens Indicatīvi Actīvi. Перевести формы на русский язык. Suadeō, ēre – советовать, убеждать. б) Образовать Imperatīvus и формы запрещения. Dormīo, īre – спать. 2. a) Расставить ударения в словах. Перевести словосочетания на русский язык с учётом грамматической формы. Pallium longum; agricŏlas liběras; in locō idoneō. б) Перевести на латинский язык В древнем храме; мои письма; радость для тебя. 3. Перевести предложение. Выделить основу. Ad mala facta malus socius socium trahit. Контрольная работа № 5 (итоговая) 1. Просклоняйте словосочетание. Is meridies aestivus ardens – этот жаркий летний полдень. 2. Определите время, залог, лицо и число; восстановите начальную форму и укажите спряжение глагола. Переведите Образец: rogātus est – Perfectum indicativi passivi, 3Sg от rogo, I – его спросили. 1) appelaverunt, 2) aggrediebantur, 3) divisa sunt, 4) manebĭmus. 3. Найдите в предложении инфинитивный оборот и управляющее слово. Определите форму инфинитива. Переведите. Образец: Speramus vos in patriam reditūros esse. – Accusativus cum infinitivo. reditūros esse – Infinitivus futuri activi. Мы надеемся, что вы вернётесь на родину. 1) Servi iudicant dominos esse saevos, domini iudicant servi esse pigros. 2) Non sentīre ictus apium ranae traduntur. 8.4. Грамматический тест
*1 — Nom.; 2 – Gen.; 3 – Dat.; 4 – Acc.; 5 – Abl.; 6 – Voc. 8.5. Перечень вопросов к экзамену
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 033300.62 Религиоведение (историко-религиоведческий профиль). Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена: к.ф.н., доцентом кафедры теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ____________Дубиной Л.В. |
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |