Они там всё делают по-другому





НазваниеОни там всё делают по-другому
страница1/11
Дата публикации08.10.2014
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
БИБЛИОНАВТИКА

Бортовой журнал библиофага: выписки за 2012 год1
О.А. Балла (Гертман),

зав. отделом философии и культурологии

журнала "Знание-Сила" (Москва),

gertman@inbox.ru


Они там всё делают по-другому


Юрий Зарецкий. Стратегии понимания прошлого: Теория, история, историография. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 384 с. – (Научное приложение. Вып. C.)

Ситуацию в историческом знании нашего времени, вызвавшую к жизни книгу историка Юрия Зарецкого, можно описать как нарастание неочевидности. Если уж прямо не как разрастание областей незнания и вычерчивание всё более и более точной их карты. Причём такой карты, которая в любом случае больше говорит о своих составителях, чем об особенностях картографируемой территории.

Дело в том, что, как показывает нам автор, в отношениях историков с предметом их исследования - так называемым прошлым - на протяжении последнего, примерно, века обнаруживались всё новые и новые препятствия; в историческом же знании как таковом – всё новые обусловленности, ограниченности, привязки к контекстам… - которые и сами по себе, в свою очередь, становились предметом увлечённого исследовательского внимания. Справедливости ради стоит сказать, что эту участь историческое знание разделило в ХХ веке с иными видами знания, со знанием как типом человеческого отношения к миру вообще. Начиная с Ницше, Маркса и Фрейда, великих глашатаев обусловленности, зависимость понимания человеком всего на свете от тех условий, в которые оно помещено, была излюбленной темой наиболее критичных умов. Одной из своих пиковых точек процесс достиг у "историка настоящего" Мишеля Фуко, считавшего своей задачей познание вовсе не прошлого, но того, каким образом – и почему именно так – сложились понятия и представления, действующие сегодня. То есть опять же: как устроены стёкла, через которые мы смотрим на разные предметы. А вот сами предметы… в какой мере вообще есть смысл о них говорить? Может быть, мы ничего, кроме стёкол, и не видим?

Как бы там ни было, в последние десятилетия развитие исторического знания всё более состояло в прояснении, подтверждении и уточнении того, почему именно нам никогда не узнать, "как это действительно было" (в восстановлении как можно более полной картины именно этого совсем ещё недавно, в XIX веке, видел задачу своей науки автор знаменитого высказывания, немецкий историк Леопольд фон Ранке – и в возможностях этого не сомневался). Тем более никогда, что речь в науке истории – в отличие от, скажем, физики или химии – идёт о познании человеческих миров, известных исключительно по чужим свидетельствам. Обо всей полноте чужих мотивов, очевидностей, смысловых привычек мы, люди другого времени, просто не в силах составить себе представление. "Прошлое, - как совершенно точно заметил в своё время английский беллетрист Лесли Поулз Хартли, - чужая страна: они там всё делают по-другому." Сейчас наивно-добросовестная уверенность немецкого профессора в полной познаваемости ушедших жизней кажется едва ли не смешной (даром что тот был одним из мощнейших умов своего времени), а нынешние историки – уж не специалистами ли, скорее, по собственному незнанию? 

Чтобы увидеть пути преодоления такой ситуации, очень полезным оказался выход за пределы собственно исторического взгляда и совмещение оптик философа и историка-практика. Это - как раз случай автора. Он, по счастью, не только преподаёт на философском факультете НИУ ВШЭ, но известен и как исследователь истории европейского индивидуального самосознания.

Поэтому книга Зарецкого – всё-таки о познании. О его, вопреки всем обусловленностям (а то даже и с их помощью), возможностях и более того, как в заголовке и сказано, о вполне оформившихся его стратегиях. Стратегии же эти множественны – тем более, что, начиная со второй половины ХХ века, живёт и множится разнообразие историй, подобное которому не являлось современникам Ранке и в страшных снах. В это время старому доброму позитивистскому взгляду на прошлое "был брошен решительный вызов историей ментальностей, микроисторией, исторической антропологией, новым историзмом, гендерной историей и другими историографическими направлениями". Каждое из этих направлений задавало прошлому свои вопросы – и получало свои ответы, весьма непохожие на те, что доставались инометодологичным коллегам. Не сыскать ли у них общего знаменателя, общей всеобъемлющей черты происходящего – помимо излюбленной темы неполной проницаемости прошлого для исследовательского взгляда?

Нет, Зарецкий избегает соблазна поисков такого знаменателя и возможностей Большого Синтеза – слишком часто, как известно, таящих в себе угрозу упрощения предмета. Этому соблазну он не поддаётся даже в отношении текстов, из которых составлена его книга. А составлена она из текстов, писавшихся в разное время, иной раз с промежутком в несколько лет, и на довольно разные темы – от теоретических вопросов современного исторического знания до проблем преподавания истории в университетах, включая и основную тему автора – историю европейского индивида и "осмысления индивидуализма в качестве основы современной западной цивилизации" от родоначальника идеи Якоба Буркхардта до наших дней. Включает она в себя и опыты применения разных стратегий исторического анализа к нескольким сюжетам: к известной из большого корпуса средневековых легенд, удивительно популярной в своё время истории св. Алексея, человека Божия, и его автобиографическому "письмецу"; к другому письму, уже настоящему, написанному римским папой Пием II (якобы) турецкому султану с призывом обратиться в христианство и к феномену появления в Ярославской области особой "этнической группы" - кацкарей, заявивших о себе в начале 1990-х. Он рассматривает также столкновение нескольких исследовательских стратегий в попытках истолковать текст средневекового «чуда о благочестивой попадье»: результаты такого истолкования, демонстрирует нам автор, оказываются, в зависимости от того, с какими теоретическими инструментами подступают к нему исследователи, - изрядно разными.

Представляя нам общую структуру познавательной ситуации в своей науке, Зарецкий воздерживается от глобальных выводов по её поводу… кроме разве одного, прямо не высказанного, зато показанного очень внятно: возможности реконструкции иных смысловых миров – пусть частичной, пусть предположительной, - всё-таки существуют. Главное – всегда отдавать себе отчёт в неминуемой частичности и предположительности таких реконструкций и помнить, что прошлое – это всё-таки чужая страна. "Они" - даже когда кажутся очень похожими на нас - там всё делают по-другому.

***
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Они там всё делают по-другому iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Догнан. Я побывал там однажды. Когда кто-нибудь там поест, они берут деньги, которые им дают, и они посылают с них десятину в церковь....
Они там всё делают по-другому iconТемы вашего учебного проекта
Дети знакомятся с животными и растениями,которые там находятся и сами дополняют список. Дети объясняют причину нахождения животных...
Они там всё делают по-другому iconУрок-путешествие в страну натуральных чисел
Они пришли посмотреть, как вы чувствуете себя в новой школе. Несмотря на то, что они уже не учат вас, они все равно волнуются за...
Они там всё делают по-другому iconКомплекс областных профилактических проектов «Это тебя касается!» Копилка волонтера
Все, чем занимаются волонтеры, они делают не за деньги, а за Совесть, а главный ресурс совести – это ценности и вера. Добрая воля,...
Они там всё делают по-другому iconСоснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным...
Ли «В стране невыученных уроков». В нем заядлый лентяй и двоечник попадает в сказочную страну, где живут все его ошибки. Там плотоядная...
Они там всё делают по-другому icon4 «Использование информационных технологий при обучении биологии» 4
Возникнув в конце 20 века, они стремительно завоевали все сферы деятельности человечества. Сейчас человек почти не представляет себе...
Они там всё делают по-другому iconКраткий курс лекций по предмету “Стратегический менеджмент” для студентов...
Если менеджеры будут делать все так же, как делают их конкуренты, поступать по общепризнан­ным канонам и стандартам, то никакой оригинальности...
Они там всё делают по-другому iconСказка про сказку гаи урожай у избранных
Охватывают одиозных самураев, ниньзей, а сейчас к ним присоединились представители якудзы, козаностры, лидеры опг и просто воры в...
Они там всё делают по-другому iconРеферат на тему: «кумиры зарубежной рок-музыки»
...
Они там всё делают по-другому iconРазбуди в себе исполина
К сожалению, чаще всего они этого не делают. Они чего-то выжидают, затем пытаются переделать неудачный результат, а чаще всего берут...
Они там всё делают по-другому icon1284 образовательная программа москва 2013
Надо создать все условия для того, чтобы ребята могли реализовать себя. Чтобы школа стала для них родным домом, большой захватывающей...
Они там всё делают по-другому iconАбердин Александр Роман : Фэнтези
Тоже мистическое фэнтези с классическими демонами и ангелами, но здесь они выглядят совсем по другому
Они там всё делают по-другому iconМаленький проказник, переворачивающий дом вверх дном вам знакома эта картина?
Наоборот, хвалите малыша за инициативность, придумывайте ему простые задания и говорите, как цените его помощь. Похвала – вообще...
Они там всё делают по-другому iconДоклада и оппонирования Общие положения
Если доклад делают два человека, то они получают одинаковую оценку, которая зависит от выступления каждого из докладчиков
Они там всё делают по-другому iconУрок Здоровья «Быть здоровыми хотим!»
Живут «Успевайки». Почему они так себя называют? Да потому, что все успевают: с друзьями поиграть, мультики посмотреть. Да ещё погулять...
Они там всё делают по-другому iconГрибковые заболевания ногтей лечить или не лечить?
Лишь бы сердце билось, легкие дышали, голова «соображала». И нет никакого дела до каких- то там ногтей. Они ведь не чешутся, не болят,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск