Аналитическая справка о состоянии работы по патриотическому воспитанию в филиале МБОУ Волчковской сош в с. Яблоновец
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
С целью развития и совершенствования системы патриотического воспитания обучающихся принята Программа патриотического воспитания обучающихся на 2011 – 2015 годы.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
-повышение патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей;
-развитие уважительного отношения к выдающимся достижениям земляков;
-внедрение в деятельность по патриотическому воспитанию современных форм, методов и средств воспитательной работы;
-развитие у граждан чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, Тамбовской области и Петровского района.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе, как и в других образовательных учреждениях, можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое. В нашей школе хорошо организована работа по патриотическому воспитанию через музей.
За последние три года значительно возросла активность педагогов в организации и проведении мероприятий по патриотическому воспитанию. Активно осуществляется знакомство учащихся с историей родного края. В связи с Днем Защитника Отечества и Днем Победы прошли серии классных часов, библиотечных уроков, встречи с ветеранами фронта и тыла, Вахта Памяти. Проведены конкурсы инсценированной военной песни, рисунков, стенгазет, Фестиваль литературно-музыкальных композиций, презентация книги Гульшина И.Ф. Задача по формированию активной гражданской позиции у воспитанников реализуется также через систему музейно-краеведческой работы, встречи с ветеранами ВОВ и других войн и конфликтов. В 2012 году школьный музей стал победителем районного смотра-конкурса, 2013 году – занял 2 место.
Школа успешно контактирует с учреждениями культуры (с Яблоновецким клубом и сельской библиотекой), проводит совместные мероприятия. Стали традиционными следующие мероприятия: «Осенние посиделки» (октябрь), праздничный концерт ко Дню пожилых людей (октябрь), тематическая программа: «Поклонимся той женщине, чье имя – Мать», День памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга на Северном Кавказе (26 ноября), День воина-интернационалиста, День Победы, День Памяти.
Филиал в с. Яблоновец и библиотекарь Яблоновецкой сельской библиотеки Овечкина Н.М. сотрудничают: оказание помощи учителям, детям в подборе материала к проводимым мероприятиям, рейды по сохранности книг, оформление выставок книг, вырезок к проводимым мероприятиям (ноябрь – ко Дню здоровья, ко Дню матери, к Дню памяти, декабрь - ко Дню борьбы со СПИДом).
Патриотическое воспитание направлено на формирование гражданской компетентности личности, а это неразрывно связано с формированием у школьников основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в 2012 году в нашей школе разработана программа муниципального эксперимента на тему: «Организационно – педагогические условия патриотического, гражданского воспитания школьников в общеобразовательной школе на краеведческой основе», рассчитанная на 2 года.
Тема программы была определена нами по нескольким причинам:
• актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;
• отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;
• ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
• наличием в школе краеведческого музея, детской организации «Поиск», одним из важнейших направлений деятельности которой является гражданско – патриотическое воспитание.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Краеведение – основа гражданско – патриотического воспитания, позволяющая пробудить в молодых людях чувства любви к «большой» и «малой» родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству.
В результате реализации данной программы планируется создание образовательного пространства, обеспечивающего воспитание и развитие всесторонне развитой личности для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование гражданина, обладающего определенной суммой знаний и умений, имеющего сформированную систему демократических ценностей, готового участвовать в общественно-политической жизни, отстаивать свою гражданскую позицию. Экспериментальная деятельность позволит обучающимся изменить свое мнение о самом себе и своем месте в социуме, будет способствовать активизации школьной жизни.
В рамках площадки намечена и проводится серия мероприятий по культуре Тамбовской области. Уже прошли в 2013 году «Ярмарка тамбовских ремёсел» и «Легенды тамбовского края». Оба мероприятия вызвали не только у детей, но и у взрослых невероятный интерес. В настоящее время идет подготовка к мероприятиям по истории тамбовского костюма и праздничным обрядам. Считаем результативным воспитание ребенка на основе культурных и исторических традиций родного края. Это позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Краеведение позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса и уважения к его прошлому и настоящему. Наша школа в этом направлении выигрывает по сравнению со многими другими образовательными учреждениями: у ребят нашей школы есть возможность знакомиться с историей родного края и при этом быть не только пассивными зрителями, но и активными участниками музейных проектов.
Школьный краеведческий музей – наша гордость.
Комната – музей Яблоновецкого сельсовета была открыта в 1979 году. Основоположниками её были учителя – историки Гульшин Иван Фёдорович и Миляев Николай Иванович. Богатый материал, накопленный неутомимыми исследователями истории родного края, и лёг в основу будущего музея.
В 1986 году 8 экспонатов комнаты – истории края были взяты на учёт Тамбовским краеведческим музеем, среди них фрагмент глиняного сосуда раннеабашевской культуры хозяйственного назначения, наконечник стрелы (бронзовый) эпохи бронзы, найденный в с. Яблоновце, прялище, найденное в с. Хренное (примерно XII – XIII в.в.); топор эпохи неолита (IV – III тысячелетия) и другие. В 2001 году были взяты на учёт ещё 26 экспонатов.
И в 2001 году комнате было присвоено звание «Школьный музей».
Жизнь школьного музея неотрывно связана с жизнью села и школы.
Организует и направляет работу музея его актив, в который входят учитель истории и обществознания Поплёвина Татьяна Николаевна, вожатая Фролова Лариса Владимировна, обучающиеся.
Разработаны тематические экскурсии, беседы «О чём поведала фотография», «Внимательно вглядываясь в экспонаты» и другие, которые занимают немного времени, но помогают учащимся не только соприкоснуться с историей села и его жителей, но и вызывают интерес к исследовательской работе. На общественных началах проходят занятия по программе «Юные экскурсоводы».
В музее проводятся экскурсии, беседы, встречи с ветеранами войны и труда, с офицерами-выпускниками школы. А учитель истории Поплевина Т.Н. и учителя-предметники используют экспонаты и стенды музея при изучении программного материала, при проведении внеклассных мероприятий, в проектной и исследовательской работе. Ежегодно в районном смотре-конкурсе школьных музеев наш музей в тройке лидеров.
Считаем важным аспектом патриотического воспитания воспитание экологической культуры, привлечение детей к природоохранной деятельности. В сентябре 2012 года на базе филиала открыто школьное лесничество «Калинка». И хотя программа занятий школьного лесничества рассчитана на учеников 6-9 классов, занятия с удовольствием посещают и пятиклассники.
Некоторые результаты участия в творческих конкурсах за последние три года:
Год
| Уровень участия
| Фамилия, имя участника
| Класс
| Результат
| 2010
| региональный
| Гульшина Мария
| 11 кл.
| Диплом IIIстепени
творческого конкурса «День Победы глазами детей»
| региональный
| Лунев Илья
| 10 кл.
| Диплом I степени
литературно - художественного конкурса
«Я помню! Я горжусь!»
| региональный
| Поплевин Александр
| 9 кл.
| Специальный диплом конкурса творческих работ в номинации «Мы достойные внуки Великой Победы»
| региональный
| Полякова Светлана
| 11
| Диплом II степени литературно - художественного конкурса «Я помню! Я горжусь!»
| 2011
| Межрегиональный
| Макова Анастасия
| 9
| Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!», посвященная городам-героям, св-во участника
| 2012
| региональный
| Поплевина Яна
Поплевин Александр
Поплевин Андрей
| 11
11
7
| Интернет-викторина по избирательному праву Избирательной комиссии Тамбовской области,
Диплом победителя 3 степени, дипломы участника, поощрительные призы
| 2012
| региональный
| Поплевин Андрей
Муравьева Кристина
| 7
8
| Областной конкурс творческих работ по краеведению «Недаром помнит вся Россия», участие
| 2011
| муниципальный
| Поплевин Андрей
Степанищева Ангелина
| 7
7
| Областной конкурс информационных и компьютерных технологий «Компьютер – XXI век» (медиапрезентации «Петр I», «Поход Ермака»),
2 место, 1 место
| 2011
| муниципальный
| Фролов Дмитрий
| 11
| Конкурс творческих работ «Тамбовский край – частица великой России», 2 место
| 2012
| муниципальный
| Кожевникова Виктория
Фролов Дмитрий
| 6
11
| Конкурс чтецов, посвященный юбилейным датам
3 место,
3 место
| 2012
| региональный
| Поплевин Андрей
Киреева Кристина
| 8
8
| Областная интернет-викторина «Моя многоликая Россия», сертификаты участников
| 2013
| Муниципальный
| Муравьева Кристина
Поплевин Андрей
| 9
8
| литературно-поисковая экспедиция для школьников “Тамбовский край, ты часть моей России”, посвященная 75-летию образования Тамбовской области
| 2013
| Региональный
|
| 2,3, 5, 8
| «Зеленая планета»
| 2013
| региональный
| Поплевина Олеся
Поплевин Андрей
| 5
8
| Областной экологический конкурс творческих работ «Береги свой дом, свою планету!» эссе, медиапрезентация «Есть такая речка – Матыра» (рез-ты ожидаются)
| 2013
| муниципальный
| Поплевина Олеся
| 5
| V Общероссийская Олимпиада по основам православной культуры
Диплом 1 степени
| |