МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 7»
Аналитическая справка
о развитии физической культуры и спорта Физическое воспитание является одним из аспектов всестороннего развития личности обучающихся, укрепления их здоровья и повышения социальной активности. Решению задач физического воспитания в МБОУ «Гатчинская СОШ № 7» способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:
урочные формы занятий по предмету «физическая культура»;
физкультурно-оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления обучающихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, динамические танцевальные перемены, подвижные игры на переменах);
внеклассные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и физической подготовки обучающихся (спортивные секции, группы ДЮСШ, самостоятельные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);
спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта, походы, туристические слеты).
Основные направления спортивно-массовой деятельности в ОУ
| Организация учебно-воспитательной и спортивно-оздоровительной работы
| Медико-психологическая работа
| Работа с родителями
| Работа педагогического коллектива
|
| Составление календарного плана спортивно-массовой работы на год
Валеологическое содержание предметов химии, биологии, физкультуры раздел «Спорт и здоровье» в воспитательных программах в работе классных руководителей Внеклассная работа в ОУ во внеурочное время: соревнования, конкурсы, организация оздоровительной работы в пришкольном оздоровительном лагере «Звездный», турпоходы, профилактические мероприятия, занятость детей в каникулярное время и т.д. Подготовка учащихся к олимпиадам и спартакиадам различных уровней,
городских и областных конкурсов, соревнований, фестивалей, турпоходов, военно - спортивных соревнований.
Мониторинг, анкетирование, подведение итогов внеклассной работы по физической культуре.
| Организация медицинского осмотра, систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе, оформление листка здоровья в классных журналах, распределение учащихся по медицинским группам.
комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и у учителей (уровень физического развития – медслужба, уровень физической подготовленности – учителя физкультуры, психического состояния – психологическая служба школы) Систематический контроль за качеством питания в школе. вакцинация; пропаганда здорового образа жизни;
Психологическая помощь учащимся консультации психолога для учащихся, родителей.
Отслеживание результатов физического развития, здоровья учащихся,
создание паспорта «здоровья» учащегося
| Родительские собрания, лектории, круглые столы по проблемам здоровья детей. Участие родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в школе. Организация бесед, семинаров о ЗОЖ, режиме школьника и т.д. (с приглашением медицинских работников закреплённого учреждения) Собрания Управляющего совета и общешкольного родительского комитета по итогам работы за год, решение проблем, составление планов.
| Администрация ОУ: выполнение и контроль санитарно-гигиенического режима школы, организация питания в школьной столовой, организация ОФП, работы секций, кружков. Организация спортивно-оздоровительной работы на всех 3 уровнях, а так же в пришкольном оздоровительном лагере. Проведение педагогических советов, заседаний методических объединений. Работа учителей ОУ. Знакомство с новой методической, научной литературой по вопросам здоровья. Организация и проведение физ. минуток.
Контроль за правильной осанкой. Проведение классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и ЗОЖ Социальное партнёрство. Сотрудничество с ДЮСШ, ФОК, спортивными клубами, с учреждениями культуры и спорта, с другими ОУ, Комитетом по делам молодёжи, ГДМ. Участие в социальных акциях и мероприятиях городского масштаба.
Участие всех сотрудников школы в подведении итогов.
|
Нормативно-правовая база.
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МБОУ « Гатчинская СОШ № 7» осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012;
НОИ «Наша новая школа» (утверждена 04.02.2010, пр. №271);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1108 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 03.03.2011 г.);
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. № 1101-р);
Государственная программа Ленинградской области «Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области» (от 14.11.2013 г. № 401);
Целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (с изменениями на 21.11. 2013 г.);
Устав МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 7» Ленинградской области;
Локальные акты.
Организация образовательно-воспитательного процесса по физической культуре и спорту
Образовательные программы, соответствующие нормативным требованиям
Базовое физическое воспитание осуществляется в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы по следующим образовательным программам:
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, базовый и профильный уровень В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Программа по физической культуре ФГОС второго поколения В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011)
Основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования.
Современные педагогические технологии, реализуемые в образовательно-воспитательном процессе
Для получения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения на уроках физической культуры используются разнообразные формы, средства, методы, способы и приемы обучения, которые составляют инструментарий педагогического процесса. В своей педагогической деятельности преподаватели физической культуры используют следующие педагогические технологии:
Технологии
| Здоровьесберегающие технологии
| Учет динамичности учащихся, их работоспособности;
Строгое дозирование физических нагрузок;
Наглядность, постепенность, доступность нагрузки;
Соблюдение гигиенических требований;
Учет физической подготовленности учащихся;
Чередование интенсивности и релаксации;
Увеличить охват детей различными формами физкультурно-оздоровительной работы.
| Технологии дифференцированного обучения
| Учет индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности детей; Определение дозированной нагрузки; Возможность наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала
| Информационно-коммуникативные технологии
| Использование информационно – коммуникационных технологий во внеурочное время позволяет усилить образовательные эффекты, поскольку дает дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. ИКТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
| Технология личностно-ориентированного подхода в обучении
| Технология дифференцированного обучения и воспитания;
Педагогика сотрудничества;
Игровые технологии;
| Технология игрового моделирования
| Повышение эффективности и качества усвоения учебного материала;
Реализация потребности личности в самовыражении;
Усиление здоровьесберегающего аспекта;
| Тестовая технология
| Определение уровня физической подготовленности школьников;
Повышение эффективности контроля знаний, умений и навыков.
| Деятельностный подход
| повышение мотивации, интереса к изучению у обучаемых, повышение качества двигательных навыков.
|
Использование вышеперечисленных технологий позволяет добиваться высоких результатов: на протяжении последних трёх лет наблюдаются стабильные уровни успеваемости – 100% и качества знаний - 87%.
Обучающиеся проявляют интерес к предмету во внеурочной деятельности (увеличение количества учащихся в спортивных секциях по баскетболу, в школьном спортивном клубе «Олимп»), занимаются учащиеся проектно-исследовательской деятельностью, имеют высокие достижения в олимпиадах по физической культуре и ОБЖ различного уровня.
Обеспечение высокого качества организации образовательно-воспитательного процесса на основе использования информационных технологий.
На уроках физической культуры педагоги используют материалы мультимедийных дисков, интернет - материалы (коллекции видеофрагментов по видам спорта, справочная литература), а также фрагменты спортивных состязаний, учебных видеофильмов.
Для объяснения теоретического материала, тактики и техники защиты и нападений в спортивном зале применяется интерактивный экран. Для проведения динамических перемен в рекреациях школы также используются интерактивные экраны.
С целью создания открытого информационного пространства, повышения информированности родителей обучающихся используется школьная образовательная сеть «Dnevnik.ru».
Методы диагностирования образовательных достижений обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Традиционные
| Устные: рассказ, схемы, технологическая карта, сообщение о проведённом опыте, сообщение по теме.
Письменные: тестирование, реферат, индивидуальные карточки, домашнее задание.
Практические: контрольные нормативы в начале и конце учебного года, тестирование в виде контрольных измерений учащихся в конце изученной темы.
Определение уровня здоровья (динамометрия, вес, рост)
| Инновационные
| Тестовые задания на ПК с использованием Excel,
Office Publisher, PowerPoint. Выполнение проектных работ и презентаций, «Электронный дневник».
| Собственные
| Дневник самоконтроля учащихся.
|
Динамика уровня обученности учащихся по физической культуре
Благодаря четко выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы, в школе наблюдаются стабильно высокие результаты обученности и качества знаний учащихся.
Таблица качества обученности учащихся за 3 года
Год/ класс
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| % успеваемости
| 2011-2012
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 2012-2013
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100%
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100%
| 100 %
| 100 %
| 100%
| 2013-2014
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100%
| 100 %
| 100 %
| 100 %
| 100%
| 100 %
| 100 %
| 100%
|
Динамика качества знаний обучающихся.
Важным аспектом физкультурно-спортивной деятельности считается индивидуальная работа с учащимися. Это позволяет увеличить плотность урока и повысить эффективность педагогического процесса, что, в свою очередь, способствует положительной динамике качества знаний и двигательных навыков у учащихся.
Таблица качества знаний учащихся за 3 года
Год/ класс
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 2011-2012
| Без оценок
| 100%
| 100%
| 95%
| 81 %
| 74 %
| 78 %
| 72 %
| 83%
| 81%
| 84%
| 2012-2013
| 100%
| 100%
| 97%
| 83%
| 76 %
| 79 %
| 74 %
| 83%
| 89%
| 91%
| 2013-2014
2 триместр
| 100%
| 100%
| 99%
| 84 %
| 78 %
| 80 %
| 75%
| 84%
| 100%
| 90%
|
Данные результаты были достигнуты:
путём индивидуальной работы с обучающимися;
на основе входящего мониторинга;
путем создания ситуации успеха для каждого обучающегося,
повышением учебной мотивации обучающихся.
С целью реализации дифференцированного подхода на уроках физической культуры проводится мониторинг, направленный на выявление уровня физической подготовленности учащихся. Тестирование проводится два раза в год: в сентябре и в мае. С помощью полученных результатов выявляются наиболее сильные и слабые места в работе с учащимися, что позволяет вносить корректировку в учебную программу на следующий учебный год.
Динамика участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах по физической культуре
Наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах по физической культуре, в спортивных праздниках, Днях здоровья и соревнования различного уровня. С каждым годом повышается количество победителей и призеров.
Олимпиада по физкультуре (школьный этап)
| 2011 –2012
| 2012- 2013
| 2013-2014
| 7-9 классы
| 48%
от числа всех участников
| 59%
от числа всех участников
| 61 %
от числа всех участников
| 10-11
классы
| 10 %
от числа всех участников
| 13%
от числа всех участников
| 18%
от числа всех участников
|
Олимпиада по физкультуре - муниципальный этап (участие)
| 2011 –2012
| 2012-1013
| 2013-2014
| 8-9 классы
| 4
| 4
| 4
| 10-11 классы
| 4
| 4
| 4
| Олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности
(школьный этап)
| 2011-2012
| 2012 –2013
| 2013-1014
| 7-9 классы
| 11
| 26
| 47
| 10-11 классы
| 4
| 9
| 14
| Олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности
(муниципальный этап)
| 2011 – 2012
| 2012 –2013
| 2013-1014
| 7-9 классы
| 2
| 3
| 5
| 10-11 классы
| 2
| 4
| 4
| Олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности
(региональный этап)
| 2011 – 2012
| 2012 –2013
| 2013-1014
| 7-9 классы
| 2
| 4
| 5
| 10-11 классы
| 1
| 4
| 2
| Олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности
(заключительный этап)
| 2011 – 2012
| 2012 –2013
| 2013-1014
| 10-11 классы
| 1
| 1
| --
| |