Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за период с 01.09.2012 по 31.05.2013 гг.
Полное наименование ОУ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №230 с углубленным изучением химии и биологии г.Санкт-Петербурга Фрунзенского района________________________
Руководитель ОУ __Пейчева Алла Васильевна____________________________________
Инновационный статус ОУ ____экспериментальная площадка районного уровня_______
Тема «Технологии использования прикладных программных средств в условиях ОУ с углубленным изучением предметов»____________________________________________
Этап работы_________завершающий____________________________________________
Научный консультант ____Кравцов Алексей Олегович_____________________________
Контактный телефон ОУ___269-89-02___________________________________________
Адрес электронной почты ОУ_school230@gmail.com
Описание этапа инновационной деятельности (в соответствии с Программой ОЭР/ Программой проведения исследования/ Инновационной образовательной программой):
ГБОУ СОШ № 230 работает над проблемой внедрения в учебный процесс интерактивного устройства Мимио третий год. Интерактивное устройство – это оборудование, позволяющее объединить различные инструменты: экран для отображения информации и обычную маркерную доску, это очень гибкий и удобный инструмент для записи, отображения и анализа информации любого формата. В комбинации с мультимедиа проектором доска становится большим интерактивным экраном, на котором можно открыть любое компьютерное приложение или страничку в Интернете, демонстрировать нужную информацию или просто рисовать и писать. Используя различные инструменты – маркер, перо, стрелки, геометрические фигуры, - можно наносить проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, рисовать, чертить схемы, как на обычной доске, и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Использование интерактивного оборудования – это организация и ведение учебного процесса, направленного на активизацию познавательной деятельности учеников, это создание условий для их самостоятельного, инициативного и творческого освоения материала; это повышение уровня заинтересованности педагогических кадров, осознание ими необходимости инновационной деятельности в образовательном процессе. Основные цели 3-го года эксперимента:
Внедрять интерактивное устройство Мимио в образовательный процесс.
Привлечь как можно большее количество учителей, желающих пользоваться интерактивным устройством Мимио.
Провести внутришкольное обучение учителей.
Привлекать учащихся к созданию презентаций при помощи Мимио-устройства.
Провести диагностические исследования учителей и учащихся на предмет эффективности использования Мимио-оборудования.
Развивать информационную культуру учащихся, педагогического персонала.
Издать сборник статей педагогических работников школы, которые делятся своим опытом по внедрению Мимио в учебный процесс.
Основные задачи, стоявшие перед образовательным учреждением на третьем году эксперимента:
продолжение формирования коллектива педагогических работников, готовых к продолжению эксперимента;
совершенствование материально-технических условий для продолжения эксперимента;
обогащать банк Мимио-проектов;
совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников, участвующих в эксперименте;
стимулировать индивидуальные достижения учителя (аттестация, конкурсы педагогического мастерства);
диагностика учебных достижений учащихся;
распространение опыта среди учителей района, города путем проведения семинара и издания сборника статей.
Субъекты инновационной деятельности:
В 2010 году эксперимент начинался тремя педагогами нашей школы, в 2011 к ним присоединился еще четыре человека, с 2012 года в эксперименте участвовали все учителя школы под руководством учителей - тьюторов. 11 учителей школы прошли обучение на базе ИМЦ по использованию Мимио.
Система управления инновационной деятельностью:
система «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности, ее влияние на рост эффективности инновационной деятельности учреждения в целом:
В результате создания на 3-м году эксперимента системы внутрифирменного повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности, отмечается рост эффективности инновационной деятельности учреждения и проводимых учителями уроков (свидетельство – декада открытых уроков в феврале – марте 2013 года), рост заинтересованности педагогических работников: в прошлом году в эксперименте участвовали 7 человек, в этом году – 28 человек; было дано более 20 открытых уроков, затрагивающих тему ОЭР. Внутрифирменная подготовка педагогов проводилась в следующей системе: учителя, которые изначально были обучены приемам работы с Мимио, обучали других коллег в виде аудиторных занятий, групповых и индивидуальных консультаций.
наличие системы общественной экспертизы результатов инновационной деятельности:
Оценка результатов инновационной деятельности проводилась заместителями директоров и руководителями района по ОЭР (районный семинар, проводившийся в ноябре 2012 года), а также родителями нашего ОУ (отзывы родителей по поводу улучшения работы ряда педагогов, а также изменения мнений учащихся в области интереса к предмету).
Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности:
Образовательное учреждение по завершении эксперимента справилось со следующими, поставленными перед ним задачами:
Мультимедийное программное средство Мимио внедрено в образовательный процесс.
Учителя, задействованные в эксперименте, на протяжении трех лет разрабатывали уроки с применением Мимио, в результате чего собрана «копилка» этих уроков
Гулякова Е.Л., Цветкова С.Н. Дикие звери зимой. (окружающий мир 4 класс)
Гулякова Е.Л. Россия на карте мира. (окружающий мир 4 класс)
Гулякова Е.Л. Зимние забавы (ИЗО 4 класс)
Дмитриева С.В. Глагол как часть речи (русский язык 6 класс)
Тихонова Н.Ю. Государство и экономика (обществознание 8 класс)
Ваганова Г.В. Координатные плоскости. (математика 6 класс)
Васильева И.В. Тела и вещества (природоведение 5 класс)
Ростовская Г.М. Чугунное кружево. (история СПб 2 класс)
Ростовская Г.М. Знаменитые улицы Санкт-Петербурга (история СПб 2 класс)
Павлова Л.В. Предложения с однородными членами (русский язык 2 класс)
Павлова Л.В. Грамматическая основа предложений (русский язык 3 класс)
Шамсутдинова О.В. Правописание жи-ши (русский язык 1 класс)
Мирончук И.С. Признаки равенства треугольников (геометрия 7 класс)
Мирончук И.С. Признаки параллельности прямых (геометрия 7 класс)
Мирончук И.С. Сумма углов треугольника. (геометрия 7 класс)
Мирончук И.С. Четырехугольники (геометрия 8 класс)
Мирончук И.С. Площади (геометрия 8 класс)
Карпова Е.В. Русские поэты 19 века о родной природе. (литература 6 класс)
Карпова Е.В. Стили речи. (русский язык 5 класс)
Карпова Е.В. Состав слова (русский язык 5 класс)
Карпова Е.В. Описание картины (урок развития речи по русскому языку 7 класс)
Фока С.Ю. Правила чтения некоторых сочетаний букв в английском языке (английский язык 2 класс)
Фока С.Ю. Использование категории «много» для исчисляемых и неисчисляемых существительных (английский язык 4 класс)
Фока С.Ю. Использование настоящего простого и настоящего длительного времени (английский язык 6 класс)
Экспериментально было доказано, что применение Мимио-устройства на уроках – это новая возможность в организации учебной деятельности, способствующая повышению творческой познавательной активности учащихся и оптимизирующая образовательный процесс. Результаты исследования, проводившиеся в форме письменного анкетирования, свидетельствуют о том, что использование Мимио-устройство дает возможность экономить время урока, эффективно проводить проверку заданий и самопроверку, способствует развитию зрительного восприятия учащихся и т.д.
Создана система работы с программным средством Мимио, состоящая в том, что учителя, составляя урок, выбирают оптимальный вариант его проведения, в том числе включают уроки использование Мимио.
Проведено внутрикорпоративное обучение учителей работе с интерактивным устройством, в результате чего все учителя овладели навыками работы с ним и используют в своей практической деятельности.
Собственный опыт и наработки к урокам передаются коллегам образовательного учреждения в виде открытых уроков. В феврале-марте 2013 года были проведены следующие открытые уроки, в том числе с использованием Мимио:
Пальшина Н.С. (20.02.13 г.) «Назывные предложения» (русский язык)
Карпова Е.В. (20.02.13 г.) «Обобщающий урок по теме «Причастие» (русский язык 6 класс)
Эдлина Е.К. (25.02.13) «Построение и исследование графика квадратичной функции с помощью электронных таблиц» (информатика)
Фока С.Ю. (27.02.13) «Театр кукол» (английский язык 6 класс)
Степанова И.П., Григорьев М.Ю. (27.02.13) «Обучение технике ведения мяча в круговой тренировке» (физкультура)
Романова Е.Б. (01.03.13) «Применение законов динамики», «Электромагнитная индукция» (физика)
Шумилина И.Ю. (05.03.13) «Перекись водорода» (химия)
Кудрявцева И.М. (06.03.13) «Практикум по подготовке к ГИА. Сочинение на лингвистическую тему» (русский язык 9 класс)
Гулякова Е.Л. (11.03.13) «Закрепление пройденного материала о глаголе» (русский язык 4 класс)
Дмитриева С.В. (11.03.13) «Союз в сложносочиненном предложении» (русский язык 7 класс)
Тихонова Н.Ю. (12.03.13) «Участие граждан в политической жизни страны» (обществознание 10 класс)
Ваганова Г.В. (14.03.13) «Повторение по теме «Рациональные числа» (математика 6 класс)
Павлова Л.В. (15.03.13) «Закрепление знаний по теме «Части речи» (русский язык 3 класс)
Васильева И.В., Лазарева И.Е. (15.03.13) Интегрированный урок химии и географии «Нефть. История одного расследования» (10 класс)
Ростовская Г.М. (18.03.13) «Правописание отрицательной частицы НЕ с глаголами» (русский язык 2 класс)
Деткова Е.Е. (19.03.13) «Русские традиции» (ИЗО 6 класс)
Щербаков В.А. (20.03.13) «Роль Хрущева в истории» (история 11 класс)
Мирончук И.С. (20.03.13) «Признаки равенства прямоугольных треугольников» (геометрия 7 класс)
Шамсутдинова О.В., Подтеп С.А. (21.03.13) «Реформы Петра Великого» (бинарный урок окружающий мир и музыка 3 класс)
Батура Ю.А. (21.03.13) «Понятие движения» (геометрия 9 класс)
и некоторые другие.
На районном семинаре «Технология использования прикладных программных средств в образовательных учреждениях», проводившемся 22 ноября 2012 года, желающие были познакомлены с опытом работы нашего ОУ с Мимио-устройством. На семинаре присутствовало 30 человек из различных ОУ, выступали на семинаре 7 сотрудников ГБОУ СОШ №230, Кузина Н.Н., Кириченко Н.В., Седова Н.В.
Отмечен рост уровня информационной культуры субъектов образования, понимаемый при этом в узком смысле. Основными показателями роста уровня информационной культуры педагогов нашего ОУ являются не столько знания о современных информационных потоках в сфере образования и практические умения по сбору и переработке информации, сколько наличие потребности в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач и активность их использования в педагогической деятельности. Проверка проходила методом наблюдения и опроса педагогов. По сравнению с предыдущими годами учителя стали чаще использовать ИКТ с учетом оптимизации образовательного процесса. Следующей ступенью исследовательской деятельности ОУ видится расширение понятия «информационная культура» и работа над проблемой развития информационной культуры учащихся и учителей, влияющих на повышение качества образования.
По результатам опытно-экспериментальной работы издан сборник статей учителей «Оптимизация образовательного процесса: опыт, подходы и технологии», посвященный использованию Мимио-устройства и оптимизации процесса обучения, в том числе при помощи данного устройства. Данный сборник включает в себя следующие статьи:
Пейчева А.В.
Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за период 1
с 01.09.2012 по 31.05.2013 гг. 1
эффективность результатов с обоснованием:
На третьем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена итоговая диагностика, целью которой являлось определение эффективности применения Мимио-устройства как для учителей, так и для учащихся. Результатом явилось позитивное отношение к введению интерактивного устройства как со стороны учащихся, так и со стороны учителей.
На протяжении 3-х лет проведения ОЭР заметна следующая динамика: повышение познавательного интереса у детей, задействованных в эксперименте, представляется следующими данными:
2010-11 уч. год – 58 %
2011-12 уч.год – 61 %
2012-13 уч.год – 64 %
Работу с Мимио-устройством проводят все учителя ОУ.
Двое учителей нашего ОУ (Дмитриева С.В., учитель русского языка и литературы; Ваганова Г.В., учитель математики) получили в течение 2012-13 учебного года высшую квалификационную категорию по должности «учитель». В их портфолио нашли место результаты ОЭР.
Результаты работы по теме ОЭР нашли свое отражение в сборнике нашего ОУ «Оптимизация образовательного процесса: опыт, подходы и технологии».
Ведение инновационной деятельности определяет кадровую политику ОУ: педагогический коллектив стабилен, кроме того, в наше образовательное учреждение стремятся прийти высокопрофессиональные специалисты, желающие работать по-новому (было 3 заявки на должность «учитель начальных классов», приняли 3-х учителей начальной школы. Из них 2 учителя высшей категории, 1 учитель – победитель конкурса пед.мастерства).
Инновационная работа влияет на создание материально-технического обеспечения системы образования ОУ: заявленная тема экспериментальной работы требует развития материально-технической базы (например, закуплено Мимио-оборудование и установлено в 35 кабинетах).
Характеристика степени устойчивости результатов инновационной деятельности, транслируемость опыта (SWOT - анализ).
Потенциальные внутренние сильные стороны школы при реализации ИД и трансляции опыта(S):
Четко сформулированная стратегия развития школы, направленная на постоянное развитие образовательного учреждения. На протяжении многих лет школа работает в режиме районной экспериментальной площадки Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Реализуемые в ОУ проекты связаны с развитием образовательной среды и информатизацией образовательного процесса.
Наличие МТБ развития: сформирована высокотехнологичная среда обучения.
Сформирована информационно-насыщенная среда ОУ: школьный сайт, методическое обеспечение дистанционного обучения через учительские сайты, высоко развитые ИКТ-технологии.
ИКТ-компетентность и научно-методическая компетентность педагогического коллектива.
Участие всего педагогического коллектива в самооценке качества деятельности ОУ, выработке алгоритма решения возникающих проблем, корректировке программы развития и опытно-эксприментальной деятельности.
Потенциальные внутренние слабости (W):
Снижение интереса педагогов к опытно-экспериментальной деятельности;
Творческое «выгорание»;
Загруженность учителя бумажной работой.
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):
Распространение новых форм и методов работы от учителя к учителю, развитие системы тьюторства, реализация концепции самообучающейся школы.
Расширение возможностей сетевого взаимодействия с другими ОУ.
Потенциальные внешние угрозы (Т):
Неразвитость и непродуманность нормативной базы развития ОУ, финансового и
материально-технического обеспечения развития образовательных институтов
Оценка и описание перспектив инновационной деятельности.
Перспективы развития связаны с развитием информационной культуры учителей и учащихся в широком смысле слова (когда под информационной культурой понимается не только процесс информатизации, но и поиск, добывание, обработка… информации).
Цели инновационной деятельности:
создать условия для становления педагога-профессионала, способного к обработке различного рода информации и умеющего обучить этому учащихся;
подготовить потребителя информации, способного не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессиональной деятельности, развитие науки, техники, культуры, образования. В подготовке такого потребителя и состоит, на наш взгляд, цель формирования информационной культуры.
разработка комплексной модели формирования и развития информационной культуры субъектов образовательного процесса, основанной на идеях индивидульно-ориетированного образования, деятельностного подхода и блочно-модульного построения учебных программ.
Подпись руководителя ОУ ____________________________/__А.В.Пейчева_____________/
Подпись научного консультанта ________________________/__А.О.Кравцов_____________/
«26» мая 2013 года |