Тема: "Дворцовые перевороты" 7 класс





Скачать 67.19 Kb.
НазваниеТема: "Дворцовые перевороты" 7 класс
Дата публикации08.10.2014
Размер67.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Тема: "Дворцовые перевороты" 7 класс

Цели урока: - познакомить учащихся с причинами, хронологией и действующими лицами дворцовых переворотов.

Задачи:

-Познакомить учащихся с понятиями дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, временщики, конституционная монархия, фаворитизм, кондиции;

-выявить причины и сущность дворцовых переворотов и показать роль гвардии в их осуществлении;

-раскрыть феномен фаворитизма;

-проследить смену монархов на российском престоле в 1725–1762 гг. и охарактеризовать особенности их политики;
Предполагаемые результаты:

Учащиеся узнают о причинах и сущности дворцовых переворотов, особенностях правления монархов в этот период времени.

У учащихся формируется умение:

-определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

-группировать исторические события и явления по указанному признаку;

-объяснять смысл важных исторических понятий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; документы; дополнительный материал о монархах периода дворцовых переворотов.
Ход урока:

Изучение нового материала.
Вступительное слово:
Начало XVIII века связано с деятельностью Петра Великого, его реформами.


  • Вспомните указ о престолонаследии, изданный Петром I в1722 г.

(Петр I изменил порядок передачи престола: император сам назначал себе наследника. Петр пошел на это, опасаясь за судьбу реформ).
Сегодня мы поговорим о тех событиях, которые произошли в России после его смерти.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и гвардейскими полками. (запись в тетрадь)

  • Почему происходила смена правителей на престоле?

§20-21, п.1-читать, выделить причичы.

(отсутствие законодательной базы наследования престола;

слабость власти преемников Петра I;

усиление роли гвардии).
( В период 37 - летнего правления преемников Петра Великого произошло создание новых и закрепление старых привилегий дворянства, без которого ни один монарх не имел возможности удержаться на троне.)


  • Работа с документом:

1. В чем необычность ситуации, описанной в документе?

2. Как вел себя А. Д. Меньшиков?

документ:

«Зловещим местом был град Санкт-Петербург, столица новоявленной миру Российской империи, в январе 1725 года…В жалких лачугах поселилось тяжкое ожидание. Во дворце, надежно окруженном гвардейскими полками, умирал первый император Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий, которого, впрочем, и современники, и потомки нередко именовали «Окаянным».

Кучками теснятся во дворце сенаторы, генералы, всех Коллегий чины, гвардейские и морские офицеры. Не решаются присесть, бросая друг на друга подозрительные взгляды. Что день грядущий готовит, кто сядет на престол, где завтра окажешься – в опале или милости? Лихорадочно проигрываются в уме варианты и комбинации. Что и говорить, нелегкое это дело – быть царедворцем…Здесь и близкие царя. Опухшее от слез лицо императрицы Екатерины Алексеевны, потерявшей сон и покой. От нее не отходит светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Шепчет на ухо, уговаривает, убеждает: «Тебе царствовать, боле некому!»

Лицо Петра сводит судорога, начинается новый приступ. От криков больного, слышных во всем дворце, придворные жмутся, втираются в стены, как будто становясь даже меньше ростом. Боли отпускают царя, он требует бумагу. Некогда могучая рука из последних сил выводит еле различимые слова: «Все отдать»… Перо выпадает из разжавшихся, ныне бессильных пальцев. Царь едва слышно произнес несколько слов, присутствующие разобрали: зовет любимую дочь Анну. Ее долго ищут, она бежит по коридорам к отцу, но Петр уже потерял сознание. На следующий день, 28 января 1725г., так и не оставив наследника престола, умер преобразователь России, император Петр I». [2]

  • Вопрос:

Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее государя?

Петр I умер в 1725 году, не успев назначить наследника.

Начинается эпоха дворцовых переворотов, которая продлилась 37 лет. 5 раз при помощи оружия произошла смена правителя на троне. Началась эпоха смертью Петра I и последовавшей за ней борьбой за власть различными дворянскими группировками. Завершилась эпоха воцарением на престол Екатерины II (на 34 года).
Таблица. "Монархи России эпохи дворцовых переворотов" (Правитель, Годы правления, На кого опирался)

По ходу урока, учащиеся знакомятся с новой темой и самостоятельно заполняют таблицу, проверка таблицы происходит в конце урока.
Рассказ учителя:


  1. воцарение Екатерины 1.(с.147)


Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

  1. Петр 2. (с.148)

Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II.

Но удача на сей раз изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов.

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер, как раз в тот день когда должна была состояться свадьба.


  1. Анна Иоанновна и ее сын Иван Анатольевич.(150-151)

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича (брат Петра 1)- Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства. Одновременно Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей. (Записываем в тетрадь определение понятия “Кондиции”). Стр. 155.

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие ключевые позиции в органах государственного управления, например, ее фаворит Э. И. Бирон, а так же посты занимали А. И. Остерман и Б. К. Миних.

Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть.



  1. Елизавета Петровна. (152)


Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I. (обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные. - Давайте обратимся к материалу нашего учебника. На стр. 153 вы сможете познакомиться подробнее с личностью императора Петра III.

- Чем вам запомнится этот правитель России? 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.


  1. Петр 3. (153)


Эпоха дворцовых переворотов закончилась.


  • Проверить таблицу.


Домашнее задание: §20-21. (доделать таблицу) + подготовка к тесту в начале следующего урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconРоссийская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный...
Российская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconУроки Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания,...
Экономическое, политическое и культурное наследство XVIII в. Империя. Император. Дворцовые перевороты
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconУрок на тему: «Дворцовые перевороты»
О порядке формирования регионального банка контрольно–измерительных материалов по аттестации педагогических работников на соответствие...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconЛекция № Дворцовые перевороты и эпоха просвещённого абсолютизма в России 18 в. План лекции
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconРеферат: Дворцовые перевороты
Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconКонспект урока дворцовые перевороты фио (полностью) Гудовская Елена Владимировна Место работы
Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способствовать формированию понятия «дворцовые перевороты». Дать характеристику личностям Екатерины I, Петра II. Доказать, что приход...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconРеволюции, Перевороты, путчи
Целью дальнейшей работы является изучение событий в период дворцовых переворотов, буржуазно-демократических революций, их особенности...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconЮ. В. Крупнов россия между западом и востоком
Северо-Восточной новой России Андреем Боголюбским; революционные перевороты 1917 г.; освоение Сибири и включение инородцев в Российскую...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconКраткая аннотация урока Класс: 9 класс Тема: Технология обработки...
...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconТема реферата
Класс, образовательное учреждение: 4-а класс, маоу «Гимназия «Новоскул» Великий Новгород
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconТема реферата: «Секрет семейного счастья»
Класс, образовательное учреждение: 5 класс, мбоу «Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа»
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconРеферату «Кругозор» Тема реферата: «Mamie» от природы
Класс, образовательное учреждение: 5 класс, моу бичурская средняя общеобразовательная школа №5
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconТема реферата: «Кавказские горы»
Класс, образовательное учреждение: 8а класс, гбоу школа №509 Московского района Санкт-Петербурга
Тема: \"Дворцовые перевороты\" 7 класс iconТема. Моя родословная. Фамильный герб.( 4 класс)
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск