Скачать 37.12 Kb.
|
Семинар Российская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II. План.
а) политические преобразования и либерально-просветительская деятельность; б) положение сословий и социально-экономические мероприятия.
Рефераты.
Литература к рефератам. Ключевский В.О. Исторические портреты. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М.,1997. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993. Моряков В.И. Русское просветительство 2-ой половины XVIII в. М., 1994. Лещинский Л.М. Военные победы и полководцы русского народа 2-ой половины XVIII в. М., 1959. Анисимов Е.В. Анна Ивановна // Вопросы истории. 1993. № 4. Он же. Петр II // Там же. 1994. № 8. Он же. Смерть в конторке // Родина. 1993. № 1. Аспидов Ф., Степанов Д. Подъем - переворот // Родина. 1993. № 7. Мыльников А.С. Петр III // Вопросы истории. 1991. № 4/5. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Там же. 1993. № 5. Павленко Н. Страсти у трона // Родина. 1993. № 10-12; 1994. № 1, 2, 6, 7, 9, 10. Бажова Е.П. Дипломаты екатерининской эпохи. Восточный вопрос и Кючук-Кайнарджийский мир // Российская дипломатия в портретах. М., 1992. Методические рекомендации. В первом вопросе необходимо раскрыть содержание понятия "дворцовый переворот". Объясните причины частой перемены правителей на русском престоле после смерти Петра I. Почему петровские преобразования усилили борьбу дворянских группировок? Почему большую роль в политической жизни стала играть гвардия? Как повлиял на события 1725-1762 гг. петровский указ о наследии престола 1722 г.? Далее необходимо обсудить обстоятельства воцарения российских самодержцев в рассматриваемый период, охарактеризовать и дать оценку основных направлений их государственной деятельности. При этом обратите внимание и на следующие вопросы. Какие группы дворянства и почему стремились возвести на трон того или иного претендента? Кто и по каким причинам противился этому? Какое политическое значение имели предложенные Анне Ивановне "кондиции"? Почему "верховники" потерпели поражение? Сравните прежние и современные оценки правления Анны Ивановны и Петра III. Какие из них, по Вашему мнению, более точно характеризуют политику этих монархов? В заключение сделайте вывод о степени влияния дворцовых переворотов на сущность политических и экономических отношений в России ХVШ в. Для этого определите, в каком направлении в 1725-1762 гг. развивалось крепостное право и как менялось положение дворянства? Докажите, что смена монархов приводила к серьезным переменам во внутреннем и внешнеполитическом курсе русских правителей. Во втором вопросе расскажите об обстоятельствах воцарения Екатерины II. Подумайте, какими могли быть пути развития политических и социальных отношений в России в данный период? Какой из них и почему был реализован в политике Екатерины II? Определите этапы внутренней политики Екатерины II. Раскройте сущность "просвещенного абсолютизма". В каких феодальных государствах монархи использовали идеи Просвещения? С какой целью? Какова суть и значение сенатской реформы 1763 г.? Какие процессы во взаимоотношениях светской и церковной властей отражала проведенная Екатериной II секуляризация церковных земель? Как она готовилась? Укажите причины созыва Уложенной комиссии. Охарактеризуйте "Наказ" императрицы. В чем причина прекращения деятельности комиссии? Какие выводы могла сделать царица о позиции различных социальных групп, представленных в комиссии? Стремилась ли Екатерина II к отмене крепостного права? Какие мнения высказывают исследователи по этой проблеме? Вспомните, в каком направлении развивались крепостнические отношения во второй половине ХVШ в.? Что и почему было сделано для расширения дворянских привилегий? Выясните причины Крестьянской войны 1773-1775 гг. Докажите, что накануне Крестьянской войны наблюдался рост народных выступлений. Охарактеризуйте социальный состав участников войны и содержание указов и манифестов Е.И.Пугачева. Определите цели восставших, их представления о социальных и политических отношениях в случае победы. Чем движение под руководством Пугачева отличалось от предшествовавших крестьянских выступлений? Каковы последствия Крестьянской войны 1773-1775 гг.? Каково содержание и значение административно-полицейских реформ, осуществленных после Крестьянской войны 1773-1775 гг.? Приступая к ответу на третий вопрос, обозначьте главные направления внешней политики России в рассматриваемый период. Какое из них было важнейшим? Почему? В связи с этим более подробно разъясните экономические и политические причины обострения отношений между Россией и Турцией во второй половине ХVШ в. Расскажите о ходе русско-турецких войн в 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Какие события послужили поводом к их началу? Каковы результаты данных войн? Для этого охарактеризуйте основные положения Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Докажите, что после 1789 г. самодержавие изменило политический курс по отношению к Франции. Затем укажите на причины этой перемены. Объясните, почему во второй половине ХVШ в. в Европе возник "польский вопрос"? Какой повод использовали Пруссия, Россия и Австрия для вмешательства в польские дела? Какие территории отторгались от Польши в ходе каждого из разделов? Какие попытки были предприняты в Польше для предотвращения разделов? Почему эти меры оказались неудачными? Каковы политические последствия разделов Польши? |
Уроки Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания,... Экономическое, политическое и культурное наследство XVIII в. Империя. Император. Дворцовые перевороты | Краткое содержание проекта Выполнение проекта способствует формированию... Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способствовать формированию понятия «дворцовые перевороты». Дать характеристику личностям Екатерины I, Петра II. Доказать, что приход... | Тема контрольной «Абсолютизм в XVII-XVIII веке в России» Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в России | ||
Лекция № Дворцовые перевороты и эпоха просвещённого абсолютизма в России 18 в. План лекции Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Российская империя в XVIII в Муниципальное образовательное учреждение Туендатская основная общеобразовательная школа | ||
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории... Однако, отсутствие легитимности прихода Екатерины II к власти, вынудило ее свою политику ориентировать на дворянство, чтобы заручиться... | Тема: "Дворцовые перевороты" 7 класс Цели урока: познакомить учащихся с причинами, хронологией и действующими лицами дворцовых переворотов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва, Российская империя — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург, Российская... | Урок на тему: «Дворцовые перевороты» О порядке формирования регионального банка контрольно–измерительных материалов по аттестации педагогических работников на соответствие... | ||
Тема: «Первые буржуазные революции. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм» Просвещения, особенности просвещенного абсолютизма в Европе (на примере Австрии, Пруссии) | Реферат: Дворцовые перевороты Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... | ||
Словарь исторических терминов для подготовки к егэ абсолютная монархия (абсолютизм) ф Ее характеризуют высокая степень централизации, постоянная армия и полиция, разветвленный бюрократический аппарат. Расцвет абсолютизма... | Российская империя при Николае I. План Идеология самодержавия. Борьба с инакомыслием. Революционно-демократическая мысль 30-40-х гг.: Герцен, Белинский, «западники» и «славянофилы»,... | ||
План план 2 введение 3 екатерина II и её правление 5 реформы екатерины II 7 Эпоха царствования Екатерины II в русской и европейской историографии Нового времени получила название «просвещенной монархии» и... | Конспект урока дворцовые перевороты фио (полностью) Гудовская Елена Владимировна Место работы Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... |