Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век»





Скачать 181.69 Kb.
НазваниеУрок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век»
Дата публикации19.01.2015
Размер181.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок


Краткий конспект урока.
Внутренняя политика Екатерины II (1762-1796 гг.)

д. Калининская, 2012


Цели урока:

Из раннее изученного материала учащиеся усвоили, что во второй половине XVIII века в российском обществе установилась тенденция к установлению на престоле прочной императорской власти. Эпоха дворцовых переворотов, характеризующаяся постоянной сменой политических сил на престоле, привела к кризису в экономики, ухудшению основной массы населения, постоянным столкновениям внутри дворянства. Необходимость в стабильности и крепкой самодержавной власти чувствовалась во всех слоях. Необходимо показать, что великая государственная деятельница Екатерина II попыталась преодолеть назревший после дворцовых переворотов кризис. На том фоне следует раскрыть суть реформ Екатерины II, так называемой политики просвещенного абсолютизма, а именно учреждение вольного экономического общества, введение права на открытие предприятий без разрешения правительства, проведение школьной реформы. Однако, отсутствие легитимности прихода Екатерины II к власти, вынудило ее свою политику ориентировать на дворянство, чтобы заручиться их поддержкой. Что в свою очередь вызвало ухудшения положения крестьян, работных людей и как следствие крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева.

По мере усвоения учащихся конкретно-исторического материала углубить их знания понятиями: политика просвещенного абсолютизма, уложенная комиссия, секуляризация, Вольное экономическое общество, губерния, уезд.

Познакомить учащихся с активными деятелями преобразований Екатерины II: А.Г. Орлов, Г.А. Орлов, Н.И. Панин, А.А. Вяземский.

Необходимо вооружить учащихся следующими опорными датами: 28-30 июня 1762 г. - заговор против Петра III, июль 1767-1768 - работа Уложенной комиссии, апрель 1765 – Жалованная грамота дворянству и городам, 1775- губернская реформа, 1765- учреждение Вольного экономического общества.

Развить у учащихся навыки самостоятельного анализа исторических источников, на примере «Наказа Екатерины II Уложенной комиссии», «Жалованной грамоты дворянству».

Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом.

Оборудование:

1) Карта «Российская империя XVIII век».

2) Видеоряд: картина Д. Левицкого «Екатерина II», изображения Н.И. Панина, А.Г. Орлова, Г.Г. Орлова, А.А. Вязецева, схема государственного управления при Екатерине II, схема местного управления по губернской реформе 1775.

3) Источник: «Наказ Екатерины II Уложенной комиссии», «Жалованная грамота дворянству».

4) Проектор.

5) Доска.

6) Мел.

7) Тряпка.


Ход урока:

  1. Оргмомент – 0,5 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 0,5 мин.

  3. Изучение новой темы – 32 мин.

  4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин.

  5. Домашнее задание – 2 мин.

  6. Организованное окончание урока – 0,5 мин.


Краткий конспект урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.


Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд.

Перехожу к проверке домашнего задания в форме небольшого теста. (На экране, через проектор выходят вопросы):

1) Отметьте причины дворцовых переворотов

а. отсутствие чёткого порядка престолонаследия.

б. народные волнения.

в. высокая роль гвардии при дворе.

г. мятежи в армии.

д. недовольство дворян петровскими реформами.

е. борьба за власть среди высшей знати.

ж. ограничение дворянских привилегий.
2) I вариант: Укажите последовательность царствования русских монархов с 1725-1762 гг. (одно имя лишнее)
а. Елизавета Петровна

б. Екатерина Алексеевна

в. Анна Леопольдовна

г. Пётр Алексеевич

д. Иван Антонович

е. Пётр Фёдорович

ж. Анна Ивановна

II вариант: 2) Восстановите хронологическую последовательность событий:
а. воцарение Елизаветы Петровны.

б. попытка ограничения самодержавия членами Верховного тайного совета.

в. свержение регента Бирона.

г. освобождение дворян от обязательной службы.

д. смерть Екатерины I.

е. принятие устава о наследовании престола.

3) Соотнесите родственные связи преемников ПетраI:

А.Екатерина I.

Б. Анна Иоанновна.

В. Пётр II.

Г. Елизавета Петровна.

Д. Пётр III.

1.дочь ПетраI; 2. племянница ПетраI; 3.жена ПетраI; 4.внук ПетраI.

4) I вариант: По завершению Семилетней войны Россия:

А. захватила часть территории Пруссии.

Б. вернула захваченные территории Пруссии.

В. Заключила союз с Пруссией.

Г. Поделила с Австрией территорию Польши.
II вариант: Семилетняя война состоялась в года правления:

А. Елизаветы Петровны.

Б. Петра II.

В. Елизаветы Петровны и Петра III.

Г. Екатерины I.

Д. Петра III.

Подвожу итоги проверки знаний по пройденному материалу и перехожу к изучению новой темы.

Говорю: В истории России имеется множество величайших правителей. Одной из таких является Екатерина II, которая вслед за Петром I сделала Россию одной из ведущих европейских государств.

Записываю тему урока на доске:

Внутренняя политика Екатерины II

1762-1796.

На доске записываю план.

План:

  1. Приход Екатерины II к власти.

  2. Основные направления и этапы внутренней политики Екатерины II.

  3. Итоги и значение внутренней политики Екатерины.

Записываю план урока, ставлю перед классом познавательные задачи.

  1. Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.

  2. В чем особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Перехожу к изложению нового материала:

«Итак, дети, как вы помните, до правления Екатерины II в российской истории была эпоха дворцовых переворотов, характеризующаяся постоянной сменой правителей, нестабильностью в обществе. Давайте посмотрим, как Екатерина II пришла к власти. До крещения Екатерину II звали Софьей Фредрикой Августой. Родилась она 21 апреля 1729 г. в мелком немецком Ангальт-Цербстком княжестве. Образование получила домашнее: немецкий язык, танцы, музыка. С детства увлеклась сочинениями просветителей. 28 июня 1744 приняла православие, получила имя Екатерина, стала изучать русский язык, основы православия. 29 июня 1744 была обручена с Петром Федоровичем. Семейная жизнь с Петром Федоровичем (Петр III), у Екатерины не сложилась, в прочем его политикой были не довольны чиновники, гвардия, высшие командование. Они и участвовали в заговоре 28-30 июня 1762 года. В результате заговора Екатерина пришла к власти, хотя фактически не имела права на российский престол. В такой ситуации ей была необходима поддержка дворянства, благодаря которрму она пришла к власти. Поэтому вся ее политика была направлена на увеличение прав и привилегий этого сословия.

Политику Екатерины называют «просвещенным абсолютизмом», давайте ребята посмотрим, что это обозначает: Идею просвещенного абсолютизма разработали такие просветители, как Вольтер, Монтескье, Руссо, д’ Аламбер. Перед вами основные идеи просветителей:

  • Критика феодального общества.

  • Критика средневековых форм эксплуатации человека и абсолютной монархии.

  • Каждый человек рождается свободным.

  • Теория общественного договора.

  • Критика католической церкви.

На основе этих идей в Европе сложилась «политика просвещенного абсолютизма». Запишите основные пункты данной политики:

  • Покровительство национальной промышленности.

  • Создание условий для развития земледелия(освобождение крестьян).

  • Усовершенствование налоговой системы.

  • Централизация государства.

  • Кодификация законов.

  • Просвещение народа.

  • Борьба с церковью.

Эта политика была реализована такими политиками, как Фридрих II в Пруссии, Мария Тереза и Иосиф II в Австрии, министр Тюрго во Франции.

Запишите в тетради понятие «политика просвещенного абсолютизма»- это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Внутренняя политика Екатерины II делится на 2 этапа.


В духе просвещенного

абсолютизма:


Ужесточение

внутренней политики.


  1. 1765-учреждение вольного экономического общества.

  2. 1776-введение права на открытие предприятий без разрешения правительства.

  3. 1786-Начало проведения школьной реформы.




  1. 1775-губернская реформа.

  2. 1775-ликвидация –Запорожской Сечи.

  3. Закрытие вольных типографий, опала на Радищева А.Н., Новикова Н.И.




В начале своего правления Екатерина старалась действовать в рамках политики просвещенного абсолютизма, и даже переписывалась с французскими просветителями. Однако с 1775 Екатерина ужесточает внутреннею политику. Скажите дети, почему?
Правильно! Это связанно с реакцией на крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 и Великую Французскую революцию 1789 года.

Но начала свою внутреннюю политику Екатерина II с создания нового законодательства.

Скажите дети, почему?

Правильно, потому что прежнее уложение 1649 года уже устарело и надо было создать новое. Для этого Екатерина созывает учредительное собрание. Давайте посмотрим с вами «Наказ Екатерины II Уложенной комиссии» и посмотрим основные идеи Екатерины II.

Какие идеи здесь представлены?
Правильно дети, главными идеями в «Наказе» были:

-неограниченная власть монарха.

-идея секуляризации церковных земель.

-провозгласила естественное право каждого на свободы.

-против применения пыток в ходе следствия.

-против крепостного права.

Запишите дети, уложенная комиссия - специальная комиссия, созванная Екатериной для создания нового законодательства.

Давайте посмотрим, как работала Уложенная комиссия: Итак, в работе участвовали не только чиновники, но и выборные депутаты от сословий. Состав комиссии составлял 564 делегата, от государственных учреждений (чиновники), Дворяне, Купечество, Духовенство, Государственные крестьяне, ясачные люди, казаки, кочевые племена. С мест было привезено 1765 наказов, в которых содержались требования от населения. Давайте посмотрим эти требования (на экране выходит таблица):

Дворянские

наказы

Упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах органы дворянского самоуправления.

Купеческие

наказы

Монополия на торговлю, лишить этого права крестьянства, дворянства. Требовали дворянских привилегий.

Наказы от государственных крестьян

Жаловались на нехватку земли, на притеснения со стороны помещиков, заводчиков, на высокие налоги.

Инородцы, национальные меньшинства

Уравнение в правах с русскими.

Проработала комиссия только полтора года, не приняв никаких решений, так как в самой комиссии кипели ожесточенные споры, и депутаты не могли договориться. Комиссия была временно распущенна в связи начавшейся русско-турецкой войной 1768-1774 года. Следующим шагом во внутренней политике Екатерины II была секуляризация церковных земель в 1764 году. Запишите понятие секуляризация: это обращение государством церковной земельной собственности в светскую.

согласно этой реформе монастырские крестьяне стали экономическими, казна пополнилась церковными землями, большая часть из них была дарована дворянству, часть монастырей была закрыта.

Необходимость реформ чувствовалась и в государственных органах, так как за время дворцовых переворотов государственный аппарат очень сильно увеличился и плохо функционировал. Так в 1763 году была проведена реформа Сената: Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв при этом законодательные функции, он стал главным контрольным и судебным органом. Благодаря этому центральный аппарат сдал действовать более эффективно. Во главе его был назначен ставленник Екатерины - обер-прокурор А.А. Вяземский. (На экране выходи его изображение).

Давайте посмотрим, как функционировал органы управления при Екатерине II:
Как видите, все высшие органы подчинялись непосредственно императрице.

Часто правление Екатерины называют «золотым веком российского дворянства». Почему?
Правильно! Давайте посмотрим, что же получили дворяне:

1762

утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 г: дворяне освобождались от обязательной государственной службы.

1765

ссылка крестьян на каторгу, срок устанавливал помещик.

1762-1796

продолжение генерального межевания земли, закрепление за помещиками всех захваченных ими раннее земель.

1762-1796

дворянам пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

1782

Отменен указ о «горной свободе». Теперь дворяне объявлялись не только собственниками земли, но и ее недр.

1785

Жалованная грамота дворянства.


Дворяне, как видите, увеличили свои привилегии. Давайте, дети поработаем с источником. Разберем мы с вами «Жалованную грамоту дворянству», и ответим на вопрос, что поучили дворяне согласно этой грамоте?
Правильно! Дворяне получили: свободу от телесных наказаний, неограниченную собственность на имение и землю с ее полезными ископаемыми, право торгово-промышленной деятельности, созданы дворянские общества в губерниях и уездах.

В том же году вышла «Жалованная грамота городам», целью которой было формирование в России сословия мещан. В результате этой реформы богатые купцы освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, городское население было поделено на 6 разрядов, сформировано сословие мещан(цеховые работники, ремесленники), создано градское общество (орган городского самоуправления).

С 1775 года начинается второй этап внутренней политики Екатерины II, характеризующийся ужесточением политики, и связано это с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Так в ответ на восстание Е.Пугачева в 1775 г. была проведена губернская реформа. Основная цель: большая централизация государства, для быстрого подавления любых восстаний. Так, согласно указу об «Учреждении для управления губерний» вводилось новое административно-территориальное деление на губернии и уезды. Вся территория страны делилась на 50 губерний, в которых проживало 300-400 тыс. человек, во главе губерний стоял губернатор. Губернии делились на уезды, в которых проживало 30-40 тыс. человек, во главе уезда стоял капитан-исправник. В результате реформы была достигнута большая централизация государства.

Проведение реформ во внутренней политике Екатерины, подавление восстания Е.Пугачева, активная внешняя политика, требовали больших затрат, а для этого нужны были преобразования в экономике. Давайте посмотри основные направления преобразований в экономике:

  1. В 1765 г. Г.Г. Орлов и Р.И. Воронцов выступили учредителями Вольного Экономического общества, которое занималось оказанием помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта введения с/х., изданием «Трудов» Общества, где печатались работы по агрономии, животноводству, организации хозяйства. Общество также выступило инициатором решения крестьянской проблемы.

  2. Преобразования в сельском хозяйстве: колонизация Северного Причерноморья. При этом предоставлялись льготы при освоении новых территорий: от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. В результате смогли не только увеличить урожайность хлеба, его стали продавать за границу.

  3. Преобразования в промышленности: Увеличение числа мануфактур, рост производства в металлургии: выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, появились предприятия по добыче и выплавке драгоценных металлов, золота, платины, получила развитие новая отрасль - хлопчатобумажное производство.

  4. Преобразования в торговле: увеличение числа торжков и ярмарок (Нежинская, Коренная.) Торговля в городах стала ежедневной. Основными центрами торговли стали: Москва, Петербург, Рига. Однако, внешняя торговля в основном велась при посредничестве иностранных купцов.

  5. Финансовая политика: необходимость увеличения денег в казне, и для этого увеличили налоги и внешние займы, переплавлены серебряные и медные деньги. Также созданы новые банков: 1769-дворянский и купеческий банки. В 1786 году основан Единый государственный заемный банк. Также начали выпускать бумажные деньги.

Итак, дети все эти преобразования в экономике позволили казне пополниться деньгами, столь необходимыми для проведения внутренней политики и активной внешней политики.
Давайте, сейчас посмотрим итоги и значение внутренней политики Екатерины II:

  • Централизация государства, органов управления.

  • Обогащение дворянства, богатого купечества.

  • Ухудшение положения крестьян, работных людей.

  • Дальнейшее развитие в экономике крепостнических порядков.

  • Открытие новых школ, развитие культуры.

  • Развитие новых отраслей в промышленности.

  • Поток финансов в казну позволил ввести активную внешнюю политику России в конце XVIII века.

Не смотря на то, что в результате внутренней политики, ухудшило свое положение основная масса населения (крестьяне, работные люди), Екатерина II достойна названия великой государственницы, так как именно при ней Россия стала одной из европейских государств, активно участвовавшей во всех европейских делах.

А теперь дети ответьте на поставленные в начале урока вопросы:

1) Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.

  1. В чем особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II.


Правильно! Дворянство помогло Екатерине придти к власти, и Екатерина II вынуждена была опираться на них в своей политике, постоянно увеличивая их права и привилегии.

А особенностью просвещенного абсолютизма Екатерины являлось его двойственность, с одной стороны Екатерина проводила реформы в духе этой политики, а с другой ужесточала политику, что вело к ухудшению положения крестьян, работных людей, горожан.

Контрольно-закрепляющая работа с учащимися:

Выставляю оценки учащимся, работавшим на уроке.

В конце урока даю домашнее задание: прочитать параграф 12-ый, ответить на вопросы 1, 4, 5, на стр. 136.

На доске в правом верхнем углу записываю домашнее задание.

Урок окончен. До свидания.




Учащиеся смотрят на экран, и записывают правильные ответы на листочки.
Ответы:

  1. а, в, е.




  1. I вариант: б, г, ж, д, а, е.



  1. II вариант: е, д, б, г, в, а.


  1. А-3, Б-2, В-4, Г-1, Д-4.


4) I вариант: В.



  1. II вариант: В.


Ученики записывают тему урока и план.


Ученики слушают.
Ученики записывают полное имя Екатерины II, основные даты:

28 июня 1744 приняла православие. (Получила имя Екатерина), 29 июня 1744 была обручена с Петром Федоровичем.
Правлением Петра были недовольны чиновники, гвардия, высшие командование. Они участвовали в заговоре 28-30 июня 1762 года. Екатерина пришла к власти.
Учащиеся записывают: Идею просвещенного абсолютизма разработали такие просветители, как Вольтер, Монтескье, Руссо, д’ Аламбер. Основные идеи просветителей:

  • Критика феодального общества.

  • Критика средневековых форм эксплуатации человека и абсолютной монархии.

  • Каждый человек рождается свободным.

  • Теория общественного договора.

  • Критика католической церкви.


Учащиеся записывают понятие «политика просвещенного абсолютизма»- это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.


Учащиеся записывают в тетради эту схему.

Примерный ответ:

Может война началась или восстание.
Примерный ответ:

Может законы устарели.

Учащиеся читают «Наказ Уложенной комиссии».

Учащиеся отвечают:

Власть монарха неограниченна, права всех на свободы, нельзя применять пытки во время следствия.

Учащиеся записывают: уложенная комиссия- специальная комиссия, созванная Екатериной для создания нового законодательства.

Учащиеся записывают: состав комиссии составлял 564 делегата, было привезено 1765 наказов.

Учащиеся записывают: Проработала комиссия только полтора года. Комиссия была временно распущенна в связи начавшейся русско-турецкой войной 1768-1774 года.

Учащиеся записывают понятие в тетрадь, а также основные пункты реформы.


Учащиеся записывают реформу Сената 1763 года, основные ее пункты.


Учащиеся смотрят на схему.

Примерный ответ: может они получили при ней большие права.
Учащиеся смотрят на схему, основное записывают.


Дети читают документ и отвечают:

Их не наказывали, имели права на собственность, у них были общества.
Учащиеся записывают «Жалованную грамоту городам», ее основные пункты.

Учащиеся записывают губернскую реформу 1775, ее основные пункты.


Учащиеся записывают Вольное экономическое общество, основные пункты его деятельности.
Учащиеся записывают основные преобразования в сельском хозяйстве.

Учащиеся записывают основные преобразования в промышленности.

Учащиеся записывают основные преобразования в торговле.


Учащиеся записывают основные преобразования в финансовой сфере.

Учащиеся записывают итоги и значение правления Екатерины II.

Примерные ответы:

  1. Потому дворянство помогло ей придти к власти.

  2. Может не все выполнила из того, что хотела.



Учащиеся записывают домашнее задание.

Покидают класс.


Список источников и использованной литературы:


      1. Источники:

I.1. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии. /http//www.historichka.spb.ru
I.2. Жалованная грамота дворянству. /http//www.historichka.spb.ru

II. Литература:

  1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968




  1. История отечества. М., 2002 С.108-159




  1. Павленко Ю.М. Екатерина Великая. М., 1997



  1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII. М., 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок, проводится в целях воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему...
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок, проводится в целях воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему...
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconУрок по теме: «Русь Древняя» Цели урока: Познакомить учащихся с культурой...
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconУрок, с которого начинается тема «Путешествие по городам и странам»
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения...
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconКонспект 5 баллов Работа на уроке
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconПрограмма курса история западноевропейской философии
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconБилет №1 Религия, ее роль в жизни современного общества
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель занятия: формирование у воспитанников чувства патриотизма, уважения к истории своей Родины, её защитникам
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconПрограмма «Ученическое самоуправление» Создание Лицейского Сената в ведение
Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки...
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconКонспект занятия в 1 классе из курса по проектной деятельности «Клуб почемучек»
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconРоссийская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный...
Российская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconУрок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки»
Цель: Дать представление о предках славян, показать район расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями,...
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconПрограмма дисциплины История политических учений  для направления 030200. 62 «Политология»
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconПрограмма дисциплины «История политических учений» для направления...
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconУрок с участием учителя -ветерана войны в 9 классе моу «Гимназия»
Родины; расширять представления учащихся о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости...
Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом. Оборудование: 1 Карта «Российская империя XVIII век» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и его героям; усвоение гуманистических и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск