Российская империя при Николае I. План





Скачать 58.95 Kb.
НазваниеРоссийская империя при Николае I. План
Дата публикации30.12.2014
Размер58.95 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > История > Литература
Семинар

Российская империя при Николае I.
План.

  1. Административная реформа и кодификация российского права.

  2. Экономическое развитие и политика. Решение крестьянского вопроса.

  3. Идеология самодержавия. Борьба с инакомыслием. Революционно-демократическая мысль 30-40-х гг.: Герцен, Белинский, «западники» и «славянофилы», петрашевцы.

  4. Внешняя политика.


Рефераты.

  • Исторический портрет Николая I.

  • Общественно-политическая мысль в России в 30-40-е гг.: Герцен, Белинский, «западники» и «славянофилы».

  • Внешняя политика России в первой половине XIX века.


Литература к рефератам.

  1. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

  2. История России. Под ред. Я.А. Перихова. М.,

  3. Россия под скипетром Романовых.

  4. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. М., 1999.

  5. Россия в Кавказской войне. Исторические чтения, в. 1-3, СПБ, 1997. Дегоев В.В. Кавказский вопрос в международных отношениях 30-60-х гг. XIX в. Владикавказ, 1992.

  6. Международные отношения на Балканах 1830-1856 гг. М., 1990.

  7. Пономарев В.Н. Крымская война и русско-американские отношения. М., 1993.

  8. Федосов И.А. Революционное движение в России во второй четверти XIX века. М., 1958.

9. Капустина Т.А. Николай I // Вопросы истории. 1993. № 11-12.

10.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

11.Володин А. Проблема "западничества". Как она видится нам

сегодня? // Свободная мысль. 1994. № 7-8.

12.Олейников Д. Кто такие западники и славянофилы? // Родина. 1992. № 3.

13.Крымская война: 1853-1856 гг. (неизвестные страницы) // Родина. 1995. № 3-4.
Методические рекомендации.

В первом вопросе расскажите об административных преобразованиях в годы царствования Николая I. Как насаждалась военизация государственного аппарата? С какой целью были созданы, и какие функции осуществляли Ш Отделение императорской канцелярии и Корпус жандармов? Как эти меры укрепляли самодержавную власть? Докажите, что в правление Николая 1 усиливается бюрократизация государственного аппарата. Как проводилась, и какое значение имела кодификация законов? Что было предпринято правительством для укрепления позиций дворянства? Давая оценку внутриполитического курса Николая I, определите глубину и радикальность его преобразований, сравните его политику с деятельностью Александра I в последние годы царствования.

Во втором вопросе необходимо доказать, что важнейшие признаки феодальных отношений в сельском хозяйстве России претерпевали серьезные изменения и разрушались. Что оставалось неизменным? Объясните, почему крепостные помещичьи хозяйства вступили в полосу кризиса. Охарактеризуйте положение помещичьих, государственных, удельных крестьян в конце 50-х гг. ХIХ в. Покажите, что происходило расслоение российского крестьянства. Почему этот процесс развивался замедленно? Докажите, что Николай I и правительство понимали необходимость перемен в положении частновладельческих крестьян. В связи с этим охарактеризуйте соответствующие указы тех лет; проанализируйте содержание закона об обязанных крестьянах 1842 г., определите, насколько радикально они меняли положение крепостных. Почему же правительство не пошло на ликвидацию крепостного права? Как было реорганизовано управление государственными крестьянами? Каково значение данной реформы для этой категории сельского населения? Охарактеризуйте состояние вотчинных и посессионных мануфактур в 30-40-е гг. ХIХ в. Какой труд на них использовался? Почему наиболее глубокий кризис переживали посессионные, а не вотчинные мануфактуры? Для ответа на этот вопрос вспомните, какую роль играло государство в создании и функционировании посессионных мануфактур? В каких отраслях промышленности были наиболее распространены капиталистические мануфактуры? Укажите их признаки. Вспомните об особенностях найма рабочей силы на российских капиталистических мануфактурах. Дайте определение термину "промышленный переворот". Какова техническая сторона этого процесса? Чем отличается фабрика от мануфактуры? К каким социальным последствиям привел "промышленный переворот"? Каковы отличия российского «промышленного переворота" от западноевропейского? Докажите, что капитализм проникает в торговлю. В связи с этим сравните развитие ярмарочной (почему этот вид торговли характерен для феодализма?) и магазинной (почему она является проявлением капиталистических отношений?) торговли. Чем и почему отличалась торговля России с европейскими государствами от торговых отношений с восточными странами? Завершая подготовку по второму вопросу, подумайте над следующими вопросами. Почему кризис феодализма наиболее ярко проявился в сельском хозяйстве, а капитализм более быстро развивался в промышленности? Какое значение имели социально-экономические процессы в первой половине ХIХ в. для развития России? При этом обратите внимание на то, что данный период предшествовал реформам второй половины ХIХ в.

Анализируя политику правительства в области просвещения, покажите, как закреплялась сословность образования, ожесточался контроль за преподаванием, ограничивалась университетская автономия. Какова цель этих мероприятий? Почему, несмотря на это, росло число учебных заведений? Как и почему ожесточилась деятельность цензурных учреждений? Какие народные выступления прошли в это время? Чем они были вызваны? Раскройте содержание "теории официальной народности". Почему она была сформулирована именно в ХIХ в.? Рассмотрите, какое воздействие оказали на общественные настроения подавление декабристского восстания и правительственная реакция. Почему был неизбежен новый подъем оппозиционных движений? Какие революционные кружки действовали на рубеже 20-30-х годов ХIХ в? Какие цели они преследовали? Как намеревались их достичь? Дайте определение понятиям "западники" и "славянофилы". Сравните отношение западников и славянофилов к историческому пути России, крепостному праву, помещичьему землевладению, самодержавному строю и николаевской России. Каким путем они предлагали преобразовать общественные отношения? Охарактеризуйте социальный состав этих течений. Целесообразно составить таблицу, в которой в первую колонку включить перечисленные вопросы, во второй изложить взгляды славянофилов, в третьей - западников. С помощью таблицы сравните взгляды западников и славянофилов. Подумайте, что можно выдвинуть на первый план: общее или особенное в их идеях? Какими по характеру были западнические и славянофильские теории? Чем славянофильская идеология отличалась от "официальной народности"? Дайте характеристику социальных воззрений В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Сравните их взгляды. Чья позиция была более радикальной? Выделите главные признаки революционно-демократической идеологии. Чем различались взгляды революционных демократов и западников? Сформулируйте главные положения герценовской теории "общинного социализма". В чем причины ее появления? Почему она была утопичной? Расскажите об идеалах и деятельности кружка петрашевцев. Какие течения в нем имелись, чем они различались?

В четвертом вопросе необходимо выделить главные направления внешней политики России в данный период. С какими государствами были установлены союзнические связи? Как влиял на отношение России к другим странам "восточный вопрос"? В чем его сущность? Какие факторы стремился использовать Николай I в российских интересах? Каковы причины и как проходили боевые действия во время русско-турецкой войны в 1828-1829 гг.? Проанализируйте содержание Адрианопольского мира. Какое значение он имел для России? Чем объясняется поворот к укреплению связей с Турцией? Докажите, что Ункяр-Искелесийский договор с Турцией в 1833 г. был крупным успехом русской дипломатии, а Лондонские конвенции 1840-1841 гг. существенно ослабили влияние России на Балканах. Обращаясь к европейскому направлению, приведите факты и объясните, почему Россия помогала подавлять революционное движение в других государствах? Расскажите о польском восстании в 1830-1831 гг. Какие последствия для Польши имело его подавление? Интересы каких государств столкнулись в середине ХIХ в. на Балканском полуострове? К достижению каких целей они стремились? Почему Россия активизировала свою политику на Балканах? Как отреагировали на это европейские державы и Турция? Почему Николай I рассчитывал на поддержку со стороны Австрии? Почему его надежды не оправдались? После рассмотрения этих вопросов сформулируйте причины войны 1853-1856 гг. Что явилось поводом к ней? Подтвердите фактами, что Россия в военном отношении отставала от ведущих европейских государств. Охарактеризуйте боевые операции и сражения на Крымском и Кавказском театрах военных действий. Какую роль сыграл в войне флот? Какое значение имела оборона Севастополя? Расскажите о защитниках Севастополя, русских военачальниках и флотоводцах периода Крымской войны. Какие этапы можно выделить в ходе войны на Крымском полуострове? Какое значение имели победы русского оружия на Кавказском фронте? В третьем вопросе определите, почему противостоящие стороны пошли на мирные переговоры. Проанализируйте главные статьи Парижского мира. Какие последствия они имели для России? В чем причины поражения России в войне? Как это отразилось на социально-экономических процессах в середине ХIХ в.?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская империя при Николае I. План iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва, Российская империя — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург, Российская...
Российская империя при Николае I. План iconРоссийская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный...
Российская империя в XVIII веке: дворцовые перевороты и «просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Российская империя при Николае I. План iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Российская империя при Николае I. План iconПрограмма курса для студентов Москва 2007 Введение
Он охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Российская империя при Николае I. План iconРоссийская империя в XVIII в
Муниципальное образовательное учреждение Туендатская основная общеобразовательная школа
Российская империя при Николае I. План iconПрограмма вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата
Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,...
Российская империя при Николае I. План iconГибель Римской Империи
Он не смог сражаться и перенёс столицу на захваченную греческую землю. И вскоре произошел распад Римской Империи на Западную Римскую...
Российская империя при Николае I. План iconУрока Тема урока Цель урока
Мир к началу новейшего времени. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Российская империя при Николае I. План iconТематический план учебной дисциплины
«Российская академия народного хозяйства государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Российская империя при Николае I. План iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
З 1 чёрный сектор—переход хода Вращающийся барабан с номерами секторов Настенная карта «Российская империя во 2 пол. Xviiiв.» Записи...
Российская империя при Николае I. План iconПравила толерантности ул
...
Российская империя при Николае I. План iconСовершенствование системы ипотечного кредитования: международный...
Диссертационная работа выполнена в Южно-Российском институте-филиале фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной...
Российская империя при Николае I. План iconИмперия (от лат imperium власть) это: 1) монархическое государство,...
Бэс). Империя – большое (очень большое) государство, которое воспринимается подданными как целая Вселенная. Как правило, такие государства...
Российская империя при Николае I. План iconПлан исследования: Вопросы для исследования: несчастные случаи при...
Большой энциклопедический словарь, Большая Российская энциклопедия, Советский энциклопедический словарь, Советская энциклопедия
Российская империя при Николае I. План iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Российская империя при Николае I. План iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск