«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ»





Скачать 105.58 Kb.
Название«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ»
Дата публикации09.10.2014
Размер105.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к ЕГЭ»

Жертунова Елена Николаевна, МОУ «Ивановская СОШ» Куркинского района Тульской области, учитель истории
Современная система образования выдвигает в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве и нацеливает нас, педагогов, на использование таких технологий, методов и приемов, которые ориентированы на индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний, ведь способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. Технология исследовательской деятельности основывается на дифференциации учащихся по способностям и творческой направленности, учете индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности учащихся, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, которое необходимо при сдаче ЕГЭ. Ведь ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию.

Особое место в проверочной работе Единого Государственного Экзамена занимают задания варианта С, наиболее сложная и трудоемкая часть работы, выполнение которой предполагает развернутые  ответы, формулирование школьниками своей точки зрения на события, явления, ее аргументацию, с использованием при этом научного понятийного материала, социального опыта и т.д. Поэтому подготовка к ЕГЭ, на мой взгляд, систематический процесс научения на каждом уроке на протяжении всего обучения ученика в школе. Путь к успеху - непрост и я, как преподаватель, начинаю вести ученика по этому пути уже с пятого класса.

Для создания ситуации успеха в процессе познания и учитывая индивидуальные способности своих учеников, использую познавательные задания разного уровня. Независимо от сложности этих заданий их выполнение требует от ученика элементарных навыков исследовательской деятельности. Школьники среднего звена активно включаются в исследовательскую работу – будь это поиск информации, решение познавательных задач, а, особенно ученикам нравится писать «ложные» доклады, т.е. тексты с историческими ошибками для своих одноклассников. Работа с текстами, решение кроссвордов и  логическо-познавательных задач, путешествие по карте, сравнение рисунков, тесты и другие задания предлагаю учащимся среднего и старшего звена. Кроме этого на уроках с удовольствием использую рабочие тетради, текстовые материалы, схемы и таблицы. Сильным ученикам предлагаю самим «зашифровать» изучаемый материал в виде схемы. Для слабых же учащихся запомнить отдельные факты, события, даты бывает очень сложно; поэтому схема позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести учебный материал.

В учебной исследовательской деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, диахронным, методом исторических параллелей, методом исторического моделирования, структурно-системным методом, методом актуализации. Эти методы являются оптимальными для подготовки выпускников к написанию варианта С  ЕГЭ.

В условиях повторения большого объема материала в узких временных рамках целесообразной представляется работа в группах. Рассматриваемые вопросы и проблемы предлагаю учащимся для подготовки, как на уроке, так и дома. Каждая группа самостоятельно и творчески, используя исследовательские навыки, собирает и анализирует материал, знакомит с результатами своей работы всех учащихся. Так, при закреплении в 10 кл. темы  «Общественное движение в России в первой половине ХIХ века» учащимся предлагается составить модель Российского государства по программам декабристов, западников, славянофилов, демократов (синхронный метод). Синхронный метод применяется при ответе на вопрос об основных международных проблемах, составлявших содержание Восточного вопроса во внешней политике России в ХIХ веке. При помощи хронологического метода предлагаю выделить этапы закрепощения крестьян в России. В 11 кл. предлагаю задание на сравнение государственной политики в сфере промышленности в годы «военного коммунизма», нэпа и индустриализации.

В группе раскрываются познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов. Дискуссии на уроках истории помогают учащимся определиться в своих взглядах, развить их критическое мышление. В данном виде работы можно оценить такие умения и навыки учеников, которые необходимы при сдаче ЕГЭ, как:

           умение отвечать на поставленный проблемный вопрос;

          правильно использовать термины;

           дать развернутый анализ проблемы.

Важным компонентом развития исследовательских способностей учащихся является выработка умений опираться на достоверные факты, их научную и философскую оценку. С этой точки зрения особое значение приобретает обращение к статистическим данным, историческим документам. Работа с документами позволяет учащимся рассмотреть почти все основные вопросы темы на основе разнообразных источников, выявить в тексте документов не только конкретные факты, но и теоретические положения, отношение авторов документов к положению дел в стране, к позиции оппонентов и т.д. Одним из заданий ЕГЭ части С является работа с историческим источником, которая предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Поэтому на уроках истории в старших классах использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме, а учебный процесс приобретает исследовательский характер. Так при проведении в 10 кл. урока-практикума «Смутное время Российского государства» учащимся предлагалось на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность, последствия Смутного времени. (Школьники получили рабочие листы с вопросами к документам: из работ Н.М. Карамзина, В.Б. Кобрина, Н.И. Костомарова, С.Ф. Платонова, В.О. Ключевского и др.).

 Одной из форм исследовательской деятельности является написание рефератов, работа над исследовательским проектом. Осуществляя эту деятельность, школьники не только осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, но и учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, давать обобщённую характеристику историческим событиям и явлениям, рассматривают различные исторические версии и оценки, сравнивают их. Полученные при этом умения и навыки необходимы при выполнении заданий С4-С7 ЕГЭ.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию кардинально не отличается от тех приемов, что выбирает учитель при подготовке к ЕГЭ по истории. В основе этой работы должно лежать каждодневное, тщательное изучение учениками программного материала по текстам учебника и дополнительной литературы. Но позитивные результаты могут быть достигнуты только в том случае, если на протяжении всего учебного процесса   большое внимание уделяется развитию активной познавательной и исследовательской деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Для этого веду целенаправленную работу по использованию всех видов заданий ЕГЭ  в учебном процессе как в обучающей, так и в контролирующей функциях. Практически на каждом уроке стараюсь использовать разнообразные задания типа ЕГЭ: с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом - на употребление понятий в заданном контексте, на соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работа с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие и т.д.

В подготовке к ЕГЭ позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно использую для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания и выполнения тренировочных заданий. На данном этапе привлекаю внимание выпускников к ключевым базовым вопросам курса, выделяя внутри каждой темы вопросы - для обязательного повторения; для беседы в целях актуализации и закрепления ранее полученных знаний; отработка типовых заданий базового и повышенного уровней. «Открытое» учебное исследовательское поле может служить полигоном для решения учащимися проблемных задач, способствовать складыванию у них критического мышления, выработке умения аргументировать и отстаивать собственную позицию. В учебно-познавательной деятельности делаю упор на решение логическо-познавательных задач (серия «Готовимся к ЕГЭ»).

Как показывает практика, наиболее трудными заданиями для учащихся являются именно проблемно-познавательные задачи, задания к фрагментам документов, требующие соотнести положения текста со знаниями из обществоведческого курса со своим социальным опытом, эссе по философской и социально-психологической тематике. Поэтому в план подготовки к экзамену мною включены вопросы теоретического и практического (памятки) характера с целью оказания помощи в написании эссе, работе с текстом, решении задач, составлению сложного плана.

Процесс обучения без решения задач представить невозможно. Нередко решение задачи превращается для ученика в мини-исследование. С учащимися прорабатываем задачи:

с использованием реальных фактов общественной жизни прошлого и современности,

со   статистическими данными, со спорными высказываниями, которые требуется анализировать,

с конкретной общественной ситуацией правового, экономического, социального, бытового и иного характера.

Решая задачу, ученик выполняет ряд последовательных действий. Для облегчения этой деятельности предлагаю памятку:

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы и предписания задачи с условием:

            какая полезная информация содержится в условии;

            подумать, не противоречат ли друг другу данные условия задачи;

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:

 выявить область знаний, в контексте которой поставлен вопрос;

 сократить эту область до конкретной проблемы;

соотнести информацию, которую вспомнил, с данными условиями задачи.

4. Наметить предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5. Продумать аргументы.

6. Убедиться в правильности полученного ответа:

соответствует ли ответ существу вопроса задачи;

если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

нет ли противоречий между вашими аргументами;

можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Одним из видов заданий, включенных в часть С ЕГЭ, по обществознанию, является работа с документом, которая требует от выпускников умения извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научных, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, в том числе для самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации. Методика работы с документами прекрасно изложена в статье Л.Н.Боголюбова и Е.Л.Рутковской «Задания к документам на экзамене по обществознанию» («Преподавание истории и обществознания в школе», 2003, №10, с.30-40). Учащимся предлагаю памятку для работы с текстом (документом):

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст.

3. Определите основную идею текста.

4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку (по принципу «от простого к сложному»).

5. Вопросы к документу читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

6. Отвечайте только на поставленный вопрос.

7. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.

9. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

10. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

При подготовке к написанию эссе и составлению сложного плана развернутого ответа по предложенной теме использую методические рекомендации, задания для тренировки, памятки О.А.Чернышевой из серии «Готовимся к ЕГЭ» - «Обществознание», задания высокого уровня сложности на ЕГЭ, 10-11 классы. Данное пособие позволяет правильно и эффективно организовать работу по формированию практических умений и навыков, развитию творческого мышления, умения работать с социальной информацией, что является компонентом исследовательской деятельности.

Конечно, при формировании навыков написания эссе учащимися учителю обществознания следует работать в тандеме с учителем русского языка. При написании эссе ученику важно выполнить две задачи: выбор темы и работа с черновиком. Выбирая проблему, выпускник должен быть, уверен в том, что он:

  1. Имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится.

  2. Ясно понимает смысл высказывания.

          3. Может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью, частично или попытаться опровергнуть его).   

  1. Владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для обсуждения темы.

  2. Сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Прорабатываем с учащихся приемы и способы написания эссе, в частности, работу с черновиком. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми, писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр. Для успешного написания эссе учениками активизирую работу по формированию следующих умений и навыков:

             знает, распознает, правильно использует основные обществоведческие термины;

            умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие и сходство с родственными;

            способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;

            объясняет социальные явления и процессы;

            приводит собственные примеры, аргументы;

            дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначении.

Естественно, ученик, не владеющий прочным фондом знаний и навыками исследовательской деятельности,  часть С ЕГЭ не напишет или предпримет слабую попытку написания.

Таким образом, можно прийти к заключению, что включение в процесс подготовки к ЕГЭ заданий творческого, исследовательского типа является непременным условием успешности выполнения выпускниками экзаменационной работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconИспользование информационных технологий при подготовке к егэ
Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает...
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ результатов егэ -2013 на мо учителей-предметников, на совещаниях при директоре. Итоги проведения егэ--2013 и основные задачи...
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К Экзаменам
ДОКЛАД “ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ФИЗИКЕ” Подготовил учитель физики Кюкяйской СОШ
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconИнструкция по выполнению работы 9 5 Рекомендации по подготовке к экзамену 9
Темы и задания, вызвавшие затруднения при выполнении экзаменационной работы. Примеры заданий, вызвавших затруднения при ответе на...
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconРеферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ»
Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части а в егэ
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconДоклад это документ, содержащий изложение результатов исследовательской...
Материалы по подготовке научно – исследовательской работы и рекомендации по её оформлению
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconПрактика и значение исследовательской деятельности учащихся. Выступление...

«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconИнформация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке...
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconУчебные пособия для бесплатного скачивания, книги в помощь в подготовке...
Официальный сайт егэ, на котором разъясняется все, что с ним связано, достоверно, точно и актуально
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconТексты владимирских писателей для обучения анализу текста при подготовке к егэ по русскому языку

«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconПлан работы на февраль 2013 г. Утверждаю: Титова Н. В. 4
Ас при завуче, консультативное совещание по подготовке к гиа и егэ. Скрипченко Т. Н
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconПрограмма подготовки к егэ, гиа-9, выпускным экзаменам в традиционной...
Использование данной разработки рекомендуется на этапе текущего контроля знаний обучающихся и усвоения ими пройденного материала,...
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» icon«Теорема Виета»
Материал широко используется в 8-11 классах на уроках повторения, в устной работе с учащимися, при подготовке к гиа и егэ
«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» iconИнструкция по выполнению работы и реко-мендации по подготовке к сдаче...
Года, а также темы и задания, вызвавшие затруднения при выполнении экзаменационной работы. Приведены образцы бланков регистрации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск