Скачать 367.71 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯМетодические указания. Тематика рефератов. НОВОСИБИРСК 2010 Рецензент: Кандидат исторических наук, доцент Сибирской государственной геодезической академии А.А. Алексеев Хаяров Д.Г. Отечественная история: Методические указания. Тематика рефератов. – Новосибирск: СГГА, 2005г. – с. Пособие предназначено для студентов СГГА, изучающих дисциплину «Отечественная история». Методические указания содержит систему заданий для написания рефератов. ВЕДЕНИЕ Программа курса отечественной истории направляет студента на изучение важнейших аспектов социально-экономической эволюции России. Концентрация основного внимания в этой сфере определяется, прежде всего, необходимостью познания общих закономерностей и специальных особенностей развития российского общества, его места и роли в мировой цивилизации. Насыщенный поступательным движением общества в целом, отечественный и мировой исторический опыт вместе с тем изобилует примерами стремительных взлетов отдельных стран и народов, а порою «топтанием на месте» и даже попятным движением некоторых из них. Человечеством, таким образом, накоплен обширный фактический (позитивный и негативный) материал для всестороннего и глубокого осмысления, обоснованных и взвешенных выводов. «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, - писал полтора столетия назад В.Г. Белинский, - чтобы оно объяснило наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем». Разумная мысль российского революционного демократа не утратила своей актуальности и по сей день. Изучение социально- экономической истории Отечества необходимо для того, чтобы лучше понять общество, в котором мы живем, его вчерашние беды и связанные с ним сегодняшние трудности, найти ключ к осознанию многих насущных проблем российской действительности. Накопленный опыт, таким образом, представляет непреходящую ценность, может и должен стать основой исторического выбора России. Изучение курса отечественной истории в вузе диктуется естественным стремлением критически проанализировать отрезок исторического пути, пройденного страной и народом, трезво оценить прожитое и пережитое старшими поколениями, отрешиться от безысходности и с оптимизмом смотреть в будущее. Это позволит взвешенно проанализировать страницы нашей далекой и недавней истории. Подобный подход к изучению российской и мировой социально-экономической проблематики составляет одно из важнейших направлений образовательной подготовки квалифицированных специалистов, рельефно отражает специфику работы кафедры гуманитарных наук СГГА. Методические указания составлены в соответствии с требованиями Госстандарта 2000 г. по курсу «Отечественная история» ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА В соответствии с учебной программой изучение цикла гуманитарных дисциплин в СГГА начинается с отечественной истории. Программа структурирована таким образом, чтобы активизировать самостоятельное и творческое мышление студентов. Она включает в себя изучение важнейших проблем социально-экономической истории России. Концентрация основного внимания в этой сфере определяется, прежде всего, необходимостью познания общих закономерностей и специфических особенностей развития российского общества, его места и роли в мировой цивилизации. К сдаче экзамена по курсу «Отечественная история» студенты очного факультета допускаются при своевременном выполнении реферата. Выбор темы реферата студент делает самостоятельно, в соответствии с рекомендованной тематикой. Темы рефератов снабжены кратким планом, это основные проблемы темы, которые помогут выполнить контрольную работу. Выбор темы и составление плана реферата зависит, конечно, и от литературы, которая доступна студенту. Рекомендованная к теме реферата литература может быть дополнена студентом. Литература разделена на основную и дополнительную. Основная литература представлена в фондах библиотеки СГГА и читальном зале гуманитарных наук. Дополнительная литература находится в различных городских и районных библиотеках. При подборе литературы целесообразно, в первую очередь, опираться на базовые учебники для вузов. К ним относятся: История России с древних времен до конца XX в. // под редакцией А.Н. Сахарова – М., 1996; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.,1997.; Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. - М., 1997; Россия и мир. Учебная книга по истории. – М., 1994.- Ч.1,2., История России с древнейших времен до второй половины XIX века. – Екатеринбург, 1995; История России: вторая половина XIX – XX вв. - Екатеринбург, 1995; Зуев М.Н. История России – М., 2003 г.; История России IX- XX./под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. – М., 2003; История России IX- XX в.: / под ред. Н.П. Ионичева М., 2003. При подготовке к выполнению реферата необходимо учитывать, что тем самым идет и подготовка к экзамену и уделять внимание трудам наиболее авторитетных и заслуженных русских историков, таких как: Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, А.А. Корнилов, С.Р. Платонов, С.М. Соловьев, М.В. Довнар-Запольский и др. В последние годы российский студент получил возможность знакомиться и с трудами зарубежных исследований. В их числе Дж. Боффа, Никола Верт, Пол Грегори, Эдвард Кар, Стивен Коэн, Ричард Пайпс, Дж. Хоскинг и др. В библиотеке СГГА представлены следующие учебники: Верт Н. История Советского государства 1990-1991.– М.., 2002; Карр Э. История Советской России. – М., 1991; Боффа Д. История Советского Союза в двух частях. М., 1994. Для подготовки реферата следует самостоятельно подбирать литературу в основном новую, с систематическим изложением отечественной истории. Следует опираться на исторические знания, полученные в школах, техникумах и колледжах и в других учебных заведений. Весомым подспорьем в работе студенту станет фактический, хотя и фрагментарный материал, почерпнутый из средств массовой информации, а также чтения художественной, мемуарной, документальной, научной литературы, использования интернета и мультимедийных источников (исторических энциклопедий на CD-R дисках). При работе с интернет-ресурсами, в частности использование помещенных в сети работ (www.zaimka.ru, www.referat.ru и др.), предполагает максимальную реализацию творческих сил, а не примитивное «скачивание» готовых рефератов. Преподаватели гуманитарных дисциплин знакомы с рефератами, представленными в интернете, которые являются, в большинстве случаев, работами, имеющими, как положительные, так и отрицательные стороны. Студенту при этом следует учитывать, что каждая тема реферата имеет свою особенность и направленность, реальное соотношение общих и частных проблем исторического процесса, свои приоритеты, отражающие характер и содержание политических, экономических и социальных отношений на том или ином отрезке времени. Эффект от использования интернет-рефератов достигается при их изучении в комплексе с другой учебной литературы. При помощи поисковых систем (Rambler, Yandex и др.) через ключевые слова: фамилия историка, царствующей особы и т.д. можно найти документальные материалы для выполнения контрольных работы, подготовки и сдачи экзамена (зачета). Например, Портнов А. Болезнь и смерть Ивана Грозного. – http: // www. Com2com.ru / cantbe/n3/ivanhtm; Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие.- Белград,- 1929. – http:/ kulichki. rambler.ru/ - gumilev / hd / index. html, «Древние русские карты»-http:/www. univer. omsk.su/ -guts/history. Реферат может быть представлен для защиты, как в рукописном, так в машинописном (компьютерный набор) варианте. В машинописном варианте не менее 20 страниц. Нумерация страницы в крайнем правом углу листа. В рукописном варианте соблюдаются следующие правила: объем 15 –30 страниц ученической тетради, либо формата А-4 бумаги, страницы нумеруются, оставляются поля, текст должен быть исключительно разборчивым. На обложке работы указывается Ф.И.О., шифр студенческого билета, домашний адрес, на первой странице - тема реферата, его план (основные вопросы) – 2-3 вопроса, а также введение и заключение. На последней странице реферата – список использованной литературы в следующем порядке: постановления, решения высших государственных органов, авторы и названия книг в алфавитном порядке (с выходными данными, где и когда изданы). Дополнительно к литературе могут быть представлены специализированные интернет-сайты. Поощряется самостоятельность суждений и критическое отношение к новым альтернативным работам по отечественной истории. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ТЕМА 1. Образование Древнерусского государства. Принятие христианства на Руси.
Основная литература 1. Зуев М.Н. История России – М., 2003 г.; 2. История России IX- XX./под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. – М., 2003; 3. История России IX- XX в.: / под ред. Н.П. Ионичева М., 2003.
- М., 1992.
Дополнительная литература
10.Толочко П.П. Древняя Русь –Киев, 1987. 11.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь – М., 1992. 12.Дубов И.В. Новые источники по истории древней Руси – Л., ЛГУ, 1990. 13.Иловайский Д. Начало Руси. - М ., 1996. 14.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси – М., 1988 . 15.Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формы правления древнерусской народности – М., 1971. 16. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история Руси. От Европы до Монголии – М., 2001. ТЕМА 2. Россия в XY1 веке. Правление Ивана Грозного.
Основная литература 1. Зуев М.Н. История России – М., 2003 г.; 2. История России IX- XX./под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. – М., 2003; 3. История России IX- XX в.: / под ред. Н.П. Ионичева М., 2003.
Дополнительная литература
ТЕМА 3. Реформаторская деятельность Петра I глазами современников и потомков.
Основная литература 1. Зуев М.Н. История России – М., 2003 г.; 2. История России IX- XX./под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. – М., 2003; 3. История России IX- XX в.: / под ред. Н.П. Ионичева М., 2003.
Дополнительная литература
ТЕМА 4 . «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
Основная литература
Дополнительная литература
СП б. 1992.
|
Методические указания и тематика контрольных работ для студентов... Культурология: Методические указания и тематика контрольных работ / Сост. Н. Д. Михайлова. Новосиб гос аграр ун-т. Новосибирск, 2007.... | Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению Международные организации в борьбе за мир и за смягчение последствий вооруженных конфликтов (оказание медицинской и иной гуманитарной... | ||
Методические рекомендации по подготовке и написанию рефератов темы рефератов Темы контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению | Методические указания по подготовке и оценке рефератов по электроэнергетической... Настоящие Методические указания применяются в рамках проведения конкурса рефератов в соответствии с планом мероприятий Молодежной... | ||
Методические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура» Методические указания содержат рекомендации по составлению рефератов, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу | Рабочая программа, методические указания, тематика вопросов и рефератов.... Моральная деятельность, моральный поступок и отношения. Мораль как продукт общественно-исторического развития. Общественное значение... | ||
Рабочая программа, методические указания, тематика вопросов и рефератов.... Моральная деятельность, моральный поступок и отношения. Мораль как продукт общественно-исторического развития. Общественное значение... | Философия В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания... | ||
Рефератов тематика ориентирована на Темы рефератов (тематика ориентирована на выполнение работ учебно-исследовательского характера) | Методические рекомендации по выполнению курсовой работы Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов | Методические указания по выполнению рефератов по дисциплине "Конструкционные... Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине " Конструкционные и функциональные... | ||
Методические указания по выполнению рефератов по дисциплине «Защита... Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности... | Методические указания по написанию рефератов и эссе 24 2 Методические... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине... ... | Методические указания по выполнению рефератов по дисциплине "Механика... Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине "Механика деформирования и разрушения... |