Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс





Скачать 132.01 Kb.
НазваниеУтверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс
Дата публикации17.07.2013
Размер132.01 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Санкт-Петербургский филиал
Факультет социологии



Программа курса
«Социология религии и секуляризации»


для направления 040200.62 подготовки бакалавра

Курс 3

Автор программы: к. культ., доцент кафедры гуманитарных наук

Ж.В. Кормина e-mail: kormina@eu.spb.ru


Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «___»____________ 2011 г.

Зав. кафедрой Ж.В. Кормина ________________
Согласована УМО «___»____________ 2011 г.

Начальник УМО ________________
Утверждена Советом Факультета социологии «___»_____________2011 г.
Председатель ___________________


Санкт-Петербург

2011

Пояснительная записка

Настоящий учебный курс предназначен для студентов третьего года обучения бакалавратуры, обучающихся по специальности «социология» Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ. Предполагается, что студенты уже знакомы с основными классическими работами в области социальной теории, имеют представление об истории социологии и, шире – научного знания. Студенты должны также иметь некоторые знания и навыки в области методов проведения социологического исследования. В рамках курса предполагается встроить новые знания относительно социальных исследований религии в уже имеющуюся у студентов картину развития социального знания. В задачи курса входит расширение как культурной компетенции студентов, так и их профессиональных навыков как социологов. Одной из целей курса является воспитание в слушателях толерантных установок, а также критического (т.е. аналитического) отношения к социальной реальности.

В рамках курса рассматриваются основные теории и подходы к изучению религии. Он строится одновременно как историографический и проблемный: в рамках каждой лекции рассматривается определенный подход к исследованию религии, представленный в исторической динамике, от классиков социологии до современных исследований, сделанных в этой парадигме. На семинарских занятиях обсуждаются конкретные исследования тех или иных религиозных явлений и практик, связанные с применением обсуждавшегося на лекции подхода. В качестве чтения к семинарским занятиям берутся исследования, сделанные отечественными или зарубежными учеными, главным образом на российском материале.

Курс читается как выборный. Значительная часть работы переносится на самостоятельное освоение. К каждому семинару студенты читают от 20 до 50 страниц текста по-русски или по-английски. Тексты к семинарам рассылаются преподавателем по электронной рассылке.

На первом семинаре курса демонстрируется фильм по проблеме, связанной с содержанием курса, и организуется дискуссия, в ходе которой проблематизируется обыденное понимание религии. После просмотра фильма студентам дается задание написать рецензию на фильм.

На последних двух семинарах по курсу студенты представляют заранее подготовленные коллективные проекты в виде небольшой презентации в PowerPoint. Каждый проект, подготовленный совместно двумя-тремя студентами, должен быть посвящен одному из представленных в Санкт-Петербурге новых религиозных движений. В презентации объемом не более 10 слайдов должны быть представлены 1) краткая история движения; 2) суть вероучения; 3) организационное устройство; 4) краткий рассказ о наиболее характерных религиозных практиках; 5) собственный визуальный этнографический материал. Предполагается, что студенты сделают кратную ознакомительную полевую работу в выбранной ими группе (одно-два посещения).

Экзамен (контрольная работа по курсу) происходит в письменной форме и состоит из двух открытых вопросов. Цель работы – проверить, в какой степени студенты усвоили содержание курса.

Оценка (дифференцированный зачет) складывается из следующих равнозначных составляющих:

  1. оценка за работу на семинарах (посещение и вклад; отработки за семинары не принимаются); при пропуске более половины семинарских занятий оценка за семинары – 0;

  2. оценка за письменную контрольную работу;

  3. оценка за презентацию.

Все три вида работы оцениваются по 10-балльной шкале. Предполагается возможность получения студентами оценки «автоматом» в том случае если в ходе работы по курсу все требования преподавателя были успешно выполнены.

Содержание курса

Тема 1. Введение. Предмет курса. Особенности научного подхода к изучению религии. Подходы к определению религии: субстантивистский, функционалистский. Принцип методологического агностицизма.

Семинар: фильм «Лурд», реж. Джессика Хауснер (2009).

Литература:

Гриц К. Религия как культурная система (1966)

Творческое домашнее задание: написать рецензию на фильм.

Тема 2. Религия в современном мире. Понятие секуляризации. Определения секуляризации.

Семинар: Лукавые цифры. Кто, как и зачем считает верующих? Сила и слабость количественного подхода к изучению религиозных явлений. Что нельзя померить во время массовых опросов.

Литература:

Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. №6.

Синелина Ю.Ю. О критериях религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7.

Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-религии. 17.05.2000.

Тема 3. Религия и магия. Способы изучения магических практик. Место и формы магических и лечебных практик в мире постмодерна.

Семинар: магические практики в пост-советской России

Литература:

Lindquist, Galina. The Culture of Charisma: Wielding Legitimacy in Contemporary Russian Healing // Anthropology Today. Vol. 17, No. 2 (Apr. 2001). Pp. 3-8.

Паченков О. Рациональное «заколдовывание» мира: современные российские «маги»// Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина. Сб. статей по материалам полевых исследований / Под ред. В. Воронкова, О. Паченкова, Е. Чикадзе. СПб.: ЦНСИ, 2001. Труды. Вып. 9. С. 96-109. http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_patch.htm

Тема 4. Религия и эмоции. Религиозный опыт и его изучение. У. Джемс и его критика. «Сенсорные режимы» (Б. Мейер) и техники тела.

Семинар: Возможна ли индивидуальная религия?

Литература:

У. Джемс. Многообразие религиозного опыта (лекция 3).

Тема 5. Религия и идеология. Маркс о религии. Религия как «опиум для народа»: содержание метафоры. Применение марксисткого подхода к изучению религиозных явлений. Милленаристские движения и их изучение. Ф. Энгельс. Британские социальные историки-марксисты о религиозных движениях (журнал Past and Present).

Семинар: милленаристские движения

Литература:

Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. 1850.

Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране. М.: ОГИ. 2011 (введение и глава 1)

Тема 6. Религия и солидарность. Робертсон Смит о регулятивной и стимулирующей функциях религии. Э. Дюркгейм. Эволюционизм и функционализм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Критика Дюркгейма: методологическая, теоретическая и эмпирическая. Функционалисты о религии: Милтон Йингер, Томас О’Ди. Шесть функций религии по Т. О’Ди.

Семинар: религиозный утопизм и коллективнная идентичность

Литература:

Чистов К.В. Беловодье. В: Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М.: Наука, 1967.

Тема 7. Религия и рациональность. М. Вебер. Дискуссия о протестантской этике.

Семинар: теологические основания экономической рациональности

Литература:

М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. http://www.kara-murza.ru/books/Veber/index.html

Тема 8. Религия и значение. Религия как «священная завеса» (Питер Бергер). Томас Лукман о «невидимой религии».

Семинар: религия как «священная завеса»

Литература:

Бергер П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас. №6 (32)

Тема 9. Секты, культы, церкви. М. Вебер о различиях между церковью и сектой. Э. Трельч. Понятие деноминации (Р. Нибур). Типология сект по Брайну Уилсону (по способу реакции на мир). Пример интроверсионистской секты: амиши.

Семинар: презентация групповых проектов

Тема 10. Новые религиозные движения. История изучения, попытки определения: что значит «новые»? Что значит: «религиозные»? Роберт Белла о причинах появления и популярности НРД. Способы классификаций НРД Брайном Уилсоном: world-rejecting, world-affirming, world-accomodating.

Семинар: презентация групповых проектов.

Тематика заданий по различным формам текущего контроля

Примерные вопросы к контрольной работе

Вариант 1.


  1. В чем, по Веберу, разница между церковью и сектой? Приведите примеры того и другого.

  2. Объясните термин: милленаризм

  3. Дайте определение религии (по Дюркгейму). Не нужно точно воспроизводить его, главное – объяснить в нем особенности понимания Дюркгеймом религии.

  4. Кто из перечисленных авторов видел(и) в религии иллюзию, нужда в которой исчезнет в результате общественного прогресса? (Фрейд, Бергер, Маркс, Гирц, Малиновский, Лукман, Эванс-Притчард)

  5. Что такое индивидуальный религиозный опыт? Приведите пример.

Вариант 2.


  1. Что такое новые религиозные движения? В чем их отличие от традиционных «сект»? Приведите примеры.

  2. Объясните термин: эсхатология

  3. Дайте определение религии (по Марксу). Не нужно точно воспроизводить его, главное – объяснить особенности понимания Марксом религии.

  4. Кто автор термина «невидимая религия» (означает индивидуализацию и приватизацию религии в новейшее время)?

  5. Что имеет в виду П. Бергер, говоря о «кризисе правдоподобия» в религии?

Вариант 3.
1. В чем разница между магией и религией?

2. Объясните термин: харизма.

3. П. Бергер называет религию «священной завесой». Почему?

4. Кто ввел в религиеведение дихотомию сакральное-профанное?

5. Что социологии религии понимают под секуляризацией?

Примерные вопросы к экзамену

  1. Дайте обоснованное определение религии

  2. В чем отличие религии от магии?

  3. Почему Маркс называл религию «опиумом для народа»?

  4. Почему свои теоретические рассуждения о религии Дюркгейм основывал на анализе австралийского тотемизма?

  5. За что Эванс-Причард критиковал подход к религии Дюркгейма?

  6. Что такое милленаристские движения? Приведите пример.

  7. Что понимал Вебер под «расколдовыванием» мира?

  8. Дайте обоснованное определение секуляризации.

  9. Считал ли Дюркгейм, что религия – иллюзия? Поясните

  10. Каковы, с точки зрения функционалистов, основные функции религии?

  11. Верно ли считать национализм или коммунизм религией? Почему?

  12. Что понимается под позицией «методологического агностицизма»?

  13. В чем состоит марксисткий подход к изучению религии? Приведите пример.

  14. Что такое религиозный опыт (У. Джемс) и каковы его характеристики? Как можно (и можно ли) его изучать?

  15. В чем, по Бергеру, состоит сопутствующая секуляризации плюрализация?

  16. Есть ли будущее у религии? Почему?

  17. В чем, по М. Веберу, отличие между церковью и сектой?

  18. Что М. Вебер понимал под харизмой? Что значит слово «харизматический» в выражении «харизматическое христианство»?

  19. Что такое «новые религиозные движения»?

  20. Расскажите о том, какие выделяют типы НРД.

  21. В чем состоят трудности статистического учета религиозности населения?

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Базовый учебник

Гаражда. Социология религии. М. 1996.

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект-Пресс. 1996.

Hamilton M. Sociology of Religion. Second edition. Routledge: London and New York. 2002.

Основная литература

Asad, Talal. Genealogies of Religion: Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam. Baltimore: John Hopkins University Press. 1993.

Barker, Eileen. The Scientific Study of Religion? You Must be Joking! // Journal for the Scientific Study of Religion, 1995 34 (3): 287-310.

Lindquist, Galina. The Culture of Charisma: Wielding Legitimacy in Contemporary Russian Healing // Anthropology Today. Vol. 17, No. 2 (Apr. 2001). Pp. 3-8.

McGuire, Meredith. Religion: the Social Context. Wadsworth Publishing Company. 2001. Forth Edition.

Lambeck, Michael. Reader in the Anthropology of Religion. Blackwell Publishing. 2008. 2nd edition.

Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране. М.: 2011.

Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение (пер. с англ.). М. 1996.

Бергер П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас. №6 (32). 2003 (отрывок из книги «Священная завеса»).

Бергер П. Еретический императив // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 339-364.

Гирц К. Интерпретация культур. М.: РООСПЭН. 2004.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма (любое издание).

Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М.: «Русская мысль». 2010.

Малиновский Бр. Балома: духи мертвых на Тробрианских островах // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. – М.: РОССПЭН, 2004. С. 337-436.

Паченков О. Рациональное «заколдовывание» мира: современные российские «маги»// Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина. Сб. статей по материалам полевых исследований / Под ред. В. Воронкова, О. Паченкова, Е. Чикадзе. СПб.: ЦНСИ, 2001. Труды. Вып. 9. С. 96-109.

Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. №6.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии (любое издание).

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М.: Наука, 1967.

Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов. В: Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. Под ред. Д. Фурмана, Т. Каариайнена. М.: Летний сад. 2000.

Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М. 2004.

Эванс-Причард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Сквозь магический кристалл. М. 1994.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. М.: Политиздат. 1952.

Щипков А. Во что верит Россия? Спб: РХГИ. 1998.

Дополнительная литература

Worobec C. Witchcraft beliefs and practices in pre-Revolutionary Russian and Ukrainian villages // Russian Review, Vol. 54, No 2 (April 1995), pp. 165-187.

Ахметова М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М., 2010.

Беглов А. В поисках «безгрешных катакомб»: церковное подполье в СССР. М. 2008.

Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М. 1998.

Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана). М.: Восточная литература. 2002.

Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве.
Верховский А. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. М. 2004.

Вигзелл Ф. Читая фортуну: гадательные книги в России (вторая половина XVIII – XX вв.). М. 2007.

Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000.

Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М. 2010.

Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М. 1995 (Munich 1970).

Иванов С.А. Византийское юродство. М. 1994.

Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России. 2006.

Лавров А.С. Колдовство и религия в России. М. 2000.

Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Изд-во УрГУ. 2001.

Левин И. Двоеверие и народная религия в России. М. 2004

Львов А.Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. Спб: Изд-во Европейского университета. 2011.

Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М: НЛО. 2003.

Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-религии. 17.05.2000.

Никольская Т. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. Спб: Изд-во Европейского университета. 2009.

Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. Сборник статей под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.-Спб.: Летний сад. 2007.

Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. - М., 2002, 2004

Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. М., Новое литературное обозрение. 2006

Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России. Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. Кестонский Институт — «Летний Сад». —Москва – СПб, 2002

Синелина Ю.Ю. О критериях религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7.

Смилянская Е.М. Волшебники. Богохульники. Еретики. М. 2003

Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. Сборник статей. Под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. Спб.: Летний сад. 2000.

Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного (Психотехника и трансперсональные состояния). Спб. 1998.

Узланер Д. А. Секуляризация как социологическое понятие (По исследованиям западных социологов) // Социологические исследования, №8, 2008. С. 62-67.

Фаликов Б.З. Культы и культура. От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. М.: РГГУ. 2007.

Фурман Д.Е., Каарилайнен К. Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 103-119. № 2. С. 78-95.

Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961. М. 1999.

Шнирельман В.А. (ред.) Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза (есть в И-нете в б-ке Гумер).

Энгельштейн Л. Скопцы и царствие небесное. М. 2002.

Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М. 1998.
Тематический план изучения дисциплины




Тема

Лекции

Семинары

Самост

Всего

1

Введение

2

2

6

10

2

Религия в современном мире. Определения секуляризации

2

2

6

10

3

Религия и магия

2

2

6

10

4

Религия и эмоции

2

2

6

10

5

Религия и идеология

2

2

6

10

6

Религия и солидарность

2

2

6

10

7

Религия и рациональность

2

2

6

10

8

Религия и значение

2

2

6

10

9

Секты, культы, церкви

2

2

9

13

10

Новые религиозные движения

2

4

9

13




ИТОГО

20

22

66

108



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconУтверждено Советом Факультета Председатель 200 Санкт Петербург 2010 пояснительная записка
Автор старший преподаватель кафедры социологии спб филиала гу-вшэ богданова Елена Владимировна
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconУтверждено Советом Факультета экономики Председатель декан Факультета...
Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический...
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconЛитература по философским наукам, социологии, психологии. Издательская...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconУтверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24 июня 2011 г.) председатель...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconРабочая программа по биологии для 10 «а», «б» класса на 2012-2013...
Утверждена приказом №92 от 01. 09. 2011 года Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconУтверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24 июня 2011 г.) председатель...
Студенты старших курсов, магистранты и аспиранты российских вузов (знание английского языка обязательно)
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет
Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г., регистрационный №758 (в редакции Приказов Минобрнауки...
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconКурс лекций "концепции современного естествознания " для студентов факультета социологии
Рф и предназначен для студентов 2 курса дневного отделения Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета...
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconЗа 2011 год Санкт-Петербург 2011г
Показатели административных правонарушений по районам Санкт-Петербурга в 2010 году 47
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconРабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год...
А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconУтверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24. 06. 2011 г.) председатель...
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов взгляда на животный мир как обязательный компонент биосферы, от состояния...
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной (дипломной)...
Рекомендовано к печати научно – методическим советом специальности Фармация (протокол №2 от 25. 09. 2011 года)
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол...
Утверждена Советом Факультета социологии 2011 г. Председатель Санкт-Петербург 2011 пояснительная записка Настоящий учебный курс iconПрограмма 080200. 68-12 Международный бизнес
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск