Скачать 132.01 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал Факультет социологииПрограмма курса «Социология религии и секуляризации» для направления 040200.62 подготовки бакалавра Курс 3 Автор программы: к. культ., доцент кафедры гуманитарных наук Ж.В. Кормина e-mail: kormina@eu.spb.ru Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой Ж.В. Кормина ________________ Согласована УМО «___»____________ 2011 г. Начальник УМО ________________ Утверждена Советом Факультета социологии «___»_____________2011 г. Председатель ___________________ Санкт-Петербург 2011 Пояснительная записка Настоящий учебный курс предназначен для студентов третьего года обучения бакалавратуры, обучающихся по специальности «социология» Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ. Предполагается, что студенты уже знакомы с основными классическими работами в области социальной теории, имеют представление об истории социологии и, шире – научного знания. Студенты должны также иметь некоторые знания и навыки в области методов проведения социологического исследования. В рамках курса предполагается встроить новые знания относительно социальных исследований религии в уже имеющуюся у студентов картину развития социального знания. В задачи курса входит расширение как культурной компетенции студентов, так и их профессиональных навыков как социологов. Одной из целей курса является воспитание в слушателях толерантных установок, а также критического (т.е. аналитического) отношения к социальной реальности. В рамках курса рассматриваются основные теории и подходы к изучению религии. Он строится одновременно как историографический и проблемный: в рамках каждой лекции рассматривается определенный подход к исследованию религии, представленный в исторической динамике, от классиков социологии до современных исследований, сделанных в этой парадигме. На семинарских занятиях обсуждаются конкретные исследования тех или иных религиозных явлений и практик, связанные с применением обсуждавшегося на лекции подхода. В качестве чтения к семинарским занятиям берутся исследования, сделанные отечественными или зарубежными учеными, главным образом на российском материале. Курс читается как выборный. Значительная часть работы переносится на самостоятельное освоение. К каждому семинару студенты читают от 20 до 50 страниц текста по-русски или по-английски. Тексты к семинарам рассылаются преподавателем по электронной рассылке. На первом семинаре курса демонстрируется фильм по проблеме, связанной с содержанием курса, и организуется дискуссия, в ходе которой проблематизируется обыденное понимание религии. После просмотра фильма студентам дается задание написать рецензию на фильм. На последних двух семинарах по курсу студенты представляют заранее подготовленные коллективные проекты в виде небольшой презентации в PowerPoint. Каждый проект, подготовленный совместно двумя-тремя студентами, должен быть посвящен одному из представленных в Санкт-Петербурге новых религиозных движений. В презентации объемом не более 10 слайдов должны быть представлены 1) краткая история движения; 2) суть вероучения; 3) организационное устройство; 4) краткий рассказ о наиболее характерных религиозных практиках; 5) собственный визуальный этнографический материал. Предполагается, что студенты сделают кратную ознакомительную полевую работу в выбранной ими группе (одно-два посещения). Экзамен (контрольная работа по курсу) происходит в письменной форме и состоит из двух открытых вопросов. Цель работы – проверить, в какой степени студенты усвоили содержание курса. Оценка (дифференцированный зачет) складывается из следующих равнозначных составляющих:
Все три вида работы оцениваются по 10-балльной шкале. Предполагается возможность получения студентами оценки «автоматом» в том случае если в ходе работы по курсу все требования преподавателя были успешно выполнены. Содержание курса Тема 1. Введение. Предмет курса. Особенности научного подхода к изучению религии. Подходы к определению религии: субстантивистский, функционалистский. Принцип методологического агностицизма. Семинар: фильм «Лурд», реж. Джессика Хауснер (2009). Литература: Гриц К. Религия как культурная система (1966) Творческое домашнее задание: написать рецензию на фильм. Тема 2. Религия в современном мире. Понятие секуляризации. Определения секуляризации. Семинар: Лукавые цифры. Кто, как и зачем считает верующих? Сила и слабость количественного подхода к изучению религиозных явлений. Что нельзя померить во время массовых опросов. Литература: Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. №6. Синелина Ю.Ю. О критериях религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7. Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-религии. 17.05.2000. Тема 3. Религия и магия. Способы изучения магических практик. Место и формы магических и лечебных практик в мире постмодерна. Семинар: магические практики в пост-советской России Литература: Lindquist, Galina. The Culture of Charisma: Wielding Legitimacy in Contemporary Russian Healing // Anthropology Today. Vol. 17, No. 2 (Apr. 2001). Pp. 3-8. Паченков О. Рациональное «заколдовывание» мира: современные российские «маги»// Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина. Сб. статей по материалам полевых исследований / Под ред. В. Воронкова, О. Паченкова, Е. Чикадзе. СПб.: ЦНСИ, 2001. Труды. Вып. 9. С. 96-109. http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_patch.htm Тема 4. Религия и эмоции. Религиозный опыт и его изучение. У. Джемс и его критика. «Сенсорные режимы» (Б. Мейер) и техники тела. Семинар: Возможна ли индивидуальная религия? Литература: У. Джемс. Многообразие религиозного опыта (лекция 3). Тема 5. Религия и идеология. Маркс о религии. Религия как «опиум для народа»: содержание метафоры. Применение марксисткого подхода к изучению религиозных явлений. Милленаристские движения и их изучение. Ф. Энгельс. Британские социальные историки-марксисты о религиозных движениях (журнал Past and Present). Семинар: милленаристские движения Литература: Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. 1850. Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране. М.: ОГИ. 2011 (введение и глава 1) Тема 6. Религия и солидарность. Робертсон Смит о регулятивной и стимулирующей функциях религии. Э. Дюркгейм. Эволюционизм и функционализм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Критика Дюркгейма: методологическая, теоретическая и эмпирическая. Функционалисты о религии: Милтон Йингер, Томас О’Ди. Шесть функций религии по Т. О’Ди. Семинар: религиозный утопизм и коллективнная идентичность Литература: Чистов К.В. Беловодье. В: Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М.: Наука, 1967. Тема 7. Религия и рациональность. М. Вебер. Дискуссия о протестантской этике. Семинар: теологические основания экономической рациональности Литература: М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. http://www.kara-murza.ru/books/Veber/index.html Тема 8. Религия и значение. Религия как «священная завеса» (Питер Бергер). Томас Лукман о «невидимой религии». Семинар: религия как «священная завеса» Литература: Бергер П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас. №6 (32) Тема 9. Секты, культы, церкви. М. Вебер о различиях между церковью и сектой. Э. Трельч. Понятие деноминации (Р. Нибур). Типология сект по Брайну Уилсону (по способу реакции на мир). Пример интроверсионистской секты: амиши. Семинар: презентация групповых проектов Тема 10. Новые религиозные движения. История изучения, попытки определения: что значит «новые»? Что значит: «религиозные»? Роберт Белла о причинах появления и популярности НРД. Способы классификаций НРД Брайном Уилсоном: world-rejecting, world-affirming, world-accomodating. Семинар: презентация групповых проектов. Тематика заданий по различным формам текущего контроля Примерные вопросы к контрольной работе Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3. 1. В чем разница между магией и религией? 2. Объясните термин: харизма. 3. П. Бергер называет религию «священной завесой». Почему? 4. Кто ввел в религиеведение дихотомию сакральное-профанное? 5. Что социологии религии понимают под секуляризацией? Примерные вопросы к экзамену
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Базовый учебник Гаражда. Социология религии. М. 1996. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект-Пресс. 1996. Hamilton M. Sociology of Religion. Second edition. Routledge: London and New York. 2002. Основная литература Asad, Talal. Genealogies of Religion: Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam. Baltimore: John Hopkins University Press. 1993. Barker, Eileen. The Scientific Study of Religion? You Must be Joking! // Journal for the Scientific Study of Religion, 1995 34 (3): 287-310. Lindquist, Galina. The Culture of Charisma: Wielding Legitimacy in Contemporary Russian Healing // Anthropology Today. Vol. 17, No. 2 (Apr. 2001). Pp. 3-8. McGuire, Meredith. Religion: the Social Context. Wadsworth Publishing Company. 2001. Forth Edition. Lambeck, Michael. Reader in the Anthropology of Religion. Blackwell Publishing. 2008. 2nd edition. Ахметова М. Конец света в одной отдельно взятой стране. М.: 2011. Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение (пер. с англ.). М. 1996. Бергер П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас. №6 (32). 2003 (отрывок из книги «Священная завеса»). Бергер П. Еретический императив // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 339-364. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РООСПЭН. 2004. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма (любое издание). Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М.: «Русская мысль». 2010. Малиновский Бр. Балома: духи мертвых на Тробрианских островах // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. – М.: РОССПЭН, 2004. С. 337-436. Паченков О. Рациональное «заколдовывание» мира: современные российские «маги»// Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина. Сб. статей по материалам полевых исследований / Под ред. В. Воронкова, О. Паченкова, Е. Чикадзе. СПб.: ЦНСИ, 2001. Труды. Вып. 9. С. 96-109. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. №6. Фрейд З. Будущее одной иллюзии (любое издание). Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М.: Наука, 1967. Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов. В: Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. Под ред. Д. Фурмана, Т. Каариайнена. М.: Летний сад. 2000. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М. 2004. Эванс-Причард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Сквозь магический кристалл. М. 1994. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. М.: Политиздат. 1952. Щипков А. Во что верит Россия? Спб: РХГИ. 1998. Дополнительная литература Worobec C. Witchcraft beliefs and practices in pre-Revolutionary Russian and Ukrainian villages // Russian Review, Vol. 54, No 2 (April 1995), pp. 165-187. Ахметова М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М., 2010. Беглов А. В поисках «безгрешных катакомб»: церковное подполье в СССР. М. 2008. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М. 1998. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана). М.: Восточная литература. 2002. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. Верховский А. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. М. 2004. Вигзелл Ф. Читая фортуну: гадательные книги в России (вторая половина XVIII – XX вв.). М. 2007. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000. Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М. 2010. Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М. 1995 (Munich 1970). Иванов С.А. Византийское юродство. М. 1994. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России. 2006. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. М. 2000. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Изд-во УрГУ. 2001. Левин И. Двоеверие и народная религия в России. М. 2004 Львов А.Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. Спб: Изд-во Европейского университета. 2011. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М: НЛО. 2003. Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-религии. 17.05.2000. Никольская Т. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. Спб: Изд-во Европейского университета. 2009. Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. Сборник статей под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.-Спб.: Летний сад. 2007. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. - М., 2002, 2004 Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. М., Новое литературное обозрение. 2006 Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России. Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. Кестонский Институт — «Летний Сад». —Москва – СПб, 2002 Синелина Ю.Ю. О критериях религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7. Смилянская Е.М. Волшебники. Богохульники. Еретики. М. 2003 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. Сборник статей. Под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. Спб.: Летний сад. 2000. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного (Психотехника и трансперсональные состояния). Спб. 1998. Узланер Д. А. Секуляризация как социологическое понятие (По исследованиям западных социологов) // Социологические исследования, №8, 2008. С. 62-67. Фаликов Б.З. Культы и культура. От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. М.: РГГУ. 2007. Фурман Д.Е., Каарилайнен К. Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 103-119. № 2. С. 78-95. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961. М. 1999. Шнирельман В.А. (ред.) Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза (есть в И-нете в б-ке Гумер). Энгельштейн Л. Скопцы и царствие небесное. М. 2002. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М. 1998. Тематический план изучения дисциплины
|
Утверждено Советом Факультета Председатель 200 Санкт Петербург 2010 пояснительная записка Автор старший преподаватель кафедры социологии спб филиала гу-вшэ богданова Елена Владимировна | Утверждено Советом Факультета экономики Председатель декан Факультета... Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический... | ||
Литература по философским наукам, социологии, психологии. Издательская... Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7 | Утверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24 июня 2011 г.) председатель... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по биологии для 10 «а», «б» класса на 2012-2013... Утверждена приказом №92 от 01. 09. 2011 года Рассмотрена и рекомендована к утверждению | Утверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24 июня 2011 г.) председатель... Студенты старших курсов, магистранты и аспиранты российских вузов (знание английского языка обязательно) | ||
Ефимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург... Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7 | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г., регистрационный №758 (в редакции Приказов Минобрнауки... | ||
Курс лекций "концепции современного естествознания " для студентов факультета социологии Рф и предназначен для студентов 2 курса дневного отделения Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
За 2011 год Санкт-Петербург 2011г Показатели административных правонарушений по районам Санкт-Петербурга в 2010 году 47 | Рабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год... А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 | ||
Утверждена Ученым советом игу (протокол №10 от 24. 06. 2011 г.) председатель... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов взгляда на животный мир как обязательный компонент биосферы, от состояния... | Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (дипломной)... Рекомендовано к печати научно – методическим советом специальности Фармация (протокол №2 от 25. 09. 2011 года) | ||
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по... Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... | Программа 080200. 68-12 Международный бизнес Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии |