Содержание
Аннотация ………………………………………………… …………………3
Рабочая программа учебной дисциплины………………….………….……5
Конспекты лекций……………………………………………………….…..16
Материалы для организации самостоятельной работы студентов……...270
Контрольно-измерительные материалы…………………………………..273
Список литературы…………………………………………………………285
Глоссарий…………………………………………………………………...287
Дополнительные материалы………………………………………..……290
Аннотация
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отрасли» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) очной и заочной формы обучения.
Дисциплина относится к блоку общих гуманитарных и социально-экономических и является дисциплиной регионального компонента.
УМКД включает рабочую учебную программу, курс лекций, материалы для организации самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительные материалы, список литературы и Интернет-ресурсов, глоссарий.
Изучение истории горнодобывающей отрасли, как и любой другой науки, позволяет отметить особенности, присущие этим наукам и процессу их развития в прошлом, выявить характерные черты прогресса и упадка отдельных идей и гипотез, установить периоды истории. Исторические исследования позволяют избежать повторения ошибок, допущенных в прошлом и избежать дублирования ранее проведенных забытых исследований. Изучение прошлого необходимо для правильной оценки настоящего и для прогнозирования дальнейших путей развития горной науки.
Невозможно переоценить роль полезных ископаемых в становлении цивилизации. Американский этнолог (специалист по истории народов) Генри Льюис Морган писал, что именно с того момента, когда варвары научились получать и применять металл, девять десятых борьбы за цивилизацию было выиграно. Использование металла стимулировало развитие земледелия, строительства, ремесел, военного дела и культуры, способствовало бурному социальному прогрессу.
Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов знаний об истории горнодобывающей отрасли.
Основные задачи дисциплины:
овладение знаниями по периодизации истории развития отрасли в мире и в России;
освоение знаний по истории развития отдельных отраслей промышленности, входящих в горнодобывающий комплекс Российской Федерации;
изучение методов проведения горных работ в различные периоды истории человечества.
Изучение дисциплины «История отрасли» предполагает использование знаний по многим дисциплинам, в том числе: истории древнего мира, новейшей истории, основам горного дела, географии горного дела, геологии и др. Только владение набором знаний по этим дисциплинам обеспечит формирование исторического мышления.
Аннотация
Дисциплина «История отрасли» относится к блоку общих гуманитарных и социально-экономических рабочего учебного плана специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) и является дисциплиной регионального компонента. Предназначена студентам очной и заочной форм обучения.
Изучение истории горнодобывающей отрасли, как и любой другой науки, позволяет отметить особенности, присущие этим наукам и процессу их развития в прошлом, выявить характерные черты прогресса и упадка отдельных идей и гипотез, установить периоды истории. Исторические исследования позволяют избежать повторения ошибок, допущенных в прошлом и избежать дублирования ранее проведенных забытых исследований. Изучение прошлого необходимо для правильной оценки настоящего и для прогнозирования дальнейших путей развития горной науки.
Невозможно переоценить роль полезных ископаемых в становлении цивилизации. Американский этнолог (специалист по истории народов) Генри Льюис Морган писал, что именно с того момента, когда варвары научились получать и применять металл, девять десятых борьбы за цивилизацию было выиграно. Использование металла стимулировало развитие земледелия, строительства, ремесел, военного дела и культуры, способствовало бурному социальному прогрессу.
1 Цели и задачи дисциплины Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов знаний об истории горнодобывающей отрасли.
Основные задачи дисциплины:
овладение знаниями по периодизации истории развития отрасли в мире и в России;
освоение знаний по истории развития отдельных отраслей промышленности, входящих в горнодобывающий комплекс Российской Федерации;
изучение методов проведения горных работ в различные периоды истории человечества.
2 Начальные требования к освоению дисциплины Изучение дисциплины «История отрасли» предполагает использование знаний по многим дисциплинам, в том числе: истории древнего мира, новейшей истории, основам горного дела, географии горного дела, геологии и др. Только владение набором знаний по этим дисциплинам обеспечит формирование исторического мышления.
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины После изучения дисциплины студент должен
знать
цели и задачи изучения истории отрасли;
характеристику факторов производства горнодобывающей отрасли в различные периоды истории человечества;
понятия природных ресурсов, минерального сырья, рудных и нерудных полезных ископаемых;
причины и цели развития горного дела в древние времена и на современном этапе истории;
классификацию отраслей горнодобывающей промышленности в России;
географию крупнейших месторождений рудных полезных ископаемых на земле;
способы и приемы добычи полезных ископаемых в античное время;
виды транспортных средств, инструментов и других средств труда, применяемых в процессе добычи полезных ископаемых;
условия труда горняков в различные периоды истории;
имена ученых, стоящих у истоков развития горной науки, геологи, минералогии, в т.ч. российских;
имена исследователей-первооткрывателей рудных, нефтяных, алмазных, золото-серебрянных и др. месторождений в России;
историю развития добычи руд цветных металлов и горно-химического сырья в Приморском крае и Дальнегорском городском округе.
4 Объем дисциплины и виды учебной работы Виды учебной работы
| Всего часов
| Распределение
по семестрам
/ курсам
| Общая трудоемкость дисциплины | 72
| 1 / 1
| Лекции
Всего самостоятельная работа
в том числе
контрольная работа (заочная форма)
| 36 / 8
9 / 64 / 6 (1 работа)
| Вид итогового контроля | 27 /
| экзамен
| |