Перформативные тексты в методологии науки





Скачать 80.45 Kb.
НазваниеПерформативные тексты в методологии науки
Дата публикации20.07.2013
Размер80.45 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Ю.Б. Грязнова

ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ТЕКСТЫ В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ


Введение
Утверждение о том, что ХХ век явился переломом в человеческой истории, в котором происходит смена основных форм мысли, деятельности и жизни, стало уже очевидностью. Достаточно чётко выделяются два направления размышлений о современной ситуации: первое - ретроспективное и критическое и, зачастую, апокалиптическое [94; 133; 151]; второе - конструктивно-проективное, стремящееся построить альтернативу уходящей культуре Нового времени, соответствующую актуальному положению дел [32;36;150 и др.]. Одной из таких альтернатив стало введение и разработка коммуникативных представлений в различных областях: в философии [18;91], социологии [165] , литературоведении [27], науковедении [126;159]. Идея коммуникации претендует в современном мире на роль, которую в Новое время играла идея природы, захватывая различные области мысли и порождая новые формы жизни и деятельности. Полагание коммуникации как отдельной самостоятельной действительности связано с такими характеристиками современной ситуации как полилогичность и полипарадигматичность, а также с установками на множественность точек зрения и форм жизни. Коммуникативная организация мышления и деятельности означает невозможность существования единой парадигмы, теории, точки зрения. на первый план в коммуникативной организации выходят такие понятия как “другой”, разрыв, конфликт, столкновение. проблема, вопрос, ситуация.

Важную роль в становлении коммуникативных представлений сыграли исследования текста (М.Бахтин, Ю.Лотман, Р.Барт, М.Мамардашвили). За последние 20-30 лет в семиотике произошёл важный сдвиг от анализа языка и отдельных речевых высказываний к анализу текста. Понятие текста включает в себя понятия языка и речи, меняя за счёт этого включения их содержание. Понятие текста смещает фокус рассмотрения с анализа значений слов и отдельных высказываний на саму коммуникативную деятельность, в которой возникают и которую обслуживают отдельные высказывания и системы значению, анализируя в первую очередь коммуникативную направленность текста в целом. Исследования текста положили начало концепциям полилога, нелинейной организации текста, изменившие представления о роли сюжета в тексте и об описательной функции текста вообще, и изменившие привычный способ понимания и письма текстов. В частности изменились представления о привычных предметных, жанровых и стилевых границах текста. Вобщем-то, этот феномен изменения привычных границ в культуре во многом и вызвал появление понятия текста, важнейшей характеристикой которого является то, что текст определяется как существующий на границах.

Прямым следствием коммуникативной организации является принцип демонстративности, требующий от участников коммуникации предъявления себя в общем коммуникативном поле. В сфере речевых выражений, а затем в сфере текста принцип демонстрации фиксируется в понятии перформатива. Изначально понятие перформативности было введено Дж.Остиным по отношению к высказываниям, которые не просто описывают некоторые действия, но сами являются действиями[95]. Перенесённое на текст, оно рассматривается как способ саморепрезентации индивидуальности в коммуникации [135]. Перформативность вводится как альтернатива дескриптивности. Ю.Хабермас рассматривает перформативность, как коммуникативное требование для самопонимания и самоутверждения[ 135,37]. Перформативный текст - это тип текста, актуализирующийся в ситуации коммуникации, который является в первую очередь действием: во-первых, коммуникативным действием, а во-вторых, действием саморепрезентации, репрезентации себя через актуализированные способы мысли и деятельности.

Соответственно, оценивается такой текст “не с точки зрения истинности исторического повествования, но с точки зрения аутентичности саморепрезентации”[135,37]

Развитие методологических исследований науки также приходится на ХХ век и представляет важный фокус происходящих перемен. Традиционно методологию науки рассматривают в контексте анализа и разработки понятия науки. В проблематизации естественнонаучной парадигмы, несомненно, методология науки сыграла важнейшую роль, являясь активным участником. Но наряду с развитием содержательных представлений, в методологии происходили и изменения выразительных форм, в частности форм текста. И хотя здесь роль методологии, не так активна, и во многом методология науки следовала в этом вслед за сменой формы текста, происходящей в философии, литературе, общественных коммуникациях, в методологии науки велись и ведутся самостоятельные поиски новых форм саморепрезентации и, как покажет дальнейший анализ, в методологических текстах можно найти много интересного и значимого для понимания перемен, происходящих в сфере текста и разработок в этой сфере. Тем более, что представления о перформативности только начинают разворачиваться, и здесь важны исследования, произведённые на различном конкретном материале. Такой анализ важен и для самой методологии науки, поскольку позволяет ей получить ещё одну точку для авторефлексии, ещё одно своё изображение, позволяет по новому увидеть место методологических исследований науки в общем культурном поле.

Во время господства логического, позитивного отношения к науке анализ языка науки проводился в рамках логического анализа и практически не было работ, посвящённых анализу науки как литературного явления. Вероятно, единственная большая работа такого рода этого времени - книга Л. Ольшки “История научной литературы на новых языках” [93], которая впервые показала, что научные революции характеризуются сменой языка, и что смена языковых средств есть индикатор научных революций, поскольку язык тесно связан со способом мышления: при смене способа научного мышления происходит смена языка. Ольшки даже назвал своё исследование “историей обновления научного мышления” [93,6]. Он отмечал, что отказ истории науки от рассмотрения происходящего параллельно с историей развития языка связан с тем, что “в то время как филология не интересуется образованием научного языка и оформлением научной прозы, история философии, математики и естественных наук рассматривает язык как уже данное, всегда готовое к услугам и не всегда необходимое средство для выражения идей и умозаключений, а также для их передачи и распространения. В частности естественные науки, оперирующие символами и формулами, обычно рассматривают слово в этой его пассивной роли и не интересуются постоянными связями, существующими между понятием и его выражением” [93,4].

Но, вместе с критикой программы и установок логического позитивизма изменилось и отношение к науке и научным текстам. Вместе с пониманием того, что наука тесно связана с другими областями культуры[16;34]; что философские понятия[57;122;152], мифологические структуры[99;127], индивидуальные мотивы и цели[148], коллективные установки[66;129] входят в структуру производства научного знания изменилось отношение к научному тексту. Кроме рассмотрения научного текста как источника научного знания и интерпретации его в свете современного знания появились другие способы интерпретации текста, связанные с социокультурными основаниями науки. Главное, что стало возможна множественная интерпретация научного текста: реализация разных способов интерпретации в зависимости от целей и теоретических установок интерпретатора; и интерпретация научного текста стала рассматриваться как проблема методологических исследований науки[23;65]. Одновременно и сами методологические исследования стали уделять внимание собственным формам выражения, языку и форме текстов. И это явление требует отдельного исследования.

Важное место среди различных подходов к исследованию науки занял коммуникативный подход, рассматривающий научную коммуникацию как движущую силу науки[49;59;98;116;162].

А.П.Огурцовым отмечена связь между идеалом научного знания и отношением к коммуникации и формой, в которой происходит коммуникация. Если для классической науки коммуникация и связанные с ней конфликты и множественность точек зрения не отвечали идеалу науки и единства научного знания, то после кризиса в физике наличие разных точек зрения и программ стало расцениваться как позитивное явление в науке и дискуссия стала неотъемлемой частью науки [92]. Ситуации коммуникации: предъявлений и столкновений разных точек зрения, в современной методологии и истории науки рассматриваются как важные единицы методологического и исторического анализа науки[158;159].

Соответственно, коммуникативный подход к науке потребовал изменения отношения к научным текстам. “В ходе познания мысль учёного регулируется общением не только с объектами, но и с другими исследователями, высказывающими по поводу этих объектов суждения, отличные от его собственных. Собственно текст, по которому историк воссоздаёт движение знания, следует рассматривать как эффект не только интеллектуальной (когнитивной) активности автора этого текста, но и его коммуникативной активности”[158,41].

Методология науки сегодня уже имеет свою историю и, являясь формой “самосознания и самопознания науки”[156,7], требует своего исследования. Такое исследование представляет собой как составляющую исследований науки (исследование форм рефлексии науки), так и самостоятельным исследованием, дающим понимание истории методологии науки, как самостоятельной предметной области знания, и дальнейших путей её развития.

Целью настоящей работы является анализ работ по методологии науки с точки зрения их текстового выражения. Значимость текстового анализа для историко-методологических исследований науки состоит в том, что:

1) понятие текста сегодня одно из основных для анализа описаний, понимания и коммуникации;

2) текстовый анализ позволит соотнести развитие истории и методологии науки с развитием сферы текста и ввести историко-методологические исследования в эту сферу;

3) текстовый анализ задаёт новую точку для рефлексии, а следовательно, для анализа, критики и организации историко-методологических исследований науки.

Данное исследование сосредоточено вокруг текстов постпозитивистского этапа методологии, как соответствующих коммуникативной идеологии.

Соответственно, диссертационное исследование имеет две группы целей (относящиеся к сфере текста и относящиеся непосредственно к методологии науки):

- анализ строения перформативных текстов;

- анализ роли и специфики выразительных форм в истории и методологии науки.

Достижение этих целей осуществляется в ходе решения следующих задач:

- анализ современной социокультурной ситуации, вызывавшей изменение в форме текстов;

- выделение характеристик перформативного типа текстов;

- анализ смены типов текстов в истории исследований науки;

- анализ конкретных текстов, позволяющий уточнять представления о перформативном тексте и о роли текстов в методологии и истории науки.

В ходе исследования используется коммуникативный подход, в основании которого лежит представление о производительной силе коммуникации (Ю.Хабермас), её проблемности, онтологичности (М.Хайдеггер), полилогичности (М.Бахтин). В рамках коммуникативного подхода в настоящем исследовании используется понятие текста, разработанное Р.Бартом, М.Бахтиным, Ж.Делёзом, а также представление о перформативности, как характеристике отдельного высказывания (Дж.Остин) и текста в целом в рамках коммуникации, как условии существования индивидуальности в коммуникации (Ю.Хабермас).
Структура диссертационного исследования.
В первой главе рассматривается понятие текста для понимания смысла и назначения текстового анализа и выделения средств такого анализа. Глава состоит из трёх параграфов. В первом параграфе анализируется ситуация, в которой были проблематизированы представления о нормах литературного и научного текста и которая в конечном итоге привела к современному понятию “текст”. Во втором параграфе рассматриваются понятийный сдвиг в культуре, к которому привело появление понятия “текст”; и тем самым выделяются основные характеристики текста. Третий параграф содержит анализ строения и способов представления события как основной единицы, определяющей операторику текстового анализа.

Вторая глава посвящена анализу конкретного материала - текстов методологии науки. Эта глава также состоит из трёх параграфов. В первом даётся характеристика постпозитивистского этапа в развитии исследований науки; основное внимание уделяется переходу от неопозитивистской программы к постпозитивистским ориентациям, в котором произошла смена дескриптивной ориентации текста на перформативную. Во втором параграфе проводится анализ отдельных текстов методологии науки, показывающий, как происходили изменения от дескрипции к перформации. В третьем параграфе проводится анализ перформативного текста (в качестве такого текста мы взяли работу П. Фейерабенда “Против методологического принуждения”). Этот анализ позволит выделить различия дескриптивной и перформативной ориентаций и характеристики перформативных текстов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перформативные тексты в методологии науки iconТема: Текст. Какие бывают тексты. Цели урока
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Перформативные тексты в методологии науки iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»
В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве...
Перформативные тексты в методологии науки icon«Философия и методология науки» Общие проблемы философии и методологии науки

Перформативные тексты в методологии науки iconПрограмма учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки
Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований
Перформативные тексты в методологии науки iconВопросы к кандидатскому экзамену по философии науки
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Перформативные тексты в методологии науки iconИстория и методология науки
Учебно-методическое пособие для магистров по «Истории и методологии науки» разработано в соответствии с Государственным образовательным...
Перформативные тексты в методологии науки iconПрограмма учебной дисциплины «Философские проблемы науки и техники»
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Перформативные тексты в методологии науки iconСписок стипендиатов на присуждение стипендий Губернатора Калининградской...
Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т....
Перформативные тексты в методологии науки iconРуководство по нахождению ресурсов в данной области и использованию ее методологии
«Общие источники» и «Специальные источники», а «Специальные источники» — на «Гуманитарные науки», «Соци­альные науки» и «Точные и...
Перформативные тексты в методологии науки iconМинистерство образования и науки российской федерации белгородский...
Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки...
Перформативные тексты в методологии науки iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Перформативные тексты в методологии науки iconЧешскийязы к пособие по развитию речи минск
Целью является презентация лексических знаний для активного выхода в речь на чешском языке. Тексты построены по принципу нарастания...
Перформативные тексты в методологии науки icon
Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т....
Перформативные тексты в методологии науки iconРеферат по философии и методологии науки тема №
Исторический процесс как последовательная смена общественно-экономических формаций 12
Перформативные тексты в методологии науки iconВосточные единоборства как онтологическое явление
Диссертация выполнена на кафедре философии и методологии науки Башкирского государственного университета
Перформативные тексты в методологии науки iconТерминология в пауэрлифтинге
Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск