Скачать 63.83 Kb.
|
Духовно-нравственное воспитание младших школьников В процессе исследовательской работы по краеведению родного края. Лизогубова Надежда Михайловна, учитель начальных классов РМОУ Мошковская ООШ Р.п. Мошково Мошково-2010г «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» Локк Джон
Каждый год у нас в районе проводится научно-практическая конференция школьников. Активное участие принимают обучающиеся 4 классов. В 2009 году дети моего класса занимались исследовательской работой по истории нашего поселка. Их работа называлась «Мошково : вчера и сегодня». Исследования велись по следующим направлениям:
Дети работали в Мошковском архиве, в краеведческом отделе центральной библиотеки, проводили анкетирование в своем классе. Работа на научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура -2009» заняла II место. Когда мы собирали и обрабатывали материал, выступали перед обучающимися класса, родителями, я увидела, как нужна такая работа с детьми. Исследовательская работа. Это дает большой воспитательный аспект, ответственность за свой труд, коммуникативность, общение в социуме. Без прошлого нет настоящего. Мы воспитываем маленьких граждан нашей страны. И, хотя, они малы, и у них нет «багажа» прошлого, у них нет историй о том, что было раньше. Мы, учителя, должны дать ребенку эту ступеньку, с которой начинается его Родина, историю развития его родного края. Ту работу по сбору исторического материала я решила продолжить в системе. II. Основная часть. Программа « Я - исследователь». Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. А для того, чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Попробовала создать программу краеведческого направления – «Я - исследователь». Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни. Отсюда вытекают следующие задачи:
Программа состоит из трех разделов: I. раздел - «Православные праздники и традиции русского народа». Изучение этого раздела планируется во 2 классе. Так как дети меньшего возраста восприимчивы к театральности, к зрелищам. Цель: формирование представлений обучающихся о наиболее значимых православных праздниках на Руси и празднующихся сейчас. Мы для более глубокого изучения взяли 4 праздника:
Как мы знаем и помним из своего детства, эти праздники в селах отмечались широко. И, к сожалению, мы многое уже забыли. Не помним все подробности об этих праздниках. А традиции, как мы видим из жизни, опять возрождаются. Праздник Рождества Христова открывал святочную неделю. В рождественские дни крестьянские дворы обходили группы «славильщиков». Обряд колядований представлял собой театрализованное зрелище с песнями, шутками, величанием хозяев. Масленица – самый веселый народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Русская пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить». Каждый день Масленицы имел свое название. Следующий праздник, самый торжественный и радостный. Это пасха. В честь Воскрешения Христа. И летний праздник. Это Троица. Троица была у русских самым важным летним праздником. По старинному обычаю в эти дни украшали зеленью дома снаружи, и внутри, а также улицы. Около домов ставили срубленные деревца, пол застилали травой, в эти дни проходили гулянья с трапезой в лесу или в поле. В процессе знакомства с историей этих праздников обучающиеся должны провести следующие исследования:
Результатом исследований должно быть оформление трех альбомов: «Народные праздники», «Старинные народные игры и развлечения», «Обрядовые песни и заклички». II раздел программы –«Летопись родного села». Его изучение запланировано в 3 классе. Так как здесь предстоит работать с архивными документами, делать много записей, оформлять работы. Поэтому по возрасту лучше работать с детьми постарше. Мы должны помнить о том, что наш край это часть нашей страны. И что история нашего края тесно связана с историей России. Наш поселок начал зарождаться, когда в России начиналось интенсивное строительство железных дорог, когда люди переселялись в другие необжитые уголки страны. В 1883 году интенсивно велось строительство железной дороги на участке Челябинск - Кривощеково. Для ее обслуживания были сформированы промежуточные станции: Мошково, Сокур, Ояш. Для освоения новых земель хлынули потоки беженцев. Они стали селиться по обеим сторонам железной дороги. С одной стороны появилось село Алексеевское, с другой – Романовское. Села были названы в честь цесаревича Алексея Романова - наследника русского престола. Позже оба села были объединены под общим названием Мошково, по названию станции. Наибольший интерес у детей вызывает изучение истории улиц поселка, их названия. Наука изучения истории географических названий получила название «Топонимика». Что в переводе с греческого означало «имя места». Велико значение топонимики для школьного краеведа. Учитель должен не только удовлетворить естественное любопытство школьников, ответив на вопрос: «Почему так называется?», но и направить зародившийся интерес в русло самостоятельного поиска ответа. Мы выяснили, что у нас в поселке 49 улиц. Мы, исследовав названия, объединили некоторые улицы в группы.
При исследовании выяснили интересные факты. Оказывается, в нашем селе была улица - Красная Площадь. И всех заинтересовал вопрос, где же она была. Стали работать в архиве, с каталожными карточками, и нашли. В процессе знакомства с историей села, обучающиеся должны провести следующие исследования:
Результат исследований – картотека улиц –« Паспорт улицы». III раздел – «История сел Мошковского района». Изучение этого раздела рассчитано на обучающихся 4 класса. Так как при изучении истории сел, нужно посещать эти места, знакомиться с достопримечательностями села на месте. Цель: формирование знаний по истории сел, входящих в состав Мошковского района. В процессе изучения истории сел, нужно провести следующие исследования:
Результаты исследований оформить в виде атласа-путеводителя «Достопримечательности сел Мошковского района» Таких сел более 20. Работа большая. И было бы эффективнее организовать взаимопомощь: обмен знаниями между обучающимися других школ. Существуют различные формы работы с обучающимися:
Все эти формы имеют место на занятиях по краеведению. Вы спросите: «А как же 1 класс?» - В 1 классе мы посещаем музеи. У нас в селе их два: «Музей народного образования» и «Музей развития Мошковского района» И последнее. Ожидаемые результаты:
И закончить свое выступление хочу выдержкой из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». «Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя». |
Теоретическое задание Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | 5. 15 Image Capture Mode Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | ||
Нетрадиционные религии современности Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | Справочник астрального оздоровления Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | ||
Советы родителям будущих первоклассников ... | Программа по всем предметам полностью выполнена Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | ||
В. П. Лузин Уважаемые жители села Усть-Качка Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | Iii молодежная научная конференция Путь Востока Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | ||
Лев Николаевич Гумилев Поиски вымышленного царства Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | Публичный доклад директора моу «Кюереляхская сош им. С. Г. Коврова» Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | ||
Анатолий Павлович Кондрашов 3333 каверзных вопроса и ответа Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | Постановление Правительства Ханты-Мансийского ао югры от 29 декабря 2011 г. N 514-п Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | ||
Одесский кинематограф в смутное время 1917-1922 годов: региональный аспект Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | Альфред Адлер Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших... | ||
Первый раз в первый класс советы родителям ... | Пояснительная записка Акробатика является одним из средств физического... Общее количество детей в спортивной секции зависит от ставки педагога, от количества групп. Количество занимающихся в группе зависит... |