Скачать 160.37 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ГТУ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ» Утверждено на заседании Президиума Методсовета университета «23» октября 2006 г. _____________________/______________________/ (Председатель Методсовета) БАЗОВАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» (бакалаврская подготовка) Москва 2006 г. АннотацияСовременная высшая школа призвана готовить специалистов способных свободно ориентироваться в изменяющемся мире, давать адекватные оценки происходящим событиям и уметь их соотносить с фактами исторического прошлого. Курс отечественной истории должен способствовать выработке у студентов научного представления об обществе и мире в целом, обеспечению эффективной межкультурной и межличностной коммуникации учащихся, а также удовлетворению потребности молодого гражданина в поисках своего места в современном гражданском обществе. Успешное усвоение материала отечественной истории должно подготовить учащихся к постижению исторических составляющих дисциплин, которые они будут осваивать параллельно или последовательно с данным курсом. Умение обращаться с историческими фактами и пользоваться методами научного исторического знания позволят логично и эффективно постигать соответствующие разделы естественных, точных, технических и, конечно же, гуманитарных и социальных дисциплин. Курс носит базовый теоретический характер. 1. Цель обучения Развить у студентов интерес к историческому опыту человечества в целом и своего народа и государства в особенности; стимулировать потребности к непредвзятым оценкам исторических событий и фактов действительности во всем их многообразии и противоречивости.2. Приобретаемые компетенции Бакалавр должен знать: - место истории как науки в структуре теоретических знаний; - ключевые факты, имеющие общеисторическую значимость; - место отечественной истории в контексте мировой истории, ее специфику; - варианты оценок событий и фактов, происшедших в истории народов нашего государства; - критерии, отличающие историческое научное знание от вненаучного и псевдонаучного; - специфику исторического подхода к изучению техники и естествознания. Бакалавр должен быть готов: – различать альтернативные подходы в представлении исторических трактовок по одним и тем же проблемам (Л. № 1.1.-9.3.; С. № 1.1.-9.3.); – сопоставлять различные версии исторических событий (Л. № 5.1.-8.5.; С. № 5.1.-8.4.); – давать непредвзятую, многомерную оценку деятельности исторических личностей (Л. № 3.1.-9.3.; С. № 3.1.-9.3.); – логично формулировать и излагать без искажений чужую точку зрения (Л. № 7.1.-9.3.; С. № 7.1.-9.3); – осуществлять критический анализ дискуссионных проблем прошлого (Л. № 6.1.-8.4.; С. № 6.1.-8.4.); – обосновывать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых событий (Л. № 7.1.-9.3.; С. № 7.1-9.3.). Бакалавр должен обладать навыками: - самостоятельного поиска и систематизации информации об отдельных исторических событиях; - построения планов изложения (доклад, реферат) материала, оформления теоретических работ исторического характера, организации справочного аппарата и библиографий к ним; - ведения диалога по проблемам исторического содержания; - вычленения исторических аспектов естественных и технических знаний. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы (час.) Табл. 1
4. Содержание учебной дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий Табл. 2
4.2. Содержание лекционного курса «Отечественная история» Семестр I От Руси к России (17 часов) Раздел 1. История в системе гуманитарного знания. Первобытное общество и древнейшие государства на территории России (1а, 2а, 1б, 3б) (4 час) 1.1. История в системе гуманитарного знания. Сущность, формы и функции исторического знания. Исторический факт. Исторический источник. Основные концепции исторического развития человечества. 1.2. Первобытное общество: хозяйство, социальная организация, культура. Неолитическая революция. Ранние формы религиозных представлений и мифологическое сознание. 1.3. Древний Восток и античный мир: особенности развития, крупнейшие государства, специфика культуры. Роль древневосточной и античной цивилизаций в развитии европейской и российской истории. 1.4. Древнейшие народы на территории России. Кочевые племена и греческие колонии в Северном Причерноморье. Великое переселение народов. Праславяне. Раздел 2. Основные тенденции формирования средневекового общества в Древней Руси (по XII в.) (1а, 2а, 1б, 3б) (3 часа) 2.1. Крупнейшие государства и культуры средневекового Востока. Феодальные государства средневековой Европы. Место Византии в средневековой истории. 2.2. Происхождение государственности и социальная организация восточных славян в сравнении с аналогичными процессами в Западной Европе. Древняя Русь и ее соседи: борьба и сотрудничество, отторжение и усвоение опыта. 2.3. Языческие традиции и христианская культура. Крупнейшие земли и княжества на территории Восточной Европы. Древняя Русь и великая степь. Раздел 3. От Руси к России (XIII – XVII вв.) (1а, 2а, 1б, 3б) (4 часа) 3.1. Монгольское нашествие и золотоордынское иго. Экспансия с Запада. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Этапы борьбы за национальную независимость. 3.2. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Зарождение национального самосознания. Возвышение Москвы и освобождение от ордынского ига. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. 3.3. Установление самодержавной власти на Руси и территориальная экспансия Росси в XVI в.. Возникновение сословной системы организации общества. Иван Грозный: поиск альтернативных путей развития Руси. Ливонская война и опричнина. 3.4. «Смутное время». Обновление экономики и усиление светских элементов в русской культуре XVII века. Восстановление самодержавия и развитие крепостного права. Церковь и государство в России. Раздел 4. Модернизация и становление абсолютизма в России в XVIII в. (1а, 2а, 1б, 3б) (3 часа) 4.1. Формирование капиталистического общества в Западной Европе в XVII-XVIII вв. Начало промышленного переворота. Модернизация государств, армий, создание колониальных империй. Развитие науки и секуляризация европейской культуры. 4.2. Реформы Петра I как первый этап догоняющей модернизации. Борьба за преобразование традиционного общества в России. Превращение России в великую европейскую державу. Европеизация русской культуры. 4.3. Россия в середине – второй половине XVIII в. Эпоха «дворцовых переворотов». Изменения в положении основных сословий русского общества. «Просвещенный абсолютизм» и территориальные экспансии России при Екатерине II. Русская культура XVIII в. Раздел 5. Россия и Европа в ХIХ в. (1а, 2а, 2б, 3б) (3 часа) 5.1. Французская буржуазная революция и ее последствия для судеб Европы. Формирование консервативной, либеральной и социалистической идеологий. Наполеоновские войны. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Движение декабристов. 5.2. Промышленное развитие стран Западной Европы и Америки. Революционные и национально-освободительные движения в Европе. Социально-экономическое и политическое положение в России при Николае I. Общественные движения 30-х – 50-х годов. Крымская война. «Золотой век» русской культуры. 5.3. Реформы Александра II и контрреформы Александра III Развитие капитализма в России. Нарастание кризисных явлений в российской империи. Изменение вектора внешней экспансии России во второй половине XIX – начале XX века. Семестр II Россия в XX в. (17 часов) Раздел 6. Россия и мир в первые десятилетия ХХ века (1а, 2а, 2б, 3б) (5 часов) 6.1. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Политические партии России. Столыпинская аграрная реформа. «Серебряный век» русской культуры. 6.2. Формирование индустриального общества в западных странах. Обострение борьбы за передел колоний и сфер влияния между великими державами мира в начале ХХ в. Первая мировая война. Рост социальных и национальных противоречий внутри воюющих стран. 6.3. Февральская революция 1917 года. Падение самодержавия. Временное правительство и Петроградский Совет. Программа и тактика борьбы большевистской партии. Октябрьская революция 1917 г. Распад Российской империи. 6.4. Гражданская война и иностранная интервенция. Политика «военного коммунизма». Российская эмиграция. 6.5. Социально-политический кризис начала 20-х годов, переход к НЭПу. Формирование однопартийной системы и авторитарного режима в Советской России. Образование СССР. Раздел 7. СССР в период социалистического строительства и Второй мировой войны (1а, 2а, 2б, 3б) (4 часа) 7.1. Форсированная индустриализация и коллективизация в СССР. Специфика советской командно-административной экономики. Формирование сталинской диктатуры и тоталитарного режима. Репрессии. 7.2. Последствия Первой мировой войны и Версальская система международных отношений. Превращение США в лидера капиталистического мира. Формирование новых национальных государств. Установление в Италии и Германии фашистских режимов. 7.3. Вторая мировая война: периодизация, ход и последствия. Великая отечественная война: ход, основные события и итоги. 7.4. Поляризация послевоенного мира. Создание ООН. «Холодная война». СССР в конце 40-х – начале 50-х гг. Раздел 8. СССР в послевоенном мире (50-е - 80-е гг.) (1а, 2а, 2б. 3б) (5 часов) 8.1. Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 50-е – начале 60-х гг. ХХ съезд КПСС. Противоречивый характер преобразований в стране. 8.2. Распад колониальных империй. Ближневосточный конфликт. Страны третьего мира. Место Китая в международных отношениях во второй половине ХХ века. 8.3. НТР. Становление и развитие общества массового потребления в развитых странах мира. Структурные перемены в экономике ведущих государств Запада. 8.4. Период «застоя» в СССР. СССР и страны социалистического лагеря во второй половине 60-х – начале 80-х гг. нарастание кризисных явлений в экономике и социально-политической жизни СССР. 8.5. Новый виток гонки вооружения в первой половине 80–х гг. «Перестройка». Распад СССР и социалистического лагеря. Раздел 9. Россия на рубеже тысячелетий (1а, 2а) (3 часа) 9.1. Геополитические последствия распада СССР. Россия и СНГ в 90-е гг. Экономические и социально-политические преобразования. Политический кризис и конституция 1993 г. Проблема территориальной целостности России. Чеченская война. 9.2. Основные тенденции развития современного постиндустриального общества. Ключевые экологические, социальные и культурные вопросы современности. Проблемы глобализации. Россия в системе международных отношений в начале ХХI века. 9.3. Современная Россия в системе мировой экономики. Основные тенденции развития современного российского государства и общества. Проблемы повышения уровня жизни, становления демократии и гражданского общества. 4.3. Перечень тем семинарских занятий Семестр I(17 часов) Табл. 3
Семестр II( 17 часов) Табл. 4
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная) а) основная литература 1а. Орлов А.С., Георгиев В.А. Основы курса истории России. М.: 1997. 2а. Всемирная история. Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Маркова. М.: 2000. б) дополнительная литература 1б. История России. В 2-х тт. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII в. Под ред. А.Н.Сахарова. М.: 2003. 2б. История России. В 2-х тт. Т. 2. С начала ХIХ в. до начала ХХI в. Под ред. А.Н.Сахарова. М.: 2003. 3б. Орлов А.С., Георгиев В.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.: 2000. 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины (перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино- и телефильмов) 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины (указываются специализированные лаборатории и классы, основные установки и стенды) 7. Методические рекомендации по организации обучения (включаются в программу по усмотрению разработчиков) 8. Перечень заданий для самостоятельного выполнения Семестр I Табл. 5
Семестр II Табл. 6
Рефераты сдаются студентами в специально отведенное кафедрой время в указанные сроки. 9. Перечень контрольных мероприятий Семестр IТабл. 7
Семестр II Табл. 8
Контрольные работы проводятся в часы семинарских занятий в указанные сроки. Самоконтроль знаний проводится в дни и часы, устанавливаемые преподавателем в среде e-learning. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлениям в области техники и технологии. Автор программы: Мирзоев Е.Б., доц., канд. истор. наук (________________) Программа одобрена на заседании кафедры ФИСПН протокол № 2 от 20 сентября 2006 г. Зав. каф. _____________(В.М.Мапельман) |
Московский энергетический институт (технический университет) Гту и самой гту в целом; их методик расчета; особенностей режимов работы установок с разными тепловыми и механическими схемами | Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов... Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской федерации: аналитический доклад /Под науч ред д-ра... | ||
Внимание!!!!!! Изменилось место проведения данной олимпиады: можно... Государственным технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов» (мисиС) совместно с Магнитогорским государственным... | Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено... Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19.... | ||
Отчет о самообследовании Челябинского филиала фгбоу впо мггэи челябинск,... Гоу дпо челябинский институт развития профессионального образования (повышения квалификации) специалистов 20 | Т. К. Юрковская, Ботанический институт им. В. Л. Комарова ран, Санкт-Петербург Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | ||
Исследование процесса рафинирования сплавов хрома при помощи газовой и шлаковой обработки Диссертационная работа выполнена на кафедре Металлургии Стали и Ферросплавов Национального исследовательского технологического университета... | Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | ||
Отчет о б образовательной деятельности Югорского государственного университета Рамн, д м н., профессор заведующий кафедрой анатомии человека гоу впо первый Московский государственный медицинский университет им.... | Гоу впо «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» Себряковский филиал гоу впо «Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета» | ||
Высшего профессионального образования «московский институт государственного... Ноу впо «Московский институт государственного управления и права» (далее – Институт), а также определяет перечень вступительных испытаний... | Протокол ведения больных Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | ||
10 Врожденные пороки развития Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | Протокол ведения больных Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) Целью дисциплины является природы, механизмов и кинетики структурных изменений и закономерностей изменения свойств металлов и сплавов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета |