Скачать 159.45 Kb.
|
Тема урока: «Курение и его влияние на здоровье» Цель урока: Сформировать у учащихся стойкое неприятие табакокурения. Задачи:
Учебно-методическое обеспечение урока:
Материально-техническое обеспечение: прозрачная пластиковая бутылка, вата, сигарета, спички. Учебные вопросы:
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Вступительная часть. Наш сегодняшний урок посвящен вреду курения. Давайте для начала вспомним, что такое здоровый образ жизни. Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое здоровый образ жизни? Как вы понимаете словосочетание «потребность человека в здоровом образе жизни»? Каковы составляющие здорового образа жизни? Основная часть. История табакокурения Табакокурение - одна из самых распространенных вредных привычек, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака (всасывании через него воздуха). Она приводит к серьезным нарушениям здоровья и болезням. Табак - род однолетних и многолетних кустарников и травянистых растений семейства пасленовых. Его листья служат сырьем для табачной промышленности. Многие врачи называют табак чумой XX в. Послушаем доклад об истории табака. Один из учащихся рассказывает об истории табакокурения. Потребление табака в Америке насчитывает тысячи лет. Есть данные, что уже в I в. до н.э. индейцы майя в Центральной Америке курили табак на религиозных церемониях. Курение табака распространилось на другие части Северной и Южной Америки. К тому времени, когда в XV в. туда прибыли европейцы, туземцы выращивали табак во многих частях Америки. Нечто подобное было в древности и у других народов. О вдыхании дыма сжигаемых растений упоминают и древнекитайские летописи, и древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), описывая быт скифов. Дым, выделяющийся при горении определенных растений, вдыхали и жители Африки. Благовонные окуривания от сжигания трав практиковались в Греции и Древнем Риме во время различных празднеств и церемоний. Приобщение европейцев к курению началось с открытием Америки Колумбом в 1492 г. Первые европейцы, оказавшиеся в Америке, научились курить у местных жителей. В 1493 г. Колумб привез в Европу траву, получившую название от провинции Тобаго, где она культивировалась. В середине XVI в. табак распространился во Франции. Этому способствовал Жан Нико, французский посланник в Португалии. В его честь назвали наркотическое вещество листьев табака - никотин. Быстрому распространению табака способствовало его свойство формировать тягу человека к курению, с которой очень трудно совладать. Сначала считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов, успокаивает. Однако курение табака, а также применение его в качестве лекарства (настойки, пилюли, экстракты) вызывали и тяжелые отравления, нередко заканчивавшиеся смертью. Это заставляло власти вести борьбу против курения. Применялись различные наказания. В некоторых странах они были весьма жестокими. Так, в России при царе Михаиле Федоровиче уличенных в курении наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз - отрезанием носа или ушей. Чтобы сократить торговлю табаком и уменьшить курение, табачную торговлю облагали высокими налогами. Поскольку это стало приносить большой доход казне, правительства стали использовать торговлю табаком как источник дохода. В России торговля табаком была разрешена в 1697 г. в царствование Петра I. Итак, давайте посмотрим, действительно ли табак настолько вреден, как об этом говорят. Вредное воздействие табака на организм человека. Демонстрация опыта «Аппарат вредной привычки» Проведем опыт, который показывает, как смолистые вещества табачного дыма проникают в легкие курильщика и влияют на них. Для этого используем «Аппарат вредной привычки». Вложим вату в прозрачную пластиковую бутылку и вставим в отверстие в крышке сигарету. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. Зажжем сигарету. Медленно ослабляя давление на бутылку, посмотрим, что происходит в легких курильщика. А теперь осмотрите вату внутри бутылки, определите, как изменился ее цвет, и попробуйте прокомментировать то, что показал «Аппарат вредной привычки». Учащиеся комментируют результаты опыта. Изменение цвета ваты - это отложение на ней составляющих табачного дыма. То же самое происходит при курении на внутренней поверхности легких. Состав табачного дыма В табачных листьях содержится много органических веществ - никотин, органические кислоты, протеиновые вещества, эфирные масла, жиры, древесные волокна и другие - до 257 канцерогенных веществ. Кислород, содержащийся во вдыхаемом курильщиком воздухе, проходя через слой тлеющего табака, обеспечивает тление. Продукты тлеющего табака вместе с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Температура тлеющего табака -около 300° С, при затяжках она доходит до 1100° С, что приводит к вдыханию горячего дыма (50-60° С). В этих условиях происходит пиролиз табака и папирусной бумаги, так называемая сухая перегонка, при которой образуется табачный дым с выделением вредных веществ. Их известно около 4000! Обратимся к статистике. Табакокурение снижает продолжительность жизни на 10-15 лет (ежедневно - на 15 мин). По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый третий умирающий в мире - жертва алкоголя, а каждый пятый - жертва табака. В России курят примерно 70% взрослых мужчин и 27-30% женщин. Чтобы разобраться в том, что содержит ядовитое зелье, послушаем доклад на тему «Состав табачного дыма». Один из учащихся рассказывает о составе табачного дыма. Табачный дым представляет собой аэрозоли из жидких и твердых частиц, находящиеся во взвешенном состоянии. Он содержит никотин, угарный газ, синильную кислоту, муравьиную кислоту, сероводород, аммиак, табачный деготь, канцерогены, окислы азота, соединения мышьяка, меди, железа, свинца, радиоактивный полоний, цезий, стронций, ацетон и др. Это целый «склад» ядовитых веществ. Основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких курильщика. Никотин - сильный яд. Его смертельная доза -1 мг на 1 кг массы тела. Ядовитые свойства никотина доказать просто: пиявка, поставленная курильщику во время курения, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин. Угарный газ при вдохе, попадая в кровь, легко соединяется с гемоглобином, образует карбокенгемоглобин, в результате часть гемоглобина исключается из нормального дыхания, становится неспособной переносить кислород. Еще коварнее действие синильной кислоты. Это сильный яд, действующий на центральную нервную систему. Легко проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови, что приводит к их кислородному голоданию. Аммиак из табачного дыма раздражает слизистые оболочки, снижает сопротивляемость организма различным инфекционным заболеваниям, в том числе туберкулезу. Табачный деготь - концентрат жидких и твердых веществ - оседает на стенках воздухоносных путей, накапливаясь и в альвеолах, приводя к злокачественным новообразованиям. Вдыхание паров ацетона с табачным дымом вызывает кислородное голодание мозга. Полоний, радиоактивный свинец и висмут, попадая в организм из табачного дыма, приводят к расстройству сна и аппетита, нарушая деятельность желудка и кишечника. Пирен, хорошо растворимый в человеческой крови, связывается с глобулином, что приводит к судорогам, спазмам дыхательных путей, парезам конечностей. Он также вызывает головную боль, слабость, нарушения функции печени. Разрушение здоровья табачным дымом Токсичность табачного дыма в 4,5 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобиля. К каким последствиям ведет воздействие содержащихся в нем ядовитых веществ? При курении человек вдыхает горячий дым и холодный воздух, что приводит к микроскопическим трещинкам на зубной эмали. В дальнейшем там откладывается табачный деготь, вследствие чего поверхность зубов приобретает желтоватый цвет. Температура табачного дыма влияет на слизистые рта и носоглотки. Капиллярные сосуды расширяются, слизистая оболочка щек, неба, десен, подвергаясь хроническому раздражению, воспаляется. Тепло табачного дыма и химические вещества раздражают слюнные железы, в результате происходит усиленное выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплевывать. Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка. Это приводит к потере аппетита, болям в области желудка и кишечника, чередованиям запора и поноса и в итоге - к хроническим гастритам, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. От воздействия табачного дыма, прежде всего, страдает легочная система. Ядовитые вещества постепенно разрушают механизмы защиты легких, вызывая их заболевания. Кроме раздражения слизистой оболочки гортани, трахеи, легких и альвеол, развивается хроническое заболевание дыхательных путей - бронхит курильщика. Отсюда постоянный кашель, мокрота, одышка, сердцебиение. У курящих людей значительно повышается возможность заболевания раком легкого из-за содержания в табачном дыме канцерогенов. Наиболее чувствительна к никотину нервная система. При первой пробе курения у человека появляется головокружение, тошнота, бледность лица, сердцебиение. Отравление нервной системы проявляется чувством беспокойства, дрожанием пальцев рук, шаткостью походки. Систематическое отравление табачным дымом особенно неблагоприятно сказывается на сердечнососудистой системе. После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов держится в течение получаса. Это происходит в связи с увеличением функции желез внутренней секреции, в частности надпочечников, которые выделяют адреналин, сильно суживающий мелкие кровеносные сосуды. Хроническое сужение сосудов может стать причиной тяжелых заболеваний, стойкого спазма сосудов нижних конечностей, сопровождающегося хромотой и омертвением конечности. Понижение сократительной способности сосудов приводит к ухудшению снабжения кислородом и питательными веществами мозга, сердца и других органов. Сужение сосудов особенно опасно для сердечной мышцы. Нарушается ее нормальное питание, что способствует развитию ишемической болезни. Ускоряется сердечная деятельность, сердце изнашивается и быстрее стареет. У курящих значительно повышается риск развития гипертонической болезни. Под воздействием табачного дыма нарушается обмен веществ, усвоение витаминов, возникает дефицит витаминов A, Bv B6, В12, С. Курящие дети отстают в развитии. У них ослабевают память и внимание, снижается работоспособность. Никотин вредно действует на слух и зрение. У мужчин происходит снижение половой функции. Особенно губительно курение влияет на женщин. У них наблюдается раннее увядание организма. Кожа теряет эластичность и свежесть, появляются ранние морщины на лице, голос становится низким и хриплым. У курящих женщин в два раза чаще происходят выкидыши, рождаются неполноценные и мертворожденные дети. К многообразным последствиям курения относится ряд болезней, приводящих к смерти человека: рак различных органов (губы, горла, гортани, пищевода, легких). Средний возраст умерших от сердечных приступов - 67 лет, а среди курильщиков - 47 лет. 95 из каждых 100 больных туберкулезом - курильщики. Стадии никотиновой зависимости Выделяют три стадии никотиновой зависимости:
У детей возникают зависимости от курения: социальная - желание покурить из-за подражания взрослым; психологическая - курение становится привычным и единственным методом психической саморегуляции при перенапряжении в условиях эмоционального стресса; физическая - формируется по мере увеличения стажа курения и возрастания его интенсивности. Промежуток между выкуриванием сигарет становится короче, их число растет. Пассивное курение Курильщики отравляют не только себя, но и тех, кто находится рядом. При табакокурении 25% вредных веществ табачного дыма сгорают, 25% поглощает сам курильщик, а 50% отравляют воздух в помещении. Пассивное курение - это вдыхание некурящими людьми табачного дыма, образованного другими в процессе курения. Вторичный дым, который выдыхает курильщик, загрязняет воздух никотином, окисью углерода, аммиаком, смолами, бензапиреном, радиоактивными и другими вредными веществами. Исследователи пассивного курения пришли к выводу, что в плохо проветриваемом помещении некурящий за час вдыхает столько же дыма, сколько получает курильщик от одной выкуренной сигареты. Пассивное курение влияет на психику, вызывает у некурящих людей возбужденное состояние, раздражительность, ухудшает внимание, понижает способность к восприятию знаний. Табачный дым уменьшает количество отрицательно заряженных ионов в воздухе, которые способствуют повышению тонуса организма и работоспособности. Пассивно вдыхаемый табачный дым для легких - сильный раздражитель, что может привести к заболеваниям легочной системы. Особенно вреден табачный дым при пассивном курении больным стенокардией. Если в семье курят оба родителя, дети вдыхают такое количество никотина, которое получали бы, если бы сами выкуривали по 80 сигарет в год. Жены курильщиков живут на четыре года меньше жен некурящих мужчин. Некурящему достаточно час провести в накуренном помещении, чтобы в его организм попали все вредные вещества в количестве, которое содержится в одной выкуренной сигарете. Обратите внимание на плакат. После прослушанной информации предлагаю вам поиграть в игру «Плюсы и минусы». Игра «Плюсы и минусы» На плакате перечислены последствия курения. Разделим класс на четыре группы. Одна группа выбирает из списка кратковременные отрицательные последствия курения (после первой затяжки), вторая - отрицательные последствия длительного курения, третья - прочие отрицательные последствия и четвертая - положительные последствия курения. Отрицательные последствия курения:
Учащиеся выполняют задание и комментируют последствия курения по заданной стадии курения. Труднее всего пришлось группе, которой надо было выявить положительные последствия курения. В формулировке этого задания скрыт подвох, потому что ничего хорошего табакокурение не несет. Именно это выяснила группа, выполняя задание, и показала нам, что аргументы, которыми оправдывают свою вредную привычку и утешают себя курильщики, несостоятельны. Избавление от табачной зависимости Отказ от курения - это победа над собой, своей слабостью и злейшим врагом здоровья - табаком. Бросить курить можно в любое время. Нужно только захотеть. Первым делом необходимо продумать все «за» и «против» курения, найти правильный ответ на вопрос: «Почему я курю?». Честный ответ может способствовать освобождению от этой привычки. В дополнение к нему надо найти правильный ответ еще на один вопрос: «Хочу ли я на самом деле бросить курить?». Он поможет подобрать веские аргументы в пользу отказа от табака. Надо принять решение и не откладывать его выполнение, назначить день отказа от табака и сообщить об этом своей семье, друзьям. Если человек не в силах справиться с пагубным пристрастием к табаку самостоятельно, можно обратиться за помощью к врачу. А чтобы быстрее восстановить свой организм после вредных последствий табакокурения, полезно заниматься физкультурой и спортом, закаливанием организма, аутотренингом. Они помогут избавиться от пагубной привычки и сделать жизнь более интересной. Закрепление изученного материала. А теперь чтобы закрепить полученные на уроке знания, проведем тестирование и выберем на шесть вопросов правильные ответы из предложенных вариантов. Ответы на первый и второй вопросы необходимо выбрать из вариантов ответов в третьем-шестом пунктах теста: Тест.
а) никотин; б) эфирные масла, содержащиеся в табаке; в) радиоактивные вещества, содержащиеся в табаке; г) цианистый водород, содержащийся в табаке. 4. Наркотическое вещество, вызывающее зависимость курильщика от табакокурения: а) никотин; б) угарный газ; в) фенол; г) мышьяк. 5. Пассивный курильщик - это человек: а) выкуривающий до двух сигарет в день; б) выкуривающий одну сигарету натощак; в) находящийся в одном положении с курильщиком. 6. Должна ли курить девушка (женщина): а) да, если она хочет потерять женственность, красоту, здоровье и иметь морщины, хриплый и низкий голос, специфический запах изо рта, неполноценных детей; б) нет, если она хочет оставаться здоровой, красивой, иметь хорошую семью и здоровых детей. Подведение итогов урока Люди не задумываются о последствиях курения, считая эту привычку выражением своей независимости и самостоятельности, не понимая, что они тем самым укорачивают свою жизнь и жизни своих близких, подвергают опасности жизнь и здоровье своих детей. Если человек курил 30 лет, он разрушил свое здоровье и «заразил» табакокурением более 10 человек. Из закуривших подростков каждый четвертый впоследствии умрет от заболеваний, связанных с курением. Надо найти в жизни правильные ориентиры и уметь сказать «нет» губительной, медленно убивающей человека привычке. Вот как ярко, образно охарактеризовал ее В. Бондаренко в стихотворении «Не курить!»: Спасу нет от разгула наркотика. Не щадя, убивает меня Ядовитая наркоэкзотика Принародно, средь бела дня. Дым-убийца клубится по зданиям, Крематорий - в табачном чаду. Страх: повальная наркомания, А попробуй привлечь к суду. Рак, бесплодие, инсульты, инфаркты Сигаретой направлены в нас. «Не курить!» - призывают плакаты, Да не вышел такой указ. И курильщики не стесняются – На плакаты буквально плюют. Жертв табачной войны прибавляется: Сигареты без промаха бьют. С детства знаем, что грамм никотина Валит лошадь и даже быка. (Позавидуешь тут: скотина Лучшим воздухом дышит пока.) Человеку же меньше надо, Чтоб не в гроб, так в невротики. Уж невмочь от табачного яда, Уберите с прилавка наркотики! Домашнее задание. Придумайте рекламу против табакокурения. Конспект урока ОБЖ 11 класс Тема урока: «Курение и его влияние на здоровье». Преподаватель-организатор ОБЖ Дупленцева А.А. |
«О вредных привычках» Повысить уровень информированности подростков о вредном воздействии табачного дыма, алкоголя, наркотиков на организм человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: ознакомить учащихся с разрушающим действием табака и табачного дыма на организм человека. Профилактика курения | ||
Инструктаж По охране здоровья населения от воздействия окружающего... Цель: формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека | Задачи: Расширить представления учащихся о путях выхода из конфликтных... Цель: получение новых знаний о никотине, составе табачного дыма, изучение причин и последствий употребления табака | ||
Российская федерация федеральный закон об охране здоровья граждан... Провести краевой конкурс «Класс, свободный от курения» с октября 2009 года по май 2010 года | Урок по физике. Тема: «Ускорение. Перегрузки. Влияние их на организм человека» Цель знания: обобщить, расширить знания по теме «ускорение», выяснить, как ускорение и вызванные им перегрузки влияют на организм... | ||
План основных мероприятий хмао, направленных на профилактику алкоголизма... Акция «Жить – это здорово!», посвящённая Всемирному Дню без табачного дыма (видеоролик о вреде курения перед показом фильма) | Конкурс стихотворений о вреде курения 4 перемена, актовый зал Выступление... Эти показатели настолько значительны, что политика, ведущаяся в большинстве стран мира и направленная против курения, становится... | ||
Обзор новых нормативных документов в области здравоохранения за период... Провести краевой конкурс «Класс, свободный от курения» с октября 2009 года по май 2010 года | Урок элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» Цели: Рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении атмосферы и его воздействии на организм человека | ||
Сценарный план проведения «круглого стола» на тему «О вреде курения языком математики» в 7 «г» Учащимся 7 «Г» предлагалось найти материал по заданной теме: «О вреде курения языком математики», (стихи, информация из медицинской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей. Упрочить знания слабоуспевающих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: формировать знания о празднике Пасхи, расширить кругозор учащихся об обычаях и традициях, формировать умения изготавливать... | Сценарий классного часа «Скажем -нет курению» Цель : формировать... Цель: формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека | ||
Тема. Организм человека Цель: уточнить и расширить представления обучающихся об организме человека: его внешних частях тела, органах чувств | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи урока: воспитывать познавательный интерес к предмету, расширить знания по страноведению – познакомить учащихся с некоторыми... |