Скачать 62.35 Kb.
|
МАОУ «Юрминская СОШ» Окружающий мир в 5 классе Урок на тему «Вредные привычки человека. О курении» с позиций здоровьесбережения Учитель по окружающему миру: Очилбоева Е.П. 2011- 2012 уч.год Форма урока: урок - общение Цели урока: ознакомить учащихся с разрушающим действием табака и табачного дыма на организм человека. Профилактика курения. Задачи урока:
Ход урока:
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, звуковые колонки, таблицы. Творческие работы учащихся. Формы и методы обучения: словесный, наглядный – эвристическая беседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения; практический – индивидуальная работа,; здоровьесберегющие технологии. Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Знания, умения, навыки, которые приобретут ученики в ходе урока: актуализация, систематизация и практическое применение полученных знаний в новой ситуации Ход урока: Организационный момент - Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Вступительное слово учителя: Сегодня мы поговорим о курении и его последствии на организм человека. Научно доказано, что это – пагубная привычка, вредная и опасная для человека. Посмотрите на экран: (слайд № 4) Население нашей планеты составляет более 6 млрд. чел. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество курильщиков более 1 млрд. чел. В России курят 34% населения и ежегодно умирают от последствий курения 375 тыс. чел.. Это 1030 человек в день. 43 человека в час и 32 чел. за 45 мин.учебного времени. Несмотря на эти страшные цифры люди продолжают курить, а молодежь, глядя на рекламу приобщаются к этой пагубной привычке. 28% подростков в возрасте до 18 лет курят. 14 % курят женщины. Вот такая статистика вызывает тревогу за будущее страны, сокращается продолжительность жизни населения. Эта проблема обсуждается медиками, социологами, политиками, а сегодня мы поговорим на уроке. А начнем с того как все начиналось и как к курению в разные периоды истории относился народ. Ученик 1: (слайд № 5, 6) (домашнее задание) Во время своего путешествия в 1492 г. Христофор Колумб увидел, как жители острова Куба сосут туго свернутые тлеющие листья какого-то растения. Эти свернутые листья назывались «сигаро».От названия провинции Табаго, где эту траву стали выращивать, растение получило название «табак».Первоначально табак использовался в качестве лекарства от мигрени: аромат табачных листьев уменьшал головные боли. Со временем нюханье табака и его курение быстро распространилось и стало модным. Ученик 2: (Слайд № 7) В России табак появился в 1583 г. При царе Иване Грозном, а распространение получил при царе Федоре Ивановиче. Со временем было замечено, что курение табака приводит к многочисленным отравлениям организма и даже смерти. При небрежном обращении с непогашенной трубкой происходит возгорание деревянных построек. Курение в России стало преследоваться властями и духовенством. При царе Михаиле Федоровиче запрещалась продажа, покупка и потребление табака. Нарушающих этот запрет наказывали палочными ударами. При повторном нарушении им отрезали ноздри или уши, иногда казнили. При Петре 1 табак стал новой доходной статьей для торговцев и правителей. Для борьбы с распространением табака вводилась на его импорт пошлина, проводились операции по борьбе с контрабандой. Учитель: (Слайд №8) Посмотрите внимательно на диаграмму распространения табакокурения разных возрастных групп населения России. Какие выводы можно сделать? Ученики делают выводы, что более 40% курильщиков – это молодые люди школьного возраста. Учитель: Ребята, как вы думаете, какие причины заставляют детей начать курить? Ученики: (Слайд № 9)
Учитель: Многие дети курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее, Не у каждого хватает сил проявить свой характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящим, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге и даже при ходьбе, быстро уставать. И ждет курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак. (слайд № 10,11) Ребята, а сейчас я предлагаю послушать отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство, отрочество, юность», где герой делится своими впечатлениями о первой попытке покурить. Ученик чикает отрывок, подготовленный дома: « Скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся наполнилась голубоватыми облаками дыма… во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение… К удивлению моему, зашатался на ногах, комната пошла кругом, и , взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость… что мне показалось, что я умираю». Учитель: Ребята, я хотела бы услышать от вас, пробовали ли вы закурить и совпадают ли ваши впечатления от выкуренной сигареты с впечатлениями героя повести Л.Н.Толстого. (обсуждение) Учитель: Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика. Учитель: (слайд № 12) А теперь посмотрите в таблицу. Постарайтесь запомнить, какой вред вашему здоровью может нанести табачный дым. (слайд 13,14) Сравните легкие здорового человека и легкие человека курящего. Стоит задуматься? Показ опыта “Аппарат вредных привычек” Задача: продемонстрировать учащимся, что смолистые вещества немедленно проникают в легкие и последствия табачного дыма на легкие человека. Необходимо: прозрачная пластиковая бутылка, вата, сигарета, спички. Опыт: вставить сигарету в проделанное отверстие в крышке, сжав бутылку, выдавить из нее воздух, зажечь сигарету, медленно ослабляя давление на бутылку производить курение аппаратом. Выводы: при осмотре ваты внутри бутылки определить ее цвет и отложение на ней табачного дегтя и какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность легких. Учитель: Давайте подведем итоги: Что мы можем порекомендовать всем (слайд № 15, 16) Вы дома готовили творческие работы по борьбе с табакокурением. Давайте посмотрим, что у вас получилось.(и еще посмотрите слайд № 17, 18) Дети предлагают рисунки, буклеты, плакаты. Учитель: Целью нашего урока было окончательно убедиться во вреде этой пагубной привычки. В заключении нашего урока я предлагаю посмотреть видеоролик о вреде курения. Лёгкие человека не курящего Курю 5 лет (стаж курильщика – до пяти лет. Лёгкие курильщика через 5 лет) Курю 10 лет (стаж курильщика – до 10 лет. Лёгкие курильщика через 10 лет) Курю 15 лет (Стаж курильщика до 15 лет. Лёгкие курильщика с большим стажем) Курю больше 20 лет (Лёгкие заядлого курильщика с большим стажем) |