Скачать 175.78 Kb.
|
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № __________________________ Заведующий кафедрой _________________________________Т.К. Каленик________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ___________________________ Заведующий кафедрой _____________________________Т.К. Каленик ___________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Дисциплина «История и методология науки о пище» включена в состав дисциплин по выбору компонента М1.В.ДВ.1 общенаучного цикла основной образовательной программы магистратуры 260200.68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения». Общая трудоемкость освоения учебно-методического комплекса дисциплины составляет 3 зачетных единицы. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (12 часа), практические занятия (34 часа), самостоятельная работа студента (62 часа). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре. Целью изучения дисциплины «История и методология науки о пище» является теоретическая подготовка обучающихся к практической деятельности в области переработки животного сырья с целью получения мясных, рыбных, молочных и функциональных продуктов. Задачи дисциплины: формирование у обучающихся системы знаний в области биотехнологии пищевых продуктов из сырья животного происхождения. В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: принципы научного познания; методы конкретно-научного познания как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях; требования, предъявляемые к научным исследованиям, виды и формы научно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, а также методику организации научного исследования. В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь: оценивать эффективность результатов своей деятельности и деятельности коллектива; применять достижения современной науки и техники, а также новых технологий; самостоятельно решать вопросы организации производственных процессов; управлять качеством продукции; разрабатывать новые виды продукции и технологии в области здорового питания на основе научных исследований; участвовать в разработке регламентов при подготовке проектной и технологической документации; анализировать информационные и научные данные; уметь характеризовать качественные показатели сырья и продукции; уметь определять по органолептическим показателям наиболее часто применяемые пищевые добавки и заменители животного сырья. В результате изучения дисциплины обучающийся должен владеть: терминологией, определениями и положениями изучаемой дисциплины; правильно определять приоритеты и ставить цели исследовательской деятельности, правильно планировать все действия по изучению объекта исследования и эффективно организовать отбор информации, из многообразия методов современной науки выбрать такой или такие методы и исследовательские приемы, основываясь на научных принципах, которые с наибольшей эффективностью ведут к успешному решению проблемы. Выпускник должен стремиться совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); быть готовым к активному обучению в науке, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-7). Кроме этого, выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): ПК-5 – способностью осваивать знания в области современных проблем науки, естествознания, молекулярной биологии, микробиологии, техники и технологии продукции животного происхождения; ПК-14 – готовностью использовать приемы и методы работы с персоналом, методы оценки качества и результативности труда персонала; ПК-15 – готовностью к проведению маркетинговых исследований и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий и разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии; ПК-16 – способностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах; ПК-17 – способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований; ПК-18 – способностью самостоятельно выполнять исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции при выполнении исследований в области проектирования новых продуктов; ПК-19 – способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемых новых технологий и продуктов; ПК-20 – способностью представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений. Оценка результатов обучения – зачет. I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (12ч, в том числе в форме активного обучения – 5 часов) Раздел 1. История науки о пище (6 ч). Тема 1. Введение в курс (2 ч) Понятие о науке «История». Действительность в процессе развития. Отдаленное время с его событиями. Предмет, изучающий развитие какой-либо области природы, знания – в частности, развитие представлений в науке о пище. Методология – как совокупность приемов исследования, применяемых в научном познании мира. Тема 2. История науки о пище (4ч) 2.1. История развития науки о пище во взаимосвязи с фундаментальными науками. 2.2. История развития биологической химии. 2.2.1. Протобиохимия. Концепция процессов жизнедеятельности и их природы, развиваемые в древности, античности, в период средневековья. Концепциия жизнедеятельности в эпоху Возрождения, привлечение их для описания и объяснения химических процессов. 2.2.2. Экспериментальное изучение процессов жизнедеятельности в XVII-XVIII в.в. 2.2.3. «Новая химия» и изучение методами химии живых организмов. Первый кризис методологии в области взаимодействия химии и биологии. 2.2.4. Формирование биологической химии в рамках редукционистских программ биологии второй половины XIX в. 2.2.5. Развитие классической биохимии. 2.2.6. Прогресс биохимии и революция в биологии во второй половине XX в. – формирование физико-химической биологии. 2.2.7. Роль открытий в области химии белка для становления науки о питании. Хронология открытия протеиногенных аминокислот. Открытие простых и сложных белков, их роль в питании человека. 2.2.8. Открытия в области строения и свойств углеводов. Открытие оксидного цикла моносахаров. Расшифровка структуры гликозидов. 2.2.9. Открытие в области строения и свойств липидов. Первый элементный анализ жиров. Открытие омыляемых и неомыляемых липидов. Обнаружение продуктов гидролиза масла. 2.2.10. История развития ферментологии. Первые доказательства материальности ферментов; открытие каталитической функции и механизма действия ферментов. 2.2.11. История открытий в области витаминологии. Роль витаминов в питании и физиологии человека. 2.2.12. История изучения и роль минеральных веществ в питании человека. Минеральные вещества как коферменты. Значение отдельных макро- и микроэлементов в питании человека. 2.2.13. История микробиологии и ее влияние на развитие науки о пище и индустрии продуктов питания. Этапы изучения микроорганизмов. Открытие вирусов, создание вакцин. Создание промышленной микробиологии. Продукты микробного синтеза. 2.2.14. Вклад биологии и физиологии в развитие науки о пище. Эволюция представлений об обмене веществ. Научная разработка энергетических затрат человека и необходимых нутриентов. 2.2.15. История становления и развития биотехнологии. «Допастеровская эра» – биотехнология процессов брожения. «Послепастеровская эра» – раскрытие многообразия форм жизни; биохимическое единство этого многообразия. «Эра антибиотиков». «Эра управляемого биосинтеза». Роль биотехнологии в прогрессе науки о пище и индустрии продуктов питания. Генная и клеточная инженерия. Трансгенные культуры и модифицированные продукты питания. Раздел 1. Методология науки о пище (6 ч). Тема 3. Методология науки о пище (4ч) 3.1. Методы научного познания. Эксперимент. Аналогия. Моделирование. 3.2. Основы методологии научного исследования. 3.3. Методы анализа и построения научных территорий. 3.4. Системный метод исследования. 3.5. Методологические основы науки о питании. Рационализация питания населения. Пути и методология. Тема 4. Современное состояние и перспективы развития науки о пище и питании человека (2ч) 4.1. Понятие о науке «трофология». Задачи трофологии. Трофология как новая философия питания. Современные обоснованные системы питания. 4.2. Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (34ч, в том числе в форме активного обучения – 14часов) Занятие 1 (4ч). Семинар: «История микробиологии, ее роль в развитии науки о пище. Практическое значения микробиологии в современных производствах пищевых продуктов». Занятие 2 (4ч). Семинар: «Основные этапы развития биохимии». Занятие 3 (4ч). Семинар: «Открытия в области химии белка». Занятие 4 (6ч). Коллоквиум: «Обсуждение рефератов выполненных студентами на тему «Основополагающие открытия в биохимии (углеводы, липиды)». Занятие 5 (4ч). Коллоквиум:«Обсуждение рефератов выполненных студентами на тему «История развития ферментологии, ее роль в науке о пище». Занятие 6 (6ч). Семинар: «Вклад биологии и физиологии в развитие науки о пище». Занятие 7 (6ч). Семинар: «История развития пищевой биотехнологии в процессе науки о пище и индустрии продуктов питания». III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Вопросы к зачету
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Рефераты
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Электронные информационные образовательные ресурсы
|
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16» «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Форма подготовки – очная | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины cпециальность 050303. 65 «Иностранный язык» Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6 | Учебно-методический комплекс дисциплины лексикология специальность... Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры 6 февраля 2013г. Протокол №6 | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Н цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов» направления подготовки 260200... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры Целью освоения дисциплины «Пищевые белки и ферменты» является приобретение студентами теоретических знаний в области пищевой энзимологии... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры В. од. 1 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры В. дв. 3 профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры М профессионального (специального) цикла основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры М профессионального (специального) основной образовательной программы магистратуры 260200. 68 «Технология мяса и мясных продуктов»... | Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы культурологических знаний» с другими дисциплинами направления подготовки... |