Скачать 73.91 Kb.
|
Увидеть Париж и …... Хочу поделиться наблюдениями по ходу поездки и участия в семинаре для российских педагогов «Преподавание истории Холокоста» на базе Memorial de la SHOAH в Париже. Проект является совместным с НПЦ «Холокост» (Москва) при поддержке Claims Conference. День первый Итак, мы в Париже. День приезда - организационный, учебных занятий нет, мы гуляем. Оказывается, Париж не такой уж и большой, во всяком случае его историческая часть — от квартала, где наша учебная база (Memorial de lа Shoah) квартал Маре, где исторически проживало много евреев в 5-ти минутах ходьбы, в 15-ти - Notre Dame de Paris, в 30-ти - Люксембургский сад и Люксембургский дворец, Латинский квартал (квартал Сарбонны) и Пантеон, в другую сторону и тоже на расстоянии 20 минут - Лувр, в третью — Эйфелева башня. Городом очарованы, ноги «гудят», освоили парижское метро, возвращаемся затемно. День второй Тематика дня — «Нацистская Германия и евреи: от ненависти к убийству». Лекции по субъектам — некая характеристика участников исторических событий. Открытием для меня стала лекция доцента Университета Гренобля Иоганна Шапуто «Нацистское видение мира». Теория рассовой антропологии (социал-дарвинизма) чудовищна в своей античеловечности, но вполне логична. Хотя сам Дарвин говорил, что его теория - «выживает сильнейший» - применима к животным, но не к миру людей. Если ценностной, единой в физическом плане, является нация (общность людей, объединенная культурой, языком, территорией), то тогда возникает естественная необходимость в удалении «больных органов» и тогда СС, полиция — это врачи, порой хирурги. Ведь доктор может краткосрочно причинить пациенту боль, но в долгосрочной перспективе такие действия — это благо. Используется в идеологической машине нацистов и еще один яркий образ — дерева — как цельной биологической единицы. Куда нельзя привить что-либо чуждое, дерево нельзя выдернуть из почвы; допустима подрезка и прочее. Господин Шапуто что называется «читает нацизм в оригинале» — владеет немецким, изучает тему по первоисточникам. Теория расовой антропологии нисколько не оправдывает, не извиняет тех кто сжигал, расстреливал и душил, но ведь они, или некоторые из них, честно и искренне ВЕРИЛИ в то , что действуют ВО БЛАГО , так как евреи — это деструктивная раса, а славяне — это прямоходящие существа, не создавшие цивилизации, поэтому одних надо зачистить, а других — превратить в рабов. Франция. Чем более углубляюсь в историю французского еврейства вчера, сегодня.... тем более убеждаюсь в гении Алтер ребе, который не принял Великую французскую революцию, более того, активно боролся против Наполеона и направлял своих хасидов на борьбу с просвещенным императором. Сегодня с 1791 г. во Франции нет слова «нация», «национальность» — нельзя об этом спрашивать, интересоваться, где-то фиксировать — это рассматривается , как нарушение прав и ксенофобские проявления, поэтому что есть «французский народ», что кстати не помешало этому французскому народу в 1940 году осуществить перепись еврейского населения, что в свою очередь очень упростило окончательное решение еврейского вопроса в отдельно взятой стране. То есть во Франции еврей — это не национальность, это конфессиональная принадлежность. Между тем, наш экскурсовод по мемориалу ознакомил нас с понятием еврейской идентичности (мнение компромиссное всех сотрудников мемориала), так как единства так и не достигли. Итак, в соответствии с предложенной экспозицией Иудаизм — это культура,
И далее экспозиция поясняет: культура - перечисляются праздники (!) из Торы, ритуалы этих праздников, которые вышли из религиозной традиции (пояснение автора);
Альбан Перин поделился с нами историей о том, что у него есть приятель - французский еврей (который по государственной доктрине не имеет национальности) и при этом гордится тем, что сам ни разу в жизни не был в синагоге! Но считает себя евреем! Что вкладывает в понятие? Загадка. И еще факт про того же «героя»: из 90 тысяч депортированных французских евреев — 11,5 тысяч детей. Имена все сохранились, а вот лица - нет. Стараниями сотрудников Музея — установлены около 4000 тысяч. Так вот на одном фото детского зала мемориала, погибшие родные тетя и дядя, и, по словам А. Перрина наш N не только ни разу не прочел за них кадиш, какое там, он никогда их не называет «дядя» и «тетя» (предполагая некую близость), а только брат матери, сестра матери......Я думаю, он плохо кончит, как еврей. Прав Алтер Ребе. Помните: «Антисемитизм — это палка в руках В-вышнего». Для тех кто забывает. Вот такая печальная история. Я задала вопрос: «А что если не национальные амбиции, не религиозное объединяющее начало.... что вкладывает этот французский еврей в понятие ЕВРЕИ?» И не от недостатка ли религиозного образования, традиционного образования возникают такие выхолощенные евреи без иудаизма? Лекторы со мной согласились. И даже назвали оценочную характеристику ситуации — ассимиляция. И еще факт. Несмотря на давнюю традицию «светскости» во французском обществе (слова французов), толерантное и бережное отношение к теме национальной, незначительный процент еврейского населения - менее 1% от общей численности населения страны, во Франции на сегодняшний день самый высокий уровень антисемитизма из стран Европы, да и высока степень опасности этих проявлений. День третий. Экскурсионный. Единственный день с выездом на место расположения бывшего лагеря интернированных в Дранси. День оставил неоднозначное впечатление. Безусловно, гибель и одного — это трагедия, но нас, в чьей семейной, городской истории, истории страны - Холокост — это боль чудовищного масштаба и остроты насилия, уровень проявлений Холокоста во Франции как-то не впечатляет. Да, страна входит пятерку лидеров по количеству праведников народов мира, тех кто спасал евреев. Но наши лекторы обращали наше внимание на тот факт , что тот, кто спасал евреев во Франции ничем не рисковал: ни жизнью, ни здоровьем, ни даже уплатой штрафа. Да, не обязаны были этого делать, но ведь и опасности прямой не было, не сравнить с уровнем социальной позиции, героизмом и жертвенностью на Востоке Европы, где за человечность и порядочность мог поплатиться жизнью не только ты, но и вся твоя семья. Да, многие слышали о французском Сопротивлении, но нельзя игнорировать такой исторический факт - подъем Сопротивления произошел к 1944 году и вплотную связан активизацией союзных войск. Историк Таль Брутман отметил, что до начала 1942 года антисемитская политика французского режима Виши не вызывает нареканий в обществе ни у кого. А с 1942 года, когда начались акции уничтожения только католическая церковь отмечает зверства нацизма в отношении евреев. Пронзительной по своему воздействию была встреча с бывшей узницей Аушвица, депортированной из Дранси в июле 1944 года — Ивет Леви. День четвертый Тема дня «СССР между Гитлером и Сталиным». Отмечу выступление Кристиана Инграо о судьбе интеллектуалов в военной машине СС. Доклад сделан на основе исследовательской работы, ставшей в свою очередь основой для докторской диссертации. Изучив материалы о судьбе 80-ти высших офицеров СС и СД по личным делам СС, досье СД и гестапо, их научным работам (а почти все имели научные степени — 75 из 80 - доктора юридических, исторических наук, географии, лингвистики), судебные дела, переписку.... Кристиан нашел связь — этот пласт интеллигентов интеллектуалов родились в 1900-1910 годах — то есть имели либо собственный опыт в детском и подростковом возрасте, либо опосредованный опыт участия (через родителей), перенесения тягот I Мировой войны. Для Германии борьба продолжалась — это не две войны — это одна война и Война оборонительная. Работа пропагандистского механизма нацизма за десяток лет мощнейшая — эти интеллектуалы (из 80 собственноручно убивали около десятка), но все отдавали приказы об убийствах, ВСЕ ВЕРИЛИ, что так надо, что это превентивная мера ради будущего Германии. День пятый.Завершающий. Тема дня: «Как преподавать Холокост». Обменявшись мнениями с коллегами, мы пришли к выводу, что историческая научная часть семинара была в разы мощнее. Были просто блестящие лекции. Тогда как практическая часть оставляла желать лучшего. Среди методистов можно отметить только Барбару Мелюль, сотрудницу Мемориала. В ее выступлении можно было отметить ответы на вопрос «Как?», хотя тоже мало применимые, на мой взгляд, к российской действительности. Вся методика преподавания темы Холокост во Франции основывается на «нескольких китах»:
В любом случае, я абсолютно искренне поблагодарила организаторов за прекрасную работу, уровень научных лекций впечатлял, отсутствие культурной программы компенсировалось наличием в группе И. Альтмана и его знанием Парижа, мне даже согласились организовать 4-х разовое кошерное питание — один раз в день компенсировать затраты по данной статье. Подобралась замечательная группа — возникли хорошие личные и перспективные профессиональные контакты. А то что не каждый опыт возможно без адаптации пересадить на другую почву — факт. Убедиться еще раз в правильности собственного методического подхода — тоже результат. Яэль Иоффе (г.Волгоград) |
Огромное спасибо за предоставленную возможность участия в летней... Огромное спасибо за предоставленную возможность участия в летней сессии международных курсов преподавателей темы Холокоста «Уроки... | Разработанные педагогами, публикуются на сайте сетевого сообщества... Справка подготовлена на основании информации, предоставленной на 10 апреля из территорий края | ||
Разработанные педагогами, публикуются на сайте сетевого сообщества... Справка подготовлена на основании информации, предоставленной на 10 апреля из территорий края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация в статье предпринята попытка философского осмысления событий Холокоста, анализа преподавания темы Холокоста в России и... | ||
Международный день памяти жертв Холокоста. 2008. Хроника мемориальных мероприятий Украина. К международному дню памяти жертв Холокоста вышла в свет третья книга воспоминаний бывших узников гетто и нацистских концлагерей... | Как научиться писать сочинения? Любое сочинение всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора.... | ||
Мой первый учебник, память детства, самый лучший! Я хочу поделиться своими впечатлениями об учебнике «Родное слово» для 1 класса (Е. И. Никитина, М.: Просвещение, 1970), училась я... | Сценарий для районного конкурса квн на «кубок чемпионов» Автор. Здравствуйте! Хочу поделиться с вами радостью не так давно у меня появился модем, и теперь мне путь в Интернет открыт! | ||
Семинар для специалистов фармацевтического рынка 15. 04. 2010 Киев... Актуальные вопросы выпуска таблетированных форм в фаРмацевтической промышленности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информация для педагогов, желающих поделиться своим опытом и опубликовать свои работы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В своей работе я хочу поделиться личным опытом использования игровой технологии в обучении чтению в начальной школе | Внеклассное мероприятие учащихся 8-х классов на районном семинаре... Татевосова М. И., учитель истории и обществознания высшей категории моу «сош №32»,уполномоченный по защите прав участников образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Не претендуя на новизну мыслей этой работы, я хочу поделиться со своим опытом работы и некоторыми соображениями | Пояснительная записка рабочая программа по истории для 10 11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне («Преподавание... | ||
Выступление на областном семинаре 11. 02. 2012 года Затем совместно с группой педагогов, работающих в параллели, готовим задания, для выполнения которых необходимо детям внимательно... | Урок английского языка в 11 классе. Тема: «Великие люди России» Я познакомилась с проектами и хочу поделиться опытом, как я на уроках английского языка отметила 300-летие со дня рождения М. В.... |