Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998





Скачать 333.71 Kb.
НазваниеДанила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998
страница1/2
Дата публикации27.12.2014
Размер333.71 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2


Дипломатическая академия МИД России
На правах рукописи

Ганич Данила Викторович

Проблема нераспространения ядерного

оружия в Южной Азии и политика России

(1998 – 2007 гг.)

Специальность 07.00.15 – история

международных отношений и внешней политики

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Москва

2007

Работа выполнена в Центре Азиатско-Тихоокеанского региона Дипломатической академии МИД России

Научный руководитель: Рудницкий

Артем Юрьевич

доктор исторических наук
Официальные оппоненты: Богатуров

Алексей Демосфенович

доктор политических наук, профессор

Шилин

Александр Андреевич

кандидат исторических наук
Ведущая организация: Институт востоковедения

Российской академии наук


Защита состоится « »__________ 2007 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета К.209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу Москва, Б.Козловский пер., 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.

Автореферат разослан « » ___________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат политических наук А.Е.Тарасов

Актуальность темы исследования. Одна из актуальных проблем, которые вынуждено решать сегодня человечество – проблема предотвращения расползания по планете оружия массового уничтожения (ОМУ), прежде всего ядерного оружия (ЯО). Задача противодействия ракетно-ядерному распространению отнесена к внешнеполитическим приоритетам Российской Федерации. Как подчеркнул в своем послании Федеральному Собранию Президент В.В.Путин, Россия выступает за укрепление режима нераспространения «без каких либо изъятий, на основе международного права».1

Завершение «холодной войны», демонтаж Ялтинско–Потсдамской биполярной системы международных отношений и попытки США утвердиться в качестве единственной сверхдержавы сопровождались серьезными изменениями в характере и источниках угроз международной безопасности. Реальную опасность стали представлять усилия все большего количества государств, направленные на обретение ядерного оружия и средств его доставки. Активизировались международные террористические структуры, стремящиеся получить доступ к ОМУ или его отдельным компонентам.

Сегодня перед человечеством как никогда остро встает проблема обеспечения надежности международных и национальных режимов ракетно-ядерного нераспространения и экспортного контроля. Несмотря на кажущееся обилие универсальных и региональных структур, повлиять на поведение нарушителей этих режимов весьма непросто, особенно если они пребывают вне рамок соответствующих договоренностей (Индия, Пакистан, Израиль) или официально уведомляют о выходе из них (заявление КНДР о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия - ДНЯО). Кроме того, следует учитывать, что формальное участие в нераспространенческих договорах не всегда означает их реальное соблюдение (незаявленная ядерная деятельность Ирана).

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. мир захлестнула волна ракетно-ядерных амбиций развивающихся стран. В 1998 г. провели подземные ядерные испытания и затем официально заявили о своем новом, ракетно-ядерном, статусе Индия и Пакистан. В 2003 г. разразился скандал вокруг деятельности международного подпольного синдиката торговцев ракетно-ядерными технологиями и материалами во главе с пакистанским ученым – ядерщиком. Огласку получили факты тайной передачи ноу-хау и оборудования (газовые центрифуги) для обогащения урана КНДР, Ирану и Ливии.2 В том же году о выходе из ДНЯО заявил Пхеньян. Ультимативное поведение Северной Кореи, попытавшейся обосновать «интересами национальной безопасности» необходимость интенсивной реализации ее ракетно-ядерной программы, оказало негативное воздействие на международные усилия в области нераспространения и серьезно осложнило геополитическую обстановку в Восточной Азии. На это указывают известные российские политологи, в частности В.Ф.Ли.3 Вызовом нераспространенческим режимам явилось нежелание Ирана аргументировано убедить мировое сообщество в отсутствии военной направленности его ядерной программы.

В начале третьего тысячелетия в Азии, в непосредственной близости от российских границ, сформировался пояс ракетно-ядерной нестабильности. КНДР, Индия, Пакистан, Иран наращивают свои стратегические арсеналы, подталкивая друг друга и соседей по региону к затяжной гонке вооружений. Милитаризация и тем более нуклеаризация4 Азии в обозримом будущем может превратиться из потенциальной в реальную угрозу международному миру и безопасности России.

Чрезвычайно рельефно кризисные тенденции в сфере ракетно-ядерного нераспространения проявились в Южной Азии. Индия и Пакистан, которые, необходимо признать, не нарушили ни одной правовой нормы, так как изначально не являлись и не являются сейчас участниками ДНЯО, сделали окончательный выбор в пользу ядерного оружия. Нуклеаризация превратила Южную Азию в крайне неблагополучный с точки зрения международной безопасности регион мира:

На субконтиненте соседствуют два де-факто ядерных государства, враждебно настроенных друг против друга, имеющих множество неурегулированных вопросов, включая взаимные территориальные претензии. Как свидетельствует исторический опыт, при определенных обстоятельствах Индия и Пакистан могут прибегнуть к попытке силой разрешить имеющиеся разногласия в свою пользу. Между ними было три полномасштабных войны и серьезный локальный вооруженный конфликт. Уровень индийско-пакистанского противостояния повышается вследствие вовлеченности в него Китая. Стремящаяся не допустить доминирования в регионе Индии - своего геополитического конкурента - КНР оказывает активное содействие наращиванию стратегических возможностей Пакистана. Пекин внес существенную лепту в развитие военной ядерной программы Исламабада.

Непосредственная угроза международному миру исходит от обосновавшихся в Пакистане транснациональных террористических структур, включая «Аль-Каиду», проявляющих интерес к приобретению или захвату ОМУ или его отдельных компонентов. Сохраняется вероятность осуществления терактов в отношении ядерных объектов.

С учетом развивающихся тенденций Южную Азию можно охарактеризовать как часть мира, где существует реальная угроза ядерной катастрофы. Ситуация осложняется тем, что Индия и Пакистан бойкотируют ключевые международные режимы в сфере нераспространения. Это ограничивает возможности оказания внешнего воздействия на их поведение.

Приоритетная задача мирового сообщества и, в первую очередь, Российской Федерации - государства, расположенного в непосредственной близости от Южной Азии - добиться на данном этапе если не снижения уровня, то, по крайней мере, замедления темпов нуклеаризации южноазиатского субконтинента. Особое значение приобретают всесторонний анализ нераспространенческих проблем в Южной Азии, выработка на его основе стратегии скоординированных международных действий и оптимальной внешнеполитической линии России.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности диссертационного исследования.

Предмет исследования: проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии на современном этапе; политика России в области ракетно-ядерного нераспространения на южноазиатском «фланге».

Хронологические рамки: с 1998 г. по настоящее время. В мае 1998 г. Индия и Пакистан провели ядерные испытания, сделав окончательный выбор в пользу ЯО. В результате наступил качественно новый этап в развитии военно-стратегической ситуации в Южной Азии. Это побудило Россию и другие мировые державы приступить к ревизии своих прежних стратегических установок и подходов к проблемам ракетно-ядерного нераспространения как на региональном, так и на глобальном уровне.

Основные цели и задачи исследования:

- осуществить исторический анализ проблемы ядерного нераспространения в Южной Азии в ее эволюции, сфокусировав внимание на периоде с 1998 г. по настоящее время. Раскрыть суть указанной проблемы, сделав акцент на выявлении глобальных и региональных факторов, движущих сил нуклеаризации Южной Азии, а также на изучении ядерных доктрин и установок Индии и Пакистана;

- проанализировать нераспространенческую политику России в регионе в ее развитии, выявить специфику российских подходов, их обусловленность внутренними и внешними факторами регионального и глобального значения;

- предложить и аргументировано обосновать периодизацию процесса нуклеаризации Южной Азии и, соответственно, российской нераспространенческой политики применительно к субконтиненту;

- исследовать и сравнить подходы ведущих мировых держав к решению проблем распространения ЯО в регионе.

Новизна работы определяется тем, что это одно из первых в российской и зарубежной научной литературе комплексных исторических исследований, посвященных анализу российских подходов к решению проблемы нераспространения ядерного оружия в Южной Азии. Конкретно научная новизна диссертации выражается в следующем:

- выявлена взаимосвязь и взаимообусловленность принципиальных изменений, проявившихся в международной нераспространенческой политике в последние годы, и внешнеполитического курса России;

- осуществлен системный анализ процессов нуклеаризации южноазиатского субконтинента;

- обозначены направления и раскрыты особенности эволюции международно-правовых инструментов и режимов, стратегии и тактики мирового сообщества и, в первую очередь, участников ядерного клуба в сфере ракетно-ядерного нераспространения;

- введены в научный оборот новые документы и источники, в частности, мемуары представителей пакистанского военно-политического истеблишмента, непосредственно связанных с ядерной программой Пакистана, а также личные беседы автора с видными индийскими и пакистанскими дипломатами и экспертами.

Теоретические и методологические основы исследования:

Теоретической основой диссертации стали современные концепции теории международных отношений и конфликтологии. Автор исходит из представлений о многоярусности и многовекторности мировой политики, в которой участвуют как государственные, так и негосударственные субъекты. Последние играют все возрастающую роль.

Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу. Данный подход позволяет проследить эволюцию и ощутить специфику исследуемых проблем на различных этапах исторического развития. Используются современные методы исследования, которые не только обеспечивают глубину и системность содержащегося в работе исторического анализа, но и позволяют делать практические выводы по диссертационной теме.

Использован широкий круг источников и литературы. Особое внимание было уделено анализу источников – документов и официальных материалов ООН, МАГАТЭ, Группы ядерных поставщиков, Режима контроля за ракетными технологиями, Австралийской группы;5 международных договоров и соглашений в сфере ракетно-ядерного нераспространения;6 индийско-пакистанских,

российско-американских договоров и соглашений;7 ядерных и оборонных доктрин и установок Индии, Пакистана, России, других участников ядерного клуба;8 заявлений и выступлений, мемуаров государственных деятелей и официальных представителей,9 официальных материалов и документов (заявления, сообщения для печати, «белые книги» и т.п.) правительств, внешнеполитических, оборонных и разведывательных ведомств Индии и Пакистана, а также стран-участниц ядерной «пятерки»; материалов парламентских слушаний.10

Привлекались информационно-аналитические ресурсы официальных интернет-сайтов международных организаций,11 национальных внешнеполитических ведомств,12 специализированных аналитических и исследовательских центров, индийских и пакистанских партий и общественно-политических организаций.13 Кроме того, автор использовал сведения, почерпнутые им в ходе бесед с представителями МИД Пакистана, пакистанских общественно-политических и академических кругов, дипломатического корпуса в Москве и Исламабаде.14

Была изучена российская научная литература, посвященная общеполитической истории стран Южной Азии, их двусторонним отношениям и внешней политике. Следует выделить работы известных востоковедов: Белокреницкого В.Я., Ганковского Ю.В., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. и др.15

Большое внимание было уделено отечественной исторической, а также политологической литературе по современным международным отношениям и внешней политике России, геополитической и военно-стратегической ситуации в Азии, общим проблемам безопасности, стратегической стабильности и разоружению, теории и политическому анализу международных отношений.16 Практический интерес представили, в частности, монографии и научные статьи таких авторитетных ученых, как Бажанов Е.П., Богатуров А.Д, Денисов В.И., Кадымов Г.Г., Ли В.Ф.,  Панов А.Н., Хрусталев М.А.

Большую помощь в разработке диссертационной темы оказали труды российских политологов – экспертов в области ракетно-ядерного нераспространения, специализирующихся, в том числе, по Южной Азии - Арбатова А.Г., Калядина А.Н.,  Каменнова П.Б., Осипова Г.А., Рудницкого А.Ю., Сотникова В.И., Тимербаева Р.М., Чуфрина Г.И, Шилина А.А.17

При написании диссертации использовались исследования зарубежных авторов – индийских,18 пакистанских,19 американских и британских.20 Индийских и пакистанских политологов, как правило, характеризует тенденциозная, односторонняя (проиндийская и пропакистанская, соответственно) подача материала. При этом если пакистанские исследователи в условиях традиционной для Пакистана авторитарной системы госуправления далеко не всегда имеют возможность высказывать собственную точку зрения, кардинально отличающуюся от официальных подходов, то политологи из Индии во многом руководствуются «самоцензурой». Британские и американские ученые гораздо менее «ангажированы» и, в большинстве своем, предлагают достаточно объективный экспертный анализ по вопросам диссертационного исследования. Они активно обращаются к документам и первоисточникам, собирают обширный фактологический материал. Вместе с тем следует отметить, что некоторые авторы из США и Великобритании идеализируют нераспространенческую политику своих правительств, дают предвзятые оценки действиям «неугодных» Вашингтону и Лондону государств, прежде всего входящих в так называемую «ось зла».

Практическая значимость работы. Выводы диссертации применимы к задачам осмысления проблемы ракетно-ядерного нераспространения в Южной Азии на современном этапе и выработки нераспространенческой стратегии Российской Федерации, которая соответствовала бы серьезности новых вызовов и угроз, исходящих из этого региона. В работе содержатся конкретные рекомендации по повышению эффективности политики России на южноазиатском направлении. Диссертационное исследование может оказаться востребованным у широкого круга специалистов-международников, в российских научно-исследовательских центрах, а также в МИД России. Материалы и выводы диссертации могут использоваться в учебном процессе, прежде всего в профильных учебных учреждениях внешнеполитического ведомства - Дипломатической академии и МГИМО (У) МИД России.

Основные положения и выводы диссертации, выносимые на защиту:

- на современном этапе проблематика нераспространения ядерного оружия в Южной Азии приобрела принципиально новое звучание. Индия и Пакистан сделали окончательный выбор в пользу ЯО, считая, что это соответствует их жизненным интересам. Добровольный отказ этих стран от права обладать ракетно-ядерными потенциалами в нынешних условиях не представляется возможным;

- проект ядерной доктрины Индии отражает не только ее стремление к доминированию в Южной Азии, но и претензии на статус глобальной державы. Стесненный в ресурсах, Пакистан на данном этапе вынужден ограничиваться стратегическим планированием регионального масштаба. В качестве главного потенциального противника выступает Индия;

- подходы Индии и Пакистана к действующим нераспространенческим режимам в целом совпадают. Они расценивают ДНЯО как неравноправный договор, закрепляющий военную ядерную монополию за немногочисленной группой «избранных» государств. Индия и Пакистан готовы рассматривать возможность своего присоединения к ДНЯО только в качестве международно-признанных ядерных держав;

- в настоящее время любые попытки принудить Индию и Пакистан присоединиться к режимам нераспространения в качестве неядерных стран представляются несостоятельными. Вместе с тем это отнюдь не означает, что работа с этими государствами на нераспространенческом поле является бессмысленной. В стремлении добиться международного признания своего ядерного статуса Индия и Пакистан могут пойти на достаточно серьезные уступки в плане ограничения своих ракетно-ядерных арсеналов, снижения темпов осуществления ряда стратегических программ;

- приоритетная задача мирового сообщества – добиться прекращения гонки ракетно-ядерных вооружений между Индией и Пакистаном. Успешное решение этой задачи подготовило бы почву для более радикальных мер в сфере нераспространения;

- программные установки России в области нераспространения в целом созвучны подходам других участников ядерного клуба. С одной стороны, усилия РФ направлены на предотвращение горизонтального распространения ОМУ, с другой – на поддержание и модернизацию собственных ракетно-ядерных арсеналов. Такой подход предоставляет Индии и Пакистану дополнительные аргументы, позволяющие парировать обращенные к ним призывы к проявлению сдержанности ядерной сфере;

- на нынешнем этапе России совместно с партнерами по «пятерке» следует выработать реалистичную стратегию действий, нацеленную на решение наиболее важных нераспространенческих задач в Южной Азии: убедить Индию и Пакистан отказаться от фактического монтажа систем ОМУ, соблюдать мораторий на ядерные испытания, ограничить, а затем прекратить производство оружейных расщепляющихся материалов и т.п.;

- в конце 1990-х гг. - после проведения южноазиатских ядерных испытаний - позиция России в значительной степени снизила интенсивность антиядерного прессинга, оказанного на Индию мировым сообществом, и помогла ей относительно безболезненно пережить санкционный период;

- с точки зрения долговременных интересов России, целесообразность перманентно проиндийских подходов представляется сомнительной  в особенности, принимая во внимание постепенную смену внешнеполитических приоритетов Индии.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка аббревиатур.

Во введении обосновываются актуальность, научная новизна и практическая значимость, формулируются цели и задачи данного диссертационного исследования.

Первая глава содержит исторический анализ проблемы ракетно-ядерного нераспространения в Южной Азии, которая после испытаний, проведенных Индией и Пакистаном в мае 1998 г., приобрела принципиально новое звучание. В конце 1990-х гг. Нью-Дели и Исламабад сделали окончательный выбор в пользу ядерного оружия, отнеся обладание военными ядерными потенциалами к своим витальным интересам.

Движение Индии и Пакистана к ядерному оружию было предопределено совокупностью факторов, среди которых следует выделить интересы национальной безопасности и политико-престижные соображения. Процессу нуклеаризации южноазиатского субконтинента способствовало нежелание признанных ядерных держав расставаться со стратегическими потенциалами во исполнение «разоруженческой» статьи ДНЯО.

В главе дается сравнительная характеристика доктринальных установок Индии и Пакистана. Стратегическое планирование этих государств отличает важная общая черта: с конца 1990-х гг. индийцы и пакистанцы проводят курс на форсированную реализацию национальных ракетно-ядерных программ с очевидной целью добиться их необратимости.

Во второй главе анализируется реакция мирового сообщества на ядерные испытания 1998 года. Несогласованность практических действий ведущих держав сделала невозможным оказание на Индию и Пакистан эффективного международного антиядерного прессинга.

Выявляется близость подходов Индии и Пакистана к международно-правовым инструментам и режимам ракетно-ядерного нераспространения. Нью-Дели и Исламабад расценивают их как «дискриминационные», ущемляющие права развивающихся стран. Вместе с тем, исходя из политико-престижных соображений, Индия и Пакистан готовы присоединиться к ДНЯО в качестве признанных ядерных держав.

Изучаются и сравниваются подходы участников ядерного клуба (за исключением России) к нераспространенческим проблемам в Южной Азии. Особый акцент сделан на позиции США, которые, являясь сегодня единственной сверхдержавой, в значительной степени определяют линию мирового сообщества и вектор международных усилий в сфере ракетно-ядерного нераспространения. Фиксируется постепенное сближение позиций участников ядерной «пятерки». Данное обстоятельство дает основание рассчитывать на выработку оптимальной международной нераспространенческой стратегии применительно к Южной Азии.

В третьей главе анализируется нераспространенческая политика России применительно к Южной Азии в 1998-2007 гг., выявляется специфика российских подходов, их обусловленность внутренними и внешними факторами регионального и глобального значения.

Подходы России к проблемам нераспространения ЯО во многом детерминированы ее статусом участницы клуба признанных ядерных держав. В практическом плане ее усилия направлены, прежде всего, на предотвращение горизонтального расползания ядерного оружия. При этом РФ поддерживает и модернизирует собственные ракетно-ядерные арсеналы.

К специфике российского подхода на южноазиатском «фланге» следует отнести стремление Москвы отдавать приоритет политико-дипломатическим средствам воздействия на Нью-Дели и Исламабад. В 1998 г. Россия не стала «наказывать» Индию и Пакистан экономическими санкциями, сославшись на их контрпродуктивность. Ядерные испытания 1998 г. практически никак не отразились на характере двусторонних связей России ни с Индией, ни с Пакистаном. В конце 1990-х гг. Москва продолжала активно развивать ВТС (за исключением военного ядерного компонента) со своим стратегическим партнером Нью-Дели. Не было приостановлено российско-индийское сотрудничество в области атомной энергетики. В своих контактах с Пакистаном Россия фокусировала внимание не столько на «ракетно-ядерных делах», сколько на других, не менее проблемных для нее, вопросах двусторонних отношений. В частности, РФ полагала, что ее отказ от введения санкций за испытания 1998 г. может подвигнуть пакистанское руководство к большему учету российских интересов по событиям на Северном Кавказе.

Выявляются новые моменты следующего этапа южноазиатской политики России, связанного с президентством В.В.Путина. В начале третьего тысячелетия российская политика стала отличаться большим прагматизмом, сбалансированностью и последовательностью в обеспечении национальной безопасности, в том числе в плане решения проблем ядерного нераспространения. Применительно к Южной Азии это означало, с одной стороны, дальнейшее укрепление стратегического партнерства с Индией, с другой – расширение взаимовыгодного политического и экономического сотрудничества с Пакистаном. После событий 11 сентября, в условиях глобальной антитеррористической кампании сотрудничество с Пакистаном было настоятельно необходимым. В свою очередь, это привело к тому, что ядерное нераспространение – прежде всего, в контексте противодействия угрозе ОМУ-терроризма – превратилось в важное направление российско-пакистанского взаимодействия.

Показывается, что благодаря настойчивости российской дипломатии нераспространенческая проблематика становится неизменным пунктом повестки российско-индийских переговоров. С учетом окончательного характера ядерного выбора Индии стороны обсуждают меры, нацеленные на противодействие горизонтальному распространению ядерного оружия.

В заключении подводятся итоги исследования:

1. В конце прошлого века проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии приобрела принципиально новое звучание. В мае 1998 г. Индия и Пакистан провели ядерные испытания, заявив о намерении стать полноценными участниками ядерного клуба. После неудачных, нескоординированных попыток принудить Нью-Дели и Исламабад к отказу от ядерного оружия посредством экономических санкций и политического давления, мировое сообщество, по сути, смирилось с де-факто ядерным статусом Индии и Пакистана.

Главная задача мирового сообщества и, прежде всего, постоянных членов Совета Безопасности ООН заключается теперь в том, чтобы добиться от Индии и Пакистана сдержанности в ракетно-ядерной области, обеспечения горизонтального нераспространения ядерного оружия.

2. Нуклеаризация Южной Азии продолжает развиваться быстрыми темпами и в обозримом будущем может превратиться в реальную угрозу безопасности России.

Южноазиатский субконтинент остается наиболее неблагополучным с точки зрения ракетно-ядерного нераспространения и международной безопасности регионом планеты. Гонка стратегических вооружений, развернувшаяся между Индией и Пакистаном, фактически не контролируется мировым сообществом. На субконтиненте сохраняется риск межгосударственных конфликтов с применением ЯО, вероятность того, что оружие массового уничтожения может попасть в руки террористов. Военно-стратегическая ситуация в Южной Азии непосредственно затрагивает интересы России и требует к себе повышенного внимания.

3. Роль своего рода «детонатора» в процессах распространения ядерного оружия в Южной Азии сыграл Пекин. В первой половине 1960-х гг. именно политика Китая на фоне его становления в качестве ядерной державы подтолкнули Индию к военным ядерным разработкам. В свою очередь, создание индийцами ядерного «щита» спровоцировало на контрмеры Пакистан. С тех пор развернувшаяся между Нью-Дели и Исламабадом гонка ракетно-ядерных вооружений являла собой цепную реакцию. За каждым шагом Индии обязательно следовал аналогичный шаг со стороны Пакистана. В 1998 г. нуклеаризация Южной Азии перешла в открытую стадию.

4. Россия также несет определенную долю ответственности за кризисные тенденции в Южной Азии. В 1998 г. она не стала вводить антиядерные санкции против Индии, а затем – чтобы избежать обвинений в двойных стандартах – и против Пакистана. Развивалось российско-индийское ВТС, продолжалось сотрудничество Москвы и Нью-Дели в сфере атомной энергетики.

Сотрудничая с Индией, Россия соблюдала как положения национального законодательства, так и свои международные обязательства. Данное обстоятельство, однако, не меняет того факта, что действия Москвы снизили мощь антиядерного прессинга, оказанного на Нью-Дели мировым сообществом после испытаний 1998 г.

Поддержка России в стратегических областях помогла Индии относительно безболезненно пережить санкционный период и укрепила уверенность индийской правящей элиты в том, что она может безбоязненно продолжать избранный ею курс в ракетно-ядерной области.

5. 2000 год – «рубежный» для российской внешней политики, в том числе на южноазиатском направлении. После избрания В.В.Путина президентом РФ действия Москвы стала отличаться большей последовательностью и прагматизмом. Постепенно Россия перестает быть сторонним наблюдателем «большой ядерной игры» в Южной Азии, прилагая усилия для того, чтобы если не остановить, то, по крайней мере, замедлить и упорядочить процессы нуклеаризации субконтинента. Не исключено, что это потребует от нее подключиться к этой «игре» в регионе на правах одного из внесистемных участников.

6. Индия и Пакистан отнесли обладание ядерным оружием к своим жизненным интересам. Об этом свидетельствуют результаты анализа индийских и пакистанских программных установок, а также практической деятельности Нью-Дели и Исламабада в ракетно-ядерной сфере. Действия Индии и Пакистана отличает общая черта: оба государства взяли курс на форсированную реализацию национальных стратегических программ с очевидной целью гарантировать их необратимость.

7. Проект ядерной доктрины Индии 1999 г. фиксирует не только стремление Нью-Дели к доминированию в южноазиатском регионе, но и претензии Индии на статус глобальной державы. Документ предусматривает осуществление ракетно-ядерного сдерживания потенциального агрессора на основе создания дорогостоящей ядерной триады - стратегических сил, состоящих из компонентов наземного, авиационного и морского базирования. Для Индии ключевым геополитическим соперником остается Китай.

8. О программных установках Исламабада можно судить лишь по отдельным выступлениям и высказываниям пакистанских лидеров и представителей военно-политического истеблишмента. Пакистанцы полагают, что нетранспарентность и, при необходимости, «блеф» в вопросах ядерной политики способны усилить действенность средств устрашения потенциального агрессора.

Оборонная стратегия Пакистана базируется на концепции минимального ядерного сдерживания. Исламабад не исключает вероятности нанесения в чрезвычайной ситуации превентивного ракетно-ядерного удара по агрессору. Стесненный в ресурсах, Пакистан вынужден пока ограничиваться стратегическим планированием регионального масштаба. В качестве главного потенциального противника выступает Индия.

9. Стремление к укреплению обороноспособности – не единственная причина ядерного выбора Индии и Пакистана. Нью-Дели и Исламабад также рассматривают ядерное оружие как инструмент для достижения другой стратегической цели: занять «достойное» место на мировой арене. Индия и Пакистан руководствуются политико-престижными соображениями. В среде индийских и пакистанских политических элит распространено представление, что обладание ядерным оружием – атрибут великой державы.

10. Процессу нуклеаризации Южной Азии способствует тот факт, что члены ядерного клуба не торопятся выполнять «разоруженческие» положения ДНЯО. Количественное сокращение их стратегических арсеналов компенсируется повышением качества и эффективности ОМУ, то есть, имеет место вертикальное распространение. Непоследовательность признанных ядерных держав, прежде всего США, в сфере разоружения и в вопросах глобальной стратегической стабильности во многом предопределила эрозию международных режимов нераспространения и усилила интерес целого ряда, преимущественно развивающихся, стран к атомному оружию.

11. Подходы Индии и Пакистана к международным режимам ядерного нераспространения во многом совпадают. Обе страны характеризуют ДНЯО как дискриминационный договор, закрепивший монопольное право на обладание ядерным оружием за немногочисленной группой «избранных» государств – участников ядерного клуба. Вместе с тем, руководствуясь политико-престижными соображениями, Индия и Пакистан хотели бы присоединиться к ДНЯО в качестве официально признанных ядерных держав.

12. Индия и Пакистан под различными предлогами уклоняются от участия в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Проблемы с ратификацией ДВЗЯИ в США и Китае, ряде других стран, играют им на руку. После 1998 г. Индия и Пакистан соблюдают добровольный мораторий на ядерные испытания. Однако они намерены сохранить за собой право на проведение «горячих» испытаний в целях совершенствования ядерного оружия.

13. Индия и Пакистан не готовы к конструктивным переговорам по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ), несмотря на их публичные заверения в обратном. В стремлении создать прочный фундамент для своих военных ядерных программ, они усиленно нарабатывают оружейные расщепляющиеся материалы (ОРМ) и негативно относятся к возможности введения запрета или ограничений на их производство. Индия и Пакистан по сути срывают предложения о прекращении наработки ОРМ еще до заключения и вступления ДЗПРМ в силу, «обставляют» свое согласие на участие в Договоре различными оговорками и условиями.

14. Индия и Пакистан готовы участвовать в нераспространенческих и разоруженческих усилиях мирового сообщества только на равноправной основе и если это не ставит под угрозу их обороноспособность (по меньшей мере, должно быть обеспечено эффективное ассиметричное сдерживание потенциального противника). В настоящее время они предпринимают шаги, которые в их понимании согласуются с процессом их институционального и международно-правового становления в качестве признанных ядерных государств.

Обе страны открыты к «статусному торгу» с мировым сообществом. В стремлении добиться в той или иной форме международного признания своего де-факто ядерного статуса Индия и Пакистан могут пойти на уступки в плане ограничения своих ракетно-ядерных арсеналов, снижения темпов осуществления стратегических программ.

15. Индия и Пакистан принимают меры доверия и безопасности (МДБ) в ракетно-ядерной области, развивают национальные режимы экспортного контроля (ЭК), которые в последнее время значительно приблизились к международным стандартам. Внимание Нью-Дели и Исламабада к проблематике МДБ и ЭК продиктовано, в том числе, расчетом на то, что ответственное поведение в этих вопросах упростит решение стоящей перед ними задачи добиться международного признания ядерного статуса.

Активность Индии и Пакистана в экспортноконтрольной сфере, чем бы она не мотивировалась, является позитивным фактором: повышается эффективность барьеров на пути горизонтального распространения. Принятие мер доверия и безопасности также заслуживает положительной оценки. Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Южной Азии даже самые совершенные МДБ не будут работать так же надежно, как советско-американские договоренности времен «холодной войны». Географическая близость потенциальных противников объективно не позволяет исключить вероятность спонтанных или превентивных ударов друг по другу, в том числе наносимых «с испугу».

16. Без кардинальных практических шагов со стороны «пятерки» в области ракетно-ядерного разоружения сокращение стратегических потенциалов «пороговых» и, тем более, де-факто ядерных стран, включая Индию и Пакистан, едва ли реально. Эффективное решение нераспространенческих задач как в южноазиатском регионе, так и в мире в целом представляется возможным только при обеспечении баланса прав и обязательств всех заинтересованных государств.

Созданное в годы «холодной войны» колоссальное военно-стратегическое преимущество ядерных государств над остальными странами позволяет участникам ядерного клуба без ущерба для собственной безопасности инициировать взаимные уступки. Все участники «пятерки», прежде всего, ракетно-ядерные сверхдержавы США и Россия, могли бы взять на себя обязательство о неприменении первыми ядерного оружия и предоставить твердые коллективные гарантии безопасности неядерным странам. Целесообразной представлялась бы скорейшая ратификация ДВЗЯИ США и Китаем. Члены ядерного клуба могли бы приостановить модернизацию своих ракетно-ядерных вооружений и предложить развивающимся странам весомый «компенсационный пакет» (политические и финансово-экономические дивиденды) в обмен на согласие последних оставаться неядерными или, в случае если ядерный «порог» уже перейден, заморозить стратегические программы на нынешнем уровне.

17. Сегодня в фокусе усилий ядерной «пятерки» - приоритетные задачи, от решения которых напрямую зависит поддержание международного мира и стратегической стабильности в Южной Азии. В двустороннем и многостороннем форматах члены ядерного клуба стремятся позитивно воздействовать на Индию и Пакистан с целью принятия ими мер по обеспечению адекватного уровня сохранности и безопасности стратегических арсеналов и ядерных объектов, постоянному совершенствованию национальных режимов экспортного контроля. Южноазиатские государства убеждают в целесообразности отказа от фактического монтажа систем ОМУ, в необходимости дальнейшего соблюдения моратория на ядерные испытания, прекращения производства оружейных расщепляющихся материалов. Наибольшую активность в «обработке» Индии и Пакистана, диалоге с ними проявляют США и их союзники по НАТО – Великобритания и Франция. По-прежнему достаточно пассивен в вопросах нераспространения Китай, хотя в начале третьего тысячелетия его поведение в ракетно-ядерной области и стало более ответственным.

Решение проблемы нераспространения в Южной Азии зависит не только от способности членов «пятерки» сформулировать общие цели (это фактически произошло), но и от их готовности на деле проводить согласованный между собой курс. Занятие «особых» позиций, проявление пассивности подрывают нераспространенческие усилия международного сообщества.

18. Ситуация в Южной Азии, являясь частным проявлением структурного кризиса международной системы нераспространения, актуализирует вопрос о необходимости ревизии сложившихся еще в годы «холодной войны» нераспространенческих режимов.

Можно предположить, что, с учетом заинтересованности членов ядерного клуба в сохранении их по сути монопольного права на обладание ЯО, повышение эффективности нераспространенческих барьеров будет достигаться в том числе за счет ужесточения многосторонних инструментов и режимов ракетно-ядерного нераспространения, придания им интрузивной направленности. Международная нераспространенческая система, модифицируемая в интересах «пятерки», станет избирательно-силовой, нацеленной на контрраспространение. Одно из свидетельств тому – активное становление предложенной США Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения, подключение к ней ведущих мировых держав, включая Россию. В ближайшие годы сохранится и готовность Вашингтона к проведению «превентивных» военных акций в отношении «проблемных» стран – в том случае, если действия последних, по мнению США, будут представлять прямую угрозу национальной безопасности государства.

На фоне обострения кризисных тенденций в сфере нераспространения де-факто ядерным государствам, включая Индию и Пакистан, в обозримом будущем едва ли следует рассчитывать на официальное – по смыслу ДНЯО – международное признание их статуса.

19. В России все больше осознают практическую значимость нераспространенческой проблематики. В последние годы активность РФ в сфере ядерного нераспространения возросла. Россия внесла существенный вклад в дело противодействия угрозе ОМУ  терроризма. Она выступила одним из инициаторов принятия резолюции СБ ООН 1540, соавтором Плана действий «Группы восьми» в области нераспространения, является участником Инициативы по безопасности в борьбе с распространением. В сентябре 2005 г. в ходе юбилейной сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке был открыт для подписания российский проект международной Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

На повестке дня для России – выработка долговременной реалистичной стратегии действий в сфере ядерного нераспространения, нацеленной на надежное обеспечение безопасности страны.

Апробация диссертации. Положения и выводы диссертационного исследования апробировались автором в ходе его практической работы в посольстве России в Пакистане (1999 – 2004 гг.), а также в Центральном аппарате МИД России (1997-1999 гг., с 2004 г. по настоящее время). Они послужили основой лекционно-семинарских занятий в Дипломатической академии МИД России, на факультете мировой политики МГУ, выступлений диссертанта на научно-практических конференциях.

Ключевые положения и выводы диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Ганич Д.В. Пакистан и США: к эволюции американских подходов в сфере ядерного нераспространения. – Ученые записки – 2005. Под ред. Е.П.Бажанова. Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России. – М.: Научная книга, 2005. - 0,5 п.л.

2. Ганич Д.В. О подходах Пакистана к проблемам нераспространения оружия массового уничтожения. – Геополитические проблемы евразийского пространства. Тематический сборник. – М.: Научная книга, 2006. - 0,6 п.л.

3. Ганич Д.В. «Большая ядерная игра» в Южной Азии. - Азия и Африка сегодня, 2007, №5. - 0,6 п.л.

Подписано в печать 12.03.2007.

Объем 1 п.л. Тираж 100 экз.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconДоклад Секретариата: «Перспективы взаимодействия Израиля и других...
Большим успехом стало создание зон, свободных от ядерного оружия («безъядерных зон») в Латинской Америке и Карибском бассейне, южной...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconИстория создания и развития системы гарантий магатэ 4
Дополнительный протокол в контексте новых вызовов режиму ядерного нераспространения 24
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconОбычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения
Термины «обычные средства поражения», «обычное оружие» вошли в употребление после появления ядерного оружия. В настоящее время некоторые...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconГу-вшэ
Статус России как мировой державы подкреплен многими факторами: огромной территорией, важнейшим геополитическим положением, наличием...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconОтчет региональной встречи за круглым столом центральной и южной азии
Южной Африке в 2002г в г. Йоханнесбурге. Важным моментом является обеспечение того, чтобы выводы Саммита не ограничивались обзором,...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconНезаконный оборот оружия в России
«профессиональные» преступники изобретают все более изощренные способы совершения данных преступлений, а некоторые граждане уже вполне...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconТезисы докладов участников Школы 68
Евразийское мировоззрение и геополитические процессы в Южной Сибири и Центральной Азии 9
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconРеферат по обж тема : «Оружие массового поражения»
Оно способно в короткое время вывести из строя большое количество людей, разрушить здания и сооружения на обширных территориях. Массовое...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconРеферат История создания химического оружия
В конце XX в в печати очень широко обсуждалась тема уничтожения химического оружия в России. Сша на это уничтожение выделили целевые...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconТема практического занятия
Австралии, Новой Зеландии, занимает промежуточное место в странах Европы и низка — в регионах Азии, Южной Америки и тропической Африки....
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconУрок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки»
Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconУрок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки»
Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconИстория отечественная. Урок “внешняя политика россии. Русско-японская война” Предмет
Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политика России в начале XX века
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconНормативный вектор в экономическом анализе: методология, теория, политика
«Становление общего социального анализа», продолжающей его методологические исследования, начавшиеся в 1998 году в работе «Кризис...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconТема: «Хорезм до Хорезма. Проблема образования государства в Средней Азии»
Средней Азии. В основе дискуссии лежат точки зрения академика С. П. Толстова и его ученицы Б. И. Вайнберг. Датой образования государства...
Данила Викторович Проблема нераспространения ядерного оружия в Южной Азии и политика России (1998 iconУрок географии "Климат Южной Америки" в 7 классе Цели урока
Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск