Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский





Скачать 134.73 Kb.
НазваниеАктуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский
Дата публикации01.01.2015
Размер134.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Пояснительная записка.

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, её культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому назрела необходимость введения в действие программы по патриотическому воспитанию.

Цель программы:

Содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании учащихся; создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся; использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.

Задачи:

  • Создание условий для приобщения учащихся к культурно-историческому наследию, российским общегосударственным ценностям и традициям, воспитывать интерес и уважение к истории русского народа. Способствовать формированию духовно-нравственных приоритетов, чувства собственного достоинства.

  • Использование культурно-исторических ценностей для разностороннего развития учащихся (гражданско-патриотического, нравственного, социального, творческого и др.).

  • Ориентация на использование технологий, стимулирующих активность учащихся, раскрывающих их личностный потенциал.

  • Обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам организации и ведения музейной работы.

  • Формирование и развитие у учащихся положительной мотивации к участию в деятельности гражданско-патриотического направления.

  • Формирование и развитие у учащихся социальной, познавательной и творческой активности, навыков социального общения, ценностных ориентаций гражданско-патриотического направления, расширять словарный запас детей. Развитие речи детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться, совершенствовать навыки слушания, говорения, чтения, письма, как основных видов речевой деятельности. Способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.

Требования к уровню усвоения содержания.

Учащиеся должны знать:

- основные даты событий, происходивших в Смоленской области и Вязьме;

- особенности культуры Смоленской области.

- письменные и вещественные источники;

- название исторических и географических объектов Вязьмы и Смоленской области.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать систематизировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, слушать, понимать, рассуждать, отстаивать свою собственную позицию, основанную на собственных знаниях и представлениях, соотносить свою позицию с позицией других, корректировать свою точку зрения с учётом новой информации;

- анализировать исторические источники и материалы;

- описывать и знать происхождение гербов Смоленска и Вязьмы.

Учащиеся должны:

- иметь представление об историческом пути и особенностях образования города Вязьмы;

- познакомиться с историческими личностями, жившими и живущими в Вязьме;

- иметь представление о понятии «краеведение», его описании и собирательстве;

- иметь способности к: самоопределению, самоорганизации, самореализации и рефлексии.

Формы организации обучения: беседа, экскурсия, лекция, путешествие, беседа с элементами творческо-поисковых заданий, игра, практическое занятие, походы, мини-этнографические экспедиции, музейные занятия.

В процессе работы учитываются следующие моменты:

- заинтересованность обучающихся. Форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;

- желание. Работают все, кто как может. Если что-то не получается, возможна замена заданий;

- возрастные особенности. Материал по сложности доступен для понимания, поисково-творческий подход.

В реализации предлагаемой программы участвуют школьники 3-х классов, для которых организуются и проводятся групповые занятия и мероприятия историко-музееведческого и гражданско-патриотического направления на базе музея или с использованием его материалов.

Срок реализации программы – один год.


В соответствии с программой составляется план деятельности на год, включающий такие виды музейной работы – поисково-исследовательская, оформительская, выставочно-экспозиционная, лекционная, экскурсионно-просветительская, а также участие в городских и областных мероприятиях гражданско-патриотического направления.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы деятельности кружка определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, приобщить к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Формы подведения итогов реализации программы:

Полученные на кружковых занятиях знания, умения и навыки поисково-исследовательской, фондовой, экспозиционно-оформительской, экскурсионной и другой работы получают практическое применение в ходе организации, подготовки и проведения групповых занятий, массовых мероприятий историко-краеведческого и гражданско-патриотического направления в школе, городе, области в соответствии с планом работы кружка.

Календарно-тематическое планирование.



Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

2

3


Введение. Правила техники безопасности на занятиях.

Краеведение – наука о родном крае.
Археология и краеведение.

Задачи кружка. Правила ТБ.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
Что такое археология.

Прошлое и настоящее.

1

1

1

4


5


6


7

8


9
10
11

12

13


Историка - краеведческие источники. Науки их изучающие.

Мира не узнаешь, не зная края своего.

Смоленская область на карте России.

По дорогам родного края.
Наши реки.


Наши древнейшие земляки.

Святыни нашей земли.
Смоленск - город на великой реке.
Оформление материала о Смоленской земле
Создание презентации о Смоленской области.

Понятие о музейном предмете. Вещь - исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.).
Ознакомление с ресурсами школьного музея. План работы кружка на год.

Сбор материалов для музея.

Дать основные сведения, касающиеся Смоленской области.
Экскурсия на природу. Рельеф нашей местности.
Ознакомить с водными ресурсами Смоленской области.

Рефераты
Рассказать о жизни древних людей по материалам археологических раскопок на территории нашего края. Экскурсия в краеведческий музей.

Духовная культура области.
Прошлое, настоящее города Смоленска.
Оформление папок, альбомов.

Презентации

1


1


1


2

1


2
1
1

1

2


14

15
16


17


Вяземская земля.

История Вязьмы.

История Вяземского района.

Создание презентации «Вяземская земля».

Знакомство с природой района. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.
Знакомство с историей города Вязьмы.

Памятники прошлого. Экскурсия.
Знакомство с историей образования Вяземского района.

Фотографии города Вязьмы


1

2

1


2


18


19


«Родные просторы».

Экология и краеведение.

Воспитание бережного отношения к природе. Красная книга. Экскурсия
Природоохранная деятельность в Смоленском регионе. Окружающая среда.

2


1

20
21
22

23

Топонимика.

Топонимы.
Топонимы моего края.

Легенды и время.

Наука топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев, легенды, рассказы.
Топонимы.
Зачетные работы: « Топонимы моего края», «Легенды и время»
Сочинение рассказов, легенд о родном крае.

1

1
1

1

24


25

26


27

Откуда пошел мой род.


Реликвии моей семьи.

Самые « Вяземские фамилии»

Выставка «Моя личная коллекция».

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.
Примерные темы работ: «Реликвии моей семьи»

«Моя личная коллекция», «Рассказы моей бабушки».
О том, как и кем заселялся наш город. Сбор и оформление материала
Провести тематическую выставку.

1


1

1


1

28


О чем рассказали книги.

Экскурсия в библиотеку. Работа с краеведческой литературой.

1

29

Смоленская земля в литературе, живописи, музыке.


Знакомство с литературными произведениями.

Создание презентаций: « Мой отчий дом», «Моя малая родина»

1

30


31


Здесь пыль веков.


Вяземский краеведческий музей

Рассказы о музеях. Провести экскурсию в школьный музей для младших школьников.
Посещение Вяземского краеведческого музея.

1


2

32


33

34

От чистого истока.


Легенды, предания родного края.
Выставка творческих работ « Легенды, предания родного края»

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.
Оформление материала.

Оформление выставки. Экскурсия в школьный музей.

1


1

1

35

Культура и быт народов проживающих в нашем районе.

Рассказы о народных традициях, обычаях, праздниках. Фольклор.

1

36

37

38

Народные традиции,

обычаи, праздники.
Наши духовные, культурные традиции


Оформление материала о духовных, культурных традициях.

Оформление собранного материала.
Изучение «малой родины», её материальной и духовной культуры. Посещение ДК. Традиционные праздники в городе.
Оформление собранного материала.


1

1

1


39

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

Человек и история. Составить рассказ о людях на старых фотографиях из семейного альбома.

1

40

Из одного металла льют медаль за подвиг и медаль за труд.

Наши земляки в годы войны. Сбор материала.

1

41

Тебе посвящаю, мой прадед…

Работа в музее с собранным материалом.

1

42

43

О человеческих судьбах опаленных войной.
Оформление материала

Биография бывших малолетних узников концлагеря
Оформление статьи

1

1

44

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Наши земляки участники ВОВ. Сбор материала.

1

45


46


47

48


Наши земляки участники Великой Отечественной войны.
Книга Памяти.


Создание презентации

«Великая Победа»
Воины интернационалисты.

Сбор материала, встречи , беседы. Оформление альбомов.

Знакомство с «Книгой Памяти». Наши земляки Герои Советского союза.
Создание проекта «Великая Победа»
Оформление папки.

1


1


1

1


49

У каждого своя судьба.

Сбор и оформление о работниках сельского хозяйства

1


50

Не позволяй душе лениться.

Сбор материалов о людях разных профессий, проживающих на территории города.

1

51
52


Люди в белых халатах.
Создание презентации «Люди моего города»

Сбор и оформление материала
Выполнение творческих работ, альбомов, рисунков.

1
1

53

54


56


57


История школы.

Учителями славится Россия.

Встреча с заслуженными учителями

Не надо забывать учителей.

Оформление материала, стенда «Школа»
Сбор материала о учителях , работающих в нашей школе. Оформление папки.
Сбор и оформление материала. Оформление папки.
Сбор и оформление материала

1

1


1

1

58


59

60


Гордость нашей школы.


Создание презентации «Наша школьная страна»
Музеем мы своим гордимся.

Сбор материла о выпускниках школы. Оформление папки. Выпускники медалисты.

Выполнение и оформление творческих работ.

Организация экскурсии в школьный музей для учащихся школы, педагогов, родителей.

1


1

1

61

Подводим итоги работы кружка.

Отчет руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ учащихся.

1

Итого – 68 часов.

Литература для учителей

1. Смоленская область. Энциклопедия.- Т. 1.- Смоленск: СГПУ. 2001.

2. Запорин П.М. Краеведческая работа в школе. Вязьма. 2003.

3. Клетнова Е.Н. Избранные труды. Вязьма. 2007.

4. Комаров Д. Материалы по истории вяземского музея и состоянии краеведческой работы в городе в XIX -первой половине XX вв. Сборник «Двойной портрет на фоне города». Вязьма. 2003.

5. Павлов Н.Е. Сборник трудов П.М. Запорина и С.И. Борисова с приложением документов и материалов. Вязьма. 2003.

6. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. М.: русское слово. 1997.

7. Шмидт Е.А. Е.Н. Клетнова – археолог Смоленского края.// Научно-краеведческая конференция, посвященная археологу и этнографу Е.Н. Клетновой. Вязьма. 1999.

8. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества».

9. Альманах «Поклон из Вязьмы»

10. Смирнов И.А. «Смоленск – город русской славы».

11. Г.Т. Рябков «Город-герой Смоленск».

Литература для обучающихся

1. Аскерко Л.П. Школьникам о Клетновой. Вязьма. 2007.

2. Беляев И.Н. Память огненных лет. Смоленск: Смядынь. 1999.

3. Беляев И.Н. Подвижники земли Смоленской. Смоленск: Смядынь. 1998.

4. Беляев И.Н. Смоляне в истории Российского флота. Смоленск: Смядынь. 2002.

5. Поклон из Вязьмы. Альманах. М. 1996.

6. Комаров Д.Е. Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны. Смоленск: Смядынь. 2004.

7. Аскерко Л.П., Селявина О.Е. Павел Пропалов и его музей. Вязьма. 2006.

8. Аскерко Л.П., Селявина О.Е. Большая жизнь одной средней школы. Вязьма. 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconОбщая характеристика работы Актуальность исследования
Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconОбщее количество часов
Актуальность темы определяется тем, что как Серебряный век, так и Российское Зарубежье – важные части истории и культуры ссср-россии...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconРеферат На тему: Семейное право
Актуальность этой темы определяется тем, что именно в подростковом возрасте необходимо сформировать у учащихся четкое осознание необходимости...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconТеоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход)
Актуальность темы исследования определяется необходимостью решения в теоретическом и практическом плане задачи проектирования развития...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconСписок используемых источников 43
Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность данного курса определяется тем, что учащиеся расширяют представления о математике, об исторических корнях математических...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconПрограмма 68-28 «Производственный менеджмент» реферат по дисциплине «Маркетинг»
Актуальность темы реферата обусловлена тем, что развитие розничной торговли приводит к эволюции современных экономических систем,...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Он должен обращать вспять то, что можно назвать естественными импульсами. Вместо того чтобы надеяться, он должен бояться; вместо...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconАктуальность выбранной темы доклада вызвана тем, что работа по методу...
Актуальность выбранной темы доклада вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconПлан воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год. Целью...
Целью воспитательной системы гимназии является формирование многосторонней,нравственно- полноценной, творчески- ориентированной личности,идущей...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский icon«Иррациональные уравнения и неравенства» встречаются на егэ и на...
Материал, связанный с уравнениями и неравенствами, занимает значительную часть школьной программы математики. Одна из сложных тем...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconГендерный подход в обучении химии студентов первого курса
Актуальность исследования определяется необходимостью научных разработок, приближающих процесс обучения к потребностям отдельной...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconРабочая программа по предмету «Музыка» 1-7 классы
Актуальность предполагаемой программы объясняется тем, что она направлена на реализацию государственной концепции художественного...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность темы определяется тем, что в России в течение последних лет, после распада Советского Союза, идет переосмысление многих...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconВзаимодействие между органами власти и сми
Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации...
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский iconКнига может быть полезной не только для специалистов, но и для всех...
Актуальность проблемы определяется тем, что затянувшийся кризис во всех сферах жизни российского общества обостряет взаимоотношения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск