Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход)





НазваниеТеоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход)
страница1/18
Дата публикации25.10.2014
Размер4.1 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.И.ГЕРЦЕНА
На правах рукописи


КАЗАКОВА

Елена Ивановна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(системно-ориентационныи подход)

13.00.01 - теория и история педагогики

Диссертация

на соискание ученой степени доктора

педагогических наук
Научный консультант –

действительный член РАО,

доктор педагогических наук,

профессор Васильева З.И.

Санкт-Петербург 1995

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью решения в теоретическом и практическом плане задачи проектирования развития образовательных систем.

Рассмотрение проблемы развития в качестве центрального аспекта педагогического исследования обусловлено сущностными особенностями современной образовательной реформы. Идея развития выступает в качестве ключевого положения реформы, объединяя в
себе три задачи: создание условий для развития личности, обеспечение развития и саморазвития образовательных систем; превращение образования в действенный фактор развития общества. Все эти составляющие тесно взаимосвязаны и имеют множество точек пересечения; общеобразовательная школа, рассматриваемая как субъект и объект развития является ведущим звеном решения этих задач.

За общеобразовательной школой давно закрепился статус одного из основных компонентов системы образования. Развитие школы воспринимается как необходимое условие реализации концепции гуманистического развития личности, а с другой стороны - именно результаты жизнедеятельности развивающейся школы выступают в качестве значимого критерия эффективности современной образовательной политики.

В педагогике проблема построения развивающейся школы имеет непреходящее значение. Исследования многих выдающихся мыслителей нашего отечества в конечном итоге обращались к проблемам школьного мира, который рассматривался не только как образовательная, но как социальная и культурная ценность.

Ценностный подход к проблемам развития образовательных систем нашел сегодня широкую поддержку в инновационном движении российских школ, которое само по себе является подтверждением значимости дальнейшего изучения вопросов проектирования развития школы.

Анализ хода реализации образовательной реформы позволяет сделать вывод о возрастании актуальности проводимых исследований. Такое положение дел обусловлено рядом сложившихся в науке и практике противоречий, среди которых ведущим является расхождение между ожидаемыми и реальными результатами развития современной школы.

На фоне процесса массового экспериментирования в образовании все чаще случаи, когда развитие школы приводит к сужению прав детей, ухудшению их здоровья, утрате индивидуальности, снижению социальной активности.

Одной из существенных проблем во взаимодействии современной науки и практики на уровне школы является крайняя противоречивость теоретических и прикладных рекомендаций, адресованных вопросам развития. Анализ методических материалов, находящихся в распоряжении современной школы, показывает, что большинство из них по-прежнему ориентировано на методы улучшения, а не целостного проектирования развития образовательных систем. Не оправдывает себя и практика подмены целенаправленного изучения возможностей инновационного процесса развития общеобразовательной школы прямым переносом в школьную действительность рекомендаций, сложившихся в опыте научного эксперимента.

Еще одно противоречие обусловлено закономерным уменьшением численного роста инноваций; переход системы в период упорядочения управленческих отношений создает особую востребованность исследований, посвященных проблемам развития в этих условиях.

Разрешение названных противоречий тесно связано с решением проблемы субъектности развития школы в системе образования. Сама постановка задачи диктует необходимость использования принципиально новых механизмов исследования и конструирования системообразующего опыта. В исследовании в роли такого механизма выступает системно-ориентационный подход, ставший своеобразным развитием широко применяемых в педагогических концепциях методов ценностного ориентирования. Его использование в современных условиях, когда процесс ценностного ориентирования уже не сводится исключительно к восхождению личности к ценностям общества, но и предполагает процесс общественного подъема до ценностей конкретной личности, кажется нам чрезвычайно актуальным.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования:

"Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход)".

Цель исследования:

Разработка теоретических основ и апробация концепции системно-ориентационного подхода к развитию общеобразовательной школы.

Объект исследования:

Общеобразовательная школа как субъект своего развития.

Предмет исследования:

Процесс развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход).

Гипотеза исследования:

В основе нашего исследования лежат четыре группы гипотетических положений.

1. Развитие школы в системе образования отличается субъектным характером, обусловленным системно-аксиологическими закономерностями. Системообразующим компонентом развивающейся школы является совокупность ценностных ориентиров, составляющих ее ориентационное поле. Ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия позитивного развития школы.

2. Развитие школы может быть представлено как процесс оптимизации ее состояния, основу которого составляет осуществление выбора образовательных перспектив.

Выбор перспектив развития опосредуется ориентационными полями (как самой школы, так и граничащих со школой систем) и, в свою очередь, приводит к изменению системы ориентиров.

Основным критерием развития школы может выступать ее продвижение в направлении системных и личностных ценностных ориентиров.

3. Процесс прогрессивного развития школы может быть обеспечен при соблюдении следующих условий:

- преимущественной ориентации на достижения и успехи людей школы при проектировании программы ее развития;

- целенаправленного формирования ориентационного поля развития, основу которого будут составлять группы доминирующих ориентиров, обусловленные как своеобразием конкретной школы, так и спецификой современной образовательной ситуации;

- разработки ключевых системных компонентов, обеспечивающих понимание, эмоциональное приятие и опредмечивание ориентиров развития всеми субъектами образовательного процесса.

4. Ориентация на непрерывный характер педагогического образования является сущностным признаком развивающейся школы.

Необходимым условием реализации принципа непрерывности на личностном уровне служит сформированность непротиворечивых ориентиров развития во всех компонентах системы педагогического образования.

Ориентация на развивающуюся школу в системе непрерывного педагогического образования выступает в качестве условия ее развития и реализуется путем субъектного функционирования школы в системе.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

  • Определить теоретические основы системно-ориентационного подхода к развитию общеобразовательной школы путем анализа проблемы на методологическом, теоретике-экспериментальном и методическом уровне.

  • Выявить сущностные характеристики, состав и структуру совокупности ценностных ориентации, определяющей личностное и системное развитие.

  • Построить теоретическую практикоориентированную модель системно-ориентационного развития общеобразовательной школы; сформировать систему критериев и показателей этого процесса.

  • Раскрыть педагогическое содержание реализации системно-ориентационного подхода в развитии школы.

  • Спроектировать и апробировать педагогический инструментарий обеспечения развития общеобразовательной школы.

  • Изучить взаимосвязь процессов развития школы и формирования ориентации на непрерывное педагогическое образование.



Теоретико-методологические основы исследования:

    1. исследования по проблемам системного подхода и системного анализа в образовании (Р.Акофф, И.В.Блауберг, К.Воулдинг,Дж. Гиг, М.С.Каган, Г.П.Коротков, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, М.Н.Скаткин, Э.Г.Уемов, Г.П.Щедровицкий, В.А.Ядов, В.А.Якунин);

    2. целостные психолого-педагогические концепции, дающие основания для анализа проблем ориентационного развития личности (Б.Г.Ананьев, К.Б.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, Л.С.Рубинштейн);

    3. философские и психолого-педагогические исследования в области ценностных ориентации, базирующиеся на междисциплинарной аксиологической теории (Т.К.Ахаян, В.А. Афанасьев, Л.П.Буева, З.И.Васильева, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, Т.Е.Конникова, Б.Ф.Ломов, В.Т.Мещеряков, Г.К.Нургалиева, С.А.Расчетина, В.В.Сериков, Э.Фромм, В.Д.Шадриков);

    4. исследования в области мотивации и стимулирования личностных достижений (Дж.Аткинсон, Р.Берне, А.С.Белкин, Э.Воутилайнен, У.Глассер, М.Джеймс, Д.Джонгвард, В.П.Зинченко, А.С.Макаренко, М.Мольц, Е.Б.Моргунов, Й.Х.Ниссинен, Ф.Перлз, Х.Хекхаузен);

    5. психолого-педагогические концепции в области управления развитием образовательных и воспитательных систем (Ж.Аллак, А.А.Бодалев, Д.Вамберг, Р.Барт, Ю.Громыко, Э.Д.Днепров, В.А.Караковский,И.А.Колесникова,Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, А.М.Моисеев, Л.И.Новикова,М.М.Поташник, А.В.Петровский, Н.И.Роговцева, Н.Л.Селиванова, А.М.Сидоркин, Е.П.Тонконогая, Д.Ховард)

    6. социологические, психологические и педагогические исследования по проблемам непрерывного педагогического образования (Е.П.Белозерцев, Г.А.Бордовский, З.И.Васильева, С.Г.Вершловский, Б.С.Гершунекий, Ю.Н.Кулюткин, Л.Н.Лесохина, В.Г.Онушкин,А.И.Раев, Н.Ф.Радионова, Л.А.Регуш, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына, Н.Д.Никандров, Р.М.Шерайзина);


Экспериментальная база и методы исследования.

Ведущими методами исследования являлись системный анализ и системное проектирование, методы теоретического моделирования, диагностические методы и преобразующий эксперимент.

Массовое диагностическое исследование и формирующий эксперимент проводились на базе школ трех районов г.Санкт-Петербурга (Калининского, Ломоносовского и Петроградского: всего 27 школ).

Основной базой исследования явилась общеобразовательная школа N 56 Петроградского района г.Санкт-Петербурга, в которой проводилось длительное диагностическое исследование, она же выступала объектом и субъектом проектирования ориентационного поля развития.

Выявление закономерностей взаимосвязи школы с системой более высокого порядка проводилось при проектировании и реализации программ развития систем образования Петроградского и Ломоносовского районов г.Санкт-Петербурга.

Проблемы взаимосвязи общеобразовательной школы и системы непрерывного педагогического образования исследовались через деятельность: школ - ассоциированных членов РГПУ им.А.И.Герцена, факультетов математики и последипломного педагогического образования РГПУ им.А.И.Герцена, научно-методического центра петроградского района г.Санкт-Петербурга, инновационного центра кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена.

Логика и этапы исследования. Логическая схема исследования включала в себя следующую последовательность шагов:

  1. первичное теоретическое исследование проблемы личностных ориентации ( в области педагогической профессии)(1983 - 1986гг.);

  2. массовое диагностическое исследование по проблемам целостного развития образовательных систем проводилось на базе школ Ломоносовского района, в этот же период формулировались основы проектирования программ развития школ (1987' -1990 гг.);

  3. на втором этапе был начат эксперимент, задачей которого являлось выявление закономерностей развития современной общеобразовательной школы и ее взаимодействия с районной, муниципальной образовательной системой и учреждениями системы непрерывного педагогического образования. Параллельно
    продолжалось теоретическое изучение проблемы путем анализа
    литературных источников, документов, дискуссий (1990 - 1992гг.);

  4. на третьем этапе эксперимент шел по четырем основным линиям: уточнения модели формирования ориентационного поля развития (отработка критериального, диагностического и интрументапьно-преобразующего аппарата); апробации полученной модели в других образовательных учреждениях и подтверждения правомочности выводов; проектирования и экспертизы программ развития образовательных систем районов с использованием выявленных в эксперименте закономерностей; апробации материалов исследования в системе непрерывного педагогического образования (1992 - 1994гг.);

  5. на четвертом этапе шло формулирование основных результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление диссертации, апробация и обсуждение диссертации (1994 -1995гг.).


Апробация результатов исследования осуществлялась:

    • в процессе проектирования и реализации программ развития образовательных систем и образовательных учреждений (Ломоносовского и Петроградского районов г.Санкт-Петербурга;

    • гимназий NN 56, 148, 426; школы-гимназии N 80; школы N 63);

    • при участии в научно-методическом обеспечении развития систем образования г. Санкт-Петербурга, г. Пскова, г.Сочи (работа в составе Городских Экспертных Советов, проектирование и организация экспериментов, создание нормативных документов, обучение педагогических и управленческих кадров);

    • в деятельности инновационного центра кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена. Под руководством автора была создана программа курса "Педагогика эксперимента", слушателями курсов разработаны 122 проекта, адресованных различным актуальным проблемам современной системы образования (программы развития систем, учебные программы, фрагменты образовательных программ, диагностические и дидактические комплексы). Курс был прочитан на трех базах - в РГПУ им.А.И.Герцена для педагогов из школ, входящих в инновационное объединение кафедры (1994г);

    • в Центральном Дворце Творчества Юных для работников системы дополнительного образования (1994 г.); для руководителей образовательных учреждений школ г.Пскова и Псковской области (1995г.);

    • в ходе проектирования и реализации программ учебных дисциплин для системы непрерывного педагогического образования: довузовский этап ("Социальные ориентации"; 1990 - 1995 гг.); вузовский этап ("Введение в педагогику"; 1989 -1995гг.); послевузовский этап ("Педагогика" для системы переподготовки специалистов, 1994г, "Педагогика эксперимента" для системы повышения квалификации; 1993-1995гг.);

    • при реализации Российско-Бельгийского проекта организации педагогического сопровождения развития (1993- 1995 гг.);

    • на заседаниях кафедры педагогики, лаборатории по нравственному воспитанию, лаборатории по проблемам развивающейся школы, Герценовских чтениях в РГПУ им.А.и.Герцена (1984 - 1995гг.);

    • на заседаниях лаборатории проектирования развития образовательных систем Научно-исследовательского института Непрерывного Педагогического Образования, на Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования" (Санкт-Петербург, 1994 - 1995 гг.);

    • на Всероссийской конференции "Измерения в педагогике" (Санкт-Петербург,1994г.), на X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петербург, 1995г.);

    • - на заседаниях Городского Экспертного Совета Комитета по образованию Мэрии г.Санкт-Петербурга, на научно-практических конференциях, проводимых под эгидой Комитета (1991 - 1995 гг.);

    • Под руководством автора были разработаны методические материалы и проведены 11 научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам развития современной образовательной системы на базе Петроградского и Ломоносовского районов (г.Санкт-Петербург, 1993 - 1995гг.).

    • Материалы исследования прошли широкую апробацию в ходе проведения научно-практических семинаров на базе гимназии (авторской школы) N 56 (г.Санкт-Петербург, всего около 40 семинаров, 1990 - 1995 гг.).

    • Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (125 источников, цитируемых в работе) и приложений.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconСистемно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов
Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам....
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconИз опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание...
Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения Запрудненской...
Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 «Школа развития личности» разработана и принята в соответствии с Федеральной целевой...
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconУрока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:...
Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход)
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconПрограмма развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной...
Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы на период 2011-2015 гг
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 6 Теоретические...
Б 6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconЛичностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconПрограмма вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства
Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений....
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconI. теоретические основы проблемы развития у старших дошкольников познавательного интереса
Психолого-педагогические основы современной теории интереса
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconОтчет о работе школы-лаборатории инновационного развития моу тулиновской...
В 2008-2009 учебном году на базе моу тулиновской средней общеобразовательной школы продолжалась работа в рамках школы-лаборатории...
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconСистемно деятельностный подход в обучении математики
«учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,...
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconРабочая программа по дисциплине Теоретические основы электротехники
Дисциплина: «Теоретические основы электротехники» относится к циклу профессиональных дисциплин, для ее изучения студент должен обладать...
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconРабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления
Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и...
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) icon1. Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационныи подход) iconКалужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия...
Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск