Скачать 4.1 Mb.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ГЕРЦЕНА На правах рукописи КАЗАКОВА Елена Ивановна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (системно-ориентационныи подход) 13.00.01 - теория и история педагогики Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук Научный консультант – действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Васильева З.И. Санкт-Петербург 1995 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется необходимостью решения в теоретическом и практическом плане задачи проектирования развития образовательных систем. Рассмотрение проблемы развития в качестве центрального аспекта педагогического исследования обусловлено сущностными особенностями современной образовательной реформы. Идея развития выступает в качестве ключевого положения реформы, объединяя в себе три задачи: создание условий для развития личности, обеспечение развития и саморазвития образовательных систем; превращение образования в действенный фактор развития общества. Все эти составляющие тесно взаимосвязаны и имеют множество точек пересечения; общеобразовательная школа, рассматриваемая как субъект и объект развития является ведущим звеном решения этих задач. За общеобразовательной школой давно закрепился статус одного из основных компонентов системы образования. Развитие школы воспринимается как необходимое условие реализации концепции гуманистического развития личности, а с другой стороны - именно результаты жизнедеятельности развивающейся школы выступают в качестве значимого критерия эффективности современной образовательной политики. В педагогике проблема построения развивающейся школы имеет непреходящее значение. Исследования многих выдающихся мыслителей нашего отечества в конечном итоге обращались к проблемам школьного мира, который рассматривался не только как образовательная, но как социальная и культурная ценность. Ценностный подход к проблемам развития образовательных систем нашел сегодня широкую поддержку в инновационном движении российских школ, которое само по себе является подтверждением значимости дальнейшего изучения вопросов проектирования развития школы. Анализ хода реализации образовательной реформы позволяет сделать вывод о возрастании актуальности проводимых исследований. Такое положение дел обусловлено рядом сложившихся в науке и практике противоречий, среди которых ведущим является расхождение между ожидаемыми и реальными результатами развития современной школы. На фоне процесса массового экспериментирования в образовании все чаще случаи, когда развитие школы приводит к сужению прав детей, ухудшению их здоровья, утрате индивидуальности, снижению социальной активности. Одной из существенных проблем во взаимодействии современной науки и практики на уровне школы является крайняя противоречивость теоретических и прикладных рекомендаций, адресованных вопросам развития. Анализ методических материалов, находящихся в распоряжении современной школы, показывает, что большинство из них по-прежнему ориентировано на методы улучшения, а не целостного проектирования развития образовательных систем. Не оправдывает себя и практика подмены целенаправленного изучения возможностей инновационного процесса развития общеобразовательной школы прямым переносом в школьную действительность рекомендаций, сложившихся в опыте научного эксперимента. Еще одно противоречие обусловлено закономерным уменьшением численного роста инноваций; переход системы в период упорядочения управленческих отношений создает особую востребованность исследований, посвященных проблемам развития в этих условиях. Разрешение названных противоречий тесно связано с решением проблемы субъектности развития школы в системе образования. Сама постановка задачи диктует необходимость использования принципиально новых механизмов исследования и конструирования системообразующего опыта. В исследовании в роли такого механизма выступает системно-ориентационный подход, ставший своеобразным развитием широко применяемых в педагогических концепциях методов ценностного ориентирования. Его использование в современных условиях, когда процесс ценностного ориентирования уже не сводится исключительно к восхождению личности к ценностям общества, но и предполагает процесс общественного подъема до ценностей конкретной личности, кажется нам чрезвычайно актуальным. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: "Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход)". Цель исследования: Разработка теоретических основ и апробация концепции системно-ориентационного подхода к развитию общеобразовательной школы. Объект исследования: Общеобразовательная школа как субъект своего развития. Предмет исследования: Процесс развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). Гипотеза исследования: В основе нашего исследования лежат четыре группы гипотетических положений. 1. Развитие школы в системе образования отличается субъектным характером, обусловленным системно-аксиологическими закономерностями. Системообразующим компонентом развивающейся школы является совокупность ценностных ориентиров, составляющих ее ориентационное поле. Ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия позитивного развития школы. 2. Развитие школы может быть представлено как процесс оптимизации ее состояния, основу которого составляет осуществление выбора образовательных перспектив. Выбор перспектив развития опосредуется ориентационными полями (как самой школы, так и граничащих со школой систем) и, в свою очередь, приводит к изменению системы ориентиров. Основным критерием развития школы может выступать ее продвижение в направлении системных и личностных ценностных ориентиров. 3. Процесс прогрессивного развития школы может быть обеспечен при соблюдении следующих условий: - преимущественной ориентации на достижения и успехи людей школы при проектировании программы ее развития; - целенаправленного формирования ориентационного поля развития, основу которого будут составлять группы доминирующих ориентиров, обусловленные как своеобразием конкретной школы, так и спецификой современной образовательной ситуации; - разработки ключевых системных компонентов, обеспечивающих понимание, эмоциональное приятие и опредмечивание ориентиров развития всеми субъектами образовательного процесса. 4. Ориентация на непрерывный характер педагогического образования является сущностным признаком развивающейся школы. Необходимым условием реализации принципа непрерывности на личностном уровне служит сформированность непротиворечивых ориентиров развития во всех компонентах системы педагогического образования. Ориентация на развивающуюся школу в системе непрерывного педагогического образования выступает в качестве условия ее развития и реализуется путем субъектного функционирования школы в системе. Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
Теоретико-методологические основы исследования:
Экспериментальная база и методы исследования. Ведущими методами исследования являлись системный анализ и системное проектирование, методы теоретического моделирования, диагностические методы и преобразующий эксперимент. Массовое диагностическое исследование и формирующий эксперимент проводились на базе школ трех районов г.Санкт-Петербурга (Калининского, Ломоносовского и Петроградского: всего 27 школ). Основной базой исследования явилась общеобразовательная школа N 56 Петроградского района г.Санкт-Петербурга, в которой проводилось длительное диагностическое исследование, она же выступала объектом и субъектом проектирования ориентационного поля развития. Выявление закономерностей взаимосвязи школы с системой более высокого порядка проводилось при проектировании и реализации программ развития систем образования Петроградского и Ломоносовского районов г.Санкт-Петербурга. Проблемы взаимосвязи общеобразовательной школы и системы непрерывного педагогического образования исследовались через деятельность: школ - ассоциированных членов РГПУ им.А.И.Герцена, факультетов математики и последипломного педагогического образования РГПУ им.А.И.Герцена, научно-методического центра петроградского района г.Санкт-Петербурга, инновационного центра кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена. Логика и этапы исследования. Логическая схема исследования включала в себя следующую последовательность шагов:
Апробация результатов исследования осуществлялась:
|
Системно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам.... | «Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | ||
Из опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание... Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки | Программа развития муниципального образовательного учреждения Запрудненской... Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 «Школа развития личности» разработана и принята в соответствии с Федеральной целевой... | ||
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:... Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) | Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной... Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы на период 2011-2015 гг | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 6 Теоретические... Б 6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития | Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | ||
Программа вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений.... | I. теоретические основы проблемы развития у старших дошкольников познавательного интереса Психолого-педагогические основы современной теории интереса | ||
Отчет о работе школы-лаборатории инновационного развития моу тулиновской... В 2008-2009 учебном году на базе моу тулиновской средней общеобразовательной школы продолжалась работа в рамках школы-лаборатории... | Системно деятельностный подход в обучении математики «учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,... | ||
Рабочая программа по дисциплине Теоретические основы электротехники Дисциплина: «Теоретические основы электротехники» относится к циклу профессиональных дисциплин, для ее изучения студент должен обладать... | Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и... | ||
1. Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе | Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия... Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения |