Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных»





Скачать 98.68 Kb.
НазваниеУрока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных»
Дата публикации01.09.2014
Размер98.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Мочалова Л.С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход)

Тема урока:

«Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных»

Цель урока: рассмотреть основные особенности строения птиц

Задачи:

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц

2.Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3.Учить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока: урок - исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Поисковый. Практический.

Прогнозируемый результат:

1.Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

2.Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

3.Умение работать с источниками информации.

4. Умение вести монолог, диалог.

Оборудование:

Инструктивные карточки к лабораторной работе.

Лупы, микроскопы. набор перьев.

Таблица «Скелет птиц», «Многообразие приспособлений птиц : клюв, ноги» иллюстрации : схемы кровообращения , строения сердца, головного мозга, строения кожных покровов (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний .Беседа по иллюстрациям: определить по изображениям, тип сердца, кровеносной системы, головного мозга, строение покровов тела - кому принадлежит (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы) Расположить в порядке усложнения.

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

По способу передвижения птицы бывают бегающие, плавающие(пингвины) и летающие.
III. Изучение нового материала Этап мотивации. Чем сегодня будем заниматься? Для этого поработаем с карточкой утверждений:

№ Утверждения

До изучения

После изучения




1.Птица дубонос (чуть поменьше скворца, массой 50 г) раскусывает косточки вишни

2.Птицы могут поворачивать голову на 1800, а совы – на 2700

3. У морских уток пуховые перья толщиной 1,5 см покрывают все тело

4. При линьке у лебедей выпадают все перья

5. Число шейных позвонков у птиц одинаково у всех видов и равно 15

6. Кости у птиц наполнены воздухом

7. Птицы имеют много желез на коже

8. У птиц отличное зрение

9. Птицы заглатывают камешки для равновесия в полете

10. Опустить крылья птицам легче, чем поднять

11. Обоняние у птиц слабое

12. Обтекаемость телу птиц придает киль (плоская кость на грудине)

13. В скелете задних конечностей птиц кости стопы образуют дополнительный отдел –цевку

14 Зоб у птицы нужен для красоты

Да

Нет

Не знаю

Да

Нет

Не знаю




































































































































































Чем сегодня будем заниматься?

Уч-ся ставят цель. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, как устроены птицы.

Исследование

Учащиеся получают карточку 1:

  1. Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. (голова,шея, туловище, конечности) По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

  2. Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?(клюв, глаза)

3.Какие особенности имеются у птиц во внешнем строение в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение? Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем строении у птиц. Действительно, одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв? (версии уч-ся – по рисунку учебника)

Чтобы - разрывать пищу.

Чтобы - вычерпывать из воды рыбу.

Чтобы - собирать с поверхности воды самые крохотные растения и организмы.

Чтобы - вскрывать раковины.

Чтобы - вытаскивать из-под коры насекомых.

Ребята, вы сказали, что основной характерной особенностью птиц является наличие перьевого покрова. Какие виды пера можно найти на теле птиц? Какую функцию они выполняют? Каково их строение в связи с выполняемой функцией?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить исследование.

Сначала посмотрим материал в учебнике

Учитель: У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья. (Демонстрируются перья птиц из коллекции). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Работа с коллекцией перьев. Лупа, микроскоп заполнение карточки 3 «Строение пера»
Учитель: Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета. Выполнение лабораторной работы «Особенности строения птиц, связанные с полетом

(учащиеся получают карточку 2)

1.Назовите отделы скелета (череп, позвоночник, скелет конечностей, пояс конечностей).

2. Чем представлен скелет головы (округлая черепная коробка, глазницы, костная основа клюва).

3. Какие особенности скелета головы? ( Все кости срослись кроме нижней челюсти, Кости легкие).

4. Назовите отделы позвоночника (отделы шейный-9-25) грудной-позвонки почти неподвижны, поясничный,и крестцовый срастаются между собой – важно при полете, , хвостовой - позвонки срастаются в копчиковую кость.-для прикрепления рулевых перьев

- Какие отличия в строение пояса передних конечностей вы обнаружили? (2 пары лопаток, 2 ключицы, 2 вороньи кости).

5.Найдите грудину и ключицу. В строении грудины у птиц есть отличия, имеется вырост – киль.

Как вы думаете, каково предназначение киля и ключицы образующей вилочку для птицы? (прикрепляются мышцы, а вилочка увеличивает прочность скелета и смягчает толчки).

6. Какие изменения произошли в строение скелета передней конечности – крыла, у птиц и какое это имеет значение? (в кисти всего три пальца, сокращение количества пальцев увеличивает площадь прикрепления перьев и придает большую прочность кости

7. Чем представлен пояс задних конечностей? (три пары тазовых костей, которые срослись в одно целое с поясничным и тазовым отделами, а также с первыми хвостовыми позвонками. Тазовый пояс открыт – нести яйца.

8. скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности? (бедро, голень, стопа и особая кость цевка).

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат задние конечности – ноги. Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения.

Работа с таблицей «Многообразие приспособлений птиц: клюв и ноги»

У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.
Вывод по строению скелета о том, как птица приспособлена к полету:

  1. Какое строение костей ? (полые, пневматические)

  2. Что обеспечивают перья? Легкость, непроницаемость для воздуха

  3. Что обеспечивает киль? Обтекаемость

  4. Во что превратились передние конечности ? В крылья

  5. Что обеспечивает сложный крестец? Устойчивость , опора для ног

  6. Что обеспечивает редукция зубов?

Вернулись к карточке, которую заполняли в начале урока.

Сделаем вывод о том, что вы узнали на уроке.( Этап рефлексии)
Развивающее задание : работа с дополнительным текстом (буклет о птице –символе 2013 года- орлане-белохвосте, книга «Птицы Томской области»)

Прогнозы ученых о будущем птиц: примерно 10% исчезнет. Вопрос к классу:

Как вы думаете, какие птицы погибнут в первую очередь?

(погибнут красивые и не приспособившиеся к человеку, останутся менее привлекательные)

Задания для работы с листовкой :

  1. найдите птицу-символ года в год вашего рождения (книга «Птицы Томской области»

  2. прочтите об орлане-белохвосте – символе птицы года 2013 (буклет). ответьте на вопросы:

    • область распространения

    • размах крыльев

    • имеет отличительные признаки от других орлов

    • чем питается (наблюдается и клептомания –воровство пищи у др птиц)

    • где строит гнезда

    • сколько откладывает яиц

    • в каком возрасте орлан готов к полету

    • угрозы для орлана-белохвоста

    • к какую красную книгу внесен


Домашнее задание : прочесть текст на стр 204-207 о внешнем строении и скелете птиц, подписать рисунок в выданной карточке; подготовить рассказ об орлане-белохвосте.

Приложения .

Карточка 1. Вопросы для изучения внешнего строения птиц

1.Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. (голова,шея, туловище, конечности) По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

2.Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?(клюв, глаза)

3.Какие особенности имеются у птиц во внешнем строение в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?

Карточка 2. Вопросы для лабораторной работы «Особенности строения птиц, связанные с полетом»

1.Назовите отделы скелета (череп, позвоночник, скелет конечностей, пояс конечностей).

2. Чем представлен скелет головы (округлая черепная коробка, глазницы, костная основа клюва).

3. Какие особенности скелета головы? ( Все кости срослись кроме нижней челюсти, Кости легкие).

4. Назовите отделы позвоночника (отделы шейный-9-25) грудной-позвонки почти неподвижны, поясничный,и крестцовый срастаются между собой – важно при полете, , хвостовой - позвонки срастаются в копчиковую кость.-для прикрепления рулевых перьев

- Какие отличия в строение пояса передних конечностей вы обнаружили? (2 пары лопаток, 2 ключицы, 2 вороньи кости).

5. Найдите грудину и ключицу. В строении грудины у птиц есть отличия, имеется вырост – киль.

Как вы думаете, каково предназначение киля и ключицы образующей вилочку для птицы? (прикрепляются мышцы, а вилочка увеличивает прочность скелета и смягчает толчки).

6. Какие изменения произошли в строение скелета передней конечности – крыла, у птиц и какое это имеет значение? (в кисти всего три пальца, сокращение количества пальцев увеличивает площадь прикрепления перьев и придает большую прочность кости

7. Чем представлен пояс задних конечностей? (три пары тазовых костей, которые срослись в одно целое с поясничным и тазовым отделами, а также с первыми хвостовыми позвонками. Тазовый пояс открыт – нести яйца.

8. Скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности? (бедро, голень, стопа и особая кость цевка).



Карточка 3. Строение пера птиц. Скелет птиц.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconУрока Сроки проведения: 31 марта 4 апреля
Тема: «Системно – деятельностный подход к уроку как основа реализации фгос. Проектирование современного урока»
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconТема урока в 7 классе
...
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconПлан-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц»
Целью нашего урока является выделение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц...
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconСистемно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов
Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам....
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconПамятка системно-деятельностный подход на уроках
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также...
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconИз опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание...
Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconУрока: «Обобщение по теме Птицы»
...
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема: «Перелётные и зимующие птицы»
Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические...
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconТема урока: «Мы снова рисуем животных и птиц»
Беседа на выявление и обобщение знаний учащихся о животных и птицах, полученных из наблюдений в жизни и изученных на уроках окружающего...
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц»
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconКалужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия...
Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconТема : Системно деятельностный подход в контексте современного урока английского языка
План работы методического объединения учителей английского языка на 2013 – 2014 учебный год
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока: «Класс Птицы. Особенности строения птиц как высокоорганизованных животных» iconТематическое планирование по курсу биологии. № Тема урока Тип урока
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск