Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения





Скачать 87.85 Kb.
НазваниеКалужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения
Дата публикации12.01.2015
Размер87.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Панкова Татьяна Александровна, Калужских Елена Геннадьевна

Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения

Т.А.Панкова, Е.Г.Калужских

Мы: учитель математики Панкова Т.А. и учитель информатики Калужских Е.Г. работаем по следующим программам для общеобразовательных учреждений: «Математика 5-6 классов» (автор Виленкин Н.Я) , «Алгебра 7-9 классов» ( автор Макарычев Ю.Н. и др.), « Геометрия 7-9 классы» (автор Л.С.Атанасян и др.) , «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»(автор Босова Л.Ю.), Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы). (автор Угринович Н.Д.). «Программа по информатике и ИКТ 8-9 класс»(автор Макарова Н.В), которые наиболее полно реализующих следующие цели и задачи обучения:

Цель: обеспечение положительной динамики познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время через организацию исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Создание условий для овладения обучающимися исследовательскими умениями на уроках и во внеурочной деятельности.

2. Использование методов и приемов, способствующих развитию познавательных интересов обучающихся через исследовательскую деятельность.

3. Применение наряду с традиционными формами интерактивных форм уроков, направленных на формирование умений и навыков исследовательской деятельности, самостоятельного поиска научных знаний, работы с материалом, его систематизации и анализа.

Для организации исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время учителями используются следующие подходы и направления:

-ученическое исследование индивидуальное;

- ученическое исследование групповое;

- работа обучающихся вне уроков при подготовке к семинарам, научно-практическим конференциям и конкурсам;

- исследование теоретического характера в форме реферативной работы - учебное исследование;

- разработка проектов исследовательского характера.

В 5-9 классах обучающиеся вовлекаются в решение проблем разного характера и сложности. Используются такие формы работы:

-работа в творческих группах по исследованию ;

-написание и защита рефератов различного типа;

-проведение мини-конференций;

- разработка презентаций;

- написание программ в различных системах программирования и разработках

С целью развития навыков аналитического мышления обучающимся дается возможность для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, в выдвижении версий развития исследуемого явления. При этом обучающиеся занимают творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, самостоятельно ставят цели своей деятельности. На каждом этапе исследований учащемуся дается определенная свобода в работе для развития познавательного интереса.

В своей работе педагоги применяют следующие этапы исследовательской деятельности на уроке:

-мотивация исследования,

-постановка проблемы,

-сбор фактического материала,

-систематизация и анализ полученного материала,

-выдвижение гипотез,

-проверка гипотез,

-доказательство истинности гипотезы.

Исходя из объёма осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования обучающиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы и навыки, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

На уроке – исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в результате исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать:

  • начальному уровню (урок «Образец исследования»)

  • продвинутому уровню (урок «Исследование»)

  • высшему уровню (урок «Собственно исследование»)

Учителя стремятся организовать учебную работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы. Педагоги находят простые и удобные приёмы и методы для практической реализации каждого из названных этапов.

Учителя определяют условия успешности обучения:

а) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

б) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

в) продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

г) проблемные и исследовательские методы, развивающие мышление, активность, ответственность;

д) связь обучения с реальной действительностью, опора на субъективный опыт обучающихся.

Педагоги считают, что решение любой задачи – это прежде всего исследование, и чем сложнее задача, тем больше умственных усилий она требует и тем лучше служит развитию познавательной активности учащихся, что урок нельзя строить на одних только сложных заданиях, которые оказываются обычно непосильными для доброй половины класса. С этой целью в своей работе учителя практикуют следующие виды заданий:

• задачи, где предлагаются ошибочные рассуждения или нереальные конфигурации и требуется найти ошибку и исправить ее;

• задачи, в которых по предлагаемым данным нужно отыскать все, что возможно (т.е. учащиеся вынуждены сами формулировать цели своей работы);

• задачи, нацеленные на перестраивание условия путем отказа от избы- точной информации.

Например, при повторении тем по геометрии по учебнику Л.С. Атанасяна «Четырехугольники» и «Теорема Пифагора» (8 класс) в качестве применения заданий указанных видов предлагаются учащимся следующие задания.

Задача 1. Найдите ошибки на предложенных рисунках на доске.

В эту работу включаются практически все учащиеся и среди многих ответов устанавливается истина. Ребята встречаются с ошибками метрического характера: с неправильно измеренными углами; с ошибочно подсчитанным периметром, ошибочно указанными длинами смежных сторон различных геометрических фигур.

Задача 2. Определите вид треугольников на рис.1, а), б). Узнайте о них все, что возможно.

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\новый рисунок.png

Рис.1

Прежде всего, учащиеся понимают, что им никто никаких заданий непосредственно не предлагает. Они сами ставят перед собой маленькие цели, продвигаясь в том порядке, какой им кажется наиболее разумным. Таким образом, оттачивается то, что в дальнейшем сложится в умение находить верный путь решения. Более того, когда учащиеся исследуют то, что они сами спланировали найти, задача становится для них личностно значимой, а весь класс задает один и тот же вопрос: «Кто же из нас отыщет больше сведений о данных треугольниках?»

При работе над темой «Основы алгоритмизации» в 8 классе по программе Макаровой Н.В. предлагается найти ошибки в программах, написанных по готовым блок-схемам разноуровневой сложности.

Для формирования прочных умений обучающиеся должны решить достаточное число однотипных задач по изучаемой теме. Однако, в психологии установлено, что выполнение однотипных заданий приводит к ряду негативных явлений: обучающиеся начинают решать задачи по аналогии с предыдущими, не вдумываясь в условие, опуская отдельные существенные рассуждения, что ведет к появлению ошибок. Поэтому эти умения не являются интеллектуальным багажом личности большинства обучающихся, и как правило, они исчезают из памяти через какой-то определенный промежуток времени. Чтобы это происходило как можно реже, постоянно поддерживается интерес к предмету. Каждый класс, каждый ученик в классе индивидуален. Учителя придерживаются следующего дидактического принципа: работа на каждом уроке должна выполняться всем классом, а не учителем или группой успевающих учеников. С этой целью часто используются дидактические игры, как способ активизации познавательной деятельности, развивающие у школьников аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему.

Активизации познавательной деятельности учащихся также способствует методическое обновление урочных занятий, их нестандартное проведение. В целях выполнения этой задачи учитель проводит уроки – соревнования, уроки – исследования, уроки – путешествия, уроки – обобщения. Несомненно, трудоемка и многогранна подготовка учителей к проведению нестандартных уроков. Это и изучение индивидуальных особенностей учащихся с помощью наблюдения, анкетирования, тестирования; личностные беседы; социометрические измерения для выявления лидеров и правильного комплектования команд; количественный и качественный анализ самостоятельных работ, рефератов. Таким образом, каждому уроку предшествует большая подготовительная работа в сотрудничестве с учениками.

Одной из основных задач современной школы является развитие творческой деятельности учащихся посредством их приобщения к посильным исследованиям. Учителя пришли к выводу, что формирование у школьников таких элементов исследовательской деятельности, как умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, выдвигать, доказывать или опровергать гипотезу происходит эффективно в условиях проблемного обучения. Причем необходимость возникновения творческо – исследовательской деятельности требует правильного выбора и применения приемов создания проблемных ситуаций на различных этапах учебного познания.

На этапе мотивации эффективными являются методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности в его познании.

На этапе открытия знаний решающее значение имеют приемы, требующие концентрации внимания, проведения самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

Основное назначение приемов на этапе формализации знаний – организация деятельности обучающихся, направленной на всестороннее изучение установленного факта, на применение аналитико – синтетического метода поиска и открытие обоснования полученной на индуктивном этапе гипотезы, на построение дедуктивной теории.

И, наконец, на этапе обобщения и систематизации знаний устанавливается связь между изученными математическими фактами, знания приводятся в систему, осуществляется управление самообразованием школьников.

В связи с реализацией дифференциации обучения учителя проводят индивидуальную работу с учащимися. Это стимулирует школьников к проведению самостоятельной исследовательской работы, способствует саморазвитию и повышает престиж каждого ученика, выполняющего дополнительное индивидуальное задание.

Педагоги считают, что истинную ценность обучение имеет только тогда, когда обучающие и воспитательные задачи решаются комплексно. На уроках невозможно полноценно учитывать индивидуальные особенности учеников. Учителя распределяют время таким образом, чтобы не было минуты, когда кто-то из учеников бездействует. Практикует уплотненный опрос.

С учетом организации дифференциальной работы большое значение придается индивидуальным домашним заданиям. Наряду с решением и составлением задач различной степени сложности, используются такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов на заданную тему, лабораторных и практических работ. Это могут быть также предлагаемые для изготовления учащимися различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур.

Любознательность некоторых школьников из-за недостатка времени не

может быть удовлетворена на уроках. Поэтому для многих из них, проявляющих повышенный интерес к предмету, учителя применяют внеурочную систему занятий. Внеклассную работу реализуют через проведение экскурсий, мероприятий в рамках недели математики и информатики, а также через консультации во внеурочное время и участие в научно-практических конференциях в рамках межсетевого взаимодействия.

Таким образом, реализуемая учителем система исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочное время позволила активизировать процесс обучения школьников, способствовала активизации их познавательной деятельности.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconСистемно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов
Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам....
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconУрока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:...
Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход)
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconИз опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание...
Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: Системно деятельностный подход в условиях развивающего обучения как основа фгос общего образования
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconСистемно деятельностный подход в обучении математики
«учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,...
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconУмк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика»
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип...
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии»
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconСистемно – деятельностный подход к организации образовательного процесса...
Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе...
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconЛичностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах...
Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей...
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения icon«Системно-деятельностный подход в начальном образовании»
Введение 3
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconРайонный семинар
«Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых...
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения фгос нового поколения»
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconУрока Сроки проведения: 31 марта 4 апреля
Тема: «Системно – деятельностный подход к уроку как основа реализации фгос. Проектирование современного урока»
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Системно – деятельностный подход в обучении и воспитании как механизм реализации фгос нового поколения»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск