Скачать 87.85 Kb.
|
Панкова Татьяна Александровна, Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения Т.А.Панкова, Е.Г.Калужских Мы: учитель математики Панкова Т.А. и учитель информатики Калужских Е.Г. работаем по следующим программам для общеобразовательных учреждений: «Математика 5-6 классов» (автор Виленкин Н.Я) , «Алгебра 7-9 классов» ( автор Макарычев Ю.Н. и др.), « Геометрия 7-9 классы» (автор Л.С.Атанасян и др.) , «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»(автор Босова Л.Ю.), Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы). (автор Угринович Н.Д.). «Программа по информатике и ИКТ 8-9 класс»(автор Макарова Н.В), которые наиболее полно реализующих следующие цели и задачи обучения: Цель: обеспечение положительной динамики познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время через организацию исследовательской деятельности. Задачи: 1.Создание условий для овладения обучающимися исследовательскими умениями на уроках и во внеурочной деятельности. 2. Использование методов и приемов, способствующих развитию познавательных интересов обучающихся через исследовательскую деятельность. 3. Применение наряду с традиционными формами интерактивных форм уроков, направленных на формирование умений и навыков исследовательской деятельности, самостоятельного поиска научных знаний, работы с материалом, его систематизации и анализа. Для организации исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время учителями используются следующие подходы и направления: -ученическое исследование индивидуальное; - ученическое исследование групповое; - работа обучающихся вне уроков при подготовке к семинарам, научно-практическим конференциям и конкурсам; - исследование теоретического характера в форме реферативной работы - учебное исследование; - разработка проектов исследовательского характера. В 5-9 классах обучающиеся вовлекаются в решение проблем разного характера и сложности. Используются такие формы работы: -работа в творческих группах по исследованию ; -написание и защита рефератов различного типа; -проведение мини-конференций; - разработка презентаций; - написание программ в различных системах программирования и разработках С целью развития навыков аналитического мышления обучающимся дается возможность для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, в выдвижении версий развития исследуемого явления. При этом обучающиеся занимают творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, самостоятельно ставят цели своей деятельности. На каждом этапе исследований учащемуся дается определенная свобода в работе для развития познавательного интереса. В своей работе педагоги применяют следующие этапы исследовательской деятельности на уроке: -мотивация исследования, -постановка проблемы, -сбор фактического материала, -систематизация и анализ полученного материала, -выдвижение гипотез, -проверка гипотез, -доказательство истинности гипотезы. Исходя из объёма осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования обучающиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы и навыки, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. На уроке – исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в результате исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать:
Учителя стремятся организовать учебную работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы. Педагоги находят простые и удобные приёмы и методы для практической реализации каждого из названных этапов. Учителя определяют условия успешности обучения: а) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; б) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; в) продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; г) проблемные и исследовательские методы, развивающие мышление, активность, ответственность; д) связь обучения с реальной действительностью, опора на субъективный опыт обучающихся. Педагоги считают, что решение любой задачи – это прежде всего исследование, и чем сложнее задача, тем больше умственных усилий она требует и тем лучше служит развитию познавательной активности учащихся, что урок нельзя строить на одних только сложных заданиях, которые оказываются обычно непосильными для доброй половины класса. С этой целью в своей работе учителя практикуют следующие виды заданий: • задачи, где предлагаются ошибочные рассуждения или нереальные конфигурации и требуется найти ошибку и исправить ее; • задачи, в которых по предлагаемым данным нужно отыскать все, что возможно (т.е. учащиеся вынуждены сами формулировать цели своей работы); • задачи, нацеленные на перестраивание условия путем отказа от избы- точной информации. Например, при повторении тем по геометрии по учебнику Л.С. Атанасяна «Четырехугольники» и «Теорема Пифагора» (8 класс) в качестве применения заданий указанных видов предлагаются учащимся следующие задания. Задача 1. Найдите ошибки на предложенных рисунках на доске. В эту работу включаются практически все учащиеся и среди многих ответов устанавливается истина. Ребята встречаются с ошибками метрического характера: с неправильно измеренными углами; с ошибочно подсчитанным периметром, ошибочно указанными длинами смежных сторон различных геометрических фигур. Задача 2. Определите вид треугольников на рис.1, а), б). Узнайте о них все, что возможно. Рис.1 Прежде всего, учащиеся понимают, что им никто никаких заданий непосредственно не предлагает. Они сами ставят перед собой маленькие цели, продвигаясь в том порядке, какой им кажется наиболее разумным. Таким образом, оттачивается то, что в дальнейшем сложится в умение находить верный путь решения. Более того, когда учащиеся исследуют то, что они сами спланировали найти, задача становится для них личностно значимой, а весь класс задает один и тот же вопрос: «Кто же из нас отыщет больше сведений о данных треугольниках?» При работе над темой «Основы алгоритмизации» в 8 классе по программе Макаровой Н.В. предлагается найти ошибки в программах, написанных по готовым блок-схемам разноуровневой сложности. Для формирования прочных умений обучающиеся должны решить достаточное число однотипных задач по изучаемой теме. Однако, в психологии установлено, что выполнение однотипных заданий приводит к ряду негативных явлений: обучающиеся начинают решать задачи по аналогии с предыдущими, не вдумываясь в условие, опуская отдельные существенные рассуждения, что ведет к появлению ошибок. Поэтому эти умения не являются интеллектуальным багажом личности большинства обучающихся, и как правило, они исчезают из памяти через какой-то определенный промежуток времени. Чтобы это происходило как можно реже, постоянно поддерживается интерес к предмету. Каждый класс, каждый ученик в классе индивидуален. Учителя придерживаются следующего дидактического принципа: работа на каждом уроке должна выполняться всем классом, а не учителем или группой успевающих учеников. С этой целью часто используются дидактические игры, как способ активизации познавательной деятельности, развивающие у школьников аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему. Активизации познавательной деятельности учащихся также способствует методическое обновление урочных занятий, их нестандартное проведение. В целях выполнения этой задачи учитель проводит уроки – соревнования, уроки – исследования, уроки – путешествия, уроки – обобщения. Несомненно, трудоемка и многогранна подготовка учителей к проведению нестандартных уроков. Это и изучение индивидуальных особенностей учащихся с помощью наблюдения, анкетирования, тестирования; личностные беседы; социометрические измерения для выявления лидеров и правильного комплектования команд; количественный и качественный анализ самостоятельных работ, рефератов. Таким образом, каждому уроку предшествует большая подготовительная работа в сотрудничестве с учениками. Одной из основных задач современной школы является развитие творческой деятельности учащихся посредством их приобщения к посильным исследованиям. Учителя пришли к выводу, что формирование у школьников таких элементов исследовательской деятельности, как умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, выдвигать, доказывать или опровергать гипотезу происходит эффективно в условиях проблемного обучения. Причем необходимость возникновения творческо – исследовательской деятельности требует правильного выбора и применения приемов создания проблемных ситуаций на различных этапах учебного познания. На этапе мотивации эффективными являются методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности в его познании. На этапе открытия знаний решающее значение имеют приемы, требующие концентрации внимания, проведения самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. Основное назначение приемов на этапе формализации знаний – организация деятельности обучающихся, направленной на всестороннее изучение установленного факта, на применение аналитико – синтетического метода поиска и открытие обоснования полученной на индуктивном этапе гипотезы, на построение дедуктивной теории. И, наконец, на этапе обобщения и систематизации знаний устанавливается связь между изученными математическими фактами, знания приводятся в систему, осуществляется управление самообразованием школьников. В связи с реализацией дифференциации обучения учителя проводят индивидуальную работу с учащимися. Это стимулирует школьников к проведению самостоятельной исследовательской работы, способствует саморазвитию и повышает престиж каждого ученика, выполняющего дополнительное индивидуальное задание. Педагоги считают, что истинную ценность обучение имеет только тогда, когда обучающие и воспитательные задачи решаются комплексно. На уроках невозможно полноценно учитывать индивидуальные особенности учеников. Учителя распределяют время таким образом, чтобы не было минуты, когда кто-то из учеников бездействует. Практикует уплотненный опрос. С учетом организации дифференциальной работы большое значение придается индивидуальным домашним заданиям. Наряду с решением и составлением задач различной степени сложности, используются такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов на заданную тему, лабораторных и практических работ. Это могут быть также предлагаемые для изготовления учащимися различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур. Любознательность некоторых школьников из-за недостатка времени не может быть удовлетворена на уроках. Поэтому для многих из них, проявляющих повышенный интерес к предмету, учителя применяют внеурочную систему занятий. Внеклассную работу реализуют через проведение экскурсий, мероприятий в рамках недели математики и информатики, а также через консультации во внеурочное время и участие в научно-практических конференциях в рамках межсетевого взаимодействия. Таким образом, реализуемая учителем система исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочное время позволила активизировать процесс обучения школьников, способствовала активизации их познавательной деятельности. |
«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | Системно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам.... | ||
Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:... Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) | Из опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание... Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема: Системно деятельностный подход в условиях развивающего обучения как основа фгос общего образования | Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного... Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации... | ||
Системно деятельностный подход в обучении математики «учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,... | Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии» | Системно – деятельностный подход к организации образовательного процесса... Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе... | ||
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах... Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей... | «Системно-деятельностный подход в начальном образовании» Введение 3 | ||
Районный семинар «Системно – деятельностный подход в обучении предметов естественно – математического цикла, как механизм формирования устойчивых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения фгос нового поколения» | ||
Урока Сроки проведения: 31 марта 4 апреля Тема: «Системно – деятельностный подход к уроку как основа реализации фгос. Проектирование современного урока» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Системно – деятельностный подход в обучении и воспитании как механизм реализации фгос нового поколения» |