Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности





НазваниеЛичностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности
страница1/7
Дата публикации08.09.2013
Размер0.91 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

Соловей Антонина Ильинична

Управление образования и науки администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка»

Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности.


Автор опыта:

Соловей Антонина Ильинична,

учитель истории

МОУ Щербаковская СОШ

Алексеевского района

Белгородской области

2011г.

Содержание:

I Информация об опыте ______3___________________

- Условия возникновения и становления опыта

- Актуальность опыта

- Ведущая педагогическая идея опыта

- Длительность работы над опытом

- Диапазон опыта

- Теоретическая база опыта

- Новизна опыта

II Технология опыта__________11___________________

- Цели и задачи

- Содержание образования

- Организация учебно – воспитательного процесса

III Результативность опыта______34____­­______________

– Позитивная динамика учебных достижений

– Результативность внеурочной деятельности

IV Библиографический список ________41_____________

V Приложения к опыту_____________45______________

I Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не одной памяти.

Л.Н. Толстой

Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Сегодня педагога волнует проблема результативного использования личностно - ориентированного подхода в обучении. Начиная с 6-7 классов уменьшается количество учащихся, заинтересованных в получении знаний, наблюдается дефицит личностного начала в общении. В итоге многие выпускники школы не имеют навыка самостоятельной творческой деятельности, навыков работы с огромным потоком информации с целью извлечения из нее необходимых знаний.

Автора опыта заинтересовали вопросы:

- Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью?

- Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?

- Как строить образовательный процесс ,чтобы, работая со всем классом , индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности?

- Какие существуют требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса?

- Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение

Эти вопросы подвели педагога к выбору темы опыта работы.

Началом работы по теме опыта стало проведение в 6 и 8 классах диагностики по определению исходного уровня познавательной активности учащихся в соответствии с методикой экспертной оценки познавательной активности учащихся, составленной по материалам опросника ,разработанного психологом Пашневым Б.К. (Приложение 7). Оценка познавательной деятельности производилась по следующей шкале :

35 – 42 - высокий уровень

20 – 34 – средний уровень

0 – 19 – низкий уровень


6класс. 2007 –2008

учебный год

8 класс. 2007 –2008

учебный год

Низкий уровень


Средний уровень


Высокий уровень


Низкий уровень


Средний уровень


Высокий уровень


78%

15%

7%

50%

30%

20%



Полученные в результате исследования познавательных процессов данные являются отправной точкой в развитии познавательной активности обучающихся, помогают автору опыта понять каким образом организовать работу учащихся на разных этапах урока, в какой форме лучше представить домашнее задание.

Путь решения данной проблемы автор опыта видит в создании таких условий в обучении, которые позволят развивать познавательную активность учащихся, учить добывать новые знания и эффективно применять их на практике, помогут ученикам педагога в осознании себя личностью, а также в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Педагог полностью разделяет общепризнанную оценку личностно - ориентированного обучения , так как личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что позволяет содействовать развитию личности ученика.

Педагогический опыт осуществлялся в условиях МОУ Щербаковской СОШ в общеобразовательных классах 2 и 3 ступеней обучения. Определяющим условием становления опыта является создание оптимальных условий, содействующих формированию познавательной активности обучающихся на уроках истории через систему личностно – ориентированного обучения.

Актуальность опыта


Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. В наше время отдано предпочтение этой технологии обучения , т.к. личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого. Но с точки зрения автора опыта, как учителя-практика проблема результативного использования личностно- ориентированного подхода продолжает быть актуальной потому, что обнаруживается противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении и необходимостью повышения уровня самостоятельности учеников, формирования их познавательной активности. Автор опыта считает, что сегодня необходимо работать над задачей вдумчивого анализа накопленного теоретического и практического опыта в этой области, над созданием на уроках творческой обстановки, направленной на личностно - ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. В данной работе педагога под термином «личностно – ориентированный подход в обучении» понимается такой подход, при котором учитель предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений


Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования познавательной активности учащихся через систему личностно – ориентированного обучения. В своей работе педагог делает акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом педагог понимает особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.
В процессе формирования познавательного интереса учитель выделяет следующие этапы:
- любознательность;

-появление интереса, стимулирующего творческий поиск;
- устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Автор опыта считает, что осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- осуществление воспитания , саморегулирующего поведения личности;

- формирование и развитие мышления;

- учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

- адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом длилась с сентября 2007г. по май 2011г и была разделена на следующие этапы:

1 этап – начальный, теоретический – (сентябрь – декабрь 2007г.), который предполагал обнаружение проблемы, теоретическое ее изучение, а также выявление уровня познавательного интереса учащихся к изучению дисциплин обществоведческого цикла с использованием подобранного диагностического материала.

2 этап – основной , практический ( декабрь 2007 - февраль 2011года),

3 этап – заключительный(контрольный) – март 2011 - май 2011года

Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой «урок истории – внеклассная работа» по развитию у учащихся II и III ступеней обучения познавательной активности, интереса к предмету.

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта включает:

- концепции развивающего обучения ( Л.С.Выготский, В.В,Давыдов, И.С.Якиманская, Г.К.Селевко). Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Каковы же цели и ценности современной общеобразовательной школы? И.С. Якиманская отвечает на вопрос так: «Это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “ усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов”;

-общетеоретические положения о личностно – гуманной основе педагогического процесса Ш.А.Амонашвили, согласно которым «на самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность между учителем и его учащимися.
…деловые отношения между мною и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке.»;

- исследования в области технологии личностно-ориентированного обучения ученых Г. Г. Кравцова, Т. А. Матис, Ю. А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская.

- теорию и практику личностно-ориентированной технологии обучения , разработанную: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности;

- теорию проблемного обучения ( М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, Р.И.Малафеев).

Педагог считает близкой своему опыту технологию развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, согласно которой развитие познавательной активности осуществляется путем накопления учебно – познавательного опыта. Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации , осознанной потребностью к усвоению знаний и умений , результативностью и соответствием социальным нормам

При проектировании системы развития познавательной активности учащихся на основе самостоятельной работы автор опыта использует идеи профессора Т.И. Шамовой, профессора Т.М. Давыденко, Ю.А.Конаржевского, И.С.Якиманской.: деятельно – ориентированный подход к пониманию мотивации обуславливает необходимость пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках. Активное воздействие (сотрудничество) учителя и ученика должно инициировать у обучающегося процесс самовыражения и саморазвития.

- теорию «дифференцированного» подхода в обучении (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др. исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении).

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы комбинированного применения традиционных образовательных технологий и технологий на основе личностной ориентации образовательного процесса, способствующих формированию познавательной активности, развитию и саморазвитию личностных качеств учащихся. Главная цель практической работы автора опыта – это адаптация уже известных теоретических личностно - ориентированных методов и средств обучения к конкретным условиям преподавания истории в классах II и III ступеней обучения.

Технология опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики повышения познавательной активности учащихся в учебном процессе на основе личностно - ориентированного подхода в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

-изучение теоретических основ личностного подхода в образовании как ведущей тенденции современной педагогики и определение направления своей деятельности;

- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

- использование методов и приемов, педагогических техник и средств, способствующих самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности;

- создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка ;

- решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности на основе дифференцированного подхода к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей;.

- создание учителем условий для повышения мотивации и качества знаний учащихся и предоставление возможности для самореализации каждого ученика в учебной деятельности.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения

Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия:
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconУмк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика»
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип...
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconОрганизация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconТема: «Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности...
Тема: «Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего...
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconО рга низация групповой работы через игровые методики, как средство...
Организация групповой работы через игровые методики, как средство повышения познавательной активности обучающихся
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие познавательной активности у учащихся III ступени через эмоциональный подход в обучении
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconКалужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия...
Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconТеатрализация как эффективный метод развития познавательной активности...
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности icon«Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной...
Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит...
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности iconИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск