Скачать 105.25 Kb.
|
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории Проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем образования. Положительная мотивация школьников – важная движущая сила учебного процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались по предмету. Известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому учитель должен задумываться, как не только сообщать знания, но и управлять процессом их усвоения, включения учеников в работу, чтобы знания приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его сознании. Инновационные, интегрированные виды учебных занятий воспринимаются учащимися любого возраста с большим интересом, повышают степень комплексного усвоения учебного материала. Когда педагог интересен школьнику, контакт с ним не будет являться диалогом. В современном мире учитель находится и общается с учащимися порой больше времени, чем родители. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование отношения к миру взрослых, на его приятие или отторжение. Роль педагога сегодня значительно возрастает. Школьник, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. И, конечно, в поисках совершенствования своего педагогического мастерства, учитель неизменно задает себе вопросы: «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс с учетом того, что «я – один, их – тридцать», чтобы учебный предмет стал для них интересен. Важно помнить, что позитивная мотивация основывается на «трех китах»: мне интересно то, чему меня учат; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересно как меня учат. Всем известно, что хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. В своей педагогической деятельности я стала совмещать преподавание истории и обществознания с атмосферой театра, чтобы перевести процесс учебы на новый уровень. К тому же профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Безусловно, приходиться много работать над тем, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Но только заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Поэтому я разнообразила свои уроки элементами театрализации. Это не значит, что уроки подменяются развлекательной постановкой. Средства театра используются не на каждом уроке. Элементы театрального воздействия я использую диффиринцированно. Школьники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою речь жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученной темы, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области этнографии, культуры, религии, литературы, искусства) и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков самообразования. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Между учащимися и учителем складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. На самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, он выполняет функции организатора. Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются и родителями. Устанавливается контакт между родителями, учащимися и учителем. Итак, что же такое театрализация? Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики. Любая театрализация требует от учителя определенных знаний, большое количество времени на подготовку. Требования, применяемые к театрализованной игре: Психологические: игра должна обладать мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации. Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; участники игры должны быть обеспечены соответствующим методическим материалом, документацией и т. п.; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе. Приемы использования элементов театрализации: Персонификация – исторический персонаж участвует на уроке как помощник учителя. Это может быть выступлением учеников от имени каких-либо исторических героев, рассказом «за кадром» в качестве автора о исторической личности, разыгрывание небольшой сценки по заранее отрепетированному сценарию с театральными атрибутами. Такие приемы требуют от учителя и его помощников написание сценария, распределение ролей, подготовку костюмов, реквизита, репетиции. Ролевые игры - предполагают перевоплощение, например, в журналистов, людей др. профессий, съемочную группу. Такая игра требует серьезной подготовки, умения пользоваться специальной литературой, понятийным аппаратом. Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Импровизация - сценическая игра, не обусловленная твердым драматическим текстом и не подготовленная на репетициях. Ученик, находясь в определенных условиях, вживаясь в роль, пытается найти выход из сложившейся ситуации. Примеры театрализации на уроках истории (из опыта работы). Урок истории в 8 классе. Тема урока: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века». Используемые приемы театрализации: историческая сценка , ролевые игры
У каждого народа есть свой Хаджа Насреддин, т.е. народный мыслитель, поэт, философ, критик борющийся за справедливость в обществе. В русском обществе мы со всей справедливостью таким критиком можем назвать народ с его пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки - самый любопытный жанр фольклора. Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» У Вас на парте лежат пословицы и поговорки, распределите их на 2 группы. В 1 группу отнесите пословицы и поговорки. Относящиеся по смыслу к 1-й сценке, ко 2-ой группе – соответственно, подходящие по смыслу ко второй сценке.
Урок истории в 6 классе. Тема урока: «Ремесло в средневековом городе». Используемые приемы театрализации: историческая сценка , персонификация Предлагаю Вам заглянуть в гости к одному из ремесленников. А поможет нам в это с вами машина времени и наши знания. Итак, запрашиваем готовность корабля к вылету у командира машины времени: - Товарищ командир, разрешите обратиться к старшему по званию? - Разрешаю. - Докладывает заместитель классного руководителя 6 «А» класса. Запрашиваю сведения о состоянии готовности к старту машины времени. (Звучит аудиозапись подготовки двигателей к полету). - Довожу до вашего сведения, что экипаж к вылету готов. (Звучит аудиозапись перелета и приземления корабля). ….. Инсценировка 1: Фон – иллюстрации средневековой улицы. Возле стола сидит мастер в фартуке, в лосинах, сандалиях, длинном балахоне, жабо и берете с надменным видом хозяина. На столе – башмак, молоток, большая иголка. На полу разбросанная обувь. С другой стороны стола – подмастерье. Сидит работает: шьёт, стучит,… Мастер обращается к подмастерью: -Делай работу исправно! Чтобы клиент доволен был! Здесь каблучок получше отшлифуй, да нитки покрепче возьми, чтобы дольше служили сандалии. - Бог в помощь добрым людям! (в лавку заходит покупатель) - Спасибо тебе, добрый человек! Иоганн, И – о-га-анн! Ну где тебя носит, бездельник? - Да. мастер. - Обслужи покупателя. - Покадите пожалуйста вон те сандалии. Ах, какой роскошный товар. Заверните. Покупатель расплачивается и уходит из лавки. Ученик убегает. Подмастерье продолжает работать. Мастер сидит продолжает наблюдает за работой юноши-подмастерья. Инсценировка 2: 2 ученика, переодетые в подмастерья хотели обмануть учителя с учащимися класса и остаться в средневековье. - А ну-ка кто здесь спрятался и хочет убежать? - Пустите меня, странная иноземка. Я Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков. Я спешу по той широкой улице на цеховое собрание. Там старшины цеха собираются обсудить важные неотложные дела. -Эй, Вильгельм, подожди меня. - А это кто? - Это мой друг Ганс, он недавно переселился в город. Подумать только еще три месяца назад он был учеником, а сейчас уже квалифицированный мастер. Ну и повезло же ему! - По-моему, ребята, они нас обманывают. - Нет, ну что вы. Отпустите нас пожалуйста. - Наши 6-классники такие умницы, они так хорошо учат историю средних веков, что без труда увидят обманщиков. Правда, ребята? Давайте найдем ошибки, которые сделали эти обманщики. (улицы в средневековье были узкие, ученики учились от 2 до 8 лет, чтобы стать мастером нужно было сдать шедевр). - Вот видите! И никакие это не ученики мастера, это ученики 6 «А» класса. А я вас узнала! Ребята, посмотрите это же Игорь Л. и Витя С. Ну проказники! Вы представляете, что могли бы натворить. Оставили бы вас здесь. А как же родители, как бы мы потом забрали Вас отсюда? - Теперь ваши ошибки послужат вам уроком. Будете лучше изучать историю. А нам пора отправляться. А то что-то мы здесь задержались. Все готовы? Командир корабля, давайте приготовимся к старту! (Аудиозапись) Урок обществознания в 6 классе. Тема урока: «Суд над пьянством». Используемые приемы театрализации: импровизация Для театрализации создаются три творческие группы:
Все основные аргументы второй и третьей группы представлены в плакате «Пьянство: за и против». В ходе процесса свидетели с той или с другой стороны защищают одни аргументы, оспаривая другие. Если в ходе дискуссии тот или иной довод признается не существенным, он заклеивается. Если появляется новый – он дописывается секретарем. Чем больше аргументов против пьянства, тем легче выносить приговор. Мои уроки показали, как меняется взаимодействие учителя и учащихся. Предлагаемая игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения, а учебный предмет превращается в увлекательные “предлагаемые обстоятельства”; для учащихся становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала. Маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Школьный театр - это особый театр, где импровизация – душа всего. Уроки истории и обществознания призваны научить человека думать, отстаивать свои убеждения, но при этом не забывать уроков прошлого. Список литературы:
|
«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной... Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6 | Уроках математики Основная задача моей деятельности повышение внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии,... | ||
Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы... ... | Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся ... | ||
Метод проектов на уроках иностранного языка Мы рассматриваем в данном контексте технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности, диктуемой... | Виды деятельности «Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся» | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся | ||
Итоги работы третьего этапа городской экспериментальной площадки... Итоги работы третьего этапа городской экспериментальной площадки «Метод проектов как средство развития познавательной активности... | Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации... | ||
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования... Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся | Методическая разработка «Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Групповая работа на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности учащихся, формирования коммуникативной... | Энергия «Метод проектов на уроках физика, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся» | ||
Метод Шаталова на уроках биологии Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая | Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной... «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения» |